Котел на отработанном масле для отопления частного дома своими руками

Как сделать котел на отработке своими руками

Разные виды отработанных масел уже давно используются для обогрева зданий, чаще всего – производственных. Обычно в качестве источника энергии применяются самодельные печи, напрямую прогревающие воздух в помещении. Но жизнь не стоит на месте, получение тепловой энергии из отработки становится актуальным и для отопления частных домов. В связи с этим появились источники тепла заводского изготовления, а также самодельные котлы на отработанном масле.

Схема работы котла на отрабоке

Принцип работы и преимущества самодельных котлов

Чтобы отапливать помещение или целое здание, используя тепловую энергию сжигания старых масел, котлы данного типа работают по принципу, отдаленно напоминающему пиролиз. Топливо, находящееся на дне камеры, сначала разогревается до тех пор, пока не появятся горючие испарения. Они поднимаются вверх, смешиваются с воздухом и сгорают, выделяя тепло. Оно передается непосредственно водяной рубашке агрегата через стенки камеры. Для понимания процесса ниже показана схема котла на отработанном масле.

1 – верхняя крышка; 2 – шкаф управления; 3 – блок питания; 4 – вентилятор; 5 – насос; 6 – топливный бак; 7 – отработка масел; 8 – отстойник; 9 – кран для опорожнения; 10 – маслопровод; 11 – дверца для розжига и обслуживания; 12, 16 – соответственно, подающий и обратный трубопроводы, к ним присоединяется отопительная система; 13 – труба подачи воздуха в зону горения; 14 – водяная рубашка; 15 – жаровые трубы; 17 – камера сгорания; 18 – конденсатосборник; 19 – заслонка – регулятор тяги; 20 – дымоходная труба.

Чтобы понять, стоит ли заниматься этим делом, или лучше просто купить заводской готовый котел, надо проанализировать, какими преимуществами обладают самодельные агрегаты. Они довольно существенны:

  1. Низкая стоимость. Даже если вы поручите работу опытным мастерам, оплатите ее и купите все материалы, то самодельный котел на отработке обойдется вам вдвое дешевле, чем заводской.
  2. Сжигать можно любые виды отработанных масел, а в случае надобности и дизельное топливо.
  3. Всегда есть возможность усовершенствования конструкции или ее дополнения средствами автоматизации.
  4. Поскольку использование отработанного масла в качестве топлива предполагает небольшое количество золы после сгорания, то и обслуживание источника тепла не займет много времени.
  5. Качественно собранный агрегат с набором автоматики при работе не требует постоянного к себе внимания и частого посещения топочной, нужно лишь вовремя заливать топливо в бак.


Из недостатков можно выделить некоторую инертность, она заключается в том, что после прекращения подачи воздуха в зону горения процесс останавливается не сразу, для этого требуется некоторое время, в течение которого теплоноситель продолжает прогреваться. Далее, после затухания пламени котлы на отработке потребуется разжигать вручную, если не предусмотреть для этого специального устройства.

Самодельные котлы для отопления на отработке усовершенствованной конструкции наделены функцией «холостого хода», когда воздуха в камеру подается совсем немного. Это сделано с целью поддержания небольшого пламени, когда интенсивный нагрев теплоносителя не требуется. После его остывания подача воздуха возобновляется и теплогенератор выходит на рабочий режим.

Когда вы задумали сделать отопление отработкой, надо понимать, что в топочной не будет такой чистоты, как при использовании газа или электричества. Это неизбежный атрибут пользования отработанным топливом, как и присутствие специфического запаха. Кроме того, придется организовать фильтрацию масла от металлической стружки и прочих твердых включений, чтобы они не засоряли топливный тракт.

Инструкция по выполнению работ

Как выглядит готовый котел

Котел, сжигающий отработанное масло, отличается от печи тем, что не позволяет львиной доле тепла улетать в трубу и нагревает воду в системе отопления, а не воздух. Другое дело, как это реализовано в конструкции агрегата. С заводскими теплогенераторами все понятно, их производят на основании расчетов и разработок, которые выполняют целые коллективы специально нанятых людей. Что же касается изготовления самодельного котла на отработке, то это результат труда и творческой мысли нескольких человек, и как показывает практика, результат весьма успешный.

Вариант отопительного устройства без водяной рубашки: схема и принцип работы печки на отработке

Воспользуемся этими результатами и подробно рассмотрим, как сделать котел на отработке своими руками. Для этого понадобятся инструменты и приспособления:

  • аппарат ручной дуговой сварки постоянного тока (инвертор);
  • угловая шлифовальная машина с кругами отрезными по металлу;
  • дрель электрическая;
  • молоток, набор ключей и прочих слесарных инструментов, имеющихся в каждом индивидуальном хозяйстве.

Как можно понять из списка, от вас требуются два навыка: по слесарным и сварочным работам. Особенно при изготовлении самодельного котла на отработке важно умение выполнять качественные и герметичные сварочные швы. Если в этом нет уверенности, то стоит пригласить на помощь профессионального электросварщика.

Теперь следует подобрать материалы для самодельного котла. Обычно, чтобы не ломать голову над изготовлением корпуса будущего теплогенератора, берут два сосуда или две трубы разных диаметров, чтобы при вставке одной в другую между ними оставался просвет 3—4 см для водяной рубашки. Поскольку работа котла связана с высокой температурой, толщина стенок труб должна быть не менее 4 мм, а лучше 6 мм.

