Правила монтажа шиберной задвижки для канализации
Чтобы избежать протечек при аварийной разгерметизации канализации, надо установить несколько задвижек и заглушек на трубных отрезках. Они поспособствуют экстренной блокировке потока сточных вод.
- Определение и предназначение
- Классификация задвижек
- Особенности конструкции шиберных задвижек
- Критерии выбора
- Правила монтажа
Определение и предназначение
Пластиковые задвижки для регулирования и блокировки канализационного потока
Канализационная заглушка представляет собой пластинку либо сферу, которая перекрывает внутреннее сечение трубопровода.
Задвижки – арматурные элементы с запорными клапанами в виде лепестка, клина или ножа для регулирования внутреннего напора либо полной блокировки потока. Устанавливают их в основном при обустройстве канализации на общегородских линиях, стояках между этажами, напорных станциях.
Заглушки защитного и временного типа для магистралей из пластика монтируют для перекрытия линий, которые временно не используются, ревизионных люков. Они похожи на стаканы с гладкой поверхностью и ставятся в отверстия отводов либо тройников. Выход необходимо укомплектовать прокладкой из резины.
Подбирают элементы из материала, который применялся для производства основных труб – полипропилена и ПВХ.
Задвижки с управлением механического типа монтируют на точках подключения отдельных линий. На автономных магистралях регулируемые затворы монтируют на внешних участках перед входом в септик.
Сложные устройства с автозапиранием и регулированием оснащены электрическим приводом и устройствами слежения за силой внутреннего напора. Их применяют, чтобы создать требуемое давление внутри напорной канализационной сети.
Установка запорных элементов для канализационных сетей выполняется планово либо экстренно для полной или частичной блокировки ветки или остановки передвижения твердых фракций.
Классификация задвижек
Задвижка с фланцевым сочленением
По типу крепежа запорная арматура подразделяется на следующие виды:
- задвижки с фланцевым сочленением;
- заглушки под прокладку из резины;
- детали с резьбой;
- сварные заглушки.
Последние используются для постоянного блокирования трубопроводов из металла.
Помимо запорных элементов, монтируемых снаружи труб канализации, применяют сетчатые фильтры, которые пропускают воду и останавливают передвижение по трубопроводу твердых отходов. Чтобы отключить отдельный стояк от общей канализационной магистрали, ставят пневмозаглушки.
В качестве задвижки для наружной и внутренней канализации на пластиковую трубу часто применяют установку обратных клапанов мембранного типа, сделанных из полимеров. Они могут располагаться горизонтально или вертикально. Запирающим элементом служит мембрана с уплотнительной прокладкой из резины, доступ для проведения профилактических работ обеспечивается через смотровой люк.
Шиберные задвижки используются для увеличения либо уменьшения проходимости канализационных труб. Отличие заключается в полной герметичности перекрытия внутренней части магистрали при необходимости. Для канализации такое устройство предпочтительнее, поскольку оно может перекрывать либо ограничивать проток однородной жидкости и разнообразных веществ с твердыми вкраплениями либо газообразных потоков.
Чугунная или стальная канализационная задвижка шиберного типа устанавливается как на металлические, так и на пластиковые трубы.
Особенности конструкции шиберных задвижек
Шиберные задвижки используют для надежного запора канализации: они способны держать большое давление. Тип изделия определяется формой запорной детали, и бывает двух видов. У клиновых конструкций основная запорная деталь, а также седла устройства с уплотнителями клиновидной формы. Выбирая этот тип арматуры, важно учитывать диаметр изделия – он должен совпадать с сечением трубных отрезков.
Достоинство клиновой задвижки состоит в том, что ее можно обслуживать без особо сложных действий. Запорный блок с поступательным или возвратным перемещением под прямым углом к потоку сточных вод перекрывает либо открывает путь для его передвижения. Когда внутренняя часть трубы полностью перекрыта, происходит деформация запорного клина из-за воздействующей нагрузки, что увеличивает герметичность. Однако клиновая арматура не выдерживает интенсивных потоков и может выйти из строя вследствие коррозии.
Большей надежностью обладают шиберные задвижки с одним либо двумя ножами. Их применяют в магистралях большого сечения – от 250 мм, стальных либо чугунных. На предприятиях их оснащают электроприводом или используют пневматические и гидравлические устройства регулировки.
В отличие от клина, нож-шибер имеет острую кромку. Иногда его выполняют в форме гильотины. Такие детали позволяют быстро перекрыть поток даже вязких, содержащих много посторонних включений стоков.
Шиберные вентили для ручного управления бывают двух типов – выдвижные и невыдвижные. К первым причисляют устройства, в которых шпиндель полностью выдвигают из трубопровода наружу для открытия протока. К невыдвижным относятся приборы с оборотным, а также шаровым механизмом.
Критерии выбора
Выбирая запорное устройство, обращают внимание на следующие моменты:
- способ регулировки и управления;
- соответствие рабочей среде в магистрали;
- сечение трубы;
- условия эксплуатации;
- марка производителя.
К примеру, существуют шиберные канализационные задвижки, показывающие отличную эффективность при больших температурах, до 400 градусов, но способные выйти из строя в холодной среде.
Сечение шиберных задвижек бывает разным, от 5 до 220 см, и зависит от области применения и диаметра труб. Рабочее давление, которое способны выдержать такие устройства, не должно быть больше 60 атмосфер.
Правила монтажа
Первым этапом подготовки к установке задвижки является очистка магистрали. Ее можно проводить вручную (ершиком) либо нагнетанием воздуха, пара или воды. Перед началом работ требуется проверить фланцы. На них не должны присутствовать изгибы, перекосы, царапины, выемки, трещинки и иные дефекты.
Этапы установки шиберной задвижки:
- Проверка расстояния между фланцами, при необходимости раздвижка их в размер, который превышает длину задвижек на сантиметр.
- Установка задвижки между фланцами в комплекте с межфланцевыми прокладками, крепление болтов и шпилек для стяжки.
- Центровка запорного элемента между фланцами.
- Аккуратное изъятие приспособлений, которые применяли для раздвижения фланцев и равномерная затяжка болтов и шпилек.
Монтируют арматуру на прямом участке канализационной магистрали. Следует избегать установки запорных элементов в местах перепадов. Напряжение, способное возникнуть на изгибах, негативно влияет на герметичность соединения, что может привести к протечкам.
Если деталь необходимо демонтировать, предварительно удостоверьтесь, что нож находится в закрытом положении. После этого открутите гайки стяжных болтов и шпилек, достаньте крепежные элементы, раздвиньте фланцы и извлеките запорную арматуру.
Канализационные магистрали и очистные сооружения с большим «стажем работы» требуют реконструкции с установкой современной запорной арматуры. Рациональным решением является монтаж качественных шиберных задвижек. Наличие запорных элементов учитывают и при проектировании новых трубопроводов.
Какими бывают задвижки для трубопроводов, устройство и принцип работы
Эксплуатация любой трубопроводной промышленной магистрали предусматривает наличие элементов, перекрывающих поток жидкости, газа, сыпучих материалов и других видов рабочих тел при необходимости обслуживания или ремонта. Функции запора и регулировки потока движущегося вещества в линиях выполняют задвижки для трубопроводов, имеющие различное назначение и конструктивное исполнение.
- Область применения
- Что такое задвижки: назначение и основные конструктивные элементы
- Достоинства задвижек
- Минусы
- Задвижки для трубопроводов — виды и классификация
- Клиновые задвижки
- Жесткий клин
- Клин с двумя дисками
- Упругий клин
- Поворотные
- Параллельные (шиберные)
- Шланговые
- Маркировка
- Монтаж запорной арматуры в системах водоснабжения
- Ознакомительное видео про задвижки для трубопроводов
Область применения
Задвижки используют в качестве запорной и регулирующей поток арматуры в трубах, иногда с их помощью управляют объемом подачи за счет снижения условного диаметра прохода.
Задвижки редко применяются в быту, в основном они служат для регулировки водо- и газоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве, в магистралях для транспортировки газа, нефти, пищевой и химической промышленности при подаче технологических компонентов в производственном процессе.
Запорные элементы используют на трубопроводах с большими условными диаметрами прохода, применяемые материалы изготовления – недорогие черные и цветные металлы в различных сочетаниях.
Рис.1 Задвижки для трубопроводов водоснабжения
Что такое задвижки: назначение и основные конструктивные элементы
Задвижкой называют вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия или регулирования потока вещества, проходящего по магистрали. Они могут работать в среде с газообразными, сыпучими, жидкими веществами различной вязкости и химической активности.
Основными конструктивными элементами в системе задвижки любой конструкции являются:
- Корпус. Состоит из основной части и крышки, первая помещается непосредственно в магистраль, а вторая служит для крепления и управления перемещением запорного элемента. Корпус выполняют из металла: стальных сплавов, нержавейки, латуни, алюминия, ковкого чугуна, последний покрывают антикоррозионными слюдосодержащими красками или эпоксидными грунтовками.
- Запор. Элемент (заслонка) имеет конструктивное исполнение в виде металлического клина, шибера, диска или гибкой трубы из эластичных материалов, для повышения герметичности металл иногда покрывают резиной (эластомер). При перемещении узел плотно входит в профильное седло, расположенное в корпусе, и герметично перекрывает канал.
- Приводная система. Предназначена для управления перемещением заслонки в узле, представлена механическими конструкциями в виде маховика, перемещающегося на выдвижном или стационарном штоке, также используются пневматический, электрический и гидравлический приводы.
