Аналитика Публикации
Зоны санитарной охраны: о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?
Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции
Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.
Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.
Общая информация
Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.
В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.
Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:
(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;
(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;
(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.
Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.
Границы и режим ЗСО
Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).
Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.
Для поверхностных источников границы устанавливаются:
для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;
для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.
В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.
Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):
посадка высокоствольных деревьев;
все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
прокладка трубопроводов различного назначения;
размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;
применение ядохимикатов и удобрений;
спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;
купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.
На территории второго пояса запрещается:
размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
применение удобрений и ядохимикатов;
рубка леса главного пользования и реконструкции.
Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:
выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;
закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;
размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).
На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.
Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:
согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;
недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;
все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;
использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.
В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Проект ЗСО и порядок его утверждения
Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:
сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;
план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.
Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:
проектную документацию с ее обоснованием;
заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;
экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.
Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.
Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.
Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.
Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения
В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.
Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.
Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.
Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.
В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.
Заключение
Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.
В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.
[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm
[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).
Прокурор разъясняет – Прокуратура Московской области
Прокурор разъясняет
- 19 апреля 2016, 00:00
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 № 45 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», которые определяют гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. Основной целью организации указанных зон является охрана от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения.
Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе собственники, владельцы земельных участков, объектов и хозяйствующие субъекты, оказывающие (или могущие оказать) отрицательное влияние на качество воды источников питьевого водоснабжения, несут ответственность за невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории и акватории зон санитарной охраны.
В границах территории и акватории (строгого режима) зон санитарной охраны станций водоподготовки и гидроузлов не допускаются все виды строительства и хозяйственной деятельности, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных и гидротехнических сооружений.
Во втором поясе (пояс ограничений) зон санитарной охраны не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения (при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка).
Кроме этого, запрещено строительство объектов на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения. В зонах рекреации в 100-метровой полосе допускается установка малых архитектурных форм.
Прокуратура
Московской области
Прокуратура Московской области
19 апреля 2016, 00:00
Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 № 45 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», которые определяют гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. Основной целью организации указанных зон является охрана от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения.
Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе собственники, владельцы земельных участков, объектов и хозяйствующие субъекты, оказывающие (или могущие оказать) отрицательное влияние на качество воды источников питьевого водоснабжения, несут ответственность за невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории и акватории зон санитарной охраны.
В границах территории и акватории (строгого режима) зон санитарной охраны станций водоподготовки и гидроузлов не допускаются все виды строительства и хозяйственной деятельности, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных и гидротехнических сооружений.
Во втором поясе (пояс ограничений) зон санитарной охраны не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения (при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка).
Кроме этого, запрещено строительство объектов на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения. В зонах рекреации в 100-метровой полосе допускается установка малых архитектурных форм.
Что такое зоны санитарной охраны источников водоснабжения и зачем они нужны
Водные источники – объекты стратегической важности, так как от качества воды зависит жизнь и здоровье населения страны. Охрана безопасности природных ресурсов гарантируется Конституцией РФ, является заботой Государства и обеспечивается санитарными правилами и нормативами СанПиН зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зона санитарной охраны (ЗСО) – это участок с особым режимом землепользования. Он выделяется вокруг мест забора и транспортировки воды для создания барьера против техногенных загрязнений, отравляющих веществ, болезнетворных микроорганизмов.
- Пояса ЗСО и определение границ
- Строгий режим – огороженная охраняемая территория
- Режим ограничений – неогороженная территория, обозначенная указателями
- Основные мероприятия на территории ЗСО
Пояса ЗСО и определение границ
Распределение границ ЗСО зависит от источника, климата, геологических особенностей местности
Для обеспечения экологической безопасности объектов вокруг скважин питьевой воды или водовода, соединяющего водозабор с основной магистралью водопровода, выделяются прилегающие участки, проходящие полосой вдоль построек.