Совет. Для внутреннего корпуса топки зачастую принимают баллоны из-под пропана или кислорода.

Чтобы собрать самодельный котел на отработанном масле, сначала надо обрезать трубы на необходимую длину, она же и высота агрегата. Дополнительно понадобятся трубы меньших диаметров для патрубков, подачи воздуха и теплообменника, а также листовой металл толщиной не менее 4 мм, чтобы выполнить дверцу и крышки круглой формы. Из дополнительного оборудования понадобится приобрести маслонасос, вентилятор для нагнетания воздуха и комплект автоматики с датчиками. Когда все готово, можно приступать к сборке, изучив чертежи котла на отработанном масле.

Здесь показана базовая версия котла, сделанного своими руками. Далее, необходимо изготовить водяную рубашку с жаротрубным теплообменником, как показано на фото ниже.

Следующий этап – монтаж электрического вентилятора и комплекта автоматики, который будет контролировать температуру теплоносителя, управляя производительностью нагнетателя воздуха и маслонасоса. Дальше следуют испытания и установка котла в топочную.

Совет. Прежде чем заполнять систему водой, а бак – топливом, рекомендуется произвести проверку качества сварных швов на проницаемость с помощью общепринятых методов.

Заключение

Изношенные машинные масла – это альтернативный источник энергии для обогрева дома, особенно когда другие энергоносители дороги и недоступны. Но зачастую домовладельцы не имеют возможности приобрести необходимое оборудование в силу его высокой стоимости. В то же время качественно изготовленные самодельные отопительные котлы функционируют не хуже заводских и потому заслуживают внимания. Работу одного из подобных котлов можно увидеть, просмотрев видео.

Читайте также:
Мини-камин: разновидности, преимущества и недостатки, строительство своими руками

Как я котел варил

Для теплого пола решил сварить двухоборотный котел на отработке. Благо отработку поставляют бесплатно. Котел от печки на отработке отличается тем что нет открытого огня, горение происходит в камере внутри водяной рубашки. Я буду использовать тосол. Котел будет стоять в подвале. На данный момент котел ещё не запускал, нужно найти масляный насос от мотоцикла Урал, как оказалось в Питере это проблема. Купил один, но он бракованный. Этот насос должен подавать отработку в камеру сгорания. Ещё надо соорудить насос для подачи воздуха. Забор воздуха будет с улицы. Выхлоп в печную трубу. Ну и третий этап подключение труб с перекачивающим насосом. Потом думаю сделать автоматику на управление котлом.

Метки: котёл на отработке своими руками, двухоборотный котёл на отработке, отопление гаража, котел на теплый пол

Комментарии 74

Камера сгорания 140 а чаша чуть больше100

Так надо было чашу из 140 сделать и проблемы бы не было.

Из того что было. (

Не сразу увидел, у вас чаша меньшего диаметра чем камера сгорания. Для чего так сделано?

У меня проблемка на дно печки попадает не сгоревшей масло пытается вытечь через двецу. Как я понял у меня не правильно сделана нижняя часть.

Скорее всего много масла подаётся, оно не успевает сгорать, или его выдувает через щели над чашей. Я на своей чаше, приварил два полукольца, из полосы. Одно полукольцо на камеру сгорания, второе на чашу. При установке чаши они образуют кольцо закрывающее щель межу камерой сгорания и чашей.

Несколько вопросов :
высота чашки?
расстояние от чашки до дожигателя?
чашка стоит не на дне(поднята)?

Чашка высотой сантиков 6-7. Расстояние до дожигателя такое, чтобы чашка могла пройти когда вытаскиваешь. Стоит не на дне, так как она в процессе работы сильно нагревается, обеспечивая испарение масла.
На дно чаши наварил штырей из 10 прутка они сильно подняли КПД котла. На фото зола после 10 часов работы.

Здравствуйте, это один пост у Вас по котлу? Почитать бы остальное, хочу такой намутить тоже, стоит заморачиваться? Есть ньюансы?

Добрый вечер. Вроде один. Заморочится можно у меня уже пару сезонов работает отличный КПД. В крышке стоит термометр от духовки. Когда в камере сгорания около 250 градусов за выхлопную трубу можно рукой держаться. Варите сразу электродом, я сначала полуавтоматом варил осталось много свищей. Но вообще такие котлы есть в продаже около 30тр с автоматикой и вентилятором.
Забыл, ещё для увеличения КПД в чашу сгорания я наварил несколько штырей из 10мм прутка. Они действительно работают.

30 тыс дороговато, автоматику можно китайскими комплектующими собрать. А балон самое то. Спасибо!

Баллонов надо два. Одного по высоте не хватит.

это я тоже уже понял, спасибо.

Задумка отличная. НО ! ! !
Работать будит плохо потому что не будит выходит в режим ! Эффект пиролиза пропадёт ! Будет много нагара и остатка !
Из-за того что теплообменник( максимум его нагрев 90°) сделан очень близко к пиролизной камере и будит её изрядно охлаждать! Нужно его поднять хотя бы на 150-200мм от неё и утеплить, дабы достичь полного распада масла в горючий газ ! Съём тепла с камеры не допустим!

Люблю такие комментарии! После них обычно всегда работает отлично. Спасибо!