Рис. 2 Трубопроводные задвижки из стали – параметры по ГОСТ 9698-86
Достоинства задвижек
Основные параметры задвижек регламентированы ГОСТ 9698-86, используемые в промышленности изделия имеют следующие особенности:
- Простота конструкции. Корпус состоит из основной части, помещаемой в линию посредством фланцевого или муфтового резьбового (для малых диаметров) соединения, его крышка крепится гайками или болтами — это упрощает процедуру установки, демонтажа и ремонта устройства.
- Высокие технические характеристики. Задвижная арматура в зависимости от назначения и условий эксплуатации выдерживает рабочую температуру от -60 до +565 С., давление от 0,16 до 25 Мпа. (1, 6 — 250 бар.) в стальных конструкциях. При этом предел давлений для чугуна составляет 25 бар., для изделий из цветных металлов — 40 бар.
Рис. 3 Запорная чугунная фланцевая арматура
- Универсальность. Устройства могут работать в магистралях любого назначения с высокой химической активностью передаваемых веществ, рассчитаны на использование в трубопроводах диаметров от 15 до 2000 мм.
- Высокие гидравлические характеристики. Задвижные устройства подбирают по внутреннему диаметру трубопроводов, имеющему стандартные значения, поэтому они не влияют на гидравлическое сопротивление в линии. Плавное перемещение заслонки при перекрытии потока транспортируемого вещества позволяет избежать гидравлического удара в системе. Конструкция задвижных элементов и корпусного седла рассчитана на создание высокой герметичности перекрываемого канала.
- Хорошая ремонтопригодность. Монтаж и ремонт арматуры и фитингов с задвижками легко провести при наличии простого инструмента и комплектующих — разводных сантехнических ключей, прокладок. Заслонки и прокладки в случае износа просто снять и поменять на новые.
- Длительный срок службы. Корпусные детали и затворы изготавливаются из прочных долговечных материалов, рассчитанных на использование в конкретной рабочей среде, внутренние заслонки делают из коррозионно-устойчивых металлов — это существенно увеличивает их эксплуатационный срок.
Рис. 4 Задвижки для трубопроводов из цветных металлов
Минусы
При изготовлении запорной арматуры для удешевления часто используют чугун, подобные конструкции имеют следующие недостатки:
- Высокий вес задвижек затрудняет монтаж узлов при больших диаметрах трубопроводов — может понадобиться несколько рабочих или специальная подъемная техника для удержания массивной детали. К примеру, вес чугунного запора с условным проходом 1600 мм. Согласно ГОСТ 9698-86 составляет 10025 кг.
- Чугун относится к коррозионно неустойчивым материалам, со временем его внутренняя поверхность ржавеет, покрывается раковинами и известковым налетом — это приводит к нарушению герметизации при перекрытии потока.
- Еще к одним недостатком чугуна относится его хрупкость, приводящая к необратимой поломке изделия при сильных ударных воздействиях.
- Дешевое сальниковое уплотнение с набивкой, какое находит применение в бюджетных чугунных изделиях, не является достаточно герметичным по сравнению с современными торцевыми уплотнениями — в процессе его эксплуатации нередко возникают утечки транспортируемого вещества.
Рис. 5 Принцип работы затвора клинового типа
Задвижки для трубопроводов — виды и классификация
Задвижные узлы имеют разные конструктивные и физические параметры, по конструкции и классификации задвижек их подразделяют на следующие классы:
- По технологии изготовления корпуса:
- Сварные.
- Литые — основной метод формообразования корпусов.
- Кованые или штампованные — технология применяется для создания высокопрочных корпусов, детали соединяются между собой сваркой.
- Комбинированные — производятся из кованых и штампованных деталей посредством сварки.
- По типу уплотнения:
- Графитоармированные, жидкометаллические.
- Сальниковые — подвижной шпиндель или шток отделяется от рабочей среды сальниковой прокладкой, пропитанной маслом и сжатой накидной гайкой или специальной деталью – сальником.
- Сильфонные — герметичность достигается за счет использования гофрированных упругих оболочек из металлических и синтетических материалов.
Рис. 6 Разборка клиновидной системы (корпус, вид клина задвижки)
- По типу передачи усилия к заслонке:
- Вращательное — применяется в ручных механических системах, где винтовой шпиндель перемещается за счет маховика.
- Поступательное — шток имеет цилиндрическую форму и перемещается за счет передачи ему усилия гидравлическим или электрическим способом.
- По типу привода:
- Ручной — для передачи усилия используют маховик и шпиндель с резьбой.
- Электрический — управление задвижкой происходит перемещающимся шпинделем, который является якорем электрокатушки.
- Гидравлический — на подвижный шток с заслонкой, помещенный в герметичный цилиндр, оказывает давление гидравлическая жидкость.
- Пневматический — шпиндель передвигается за счет давления на его поверхность сжатого воздуха.
- По конструктивному исполнению затворного узла:
- Клиновые. Затвор имеет клиновидную форму, при опускании располагается между двумя наклонными седельными поверхностями.
- Параллельные (одно- или двухдисковые, шиберные). Затворный элемент сделан в форме плоского диска или шибера, которые запирают канал, опускаясь в небольшие профильные углубления в корпусе.
- Шланговые. При работе системы затворный механизм сдавливает эластичный резиновый шланг, перекрывая тем самым канал движения вещества.
- Поворотные. Запорный элемент в виде диска располагается в канале трубы на его центральной линии, при работе он разворачивается вокруг центральной оси и перекрывает поток проходящего вещества.
Клиновые задвижки
Устройство задвижки данного типа представляет собой заслонку с расположенными под углом поверхностями, которая при отпускании располагается в клинообразном седельном гнезде.
Жесткий клин
Модель отличается невысокой стоимостью, простотой, жесткостью, надежностью и хорошими параметрами герметичности, при изготовлении требует использования высокоточного оборудования. Клин шарнирно подвешен к шпинделю, размещенному в верхней крышке, и опускается в канал по встроенным в корпус направляющим, система способна работать с большими перепадами давления. К недостаткам относится сложный ремонт и заклинивание при воздействии высоких температур в результате линейного расширения металла при нагревании.
Рис.8 Задвижки для трубопроводов клиновые — конструкция
Клин с двумя дисками
Клиновые задвижки для трубопроводов данного типа состоят из заслонки в виде двух размещенных под углом дисков с разжимной деталью между ними (имеет вид шарообразного грибка) — это позволяет ей самоустанавливаться, обеспечивая при этом высокую плотность перекрытия канала и исключая заклинивание.
Типы задвижек с двумя дисками имеют сложное конструктивное исполнение и соответственно дороги, их преимущества — малый износ затворных и седельных поверхностей за счет отсутствия контакта по пути перемещения, высокая степень герметизации, небольшое прилагаемое усилие для закрывания прохода.
Устройства выпускают только с выдвижным штоком, многие модели бывают с кольцевыми уплотнениями на затворных дисках, позволяющими повысить герметизацию прохода.
Рис. 9 Разновидности поворотных систем
Упругий клин
В данной конструкции привод затвора разрезан на две части и между ними расположен пружинящий элемент — это позволяет перемещаться уплотнительным элементам относительно друг друга на небольшой угол, обеспечивая тем самым лучший контакт с седельным кольцом. При изготовлении не требуется высокоточная подгонка, исключено высокотемпературное заклинивание, к недостаткам относится повышенная истираемость плоскостей клина в результате раннего вступления в контакт при опускании.
Поворотные
Устройство такого типа называют дисковым поворотным затвором, при работе диск располагается в потоке вещества и перемещается по его направлению. Диски используются в системах с диаметром трубопроводов до 1200 мм. при температурах среды от -200 до +450 С. и давлении до 600 бар. Устройство имеет простую конструкцию, малые размер и массу, хорошо герметизирует перекрываемый канал, легко ремонтируется. К недостаткам относят высокое сопротивление потоку, работу только в одну сторону, невозможность использования в среде с повышенной вязкостью и загрязненностью.
Параллельные (шиберные)
В шиберных задвижках устройствах поверхности седел и затворного диска параллельны, при опускании диск (шибер) герметично перекрывает проход за счет давления на его поверхность проводимой среды. К недостаткам относят большие энергозатраты на перемещение в результате трения уплотнительных колец седла и шибера на всем пути движения и соответственно повышенное истирание герметизирующих поверхностей. Используется при пониженных требованиях к герметичности, легко обслуживается и ремонтируется.
Рис.10 Шиберные параллельные задвижки
Шланговые
При транспортировке агрессивной химической среды в системе, задвижки должны иметь высокую защиту от коррозии — лучшим вариантом в этом случае является использование устройств шлангового типа. Узел имеет рабочий канал в виде эластичного гибкого шланга, который при перекрытии потока сжимается в средней части.
Рис. 11 Шланговый тип задвижки – принцип действия
Маркировка
Маркировка задвижной трубопроводной арматуры регламентируется в соответствии с ГОСТ 4666-75, она выполняется на корпусе или табличке с указанием следующих данных:
- наименование предприятия;
- давление, температура;
- проходной диаметр;
- марка стали в случае использования материалов со специальными свойствами (повышенной коррозионной, температурной стойкостью);
- знак качества при его наличии.
Рис. 12 Примеры маркировки
Монтаж запорной арматуры в системах водоснабжения
Установка задвижки в магистральный трубопровод промышленного назначения проводится квалифицированными специалистами, при этом наиболее часто используется соединение элементов друг с другом с помощью фланцев. При проведении работ в водопроводной магистрали действуют, соблюдая следующие особенности установки:
- Съем запорной арматуры водопровода проводят только при отсутствии рабочей жидкости в системе, при необходимости трубы в местах соединений защищают от грязи, окалины, известкового налета.
- Перед монтажом запорной арматуры проверяют качество фланцев — фланцевая шайба не должна иметь трещин, царапин, выемок и прочих дефектов.