Рассчитывая ширину поясов ЗСО для источника водозабора, опираются на следующие параметры:
- вид источника: поверхностный, глубинный-подземный;
- гидрологические условия и фазы водного режима: половодье, межень, сезонные или дождевые паводки;
- геологические условия: взаимное расположение водоупорных и водоносных пластов;
- рельеф местности;
- климатические условия: температурный режим, роза ветров, количество выпадающих осадков;
- тип загрязнения: бактериологический, химический.
В соответствии с нормами (СанПиН 2.1.4.027-95) ЗСО делится на несколько поясов, характеризуемых охранными мероприятиями с различной строгостью режима.
Строгий режим – огороженная охраняемая территория
Первый пояс ЗСО – предназначен для защиты источника, водозаборного пункта, водопровода от умышленных или непреднамеренных загрязнений или аварий. Зона водоотведения должна находиться вне жилой зоны населенных пунктов, а также за территорией промышленных предприятий. Охранный пояс организуется в виде окружности диаметром от 30 м до 50 м, в центре которой находится водоисточник.
Если скважин несколько, за точку отсчета границы берется самая крайняя. Для защищенных источников, где водоносный слой граничит с двумя водоупорными пластами (например, артезианские воды), по согласованию с Роспотребнадзором допустимо изменение размера первого пояса в сторону уменьшения при существовании экспертного заключения о нулевой вероятности загрязнения с поверхности.
В случае незащищенных источников, где присутствуют подземные воды, над которыми грунт не обладает водоупорными свойствами либо имеются гидрогеологические окна в верхнем водоупорном слое, обустраивается максимально возможная зона санитарной защиты. Это связано с тем, что такие источники подпитываются поверхностной водой, в которую легко могут попасть примеси.
Если подземные водохранилища пополняются через искусственные каналы, охранный пояс может увеличиваться до 150 м.
Режим ограничений – неогороженная территория, обозначенная указателями
Второй пояс – зона противодействия микробному загрязнению. Размер доходит до 3-5 километров от уреза воды в точке забора, определяется гидродинамическими расчетами с учетом скорости водного потока и времени жизни вредных бактерий в условиях данной среды. Охватывает площадь, которой должно быть достаточно для того, чтобы микроорганизмы, попавшие в почву или грунтовые воды, успели погибнуть, не достигнув водоносного горизонта. Установленный период времени принимается от 100 до 400 суток.
Третий пояс – буфер от химического отравления. Расчетная ширина местами совпадает со вторым поясом, но в основном составляет 5 км до водоема, зависит от дальности распространения в водной среде вредного соединения, сохраняющего свою стабильность, или распадающегося в результате физико-химических процессов, протекающих в источнике (например, выпадение неактивного осадка). Он обеспечивает защитную зону, размер которой гарантирует, что вредные вещества химической природы достигнут водозабора только по истечении срока его эксплуатации, то есть не ранее 10000 дней (средний срок жизни водозабора 25 лет).
Из всех типов грунта, наилучшими водоупорными свойствами обладает глина.
Санитарные зоны рассчитываются на всех этапах строительства, а также функционирования водозаборов. Сведения о границах ЗСО отражены в проекте наряду с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния охраняемой зоны и правилами ее использования.
Упрощенное проектирование допустимо только для скважин с технической водой, используемой для полива или производственных целей.
Основные мероприятия на территории ЗСО
Режим санитарной охраны водоисточников от загрязнения обеспечивается специальными комплексами мероприятий, установленных для трех поясов отдельно.
Территория первого пояса должна быть обеспечена:
- охраной;
- ограждением;
- пешеходными дорожками с твердым покрытием;
- озеленением, за исключением высоких деревьев;
- дренажной системой по отводу поверхностных вод от источника водоснабжения за пределы зоны;
- подключением к централизованной канализационной сети, а при ее отсутствии, герметичными накопителями, расположенными за пределами ограждения, которые по мере необходимости обслуживаются ассенизаторской службой.
На данном участке запрещено любое строительство, постоянное проживание людей, купание и стирка, выпас скота, использование удобрений, ядов, химикатов, моющих средств.