Есть форум единомышленников-энтузиастов-изобретателей по части отработки, где это всё много раз обсуждалось. termoportal.ru/
Море информации по самодельным котлам, калориферам и блокам управления к ним

Люблю такие комментарии! После них обычно всегда работает отлично. Спасибо!

Ещё предстоит настройка дожигателя ))

Люблю такие комментарии! После них обычно всегда работает отлично. Спасибо!

Люблю такие комментарии! После них обычно всегда работает отлично. Спасибо!

правда не котёл а калорифер и были ещё его модернизации ))) но фото нет пока что ))

Вот набор соеленитеоей переходников

Вентилятор новый поставил от ваз 2108 на роликовых подшипниках, переход с пряуголньника на круг диаметром 100м от вентиляции (пластиковый белый) затем переход с 100 на 80 и соеденил переходы соединителем для веет труб, для регулировки использовал Шим с али на 8а но он сгорел при максимальных оборотах вентилятора, сейчас жду шим регулятор на 30А, насос подачи масла тоже от мотоцикла урал но ещё не собрал его((( управление им будет шимом на 8 а, желательно ставить ещё перед шимом предохранитель чтоб шим не сгорел или реле на 8а например

Спасибо за информацию! После насоса я поставлю клапан, чтобы масло самотёком не перетекало при выключении насоса. Ещё вопрос какие термометры поставить видел где-то на видео цифровые, но где их купить?

Спасибо за информацию! После насоса я поставлю клапан, чтобы масло самотёком не перетекало при выключении насоса. Ещё вопрос какие термометры поставить видел где-то на видео цифровые, но где их купить?

Смотри, что нашлось на AliExpress
s.click.aliexpress.com/e/bHwkQWq Такой контроллер поставил на маслонасос, чтоб он отключал подачу масла при перегреве в системе антифриза и думаю второй датчик подключить чтоб в случае возгорания от печки отключил подачу масла в печку

Спасибо за информацию! После насоса я поставлю клапан, чтобы масло самотёком не перетекало при выключении насоса. Ещё вопрос какие термометры поставить видел где-то на видео цифровые, но где их купить?

Смотри, что нашлось на AliExpress
s.click.aliexpress.com/e/b3HNJ1RU Такие термометры чтоб контролировать температуру в помещение ))) они на 12v

Спасибо за информацию! После насоса я поставлю клапан, чтобы масло самотёком не перетекало при выключении насоса. Ещё вопрос какие термометры поставить видел где-то на видео цифровые, но где их купить?

Спасибо за информацию! После насоса я поставлю клапан, чтобы масло самотёком не перетекало при выключении насоса. Ещё вопрос какие термометры поставить видел где-то на видео цифровые, но где их купить?

Взял бочку железную на 50 литров с него будет подача масла насосом, сбоку будет приварена гайка для тэны 2кв чтоб отогревать масло в бочке и масло текло уже тёплое и жидкое в печку. Найти бочку можешь в магазинах по продаже масла автомобильного на разлив )))

Читайте также:
Утепление фундамента: материалы, технологии, расчёт теплоизоляции

может у вас ссылочка есть на печку Без наддува?

в поиске на ютубе наберите название, там много роликов про эти печки на любой вкус.

Без наддува одну только из батареи нашёл, гудящую вместе с вентилятором под ухо не хочется

Продам такого плана печь но уже с автоматикой

Затея просто супер. Искал в Интернете печь на отработке. Вот только недавно начал находить что то стоящее. И тут бац ваш пост. Очень надеюсь что идея отработает на все 100%. Я такую же систему думаю сделать но немного иначе. Хочу во внутрь баллона накрутить змеевик из гофрированой нержавейки. Вынести всю конструкцию на улицу и встроить ее в бочку металлическую. Пространство между бочкой и баллоном заполнить теплоизолятором например песок. Я вижу именно так потому что: можно оставлять без присмотра;Опасные факторы остаются за пределами гаража;Можно приехать затопить котел и открыть краник подачи масла на нужную мощность и так же при уходе из гаража можно прикрыть краник на минимум. Ну а теперь хочу спросить у вас на счет насоса. На чертеже система рассчитана на самотек же, типа капельницы. Зачем тогда насос

Отработка из бочки на полу как-то должна попасть на трубку подачи, плюс насосом регулировать расход.

Маслонасос можно использовать треугольный от 4-х тактного скутера — качает до 3-х литров в час. Фактическая максимальная производительность, этого маслонасоса, зависит только от максимальных оборотов выбранного мотор-редуктора.
С уважением.

Вот такой купил, случайно нет фото как его приспособить для нашей цели?

Такой ещё не видел.

Извиняюсь, а как чертежик раздобыть?

А по маленьким труба вода будет циркулировать? Или наоборот воздух?

Дым будет через них проходить.

Крышечку я бы не пристегивал, если бабахнет, то она просто отлетит.

Если бахнет то в трубу, а если не пристегнуть то и в башку прилетит.

Ну, ну, эти крышки не зря тяжелыми делают, чтобы далеко не летали.

electrovovik

Крышечку я бы не пристегивал, если бабахнет, то она просто отлетит.

Решает проблему взрывной клапан, он же смотровой лючок.

кстати, какова цена вопроса по материалам?

По деньгам: хер целых, хер десятых — делается из чермета.
А про взрывной клапан, я про печи закрытого горения (как у афтора статьи), а Вы обобщаете все печи, типо ЧП?