- Запорная арматура водопровода размещается на строго прямолинейной части магистрали и ровных участках земной поверхности — это позволяет избежать чрезмерных напряжений в местах изгибов и перекосов, вызывающих протечки. При монтаже тяжелых узлов используют дополнительные жесткие опоры.
- При эксплуатации не допускается прилагать чрезмерное усилие к маховикам, посредством которых приводятся в действие запорные заслонки — это может привести к поломкам и трещинам.
- Монтаж следует проводить с обвязкой мягким стропом, избегая крепления за шток или штурвал и стараясь не повредить защитное покрытие — это приводит к преждевременной коррозии. Падение с высоты и механические удары недопустимы.
Рис. 13 Способы монтажа и настройки запорных устройств
Перед выбором запорной арматуры необходимо учитывать ее характеристики в соответствии с ГОСТ — наиболее высокими параметрами обладают стальные промышленные изделия. Для бытового использования подходят задвижные узлы для трубопроводов из цветных металлов — они имеют небольшие размеры условного прохода и доступный монтаж с помощью резьбовых муфт.
Ознакомительное видео про задвижки для трубопроводов
Задвижки
Назначение
Задвижки – тип трубопроводной арматуры с запирающим (регулирующим) элементом, который перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды. Задвижки – арматура двухпозиционного действия. Они могут применяться только для включения или отключения трубопроводов. Использование задвижек в качестве регулирующих устройств запрещается.
Устанавливаются задвижки как на горизонтальных, так и на вертикальных трубопроводах. Задвижки со встроенным электроприводом целесообразно устанавливать на горизонтальных участках трубопроводов шпинделем вверх. В местах установки задвижек должен быть обеспечен свободный доступ для их обслуживания и ремонта без вырезки из трубопровода, для монтажа и демонтажа.
Выпускаются задвижки с затворами клинового и параллельного типа. В основном задвижки оснащены затворами клинового типа. Особенностью задвижек данного типа является зависимость усилия прижатия рабочих поверхностей затвора к рабочим поверхностям седел от усилия на приводе.
Характеристики и требования
- Задвижки должны соответствовать требованиям ГОСТ 5762, ТУ и КД.
- Номинальные размеры от DN50 до DN1600 включительно.
- Номинальные давления от PN1,6МПа(PN16) до PN25МПа(PN250) включительно.
- Конструктивное решение задвижек, предназначенных для работы на вакууме, должно обеспечивать их герметичность относительно внешней среды и затвора при давлении до 0,004 МПа.
- В задвижках, предназначенных для работы на трубопроводах, на которых возможен нагрев находящегося в замкнутом объеме корпуса конденсата, должно быть предусмотрено устройство, исключающее повышение в них давления свыше допустимого значения.
- Задвижки с номинальным диаметром до DN150 включительно должны иметь клин жесткой конструкции, свыше DN150 до DN300 включительно – клин жесткой или упругой конструкции, свыше DN300 – упругой конструкции.
- Присоединение задвижек к трубопроводу: фланцевое по ГОСТ 12815, ответные фланцы по ГОСТ 12821.
- Испытание задвижек проводить согласно РД 26-07-263-86.
- Исполнение корпусов задвижек – полнопроходные.
Материал уплотнительных поверхностей деталей узла затвора должен обладать износостойкостью, обеспечивающей ресурсные показатели надежности задвижек. Скорость коррозии материала уплотнительных поверхностей деталей узла затвора – не более 0,05 мм/год. Если материал седел корпуса и контактирующих с ними деталей узла затвора не обеспечивает указанную скорость коррозии и требуемую износостойкость, то в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки предусматривают наплавку уплотнительных поверхностей коррозионно-стойкими износостойкими сплавами.
Седла задвижек допускается выполнять в соответствии со стандартами (ТУ, КД) на конкретные задвижки либо вместе с корпусом, либо вставными (с креплением на резьбе, запрессовкой, сваркой и другими методами).
Затяжку резьбовых соединений задвижек проводят стандартным или указанным в ТК, КД на конкретную задвижку специальным инструментом без применения удлинителей. Конструктивно обеспечивают выступание концов болтов и шпилек из гаек не менее чем на один шаг резьбы.
Срезы соседних колец сальниковой набивки смещают при сборке на угол 90° ± 5°.
Конструкция задвижки должна обеспечивать блокировку одновременной работы привода и ручного дублера.
Классификация
По типу затвора
Задвижки подразделяют по типу затвора:
-
С клиновым запирающим элементом (с жестким клином, упругим клином, составным клином)
Клиновая задвижка
С параллельным запирающим элементом (однодисковым, двухдисковым, шиберным)
Шиберная задвижка
По типу уплотнения
Задвижки подразделяют по типу уплотнения подвижных элементов относительно внешней среды:
- сальниковые,
- сильфонные,
- с жидкометаллическим,
- графитоармированным
По типу присоединения
Задвижки подразделяют по типу присоединения к трубопроводу:
- фланцевые,
- муфтовые,
- цапковые,
- штуцерные,
- под приварку;
По типу проточной части
Задвижки подразделяют по типу конструкции проточной части корпуса:
- полнопроходные
- неполнопроходные
По типу уплотнения неподвижных элементов
Задвижки подразделяют по типу уплотнения неподвижных элементов:
- с плоским уплотнением
- с уплотнением “выступ-впадина”
- с уплотнением “шип-паз”,
- промежуточным кольцом;
По типу управления
Задвижки подразделяют по типу управления:
- с ручным управлением,
- с пневмо- или гидроприводом,
- с электроприводом.
Тип шпинделя
По типу шпинделя: с выдвижным шпинделем, невыдвижным шпинделем;
Положение запирающего элемента
По исходному положению запирающего элемента задвижек с автоматическим управлением: нормально открытые – управляющая среда закрывает; нормально закрытые – управляющая среда открывает;
Тип передачи усилия
По типу передачи усилия управления от элемента управления к задвижке: с приводом вращательного типа, с приводом поступательного типа.
Направление подачи среды
Направлению подачи управляющей среды в привод задвижки:
а) с односторонним направлением (на открытие или на закрытие);
б) с двусторонним направлением (попеременно, на открытие и на закрытие или наоборот);
Конструкция
Схема
Конструкция задвижки состоит из корпуса и крышки, образующих полость, в которой находится рабочая среда под давлением и внутри которой помещен затвор (на чертеже он клиновой). Корпус имеет два конца для присоединения задвижки к трубопроводу (применяются присоединительные концы фланцевые и под приварку).
Клиновая задвижка
Внутри корпуса расположены, как правило, два седла, параллельно или под углом друг к другу (см рис.13), к их уплотнительным поверхностям в положении «закрыто» прижимаются уплотнительные поверхности затвора. Затвор перемещается в плоскости, перпендикулярной оси прохода среды через корпус, при помощи шпинделя или штока. Шпиндель с ходовой гайкой образует резьбовую пару, которая при вращении одного из этих элементов обеспечивает перемещение затвора в нужном направлении. Такое решение наиболее распространено, и применяется при управлении вручную или электроприводом.
Седло
Для задвижек из углеродистой стали седла изготавливаются из материала с высокой плотностью, обладающего хорошей уплотнительной способностью. В качестве материала для уплотнительных поверхностей используется сталь с 13% содержанием хрома или сверхтвердые сплавы, наплавляемый на уплотнительную поверхность.
Седла могут вворачиваться или ввариваться в корпус задвижки, либо производится наплавка коррозионно-стойкого уплотнения непосредственно в сам корпус. Выдвижной шпиндель и клин задвижек соединяются Т-образным пазом. Верхняя часть паза плотно сопрягается со шпинделем для обеспечения надежного и прочного соединения. Упругая конструкция клина позволяет избежать спаек с седлами, возникающими при возрастании температуры.
Сальниковое уплотнение
Конструкция камеры сальникового уплотнения предохраняет набивку сальника от воздействия рабочей среды, когда клин поднят в верхнее положение. Сальниковая набивка изготавливается из терморасширенного графита, имеющего хорошую уплотнительную способность и стойкость при высоких температурах. При обтяжке сальникового уплотнения фланец и втулка сальника центруют шпиндель и предотвращает его от заедания во время движения. Собранная крышка крепится на корпусе задвижки при помощи шпилек с навернутыми на них шестигранными гайками. Герметичность данного соединения достигается при помощи установки прокладки, состоящей из терморасширенного графита и нержавеющей стали.
Сальниковое уплотнение
Бугельный узел
Конструкция бугельного узла позволяет надежно закрепить втулку шпинделя, изготовленную из латуни и установленную на опорных подшипниках. Применение опорных подшипников значительно снижает крутящий момент на шпинделе при операциях открытия-закрытия и увеличивает срок службы втулки.
Наиболее распространенной является конструкция, в которой гайка представляет собой полый цилиндр с внутренней трапецеидальной и наружной метрической резьбой. С помощью наружной резьбы гайка ввинчивается в перемычку бугеля и стопорится винтом, завинчиваемым в «полтела» одновременно в гайку и в бугель. В клиновых задвижках при некоррозионной среде ходовая гайка устанавливается в гнезде клина. В клиновых задвижках больших диаметров прохода с целью экономии цветного металла гайка из латуни ввинчивается в обойму, изготовленную из черного металла. Гайки, расположенные внутри полости арматуры, находятся в среде, что является эксплуатацией в тяжелых условиях и приводит к сравнительно быстрому износу и выходу из строя. Замена их затруднительна, поэтому их применение ограничено.
Технические условия по ГОСТ 5762, ГОСТ 9698: номинальный диаметр DN 50-1200 мм, номинальное давление PN 25-250 кг/см^2, температура рабочей среды от -60 до +600 С.