В ЗСО второго пояса проводятся следующие мероприятия:
- тампонаж — заглушка защитной подушкой из цемента, глины или расплавленного пластика — неработоспособных скважин, для изоляции водоносного горизонта от проникновения загрязнений химической или микробиологической природы;
- разрешаются: водный туризм, рыбалка, строительство благоустроенных населенных пунктов, предприятий промышленности, объектов сельского хозяйства, обеспеченных системами канализации и водоснабжения;
- запрещаются: вырубка лесонасаждений, создание фильтрационных или оросительных систем, разработка месторождений природных ископаемых, применение ядовитых химикатов или удобрений, строительство складов горюче-смазочных материалов, животноводческих ферм, мусорных свалок твердых или жидких бытовых отходов на поверхности, а также под землей.
Мероприятия в третьем поясе в основном совпадают со вторым, но в нем дополнительно разрешаются лесозаготовительные работы, использование химических средств, разрешенных санэпиднадзором, для очистки водохранилищ или водоотводящих каналов от растительности и донных отложений.
Ограничительной мерой общей для поясов является запрет на размещение на их территории кладбищ, скотомогильников, ям для складирования навоза или силоса.
Соблюдение санитарных норм и правил является обязательным как для частных лиц, так и для представителей крупного и мелкого бизнеса.
Пояса ЗСО: первый, второй, третий
Границы первого, второго и третьего поясов ЗСО артезианской скважины
Границы первого пояса
В соответствии с п. 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании.
Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора при использовании защищенных подземных вод. Для группы подземных водозаборов граница первого пояса ЗСО устанавливается обобщенная и должна находиться на расстоянии не менее 30 м от крайних скважин.
Граница второго и третьего поясов
При определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от:
- типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.);
- величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод;
- гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.
Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что если за их пределами в зону аэрации или непосредственно в водоносный горизонт поступят загрязняющие вещества (бактериологические и химические), то они не достигнут забора за время выживаемости бактерий (второй пояс) или за время эксплуатации забора (третий пояс).
Основным параметром, определяющим расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору. При определении границ второго пояса, принимается по таблице 1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Граница третьего пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений, также определяется гидродинамическими расчетами. При этом следует исходить из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше расчетного. Расчетное время принимается как срок эксплуатации водозабора (обычный срок эксплуатации водозабора – 25…50 лет). Исходя из этого, принимаем срок эксплуатации водозабора для расчетов границ третьего пояса ЗСО (химическое загрязнение) равный 10000 суток.
Исходя из конкретных гидрогеологических условий района и анализа опыта эксплуатации действующего водозабора, для расчетов размера второго и третьего поясов ЗСО принимается схема одиночного водозабора в изолированном водоносном горизонте. Расчет ведется по методике и использованием зависимостей, приведенных в «Рекомендациях по гидрогеологическим расчетам для определения границ 2 и 3 поясов ЗСО подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения» (М., ГНЦ РФ ФГУП «НИИ ВОДГЕО»).