нет, почему, у парней печка полузаводского изготовления, такого же типа, только труба подачи воздуха не в крышке а под ней вварена. Печка стояла на первом этаже гаража, а они сидели на втором этаже, практически над ней. Она Спокойно работала, грела водичку, потом выключился свет, вентилятор перестал дуть, масло перестало поступать. Через минуту или полторы свет снова появился. вентилятор заработал, хотя автоматика печки не должна была включить подачу воздуха и масла. Раздался маленький “БУМ”, пол под пацанами всколыхнулся, запахло дерьмецом. Спустились вниз, крышечку вернули обратно, она всего на 2 м улетела, крышечку аварийного клапана искали долго, нашли в самом дальнем углу.
После этого они разорились на бесперебойничек. :)

Из за чего взорвалось? Пошел воздух и произошло самовоспламенение?

печка теплая, угольки горячие, масло испарялось, и потихонечку горело. И тут такой подарочек в виде свежего воздуха. Естественно бабахнуло.
Также теплую( только что погасшую) печку нельзя запускать легковоспламеняющимися жидкостям. типа бензина, керосина. соляры, и даже тормозухи. Эффект тот же, но меньше, зависит от того сколько жижи успело испариться.

Из за чего взорвалось? Пошел воздух и произошло самовоспламенение?

Всё прочитал ответ электрововика — там вина неправильно настроеной печи (чаша не разогревается), а также дымоход дохленький — Надеются, что печь надувная, значит типо дымоход сильный не нужен, это не так — ещё как нужен)))

electrovovik

нет, почему, у парней печка полузаводского изготовления, такого же типа, только труба подачи воздуха не в крышке а под ней вварена. Печка стояла на первом этаже гаража, а они сидели на втором этаже, практически над ней. Она Спокойно работала, грела водичку, потом выключился свет, вентилятор перестал дуть, масло перестало поступать. Через минуту или полторы свет снова появился. вентилятор заработал, хотя автоматика печки не должна была включить подачу воздуха и масла. Раздался маленький “БУМ”, пол под пацанами всколыхнулся, запахло дерьмецом. Спустились вниз, крышечку вернули обратно, она всего на 2 м улетела, крышечку аварийного клапана искали долго, нашли в самом дальнем углу.
После этого они разорились на бесперебойничек. :)

Наддув обязательно должен был включиться, а маслонасос нет — значит кнопки start-stop на маслонасос не предусмотрена в автоматике (это чей-то минус).
Также возможно печь не правильно настроена, в итоге вместо того, что упало то сгорело, в печи был объём масла.
У них крышка, в роли взрывного клапана.

Как сделать котел на отработанном масле

Отопительный котел эффективнее печки и удобнее в эксплуатации, ведь через радиаторную сеть он обогревает весь дом, а не 2—3 комнаты. Второй положительный момент: теплогенератор на отработанном масле выносится в отдельное помещение топочной вместе со всеми неприятными запахами, сопровождающими данный вид отопления. Предлагаем рассмотреть пошагово, как сделать котел на отработке своими руками из газового баллона или стальной трубы.

  • 1 Конструкция и чертежи отопителя
    • 1.1 Схема жидкотопливного котла
    • 1.2 Принцип работы агрегата
  • 2 Изготавливаем теплогенератор из баллона
  • 3 Советы по установке

Конструкция и чертежи отопителя

Мастера, занимающиеся изготовлением котлов на отработанном масле, применяют на практике 3 способа сжигания отработки:

  • поверхностное горение с пиролизным дожиганием в перфорированной трубе и вторичной камере;
  • использование горелок Бабингтона и других самодельных конструкций;
  • сжигание в пламенной чаше, подача топлива организована капельным методом, воздух нагнетается принудительно.

Способы сжигания отработанных масел в самодельных обогревателях – пиролизное горение, пламенная чаша, горелочное устройство Бабингтона

Первый вариант реализован в знаменитой гаражной печке, состоящей из 2 камер, соединенных вертикальной перфорированной трубой. Второй метод мы подробно описали в соответствующей публикации – изготавливается горелка Бабингтона и встраивается внутрь корпуса стального котла, ранее работавшего на дровах.

Мы предлагаем остановиться на третьем варианте – печи-капельнице, переделав ее в двухоборотный (правильное название — двухходовой) водяной котел. Ниже на чертеже представлена базовая версия данной печки, изготовленная из трубы Ø219 мм. Почему новичкам рекомендуется взять за основу капельный принцип работы отопительного агрегата:

Читайте также:
Утеплитель Кнауф для стен, пола и кровли: популярные виды изоляции для дома

  1. Устройство масляных горелок довольно сложное. Для сборки требуется некоторый опыт и финансовые вложения (например, для «Бабингтона» придется купить компрессор).
  2. Отопители поверхностного горения пожароопасны (стреляют пламенем при попадании воды в топливо). Оснастить чудо-печку водяной рубашкой – задача непростая.
  3. Расход топлива при поверхностном сжигании непомерно велик – до 2 литров отработки за 1 час.
  4. По отзывам на форумах, капельницы надежны и способны работать без автоматики (правда, хозяину придется уделять котлу некоторое время, чтобы приноровиться к ручному управлению). Агрегат относительно прост в изготовлении.

Печь-капельница — прототип двухходового водогрейного котла для сжигания жидких видов топлива

Примечание. Как самостоятельно сделать капельную печку на отработанном масле, мы подробно рассмотрели в отдельной пошаговой инструкции. Если вас интересуют другие разновидности самодельных обогревателей на жидком топливе, пройдите на авторитетный тематический форум termoportal.ru.