При конструировании узлов невращаемой ходовой гайки направление резьбы выбирается таким образом, чтобы закрывание арматуры происходило при вращении маховика по часовой стрелке. Это правило предусмотрено требованиями Госгортехнадзора.
Материальное исполнение
Основные материальные исполнения: углеродистая, легированная холодостойкая, жаростойкая нержавеющая, нержавеющая сталь со специальными свойствами и другое.
Монтаж
Проверить работоспособность задвижки:
установить на задвижку электропривод, настройить муфту ограничения крутящего момента в соответствии с величиной, указанной в данном паспорте;
выполнить два полных цикла ОТКРЫТО-ЗАКРЫТО, при этом отключение электропривода должно производиться:
1)в нижнем положении – от срабатывания выключателя муфты ограничения крутящего момента;
2)в верхнем положении – от срабатывания конечного выключателя при недоходе бурта шпинделя до упора в верхнее уплотнение от 7 до 16 мм – в зависимости от типоразмера задвижки.
В случае преждевременного срабатывания муфты ограничения крутящего момента, операцию по настройке ее выключателей следует повторить.
ПОРЯДОК МОНТАЖА
Задвижка должна быть установлена на бетонном фундаменте, исключающем воздействие ее веса на трубопровод.
Установочное положение задвижки на трубопроводе – вертикальное, электроприводом вверх с допускаемым отклонением до 3 градусов. Положение клина при приварке задвижки – ЗАКРЫТО. Приварку патрубков (ответных фланцев) задвижки к трубопроводу и контроль сварного шва произведите в соответствии с правилами, действующими на строящемся объекте (ВСН 012-88 «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов», РД 153-006-02 «Инструкция по технологии сварки при строительстве и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов»).
При монтаже задвижки на трубопровод патрубки (или ответные фланцы) должны быть установлены без перекосов, а отверстия под крепеж должны совпадать с отверстиями на фланцах задвижки.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ УСТРАНЯТЬ ПЕРЕКОСЫ ТРУБОПРОВОДА ЗА СЧЕТ НАТЯГА (ДЕФОРМАЦИИ) ПАТРУБКОВ ЗАДВИЖКИ.
Выполните два полных цикла ОТКРЫТО-ЗАКРЫТО с отключением электропривода в крайних положениях от срабатывания выключателей.
При гидроиспытаниях трубопровода давлением, равным 1,5 PN , задвижка должна находиться в полностью открытом или в промежуточном положении (от 25 до 75%), что обеспечит поступление испытательной среды во внутренние полости корпуса задвижки.
Для удаления воздуха используйте «воздушную» пробку.
Маркировка
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- знак соответствия и код органа по сертификации;
- условное давление PN, МПа;
- условный проход DN;
- марку материала корпуса для исполнения УХЛ1 (на табличке);
- заводской номер и дату изготовления;
- массу задвижки без электропривода (на табличке);
- клеймо ОТК (на табличке);
- надпись «Сделано в …» (на табличке).
Фактическое значение углеродного эквивалента «Сэ» материала корпуса (на внутренней поверхности одного из патрубков или ответного фланца).
Задвижка поставляется одним грузовым местом, в горизонтальном положении на поддонах с закрытыми заглушками проходными отверстиями патрубков.
При поставке задвижки в комплекте с электроприводом отгрузка производится двумя грузовыми местами.
Ответные фланцы (для исполнений с ответными фланцами) отгружаются в сборе с задвижкой.
Преимущества
Задвижки имеют следующие преимущества:
- низкое сопротивление потоку среды, вследствие чего уплотняющие поверхности меньше подвергаются давлению и коррозии
- простота конструкции и высокая ремонтопригодность
- небольшие строительные размеры
Задвижка для канализации: назначение, виды, устройство и критерии выбора
Во избежание протечек при аварийной разгерметизации канализационной системы на участках труб следует установить несколько клапанов и заглушек. Они поспособствуют экстренной остановке потока сточных вод.
- Определение и предназначение
- Классификация задвижек
- Особенности конструкции шиберных задвижек
- Критерии выбора
- Правила монтажа
Определение и предназначение
Пластиковые задвижки для регулирования и перекрытия канализационного потока
Сливная пробка представляет собой пластину или шар, закрывающий внутренний участок трубопровода.
Задвижки – фитинги с лепестковыми, клиновыми или ножевыми запорными клапанами для регулирования внутреннего давления или полного перекрытия потока. В основном они устанавливаются при прокладке канализационных систем на городских магистралях, межэтажных стояках, напорных станциях.
Защитные и временные заглушки для пластиковых линий устанавливаются для закрытия временно неиспользуемых линий, смотровых люков. Они похожи на стаканы с гладкой поверхностью и вставляются в отверстия веток или тройников. Выпускное отверстие необходимо укомплектовать резиновой прокладкой.
Элементы подбираются из материала, из которого изготовлены основные трубы: полипропилена и ПВХ.
В точках подключения отдельных линий монтируются задвижки с механическим управлением. На автономных трассах регулируемые ворота монтируются на открытых площадках напротив входа в септик.
Сложные устройства с самоблокировкой и регулировкой оснащены электроприводом и приборами контроля силы внутреннего давления. Они используются для создания необходимого давления в напорной канализационной системе.
Монтаж запорных элементов канализационных сетей проводится планово или срочно для полного или частичного перекрытия ответвления или остановки движения твердых фракций.
Классификация задвижек
Задвижка фланцевая
По типу крепежа запорная арматура делится на следующие виды:
- задвижки с фланцевым соединением;
- колпачки для резиновых прокладок;
- резьбовые детали;
- паяные заглушки.
Последние используются для прочного перекрытия металлических труб.
Помимо фиксирующих элементов, установленных снаружи канализационных труб, используются сетчатые фильтры, пропускающие воду и останавливающие движение твердых отходов по трубопроводу. Для отключения отдельного стояка от общей канализации устанавливаются пневматические заглушки.
В качестве задвижки для наружной и внутренней канализации на пластиковой трубе часто применяется установка полимерных мембранных обратных клапанов. Их можно размещать горизонтально или вертикально. Запорный элемент представляет собой мембрану с резиновым уплотнением, доступ для обслуживания обеспечивается через смотровую дверцу.
Задвижки используются для увеличения или уменьшения проницаемости канализационных труб. Отличие заключается в полной герметичности нахлеста внутренней части лески при необходимости. Для канализации такое устройство предпочтительнее, так как оно может перекрывать или ограничивать поток однородной жидкости и различных веществ с твердыми пропитками или потоками газа.
Задвижка из чугуна или стали устанавливается как на металлические, так и на пластиковые трубы.
Особенности конструкции шиберных задвижек
Задвижки используются для безопасного закрытия канализации – они способны выдерживать большое давление. Тип продукта определяется формой укупорочного средства и бывает двух типов. Для клиновидных конструкций основная закрывающая часть, а также посадочные места устройства с клиновидными прокладками. При выборе данного вида фитингов важно учитывать диаметр изделия – он должен соответствовать сечению участков трубы.
Преимущество клинового затвора в том, что его можно обслуживать без особо сложных операций. Блок перехвата с прямым или обратным движением перпендикулярно потоку сточных вод блокирует или открывает путь для его движения. Когда внутренняя часть трубы полностью закрыта, стопорный клин деформируется из-за приложенной нагрузки, что увеличивает герметичность. Однако клиновая арматура не выдерживает больших потоков и может выйти из строя из-за коррозии.
Задвижки с одним или двумя ножами более надежны. Применяются на магистралях большого сечения – от 250 мм, стальных или чугунных. На предприятиях они оснащены электроприводом или используются пневматические и гидравлические регулирующие устройства.
В отличие от клина, затворный нож имеет острую кромку. Иногда его выполняют в виде гильотины. Эти детали позволяют быстро останавливать поток даже вязких потоков отходов, содержащих много посторонних включений.
Задвижки для ручного управления бывают двух типов: откатные и неотдвижные. Первые включают устройства, в которых оправка полностью выдвигается из трубопровода для открытия канала. К неотдвижным устройствам относятся поворотные и шаровые механизмы.
Критерии выбора
Выбирая запорное устройство, обратите внимание на следующие моменты:
- метод регулирования и контроля;
- уважение к производственной среде в позвоночнике;
- участок трубы;
- условия эксплуатации;
- торговая марка производителя.
Например, есть задвижки, которые демонстрируют отличный КПД при высоких температурах, до 400 градусов, но могут выйти из строя в холодных условиях.
Сечение затворов может быть разным, от 5 до 220 см, и зависит от области применения и диаметра труб. Рабочее давление, которое выдерживают такие устройства, не должно превышать 60 атмосфер.
Правила монтажа
Первым этапом подготовки к установке клапана является очистка линии. Это можно сделать вручную (кистью) или обдуванием воздухом, паром или водой. Перед началом работы проверьте фланцы. На них не должно быть изгибов, перекосов, царапин, бороздок, трещин и других дефектов.
Этапы установки задвижки:
- При необходимости проверьте расстояние между фланцами, сдвинув их на размер, превышающий длину клапанов на один сантиметр.
- Установка задвижки между фланцами в комплекте с вафельными прокладками, крепежными болтами и шпильками для рулевой тяги.
- Центрирование заслонки между фланцами.
- Осторожно удалите инструменты, использованные для разведения фланцев, и равномерно затяните болты и шпильки.
Фурнитура монтируется на прямом участке канализации. Избегайте установки фиксирующих элементов в местах падений. Напряжение, которое может возникнуть при поворотах, отрицательно сказывается на герметичности соединения, что может привести к утечкам.
Если деталь необходимо разобрать, сначала убедитесь, что нож находится в закрытом положении. Далее откручиваем гайки рулевых тяг и шпилек, снимаем крепеж, расширяем фланцы и снимаем запорную арматуру.