Характеристика трех поясов согласно требованиям СанПин ЗСО: 2.1.4.1110-02
1-ый пояс ЗСО: граница не менее 30 и 50 м от крайних скважин |
2-ый пояс ЗСО: граница определяется гидродинамическими расчетами | 3-ый пояс ЗСО: граница определяется гидродинамическими расчетами |
1. Территория первого пояса должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы. | 1.Не допускается размещение кладбищ. | 1. Выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, предствляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов. |
2. Территория первого пояса должна быть озеленена. | 2. Не допускается размещение скотомогильников. | 2. Бурение новых скважин и новое строительства, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. |
3.Территория первого пояса должна быть ограждена. | 3. Не допускается размещение полей ассенизации. | 3. Запрещена закачка отработанных вод в подземные горизонты. |
4. Территория первого пояса должна обеспечена охраной | 4. Не допускается размещение полей фильтрации. | 4. Запрещается подземное складирование твердых отходов. |
5. Подъездные дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие | 5. Не допускается размещение навозохранилищ. | 5. Запрещается разработка недр земли. |
6. Не допускается все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения. | 6. Не допускается размещение силосных траншей. | 6. Запрещается размещение складов горче-смазочных материалов. |
7. Не допускается размещение жилых, производственных и хозяйственно-бытовых зданий. | 7. Не допускается размещение птицеводческих предприятий. | 7. Запрещается размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений. |
8. Не допускается проживание людей. | 8. Не допускается размещение других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод. | 8. Запрещается размещение накопителей промстоков. |
9. Не допускается применение ядохимикатов и удобрений. | 9. Не допускается применение ядохимикатов и удобрений. | 9. Запрещается размещение шламохранилищ. |
10. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе. | 10. Не допускается рубка леса главного пользования и реконструкции. | 10. Запрещается размещение объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. |
11. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и перевивные трубы резервуаров и устройства заливки насосов. | — | 11. Своевременное выполнение необходимых мероприятий по санитарной охране поверхностных вод, имеющих непосредственную гидрологическую связь с используемым водоносным горизонтом, в соответствии с гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод. |
12. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО. | — | — |
13. Не допускается посадка высокоствольных деревьев. | — | — |
Репортаж о том, как правильно организовать первый пояс ЗСО
2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
ЗОНЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДОПРОВОДОВ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ СанПиН 2.1.4.027-95
Предисловие
1. Разработаны: проф. Мазаев В.Т. и к.м.н. Шлепнина Т.Г. (ММА им. И.М. Сеченова), Кудрявцева Б.М. (Госкомсанэпиднадзор России), к.м.н. Гасилина М.М. (РМА последипломного образования), к.м.н. Недачин А.Е. (НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН).
2. Утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 10 апреля 1995 г. N 7.
3. Введены взамен Положения о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения N 2640-82.
Закон РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения”
“Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее – санитарные правила) – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами” (статья 3).
“Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил.
Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности” (статья 27).
1. Общие положения
1.1. Санитарные правила и нормы (СанПиН) Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно – питьевого назначения разработаны на основании Закона РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 19 апреля 1991 г. (статья 16) в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625.
1.2. Настоящий СанПиН определяет санитарно – эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения.
СанПиН предназначен для органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и учреждений, должностных лиц, граждан, а также органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль.
1.3. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
1.4. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно – защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно – защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
1.5. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
1.6. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
1.7. На водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать, как для поверхностного источника водоснабжения.
На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для инфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).
1.8. Принципиальное решение о возможности организации ЗСО должно приниматься на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения должны быть показаны на схеме планировочных ограничений.
При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.
1.9. Для согласования выбора площадки для строительства водозабора заказчик должен представить центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора материалы, характеризующие источник водоснабжения, в том числе ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения. Объем материалов определен в Приложении 1.
Положительное заключение центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора по выбору площадки определяет возможности подписания Акта о выборе площадки (трассы), что является одновременно согласованием условий спецпользования.
1.10. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
1.11. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал и проект решения органов местного самоуправления с перечнем предусмотренных мероприятий, согласованных с землепользователями, сроков их исполнения и исполнителей.
1.11.1. Текстовая часть должна содержать:
а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения, анализы качества воды в объеме, предусмотренном Приложениями 2 и 3 – не менее трех проб за сезон;
б) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) – при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные – при подземном источнике;
в) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;
г) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;
д) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных предприятий, учреждений, организаций и частных лиц с определением источников финансирования;
е) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.
1.11.2. Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:
а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе – при поверхностном источнике водоснабжения – 1:50000 – 1:100000, при подземном – 1:10000 – 1:25000;
б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора – при подземном источнике водоснабжения;
в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 – 1:1000;
г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 – 1:25000 – при подземном водоисточнике и в масштабе 1:250000 – 1:50000 – при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.
1.12. Проект ЗСО с планом мероприятий должен быть согласован с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальным органом геологической (при использовании подземных вод) службы, а также с органами коммунального хозяйства и утверждается органом местного самоуправления той административной территории, в пределах которой установлена ЗСО. В случае, когда устанавливаемая ЗСО распространяется на две и более административные территории, проект утверждается соответствующими органами исполнительной власти.