Схема жидкотопливного котла

Представленную на чертеже схему капельницы нужно переделать, поскольку вместе с жаротрубным теплообменником конструкция не поместится внутрь газового баллона — придется искать большую трубу диаметром 400 мм. Габариты теплогенератора можно уменьшить без потери мощности (15—20 кВт) следующим образом:

  • дожигатель смастерить из трубы DN40, изменив количество и диаметр отверстий (точнее указано на чертеже);
  • для камеры сгорания возьмите трубу DN150;
  • водяную рубашку сварите из двух газовых баллонов из-под пропана;
  • теплообменник – минимум 8 жаровых труб Ø32 мм;
  • размер чаши – по камере сгорания (DN150);
  • высота от края дожигателя до дна чаши – 6.5—7 см.

Как устроен двухоборотный котел, действующий на отработанном масле, показано на чертеже. Отличие от простой капельницы заключается в жаротрубном теплообменнике, размещенном между стенками камеры сгорания и наружной обшивкой. Соответственно, патрубок дымохода переместился в нижнюю зону корпуса.

Для справки. Котел называется двухходовым, поскольку продукты горения делают 2 оборота по трубам и дважды меняют направление движения, прежде чем уйти в дымоход. Существуют и трехходовые версии теплогенераторов с верхним дымоходным патрубком.

Принцип работы агрегата

Этот раздел предназначен для новичков, кому раньше не приходилось заниматься отопительным оборудованием на жидком топливе – отработке либо солярке. Представленный на чертеже котел работает по следующей схеме:

  1. По трубке, проходящей внутри дожигателя, течет отработанное автомобильное масло. Способ подачи – самотеком или с помощью насоса.
  2. Воздух в зону горения нагнетается электрическим вентилятором.
  3. Капли масла, падающие на дно раскаленной чаши, испаряются и сразу воспламеняются. Дожигание поднимающихся масляных паров происходит напротив всех отверстий, просверленных в центральной трубе.

Схема сжигания отработанного масла в котле и движения дымовых газов через огнетрубный теплообменник

  • Выделяющееся от пламени тепло напрямую передается водяной рубашке котла. Горячие дымовые газы, вытесняемые воздухом от вентилятора, проходят сквозь жаровые трубы, отдают часть теплоты и вылетают в дымоход.
  • В зависимости от качества топлива и режима работы чистка теплогенератора производится 1 раз в 3—7 дней. Основная масса сажи скапливается в чаше, которая легко вынимается через специальный люк. Как функционирует капельный котел на отработанном масле, сделанный своими руками, расскажет один из мастеров в очередном видео:

    Изготавливаем теплогенератор из баллона

    Первым делом подготовьте к свариванию газовые баллоны – удалите сферические части (не забудьте наполнить предварительно водой!) и отрежьте один сосуд по размеру, чтобы вместе они составили корпус требуемой высоты (1 м).

    Вентиль выворачиваем трубным и гаечным ключом. Если не получается, то подпиливаем и аккуратно отбиваем молотком

    Заготовьте остальные материалы, учитывая следующие рекомендации:

    • камеру сгорания и пламенную чашу лучше сделать из нержавеющей стали толщиной 1.5—3 мм (например, марки 12X18H12T);
    • если нержавейку отыскать не удалось, используйте черную сталь марки Ст3 — Ст20 от 4 мм толщиной;
    • трубку подачи отработанного масла тоже подберите нержавеющую;
    • толщина стенок жаровых труб – не менее 3.5 мм;
    • для герметизации верхней крышки подберите стальную полосу 40 х 4 мм (ободок) и асбестовый шнур;
    • подготовьте листовой металл 3 мм на изготовление ревизионного люка;
    • на теплообменник берите трубы с толщиной стенки минимум 4 мм.

    Варианты изготовления чаш, устанавливаемых на дно отопительного агрегата

    Совет. В качестве нагнетателя мастера обычно применяют «улитку» салонного отопителя ВАЗ 2108, но это не панацея. Возьмите любой подобный вентилятор — все равно его производительность придется регулировать с целью увеличения либо уменьшения мощности котла.

    Процесс изготовления двухходового котла на отработке выглядит так:

    1. Нарежьте жаровые трубы Ø32 мм по размеру и сварите теплообменник, используя один баллон в качестве наружного кожуха, а трубу Ø150 мм – стенок камеры сгорания.
    2. Приделайте к теплообменнику подводящие патрубки системы водяного отопления.
    3. Во втором баллоне вырежьте отверстия под ревизионный люк и дымоходный патрубок. Приварите штуцер Ø114 мм и выполните горловину с крышкой из листовой стали.
    4. Сварите оба резервуара в один корпус. Сверху выполните обечайку из железной полосы – она послужит уплотнением крышки. Щель между кромками заполните асбестовым шнуром.
    5. Изготовьте дожигатель в соответствии с чертежом. Проделайте в полусферической крышке (в прошлом – торец баллона) отверстия для смотрового окна и установки дожигателя (по центру).
    6. Крышку оснастите ручками и заслонкой на окошке. Трубу дожигателя допускается приварить к ней наглухо либо прикрутить болтами с уплотнением асбестовым шнуром.