Канализационные и очистные сооружения с большим «опытом работы» требуют реконструкции с установкой современной арматуры. Рациональное решение – установка качественной задвижки. Наличие запорных элементов также учитывается при проектировании новых трубопроводов.
Принципы работы популярных видов задвижек и их устройство
Задвижки являются одним из важнейших элементов в трубопроводе. Их принцип работы основан на перекрытии потока газообразных и жидких сред посредством изменения площади проходного сечения в системах, сооружённых из труб диаметром 50 — 2000 мм, функционирующих при диапазоне рабочих давлений от 4 до 200 кгс/см2, температурах среды не выше 565 ºС.
Выпускается много разновидностей задвижек, имеющих конструктивные особенности и рассчитанных на эксплуатацию в средах с разным уровнем агрессивности, температурным режимом.
Обычно необходимость установки запорной арматуры того или иного вида продумывают ещё на этапе проектирования трубопровода. Так как от правильного выбора конструкции, качества её сборки, соответствия изделия определённым параметрам и стандартам, напрямую зависит надёжность и безопасность всего инженерного сооружения.
- Общие принципы работы
- Работа клиновой задвижки
- Разновидности конструкции клина
- Достоинства и недостатки клиновых устройств
- Модели с выдвижным и невыдвижным штоком
- Общие технические характеристики
- Устройство и принцип работы запорной арматуры с выдвижным штоком
- Устройство и принцип работы запорной арматуры с невыдвижным штоком
- Модели с электроприводом
- Устройство и принцип работы электрического аппарата
- Работа шиберной задвижки
- Устройство и принцип работы арматуры шиберного типа
Общие принципы работы
Существует множество конструктивных типов запорных устройств, обеспечивающих плавное перекрытие потока. Что касается задвижек, то их принцип работы на трубопроводе основан на перпендикулярном перемещении запирающего или регулирующего органа относительно оси потока содержимого в системе вещества.
Конструктивно задвижка представляет собой цельный литой или сварной корпус, который удерживает во внутренней полости определённую часть рабочей среды.
Для присоединения к процессу он оснащается входным и выходным патрубками с концами под монтаж фланцев, муфт, для цапковых или штуцерных соединений, а также под приварку.
Корпусные детали изготавливаются из чугуна, разных марок стали или цветных металлов, покрываются для защиты от коррозии со всех сторон эпоксидным покрытием.
Внимание! Чугунные устройства 31ч6бр могут использоваться как для запирания, так и для регулирования расхода, движущегося на достаточно большой скорости потока среды, стальные изделия имеют запирающий орган, который может находиться только в крайних положениях «закрыто» — «открыто», применяются для отсекания потока.
Внутри корпуса размещается затвор, состоящий из подвижных и неподвижных элементов (2-х кольцевых сёдел), которые в совокупности образуют площадь проточной части и плотное соединение всех деталей, препятствующее протеканию рабочего вещества. Подвижная часть затвора в зависимости от модификации задвижки различается по форме.
В основном запорный орган имеет вид:
- клина;
- прямоугольной пластины (шибера);
- диска (одного или двух).
В момент перекрытия прохода усиливается давление среды, воздействующее с одной стороны на затворный узел с довольно значительной силой, которая затем передаётся на уплотнительные плоскости сёдел и затвора.
Чтобы снизить негативное влияние этого воздействия для передачи крутящего момента от привода или маховика к запорному органу используется вращающийся вал (шпиндель), который ввинчивается одним концом в ходовую гайку, закреплённую вверху запирающего органа, а другим жёстко соединяется с маховиком.
Наличие такой системы, функционирующей по принципу работы соединений «винт» — «гайка», обеспечивает передачу большего усилия и герметичность перекрытия потока рабочей среды, а также препятствует самопроизвольному перемещению затвора в момент отключения привода.
Для герметизации отверстия в месте выдвижения шпинделя из корпуса во внешнюю среду используется специальный уплотнитель, работающий по принципу сальника или сильфона.
Для управления устройствами небольшого диаметра до ДУ 200 мм используют маховик, в изделиях с большими условными проходами шпинделю нужно сделать очень много поворотов прежде, чем произойдёт подъём и опускание затвора.
Вручную это сделать трудно, поэтому для таких изделий применяются редукторные приводы или гидроприводы. При необходимости в дистанционном управлении задвижки оснащаются электроприводами.
Допустимая величина пропуска среды при закрытом затворе должна соответствовать нормам, установленным ГОСТом 9544-75.
Работа клиновой задвижки
К клиновым относятся устройства, имеющие подвижную деталь затвора в форме сужающейся к концу пластины, за что и получившую название «клина».
Внимание! Функциональное назначение клиновой задвижки — это полное перекрытие потока рабочего материала, для регулирования расхода изделие применяется в исключительных случаях.
В таких устройствах уплотнительные поверхности на сёдлах располагаются параллельно материалу уплотнительных элементов на затворяющем органе и образуют некоторый угол к оси, вдоль которой направлено передвижение клина.
Принцип работы основан на перекрытие проходного отверстия посредством поднятия и опускания запорного органа в перпендикулярном направлении к движущемуся рабочему материалу.
Затвор поднимается за счёт накручивания на шпиндель — специальную ось с длинной резьбой на конце, образующую резьбовую пару с гайкой, закреплённой на затворном элементе. Шпиндель при получении вращательного момента от ручного или электропривода начинает совершать движения вращательного, вращательно-поступательного или поступательного характера и увлекает за собой клин.
Подробнее об устройстве и принципе работы клиновой задвижки на воду смотрите на видео.
Разновидности конструкции клина
Принцип работы клиновых задвижек также зависит от типа затвора. Он может изготавливаться в виде:
- Жёсткой, суженной к низу пластины. В этом случае клин представляет собой цельную деталь, принцип работы которой заключается в плавном опускании в нижнюю часть корпуса, находясь при этом в перпендикулярном расположении относительно оси трубопровода. Клин плотно прилегает к двум боковым седлам и прерывает движение рабочего вещества.Такая конструкция имеет ряд недостатков, среди них можно выделить:
1. опасность заклинивания;
2. трудности при поднятии клина в результате резких перепадов температур рабочего вещества;
3. сложную подгонку к сёдлам. - Двухдискового клина, состоящего из двух элементов, подвижно скреплённых между собой под углом друг к другу. Двухдисковый клиновой затвор является более совершенной конструкцией, чем жёсткий клин.
Его принцип работы заключается в следующем: при закрытии задвижки диски поворачиваются относительно друг друга и плотно прижимаются к сёдлам, при открывании диски отходят от сёдел и освобождают отверстия для прохода рабочего вещества.Он обеспечивает высокую герметичность запорного органа, снижает риск заклинивания, требует меньшего усилия для закрытия. Его уплотнительные поверхности менее подвержены износу.
- Упругого запирающего органа. Конструктивно схож с двухдисковым клином, с одним отличием — его диски связаны между собой с помощью упругого элемента.Преимущества его принципа работы — это способность гнуться под напором рабочей среды и обеспечивать более плотную взаимосвязь с плоскостями уплотнительного материала при закрытии задвижки.Запорные устройства с обрезиненным клином имеют низкий крутящий момент при управлении и гладкий полный проход, благодаря чему в них не возникает сильного трения и большого износа запорных элементов.
Достоинства и недостатки клиновых устройств
К преимуществам клиновых задвижек можно отнести обеспечение повышенного уровня герметичности проходного сечения в закрытом положении, несложный принцип работы, а также небольшую величину усилия, необходимого для соединения деталей запорного узла с максимально возможным уплотнением.
Этому способствует образование почти прямого угла между направлениями вектора усилия привода и вектора усилия, воздействующего на плоскость уплотнительной поверхности затворного элемента. Вследствие чего даже небольшая по величине сила, проходящая через шпиндель, может оказать значительное воздействие на контактирующие плоскости уплотнений.
Недостатками устройств с таким принципом работы являются:
- необходимость в обустройстве полости корпуса направляющими для центрирования клина;
- быстрый износ уплотнителей на затворе;
- сложность технологии получения герметичности в затворяющем элементе.
Модели с выдвижным и невыдвижным штоком
Большое значение при выборе модификации клиновой задвижки для определённых условий эксплуатации имеет месторасположение и принцип работы ходового узла. В зависимости от того, находится он внутри корпуса или вне его полости, аппараты подразделяются на изделия с выдвижным и невыдвижным штоком.
Общие технические характеристики
Наименование | DN, мм | PN, МПа | Диапазон температур транспортируемого вещества | Рабочая среда |
С невыдвижным штоком | 40 — 500 | 1,6 | От -15ºС до +130ºС | Горячая и холодная вода, не агрессивные среды |
С выдвижным штоком | 15 — 1200 | 1,6 — 10,0 | От -70ºС до +450ºС | Горячая и холодная вода, вещества с любой степенью агрессивности, нефтепродукты, газ |
Устройство и принцип работы запорной арматуры с выдвижным штоком
В задвижках, имеющих выдвижной шток, часть шпинделя с резьбой и ходовая гайка выдвинуты за границы корпусных деталей. Другим концом он жёстко соединён с затворяющей деталью.
Маховик вращаясь через резьбовую гайку приводит в движение шток, который в свою очередь заставляет поступательно перемещаться затвор.
При этом шпиндель верхним концом выдвигается из корпуса на величину хода затворного органа. Благодаря такому принципу работы ходового узла транспортируемое вещество не оказывает негативного влияния на резьбовую пару, а также менее подвержен износу сальниковый уплотнитель.
Внимание! При размещении параллельной задвижки с выдвижным штоком необходимо предусмотреть для выхода шпинделя над сальником крышки свободное пространство размером не менее диаметра проходного отверстия.