1.13. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по согласованию с организациями, указанными в п. 1.12 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.
1.14. Санитарные мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса ЗСО – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов за счет средств, предусмотренных на их строительство и эксплуатацию;
б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
1.15. Организация разработки проекта ЗСО и выполнение санитарных мероприятий в пределах ее поясов осуществляется органами местного самоуправления.
1.16. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.
Государственный экологический контроль за выполнением водоохранных мероприятий в пределах второго и третьего поясов ЗСО и составом сбрасываемых сточных вод проводится специально уполномоченными государственными органами и учреждениями Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
1.17. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не освобождает владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, а также граждан и должностных лиц от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиНом.
2. Определение границ поясов ЗСО
2.1. Факторы, определяющие ЗСО
2.1.1. Дальность распространения загрязнения зависит от:
вида источника водоснабжения (поверхностный или подземный);
характера загрязнения (микробное или химическое);
степени естественной защищенности от поверхностного загрязнения (для подземного источника);
гидрогеологических или гидрологических условий.
2.1.2. При определении размеров поясов ЗСО необходимо учитывать время выживаемости микроорганизмов (2 пояс), а для химического загрязнения – дальность распространения, принимая стабильным его состав в водной среде (3 пояс).
Другие факторы, ограничивающие возможность распространения микроорганизмов (адсорбция, температура воды и др.), а также способность химических загрязнений к трансформации и снижение их концентрации под влиянием физико-химических процессов, протекающих в источниках водоснабжения (сорбция, выпадение в осадок и др.), могут учитываться, если закономерности этих процессов достаточно изучены.
2.2. Определение границ поясов ЗСО подземного источника
2.2.1. Границы первого пояса
2.2.1.1. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора – при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м – при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2.2.1.2. К защищенным подземным водам относятся напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющие в пределах всех поясов ЗСО сплошную водоупорную кровлю, исключающую возможность местного питания из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов.
К недостаточно защищенным подземным водам относятся:
а) грунтовые воды, т.е. подземные воды первого от поверхности земли безнапорного водоносного горизонта, получающего питание на площади его распространения;
б) напорные и безнапорные межпластовые воды, которые в естественных условиях или в результате эксплуатации водозабора получают питание на площади ЗСО из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов через гидрогеологические окна или проницаемые породы кровли, а также из водотоков и водоемов путем непосредственной гидравлической связи.
2.2.1.3. Для водозаборов при искусственном пополнении запасов подземных вод граница пояса устанавливается, как для подземного недостаточно защищенного источника водоснабжения, на расстоянии не менее 50 м от водозабора и не менее 100 м от инфильтрационных сооружений (бассейнов, каналов и др.).
2.2.1.4. В границы первого пояса инфильтрационных водозаборов подземных вод включается прибрежная территория между водозабором и поверхностным водоемом, если расстояние между ними менее 150 м.
2.2.2. Граница второго и третьего поясов
2.2.2.1. При определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от:
типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.);
величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод;
гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.
2.2.2.2. Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (Тм). При определении границ второго пояса Тм принимается по таблице 1.
Форум для экологов
Форум для экологов
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Персональные данные
Новые требования к установлению ЗСО с 01.01.2020
Модератор: Ecolog-Julia
Новые требования к установлению ЗСО с 01.01.2020
Сообщение seergy » 17 янв 2020, 08:22
1.5 . ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.
1.12. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ( Роспотребнадзор правоприемник ЦГСЭН и выдаёт СЭ заключения) и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
1.14. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п. 1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.