    С нижнего торца перфорированная труба закрывается заглушкой, где проделано 4 отверстия – одно посередине, оставшиеся три – радиально. В центральное отверстие выводится трубка маслопровода и обваривается. Последний шаг – изготовление пламенной чаши котла, где будет гореть отработанное масло.

    Нижняя (торцевая) часть дожигателя с 3 отверстиями Ø4 мм

    Рекомендация. Если вы хотите сделать котельную установку на отработке с водяным контуром, обеспечивающим ГВС, не торопитесь заталкивать внутрь теплообменника змеевик. Есть решение попроще: приварить к водяной рубашке 2 дополнительных патрубка и подключить их к баку косвенного нагрева через циркуляционный насос. Второй вариант – установить на дымоход теплообменник самоварного типа.

    По окончании сборки приварите к трубе–дожигателю колено с фланцем и установите «улитку». Чтобы наружная металлическая стенка водяной рубашки не теряла напрасно тепло и не обогревала помещение котельной, выполните изоляцию корпуса из негорючей базальтовой ваты. Простейший способ — примотать утеплитель шпагатом, а затем обернуть тонколистовым крашеным металлом.

    Наружную обшивку теплогенератора можно сделать прямоугольной

    Более наглядно процесс изготовления жидкотопливного котла продемонстрирован в следующем видео:

    Советы по установке

    Монтаж котла, использующего отработанное масло, практически не отличается от установки отопителей других типов. Есть одно преимущество: благодаря наличию турбонаддува и бездымному горению жидкого топлива дымоход необязательно задирать на 6—7 метров. Достаточно вывести оголовок дымоотвода из зоны ветрового подпора и поднять на высоту 4 м.

    Касательно правильного монтажа дадим такие рекомендации:

    1. Котел и не защищенные изоляцией стальные дымоходы располагаются на расстоянии 0.5 м от горючих стен и других элементов деревянного дома. Минимальный отступ от несгораемых конструкций – 100 мм.
    2. Проход сквозь внешнюю стену и весь наружный участок газохода выполняйте утепленной трубой – сэндвичем, иначе будет много конденсата и сажи. Подробно технология устройства дымохода описывается в отдельном материале.
    3. Обязательно установите на подающей магистрали отопления группу безопасности.
    4. Организуйте в топочной хорошую вытяжку для удаления запахов. Забор воздуха на горение можно предусмотреть с улицы.
    5. Оснастите нагнетатель регулятором оборотов, а маслопровод – вентилем. Это позволит управлять мощностью теплогенератора вручную. Не путайте регулировочный вентиль с обычным краном, запорная арматура ставится на трубопроводы в любом случае.
    6. Сделайте примитивную автоматику аварийной остановки – поставьте на подачу термостат, отключающий вентилятор и масляный насос в случае перегрева теплоносителя.

    Вариант монтажа теплогенератора с нижним подключением дымохода

    Если отработка подается самотеком, то ради безопасности желательно поставить на топливную магистраль электрический отсекающий клапан. Одна тонкость: после аварийного отключения котел самостоятельно не запустится, придется разжигать масло вручную либо мастерить автоматический розжиг.

    Работу котла очень желательно подстраховать на случай отключения электроэнергии. Автомобильный вентилятор, рассчитанный на напряжение 12 вольт, можно запитать от обычного аккумулятора, остальное оборудование – насосы, термостаты – через блок бесперебойного питания.

    Подачу отработанного масла в камеру сжигания котла проще всего организовать самотеком – из подвешенной к стене емкости. Но за подобной системой нужно постоянно следить плюс по мере опорожнения интервал между каплями увеличивается, а интенсивность горения уменьшается.

    Отсюда рекомендация: после первичного испытания двухоборотного котла на отработке приобретите насос от мотоцикла «Урал» (или подобный) и установите в бочку с топливом. Как это осуществить, смотрите в последнем видеосюжете.

    Делаем отопление на отработанном масле своими руками: описание принципа работы, конструкции самодельных котлов и заводских горелок

    Среди вариантов отопления частного дома особое место занимают котлы на отработанном масле. Они появились относительно недавно и вызвали массу споров о практичности их применения. Однако несмотря на критику они все больше используются в качестве основного источника тепла. Как сделать эффективное отопление дома на отработанном масле своими руками: котлы, отзывы и описание специфики эксплуатации помогут решить этот вопрос.

    1. Принцип работы котлов на отработанном масле
    2. Целесообразность установки
    3. Меры безопасности
    4. Обзор производителей котлов отопления на отработке
    5. Котлы Clean Burn
    6. Горелки Kroll
    7. Котлы Жар
    8. Самодельный котел на отработанном масле
    9. Отзывы об отоплении на отработанном масле

    Принцип работы котлов на отработанном масле

    Внешний вид отработанного масла

    Обустроить полноценное воздушное отопление на отработанном масле можно только после ознакомления со спецификой конструкции котлов. Этот вид топлива по своим техническим характеристикам схож с дизельным, но имеет большее количество добавок. Они возникают из-за специфики эксплуатации масла — в автомобиле, промышленном обетовании и т.д.

    Поэтому многие заводские котлы отопления на отработанном масле по факту являются дизельными. Их принцип получения тепловой энергии аналогичен автомобильному двигателю. С помощью насоса происходит подача топлива в форсунку с одновременным нагнетанием большого количества воздуха. Эта смесь воспламеняется, вырабатывая большое количество тепловой энергии.