Устройство и принцип работы запорной арматуры с невыдвижным штоком
В этих моделях резьбовой конец штока жёстко фиксируется с маховиком, а ходовая гайка крепиться уже внутри корпуса к затвору. При вращении шпинделя происходит накручивание гайки на конец шпинделя, вследствие чего, начинает перемещаться подвижная часть затвора.
Ходовой механизм таких задвижек находится в рабочей среде и поэтому может повреждаться под действием абразивных частиц, находящихся в составе транспортируемого вещества, или быстро корродировать. Эти недостатки накладывают ограничения на работу изделий в нефтепроводах, системах транспортирующих морскую воду, химически агрессивные составы.
Модели с электроприводом
Задвижка, оснащённая электроприводом, относится к более современным запорным устройствам, которые с успехом применяются для работы в технологических трубопроводах промышленного назначения и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Электрический привод отвечает за своевременное закрытие и открытие запора, удерживание его в промежуточном положении, если того требует технология, а также осуществляет автоматическое отключение задвижки в момент аварий. Блок управления электроприводом монтируется либо на корпусе агрегата, либо монтируется в специальном шкафу, на стойках или располагаются в удалённом месте.
Подробности об устройстве и работе электропривода на задвижке на примере серии УРПС БИРС 13. NL смотрите на видео.
Устройство и принцип работы электрического аппарата
Приводной механизм соединяется со шпинделем задвижки с помощью специальной втулки и состоит из электрического двигателя и редуктора.
Принцип его работы заключается в следующем: при поступлении управляющих сигналов двигатель оказывает воздействие через передаточный механизм на шпиндель, который в свою очередь открывает/ закрывает затвор или отставляет его в промежуточном положении.
В оснащение современных электроприводов также входят концевые выключатели и муфта ограничения крутящего момента. Они выполняют отключение питания электродвигателя в момент достижения затворным органом крайних положений или при возникновении усилия, воздействующего на шток, выше установленного значения.
Возможность ограничить крутящий момент при заклинивании или засорении затвора позволяет предотвратить выход из строя задвижки и привода.
Благодаря такому принципу работы на крупных магистралях можно создать единый пункт управления всеми задвижками, оснащёнными электроприводом. Данный способ управления запорным органом очень эффективен, поскольку является надежным и имеет долгий срок службы.
Внимание! Для отключения в случае неисправности электропривода или возникновения других внештатных ситуаций задвижка укомплектована ручным дублёром — маховиком.
Работа шиберной задвижки
Шиберные задвижки обладают способностью пропускать большие объёмы рабочих материалов, а также осуществлять фильтрацию, измельчение проходящих через них примесей и дозирование полезных компонентов.
Исходя из этих возможностей и особенностей принципа работы входящих в их конструкцию узлов, изделия широко применяются в системах отвода канализационных вод, в технологических трубопроводах химических, нефтегазодобывающих, строительных, целлюлозно-бумажных, горнодобывающих производств.
Шиберные задвижки типа ЗМС используются для перекрытия напорных линий в оборудовании фонтанного, устьевого и нагнетательного типа, манифольда буровых установок.
Внимание! Шиберные задвижки всегда устанавливаются в вертикальном положении, так чтобы ножевые пластины располагались перпендикулярно ходу рабочего потока.
Устройство и принцип работы арматуры шиберного типа
Металлический шибер представляет собой плиту или острую отполированную и заточенную пластину, имеющую форму ножа или гильотины. На его острых концах установлены крепкие уплотнители (металлические или синтетические), повышающие износостойкость основной рабочей детали, особенно при функционировании в агрессивных средах с большим количеством крупных гранул и примесей.
При производстве уплотнителей используют синтетические материалы, стойкие к химическим воздействиям и перепадам температур:
- нитриловую резину;
- этиленпропилендиеновый каучук;
- эластомеры для горячих сред;
- кремнийорганическую резину.
Задвижки шиберного типа имеют простой и одновременно надёжный принцип работы. Он заключается в передачи усилия от воздействия ручного, автоматизированного или механического механизма управления на шток или шпиндель, который в свою очередь приводит в движение шиберный элемент для полного или частичного перекрытия проходного отверстия.
Наглядно принцип работы шиберной задвижки показан на видео.
При этом шпиндель может иметь выдвижную и невыдвижную конструкцию. Герметичность выдвижного штока обеспечивается сальником, изготовленным из синтетических хлопчатобумажных волокон, графита и др.
Задвижка для канализации: назначение, виды, устройство и критерии выбора
Строительный портал о технологиях строительства, ремонте и эксплуатации
Виды запорных задвижек и принцип действия
Современные трубопроводы сложно представить без запорной арматуры. Задвижки, затворы, вентиля, клапана – все эти изделия позволяют регулировать давление в системах трубопроводов вплоть до полного перекрытия транспортируемой среды. Запорная арматура устанавливается на любом типе трубопровода – нефть, газ, пищевое производство, вода, пар и т.д. Ассортимент запорной арматуры разнообразен, и подбирается под любую транспортную среду и условия. Самой объемной группой запорно-регулирующей арматуры по распространению являются задвижки. Широкое применение задвижки получили благодаря универсальности конструкции и высоким эксплуатационным показателям (температура окружающей и транспортируемой среды, давление, щелочные/кислотные среды и т.д.). По степени герметичности задвижки делятся на классы А, В, C, D, B1, C1, D1. Классы герметичности регламентируются по ГОСТ 9544-2005.
Содержание
Виды и устройство задвижек
Задвижки, в зависимости конструкции запорных деталей, можно поделить на следующие типы:
- Клиновые задвижки
- Параллельные задвижки
- Шланговые задвижки
- Шиберные (или ножевые) задвижки
Если абстрагироваться от нюансов, строение задвижки в общих чертах представляет собой стальной или чугунный корпус и крышку, которые соединены между собой. От корпуса отходят присоединительные патрубки, через которые запорная арматура врезается в трубопровод. По вариативности видов присоединений можно выделить основные типы задвижек:
- Приварные – патрубки представляют собой трубы соответствующие диаметру трубы, которые с помощью электродуговой сварки врезаются в трубопровод. Встречаются не так часто.
- Фланцевые. На концах патрубков находятся фланцы, через которых и происходит монтаж на трубопроводе. Такой тип соединения более распространен, т.к. позволяет произвести быстрый герметичный монтаж задвижки, а так же обеспечивает дальнейший простой демонтаж арматуры, если таковой понадобится.
- Муфтовые задвижки – самый редкий вид присоединения, встречается до диаметра 50 мм.
Основной запорной деталью в задвижке является клин (который может быть обрезиненным, а может быть стальным). При прокручивании штока (шпинделя) клин перемещается в теле задвижки перпендикулярно движению потока среды трубопровода. В закрытом состоянии клин герметично прилегает к уплотнительным седлам, которые располагаются с двух сторон от клина чаще всего под углом. При вращении маховика (или штурвала) происходит прокручивание шпинделя вокруг своей оси, что приводит в движение сам клин. Это очень упрощенная схема клиновой задвижки, которая может отличаться в деталях у разных производителей.
Корпус задвижек может быть выполнен из латуни, бронзы, стали и чугуна. Латунные и бронзовые задвижки выпускаются в муфтовом исполнении и используются крайне редко. Стальные задвижки чаще используются при высоких температурах внутренней среды. Чугунные задвижки устанавливаются на большинстве объектов ЖКХ ввиду дешевизны и простоты монтажа, но требуют бережного отношения при установке, так как чугун очень хрупок и может расколоться при ударах, скручивании и сжатии.
В последнее время большую популярность приобрели задвижки, оснащенные электроприводом. Электропривод позволяет быстрее открыть или закрыть запорный механизм, причем делать это удаленно. Достаточно одного оператора, который будет контролировать работу задвижек на участке трубопровода.
Конструкционные типы задвижек
Так как устройства задвижек незначительно, но все же отличаются, есть смысл остановиться на каждом типе подробнее.
Клиновые задвижки — в подобных задвижках используется жесткий, обрезиненный или двусторонний клин, который плотно примыкает под углом к седлам и герметично перекрывает поток. В зависимости от эксплуатационных параметров выбирают тот или другой вариант клина:
- Жёсткий клин – позволяет достичь надежной герметичности узла, но требует высокой точности подгонки клина и уплотнительных седел (в идеале вытачивается идентичный угол на клине и седлах, только так достигается высокая герметичность устройства). Основными недостатками можно считать частые заклинивания из-за перепадов температур во внутренней среде, а так же износа резиновых прокладок и уплотнительных колец. Если механизм задвижки заклинило, то открыть ее очень сложно!
- Двухдисковый клин – такой вариант исполнения запорного механизма подразумевает два диска, соединенных между собой. Благодаря такой конструкции клин самовыравнивается при примыкании к уплотнительным седлам, что позволяет допустить некоторые огрехи при вытачивании угла седел и клина. Невзирая на то, что двухдисковый клин усложняет механизм запорной арматуры и повышает стоимость изделия в целом, плюсы такого варианта очевидны – долгий срок службы резиновых уплотнителей, надежная герметичность, меньше усилий, требуемых для открытия/закрытия механизма.
- Упругий клин – это разновидность двухдискового запорного элемента. Два диска стыкуются между собой упругим материалом, способным деформироваться и подгоняться под седла при закрытии затвора. Таким образом, упругий клин представляет собой золотую середину между жестким клином и двухдисковым. Например, упругий клин позволяет пренебречь точной подгонки к седлам, а его строение более надежное, чем у двухдискового механизма.
Параллельные задвижки от всех остальных отличаются тем, что уплотнительные кольца расположены не под углом, а строго параллельно, и сам запорный механизм представляет собой два диска, которые с помощью особого клина плотно прилегают к уплотнительным седлам.