Таким образом, полагаю, что ЗСО возможно считать установленной при отсутствии сведений о ней в ЕГРН до 01.01.2025 г. при наличии:
– проекта ЗСО с описанием местоположения границ ЗСО в текстовой и графической форме;
– экспертного заключения Органа Инспекции (с описанием местоположения границ ЗСО в текстовой форме) и СЭ заключение Роспотребнадзора о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам;
– НПА органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении границ ЗСО и их режима (с описанием местоположения границ ЗСО в текстовой форме на основании проекта ЗСО, экспертного и СЭ заключений на него);
– границ ЗСО на картах функциональных зон ГП МО и соответственно на картах градостроительного зонирования территорий в ПЗЗ МО ( с описанием местоположения границ ЗСО в графической форме).
update 24.01.2020
Обратите внимание, что с 04.08.2018 г.( с момента вступления в силу ФЗ № 342-ФЗ, который внёс в ЗК РФ изменения в части требований к ЗОУИТ) какие-либо согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах ЗОУИТ, включая ЗСО (полагаю официально установленных), не допускаются на основании требований ч. 3 ст. 106 ЗК РФ, которые выше требований любых НПА по ЗОУИТ (санитарные правила в виде СанПиН, СН, СП и др., постановлений и т.п.), применяемых до 01.01.2022 г. на основании ч. 16 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ, в рамках требований ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Например, полагаю, что требования п. 3.2.2.2 , п. 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 не могут выполнены для официально установленных ЗОУИТ в виде ЗСО и их 2-3 поясов (подзон ЗОУИТ) в обход требований ч. 3 ст. 106 ЗК РФ и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ.
Также хотел бы отметить следующее.
1. Судебной акт высшего органа судебной власти РФ ( апелляционное определение от 06 марта 2018 г. № АПЛ 18-45 Верховного суда РФ ) в установленной соответствующим законом форме по существу дела принят до 04.08.2018 г., т.е. до вступления в силу п. 16 ст. 105, ч.ч. 3, 24 ЗК РФ, ч.ч. 8-9, 16 ФЗ № 342-ФЗ (новых требований федеральных законов к ЗОУИТ, включая ЗСО), когда в действующем законодательстве РФ отсутствовали правовые нормы большей юридической силы, которым бы противоречили пункты 3.2.2.2 и 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02.
2. Требование ч. 16 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ распространяется только на официальное установление, изменение или прекращение существования ЗОУИТ в виде ЗСО и её поясов (подзон) до 01.01.2022 г., а также не указывает на то, что требования ч. 3 ст. 106 ЗК РФ не применяется к официально установленным ЗОУИТ, включая ЗСО, на основании ч. 24 ст. 106 ЗК РФ или ч.ч. 8-9 ФЗ № 342-ФЗ до принятия Правительством РФ Положение о ЗСО.
Зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения: расчет границ, мероприятия, ответственность
К числу обязанностей собственников подземных источников водоснабжения и прилегающих к ним территорий относится установление зон санитарной охраны (далее — ЗСО). Основная цель установления таких зон — сохранение чистоты воды, т.е. решение одной из приоритетных задач охраны окружающей среды.
Подземные воды нижних водоносных слоев обычно более высокого качества по сравнению с водой из поверхностных источников ввиду фильтрующих способностей грунтов. Тем не менее требования к эксплуатации подземных и поверхностных источников регулируются сходными положениями законодательства.
Так, установление ЗСО предполагается для объектов, используемых с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения[1].
Решения об установлении, изменении ЗСО принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам[2].
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО определяются СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее — СанПиН 2.1.4.1110-02).
Извлечение
из СанПиН 2.1.4.1110-02
[…]
1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
[…]
1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
[…]
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не освобождает владельцев водопровода и объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02), а также может стать причиной споров относительно ведения хозяйственной деятельности и вопросов собственности.
Так, участки, попадающие в первый и второй пояса ЗСО и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте[3].
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению установлена ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Уголовная ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств предусмотрена ст. 250 Уголовного кодекса Российской Федерации.
ЗСО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Выделение трех поясов ЗСО предполагает применение различных мер законодательного регулирования и мер административной ответственности за нарушение хозяйственного режима. Приведем их детальный обзор в отношении ЗСО подземных источников водоснабжения.
[1] См. ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации.
[2] Пункт 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019).
[3] См. ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Д.В. Жилин, эколог-проектировщик
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2019.