    Альтернативным вариантом является котел отопления на отработанном масле своими руками. В нем топливо сгорает как в обычном твёрдотопливном. Однако при этом КПД работы системы намного ниже. Поэтому специалисты рекомендуют устанавливать заводские модели.

    Принцип работы котла на отработанном масле

    Это обусловлено их преимуществами:

    • Точный расчет расхода топлива и подачи воздуха в форсунку;
    • Надежность и безопасность работы;
    • Организация системы отвода угарных газов;
    • Предварительный нагрев топлива для повышения эффективности сгорания.

    Но вместе с этим отопление дома на отработанном масле с использованием заводских котлов характеризуется высокими первоначальными затратами. Можно их незначительно снизить, приобретя горелку, которая устанавливается в твердотопливный котел.

    Диаметр форсунки для отработанного масла должен быть больше, чем для дизельного топлива.

    Целесообразность установки

    Схема отопления на отработанном масле

    Действительно ли выгодно отопление загородного дома на отработанном масле? Это вариант теплоснабжения может быть применен только при доступе к относительно дешевому топливу. В противном случае будет экономически нецелесообразно устанавливать сложное и дорогостоящее оборудование.

    Отопление загородного дома на отработанном масле помимо котла должно включать в себя емкость для хранения топлива. К ней предъявляются особые требования. Использование открытых бочек категорически запрещено, так как отработанное масло постепенно испаряется. Для этого необходимы закрытые емкости. Кроме них потребуется насосное оборудование для подачи топлива в камеру сгорания.

    Суммируя все вышеперечисленные факторы можно выделить основные требования к целесообразности отопления на отработанном масле для частного дома:

    • Доступ к дешевому топливу. Для дома 150 м² при 9 часовом отоплении потребуется в сутки порядка 22,5 кг масла. За отопительный сезон эта цифра составит около 2200 кг;
    • Специальная емкость для хранения. Ее вместительность должна быть не менее 2-х месячного расхода, т.е. порядка 500 кг;
    • Нужно помнить, что количество сажи у печи отопления на отработанном масле будет на порядок больше, чем у дизельного или твердого топлива. В связи с этим увеличится периодичность очистки камеры сгорания и дымохода.

    Также отопление на отработанном масле своими руками делается с установкой вентилятора, а не турбины. Это уменьшает приток воздуха, что сказывается на составе горючей смеси. Такая технология приводит к быстрому засорению форсунки и частому выходу ее из строя.

    Можно договориться с ближайшим автосервисом о закупке отработанного масла. Лучше всего это делать за 4-5 месяцев до начала отопительного сезона.

    Меры безопасности

    Самодельная установка на отработанном масле

    Самым важным для потребителя остается вопрос – безопасно ли паровое отопление на отработанном масле? Все жалобы на неприятный запах и возгорание топлива связаны с несоблюдением правил безопасности.

    Важно правильно подобрать состав отработанного масла. В нем не должны содержаться отходы бензина, ацетона и других легковоспламеняющихся средств. Также следует обратить внимание на сторонние примеси, свойственные автомобильной отработке. Именно они являются причиной преждевременного загрязнения горелки.

    Для воздушного отопления на отработанном масле должны быть предусмотрены следующие меры безопасности:

    • Дымоход с диаметром минимум 100 мм. Лучше всего использовать сэндвич-дымоход, так как на его поверхности образуется меньше всего сажи;
    • Не допускается хранение емкостей с топливом в непосредственной близости от котла;
    • Баки с отработанным маслом должны быть герметичными. В случае попадания в них воды произойдет разбрызгивание топлива во время работы горели. Это может привести к пожару;
    • Температурное воздействие на котел отопления на отработанном масле намного выше, чем у твердого топлива. Поэтому толщина стенки теплообменника и камеры сгорания не может быть менее 2 мм;
    • Во избежание задымления котельной в ней обустраивается система принудительной циркуляции. Рекомендуемый воздухообмен должен составлять 180 м³/ час на 1 м³ площади.

    Только после выполнения этих требований можно говорить о безопасной системы отопления загородного дома на отработанном масле.

    Работа вентилятора или турбины могут забирать большой объем воздуха из котельной. Поэтому мощность вентиляционной системы помещения должна быть выше в 1,2 раза.

    Обзор производителей котлов отопления на отработке

    Заводская горелка на отработанном масле

    Надежное отопление на отработанном масле, отзывы о котором носят в большинстве положительный характер, невозможно без заводской горелки. Именно от нее будет зависеть безопасность и эффективность работы теплоснабжения дома. В настоящее время на рынке преобладают зарубежные производители этого вида оборудования. Это связано с трудоемкостью производства и относительно низким спросом у российских потребителей на котлы отопления на отработке. Большинство моделей предназначены для теплоснабжения больших помещений, и их мощность превышает 60 кВт. Но несмотря на это можно организовать отопление на отработанном масле в частном доме и с помощью менее производительных горелок.

    Котлы Clean Burn

    Американская компания специализируется на производстве мощных котлов на отработанном масле. Ее продукция пользуется спросом в котельных для отопления 2-3 многоквартирных домов. Минимальная мощность котла составляет 200 кВт. Особенностью является уникальная форма теплообменника, обеспечивающая 95% КПД.