Шиберные задвижки (которые чаще называют ножевыми) – еще более простая конструкция, в которой затвор расположен строго перпендикулярно току среды. Чаще всего устанавливается на канализациях, пульпопроводах и прочих системах, где среда густая и не требуется высокая герметичность узла. В таком случае запорный элемент как бы разрезает транспортируемый поток, за что задвижки и получили название ножевые.
Шланговые задвижки – самый необычный вид задвижек, принципиально отличающийся от остальных и встречающийся наиболее редко. Такой тип задвижек не имеет ни уплотнительных седел, ни запорного элемента как такового. Представляет собой резиновый шланг, транспортирующий чаще всего вязкую среду и проходящий через тело задвижки. С помощью штока шланг пережимается и полностью перекрывает движение в путепроводе. Обычно такие задвижки используются на трубопроводах небольшого диаметра, где в качестве среды выступают пульпа, шлам, различные примеси и т.д.
Расположение шпинделя
По типу выдвижения шпинделя задвижки можно разделить на две большие группы:
- Задвижки с выдвижным шпинделем – представляют собой конструкцию, где шпиндель вынесен за пределы корпуса задвижки, не контактируя с транспортируемой средой. Таким образом, резьбовое соединение доступно для ухода и осмотра и не подвергается коррозии в теле задвижки. Но такая конструкция имеет ряд минусов – из-за того, что при открытии потока шпиндель выдвигается из задвижки на длину, равную как минимум диаметру трубопровода, требуется место для легкого доступа к такому механизму. Из-за особенностей конструкции увеличивается масса и строительная высота, что тоже важно учитывать при проектировании трубопровода. Зато такие изделия можно устанавливать на особо важные объекты, так как срок службы сальников и прочих рабочих элементов механизма увеличен, и есть возможность контролировать состояние резьбы шпинделя и проводить своевременный ремонт и обслуживание.
- Задвижки с невыдвижным шпинделем – в таких устройствах ходовой узел гайка-шпиндель находятся полностью в теле задвижки, не выдвигаются за пределы задвижки и контактируют с транспортируемой средой. Ввиду этого шпиндель и уплотнительные элементы подвергаются коррозии среды. Такие задвижки рекомендуется ставить на трубопроводы, транспортирующие воду, нефть и прочие неагрессивные жидкости без примесей, так как в ходе эксплуатации невозможно следить за состоянием шпинделя и произвести плановый ремонт, не разбирая задвижку. Из-за этого такую арматуру не рекомендуется ставить на особо важные трубопроводы, зато они незаменимы в узких колодцах и других труднодоступных местах из-за относительно небольших габаритов.
Преимущества и недостатки задвижек
Задвижки – самый популярный тип запорной арматуры, применяющийся в нашей стране. Это обусловлено следующими преимуществами:
- Относительно простая конструкция запорного механизма;
- Сравнительно небольшая монтажная длина, что удобно для колодцев, нефтяных скважин и т.д.;
- Вариативность использования – задвижки можно применять на различных типах трубопроводов с самыми разными эксплуатационными параметрами;
- Возможность изменения направления потока транспортируемой среды в обратную сторону.
- Невысокое гидравлическое сопротивление;
Последний благоприятный фактор повлиял на широкое применение задвижек на магистральных трубопроводах, где отсутствие гидравлического сопротивления подходит для высоких скоростей и давления транспортируемой среды.
К основным минусам задвижек можно отнести:
- Длительное время открытия/закрытия механизма;
- Увеличенную строительную высоту (особенно актуально для задвижек с выдвижным шпинделем, т.к. шпиндель выдвигается как минимум на диаметр условного прохода)
- Быстрый износ резиновых уплотнительных колец, трудоемкий ремонт и обслуживание деталей внутри корпуса задвижек;
- Дорогой ремонт при невысокой цене на задвижки – зачастую ремонт задвижки составляет минимум 50% от ее первоначальной стоимости.
Запорная арматура для канализационных труб
Конструкция задвижек:
Задвижка
– тип запорной трубопроводной арматуры, предназначенный для перекрытия неагрессивной рабочей среды преимущественно с высокими показателями температуры и давления.
Запорный элемент
в задвижках перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды.
Перекрытие потока
происходит за счет поступательно-вращательного движения шпинделя, который перемещает клин из верхнего положения в нижнее. В отличие от кранов и затворов, которые открываются при повороте шпинделя на 90°, задвижки являются многооборотной арматурой. Плавное постепенное перекрытие потока обеспечивает отсутстие резких перепадов давления, а плавное открытие препятствует возникновению гидроудара. Именно из-за этих свойств задвижки используются преимущественно в магистральных технологических и транспортных трубопроводах диаметрами от 15 до 2000 мм. По конструкции запорного органа задвижки можно разделить на клиновые и шиберные задвижки.
В клиновых задвижках
сёдла в корпусе расположены под небольшим углом друг к другу, а затвор представляет собой устройство в виде клина — жёсткого, упругого или двухдискового, который в положении «закрыто» плотно входит в пространство между сёдлами. Со временем герметичность такой задвижки может быть нарушена из-за сильного трения в крайнем закрытом положении.
Задвижки с обрезиненным клином
являются модификацией клиновых задвижек. Задвижки с обрезиненным клином имеют гладкий полный проход, благодаря чему в момент перекрытия рабочего потока не возникает сильного трения. Обрезиненный клин задвижки призван обеспечивать высокие показатели герметичности и прочности, а также бесперебойную работу запорной арматуры, даже при резких перепадах температурного режима. Еще одна черта, характерная для задвижек такого типа, — низкие крутящие моменты при управлении.
Шиберные задвижки
являются разновидностью параллельной задвижки. Шиберные задвижки применяются в тех случаях, когда допускается одностороннее направление потока рабочей среды и не требуется высокая герметичность запорного органа. Они предназначены для установки в качестве запорных устройств на трубопроводах, транспортирующих канализационные стоки, шламы и другие, загрязнённые механическими примесями среды. Иногда затвор выполняется ножевым для разрушения частиц в рабочей среде, в этом случае задвижки называются шиберными ножевыми.
Большое значение для работы и области применения задвижек имеет расположение ходового узла. Он может быть расположен внутри задвижки в рабочей среде или вне полости корпуса. Иными словами, задвижки бывают с выдвижным штоком и с невыдвижным штоком.
Принцип действия механического затвора для канализации
Необходимый уровень защиты от возможного затопления способны обеспечить далеко не многие модели канализационных затворов с механическим приводом, поэтому в большинстве случаев рекомендуется отдать предпочтение именно автоматизированным системам, устанавливаемым на магистралях канализационных трубопроводов. Разновидностей механических устройств несколько:
- приспособления, участвующие в переливах колодцев;
- устройства с одной камерой, способ монтажа которых исключительно вертикальный;
- агрегаты с двумя камера оснащены ручным типом управления заслонки используемой камеры;
- агрегаты с одной камерой, которые также оснащены механическими приводами управления и фиксацию заслонки;
- однокамерные устройства.
Механические затворы однокамерные принято использовать для относительно чистой среды, в которой не содержатся фекальные массы. При их наличии следует отдать предпочтение двухкамерным конструкциям. Механические канализационные затворы могут монтироваться в помещениях подвального типа, на участке перед выходом внутренней трубы канализации во внешнюю магистраль. Таким образом можно успешно разделить наружную и внутреннюю систему канализации.
В комплектацию основной части входит корпус, для изготовления которого используются полимеры, выход гладкий и с раструбами, которые располагаются на разной высоте в центральной части. Нанесенная на раструбный вход стрелка должна соответствовать направлению потока фекальных масс. Также в корпусе имеется установочный паз, в котором после размещается заслонка. Для ее изготовления используется специальная сталь стойкая к коррозии. Монтаж должен производиться вплотную к лицевой части прибора. Вогнутая сторона должна быть направлена к входу в устройство затвора. Также в заслонке имеется подрамник, изготовленный из полипропилена.
Задвижки с выдвижным штоком:
В задвижках с выдвижным штоком
резьба шпинделя и ходовая гайка расположены снаружи корпуса арматуры. Шпиндель нижним концом соединён с затвором и при вращении ходовой гайки для открытия задвижки совершает вместе с затвором только поступательное перемещение, при этом верхний конец шпинделя выдвигается на величину хода затвора. Для возможности перемещения шпинделя ходовая гайка поднята над верхней частью крышки (то есть над сальником) примерно на величину хода затвора в конструкции, которую называют бугельным узлом.
Достоинствами такой конструкции являются отсутствие вредного воздействия рабочей среды на ходовой узел и свободный доступ для его технического обслуживания, а следовательно меньший износ сальникового уплотнения и более высокая надёжность резьбовой пары и сальника. Недостатком таких задвижек является увеличение строительной высоты и массы за счёт выхода шпинделя из крышки не менее, чем на диаметр прохода и необходимость по этой причине при монтаже оставлять свободное место для выхода шпинделя.
Принцип работы канализационного затвора
В канализационном затворе применяется возвратное движение основного клапана. Затвор имеет простое устройство, требует минимального приложения усилий при монтаже, а также обладает длительным сроком эксплуатации.
В обыкновенном положении, без приложения силы, заслонка затвора постоянно закрыта. Но под воздействием канализационных стоков, она открывается и пропускает сточные воды дальше в систему. После того, как напор закончился, заслонка возвращается в своё исходное положение.
В корпусе затвора предусмотрен специальный люк, который позволяет проводить чистку и техническое обслуживание устройства. Также данный элемент позволяет добраться до места засорения трубопровода.
Конструкция устройства достаточно проста, состоит из клапана и заслонки. При поломке, данные элементы можно быстро заменить, достаточно иметь в наличии новые.
Задвижки с невыдвижным штоком:
В задвижках с невыдвижным штоком
ходовая резьба находится внутри полости задвижки и при открывании шпиндель не выдвигается из крышки, сохраняя своё первоначальное положение по высоте. Ходовая гайка в этих задвижках соединена с затвором и при вращении шпинделя для открытия прохода как бы наворачивается на него, увлекая за собой затвор. В задвижках с невыдвижным шпинделем ходовой узел погружён в рабочую среду и поэтому подвержен действию коррозии и абразивных частиц в рабочей среде, к нему закрыт доступ и отсутствует возможность технического обслуживания во время эксплуатации, что приводит к снижению надёжности работы ходового и сальникового узлов.
В связи с этим такие задвижки имеют ограниченное применение — для трубопроводов, транспортирующих минеральные масла, нефть, воду, не засорённую твёрдыми примесями и не имеющими коррозионных свойств. Поскольку в задвижках с невыдвижным шпинделем затруднены наблюдение и уход за ходовым узлом, они не рекомендуются для ответственных объектов. Достоинством такой конструкции является меньшая строительная высота, что делает целесообразным их применение для подземных коммуникаций, колодцев, нефтяных скважин и т.д.
Устройство и их разновидности
Используемый тип клиновой арматуры изготавливается из высококачественного чугуна, который крайне эффективен и невероятно прост в последующей эксплуатации. Для перекрытия основного потока много сил и времени не понадобится. Агрегат превосходно справляется с возложенными на него обязанностями, даже при наличии ускоренного потока. Конструкции могут применяться:
- в газопроводах;
- в нефтепроводах;
- в канализационных системах;
- в паропроводах;
- в водопроводах.
Чугун характеризуется как невероятно прочный и стойкий к химически-активной среде материалом, который часто применяется при обустройстве канализационных систем. Также можно использовать модели, которые покрыты защитным слоем на основе резины. Любая из перечисленных версий полностью соответствует имеющимся ГОСТам, что позволяет использовать их на трубопроводах любого назначения.
Клиновый тип задвижек имеет неоспоримое преимущество – в особом обслуживании устройство не нуждается, а сам процесс использования никаких сложностей не вызовет. Блок будет перемещаться поступательно, под некоторым углом относительно основного потока или блокировать его перемещение.
Основные преимущества задвижек:
- сравнительная простота конструкции, малое гидравлическое сопротивление;
- относительно небольшая строительная длина;
- симметричность задвижки позволяет пропускать рабочий поток в любом направлении;
- возможность применения в различных условиях эксплуатации, высокая герметичность;
- бесколодезная установка, длительный срок службы при неблагоприятных условиях;
- возможность ремонта и замены комплектующих при их поломке или износе;
- низкий крутящий момент при управлении электроприводом;
Сферы применения задвижек:
Задвижки используются преимущественно в магистральных трубопроводах, в системах жилищно-коммунального хозяйства, газо- и водоснабжения, нефтепроводах, объектах энергетики и многих других, для перекрытия рабочих сред с высокой температурой и давлением.
Компания Мастерпром реализует задвижки
, классифицируя их
по сферам применения
: отопление, теплоснабжение и ГВС, холодное и питьевое водоснабжение, канализация и водоотведение, пожаротушение, бумажно-целлюлозная промышленность, трубопроводы нефтепродуктов, абразивных материалов, промышленных жидкостей. Производители задвижек Jafar, Stafsjo, Hawle, Orbinox, МЗТА, Гранар находятся на рынке трубопроводной арматуры достаточно давно, качество продукции и сроки поставки оправданы умеренными ценами, вся продукция сертифицирована и соответствует международным стандартам.
Технические характеристики
Общие технические условия на шиберные задвижки, используемые в магистральных нефтепроводах, приведены в ГОСТ Р 55020-2012. Некоторые положения этого документа:
- Номинальные диаметры (DN). Показатель (иногда обозначается как Ду) равен сечению внутреннего проходного канала, основные типоразмеры: 100 — 150 – 200 – 250 – 300 – 350 – 400 – 500 – 600 – 700 – 800 – 1000 – 1050 — 1200 мм.
- Номинальное давление (PN). Указывает на напорные характеристики транспортируемой среды при рабочих температурных параметрах, типовой ряд: 16 – 25 – 40 – 63 – 80 – 100 — 125 бар.
- Перепады давлений в максимуме при открытии заслонки: 16 – 25 – 30 – 40 – 50 — 63 – 70 — 80 – 100 бар.
- Температура транспортируемой среды: — 15 до + 80 °С.
- Герметичность: класса А без видимых протечек.
- Привод: ручной со штурвалом, редукторный, электрический.
Рис. 7 Типы приводов
- Климатическое исполнение: У1 (температура внешней среды до — 40 °С) и ХЛ1 (до — 60 °С).
- Варианты установки: подземный и надземный.
- Направление движения рабочего тела: двухстороннее.
- Процентное содержание взвесей в подаваемой среде: не более 20%.
- Тип подсоединения к трубам: сварное (с патрубками под сварку или с приварными катушками), фланцевое, с ответными фланцами под приварку, комбинированное (один патрубок с фланцем, второй под сварку).
- Конструктивное исполнение корпуса: литой, лито-сварной, лито-штампо-сварной, штампо-сварной.
- Конструктивное исполнение фланцев: литые, приваренные встык и плоские приварные.
- Срок эксплуатации: не меньше 50 лет.
- Назначенный эксплуатационной срок: от 30 лет.
Рис. 8 Конструкция и материалы изготовления шиберного затвора на примере изделий марки Omal серии Pal (Италия)
- Полный и назначенный ресурс: соответственно 3000 и 1500 циклов.
- Срок службы и ресурс сменных деталей: соответственно 15 лет и 750 циклов.
Так как шибер-задвижки используют не только в трубопроводных магистралях с нефтепродуктами, указанные выше положения ГОСТ Р 55020-2012 не являются обязательным для их производителей.
Многие фирмы выпускают продукцию в более широком диапазоне условных проходов от 50 до 2000 и даже до 3000 мм.
Также в сравнении с ГОСТ Р 55020-2012 могут отличаться и напорные характеристики выпускаемых изделий — к примеру любой показатель в диапазоне от 1 до 10, 25 или 40 бар, а также их температурные параметры, типы привода (гидро- и пневмопривод). Многие производители поставляют продукцию с иным более широким рядом климатических исполнений.
Рис. 9 Размерные и физические параметры шиберных затворов на примере изделий серии ПА 570
Автоматизация задвижек, дополнительная комплектация:
Используя собственные производственные возможности и наработки, компания Мастерпром предлагет свои услуги по автоматизации трубопроводной арматуры
— установке электроприводного оборудования импортного и российского производства. Для стыковки электропривода и задвижек с ручным управлением используются специальные стыковочные узлы для задвижек с обрезиненным клином, и червячно-подшипниковые узлы для шиберных задвижек с выдвижным штоком.
Так же возможно удлинение штока
задвижек в случаях, когда установка электропривода непосредственно на задвижку невозможна, например, из-за узкого колодца. Серия удлинителей штока ШФВ (шток фиксированной длины для арматуры с выдвижным шпинделем) позволяет устанавливать привод на высоте до 3500 мм, серия удлинителей штока ШТН (шток телескопический для арматуры с невыдвижным штоком) позволяет регулировать точку монтажа электропривода в пределах 500 мм при максимальной высоте в 3500 мм.
Для автоматизации безколодезной задвижки компания Мастерпром разработала специальную колонку управления, которая позволяет устанавливать электропривод на высоте 500 — 800 мм над землей.
Комплектация канализационных магистралей
Практически у любого человека с термином «канализация» будет ассоциироваться большая труба, через которую в выгребную яму будут отходить канализационные нечистоты. Однако на практике выглядит это все намного сложнее, даже если примером будут служить обычные очистные сооружения. На что стоит обратить внимание в первую очередь:
- Для применения любого типа соединения (переход, развязка, поворот или врезка), понадобится ряд специализированных переходничков, которые называются фитингами.
- На тех участках, длина которых превышает отметку в пять метров, а также на извилистых (где имеются повороты), понадобится монтаж специальных тройников, которые служат в качестве действенного профилактического средства в процессе последующей эксплуатации всей магистрали. Именуются они канализационной ревизией.
- Для обустройства в помещении сливного типа канализации (ванная), для оттока жидкости с поверхности пола следует применить специальный трап, который может подключаться как горизонтально, так и вертикально, в зависимости от глубины осуществления прокладки.
- Жесткий фитинг применяется не только для осуществления плавного перехода на иной диаметр, но и манжет канализационного типа, который называется редукцией.
- Стыки заделывать силиконом не стоит, как и обмоточными лентами или герметиками. В качестве них используются прорезиненные уплотнители. В смету они входить не будут, так как они являются неотъемлемыми элементами комплектующих труб.
- Для осуществления жесткого типа фиксации применяются металлические или пластиковые хомуты специального типа (исключительно для канализаций). Это могут быть кронштейны, которые плотно обнимают трубу и максимально плотно прижимают ее к рабочей поверхности.
- Такой тип шиберных задвижек для канализационных систем может иметь промышленное назначение. Так, его часто используют в целлюлозных отраслях, а также горнолыжных для транспортировки вязких и сыпучих материалов.
- В качестве страховки могут использоваться клапаны обратного типа, у которых тип затвора фланцевый или шаровый.
- Для канализационных систем, состоящих из пластиковых труб, могут быть использованы вертикальные и горизонтальные пластиковые клапаны.
- В процессе слива может образовываться разреженный кислород, что повлечет за собой зарождение посторонних шумов.