    Горелки Kroll

    Немецкий производитель профилируется на изготовлении горелок, работающих на отработанном масле. Важно, что инженеры компании учли специфику отопления дома на отработанном масле – горелка может быть установлена практически на любой тип твердотопливного котла. Помимо этого она имеет уникальную систему разогрева топлива, чтобы его вязкость была приближена к идеальной.

    Особенностью является обязательное наличие сжатого воздуха, который может быть генерирован с помощью компрессора. Это обязательное условие для организации отопления на отработанном масле своими руками.

    Котлы Жар

    Этот российский производитель является одним из немногих, кто смог сделать по-настоящему уникальное отопительное оборудование на отработанном масле. Их отопительный котел «Жар-20» номинальной мощностью 30 кВт может быть установлен в частном доме. Он не занимает много места, и при этом учтены все меры безопасности для парового отопления на отработанном масле.

    Цена на оборудование от вышеописанных производителей зависит от мощности котла (горелки), ее конструкционных особенностей.

    Модель Цена, руб.
    Kroll KG/UB, 75 кВт/час 270000
    Clean Burn СВ-2000, 200 кВт 580000
    Жар-20 170000

    Прежде чем приобрести определенную модель котла рекомендуется ознакомиться с отзывами на отопление на отработанном масле. Они помогут составить объективную точку зрения на эффективность работы конкретного оборудования.

    Самодельный котел на отработанном масле

    Самодельная печь на отработанном масле

    Не всегда печь отопления на отработанном масле необходима для теплоснабжения дома. В некоторых случаях она изготавливается для теплоснабжения гаража, подсобных помещений. Тогда подобрать заводскую модель горелки мощностью до 10 кВт практически невозможно. Единственный выход – сделать ее самостоятельно.

    Принцип работы этого устройства основан на сжигании смеси кислорода с маслом. Во время горение этого состава происходит нагрев бака с водой, расположенный в верхней части конструкции. Для изготовления подобного котла отопления на отработанном масле своими руками потребуется правильно подобрать исходные материалы. Температура в зоне сгорания может достигать +700°С, поэтому лучше всего использовать жаропрочные марки стали.

    Схема изготовления самодельного котла

    Для подачи воздуха понадобится компрессор небольшой мощности. Шланг от него устанавливается в патрубок, расположенный рядом с резервуаром с отработанным маслом. Для розжига устанавливается пьезоэлемент или аналогичное ему устройство.

    В отличие от заводских горелок у парового теплоснабжения на отработанном масле есть своя специфика работы. Она заключается в принципе получения тепловой энергии. Рассмотрим этапы работы отопления на отработанном масле с помощью котла, сделанного своими руками:

    • Масло нагревается до +40°С в результате чего формируются испарения, попадающие в верхнюю камеру;
    • В зоне сгорания происходит подмес воздуха к топливной смечи, в результате чего происходит выделение большого количества тепла;
    • Полученная энергия может быть направлена на нагрев воды в верхнем теплообменнике или поступать непосредственно в помещение через стенки камеры сгорания.

    Для этого самодельного котла на отработанном масле важно правильно сделать дымоходную систему. Она должна беспрепятственно выводить продукты сгорания за пределы помещения. Также следует учитывать высокое потребление кислорода во время сгорания топлива. Поэтому для отопления загородного коттеджа на отработанном масле делают автономную систему подачи воздуха.

    Для регулировки мощности котла на шланг подачи воздуха устанавливается кран. С его помощью можно уменьшать (увеличивать) приток кислорода и состав горючей смеси.

    Отзывы об отоплении на отработанном масле

    Как можно определить актуальность установки печи отопления на отработанном масле? Существует много критериев – расчетный показатель КПД, комфорт эксплуатации. Однако наиболее действенный способ узнать о возможных проблемах – ознакомиться с отзывами об отоплении на отработанном масле:

    • Решили сделать в нашем автосервисе воздушное отопление на отработке. Благо топлива всегда с избытком. Установили самодельный котел и провели «полевые испытания». Первая проблема – обязательная очистка масла перед заливкой. Даже небольшое содержание антифриза (что бывает часто) значительно увеличивает объем копоти. После доработки системы все функционирует нормально;
    • Были много наслышаны об отоплении частного дома на отработанном масле – эффективно и с небольшими расходами. Муж работает в электросетях и сумел договориться о продаже трансформаторного масла по хорошей цене. Установили германскую горелку на старый котел, сделали грамотный подвод топлива. Система работает как часы. Единственный недостаток это большое потребление – зимой до 25 кг в сутки;
    • Для гаража сделал самодельный котел на отработке. Работает нормально – заранее установил хороший дымоход. Стенки котла раскаляются до красна и поэтому приходится их обдувать вентилятором. Также отметил, что нужно часто чистить топку.

    Из опыта эксплуатации для компенсации первичных затрат на установку оборудования на отработанном масле потребуется от 1 года до 3-х. Это касается только котлов, мощностью от 60 кВт и выше.

    В видеоматериале показан пример работы самодельного котла:

    Как сделать котел на отработке своими руками – пошаговое руководство

    Правила эксплуатации оборудования

    Собранный водяной котёл требуется использовать, соблюдая определённые правила, главным из которых является использование дымохода с подходящим диаметром сечения. Система дымоотведения обязательно комплектуется заслонкой для регулирования тяги, а участок её прохождения сквозь потолочное перекрытие и кровлю изолируется с помощью термоупорного кожуха. А при использовании котла не допускается доливать топливо в нагретую камеру, охлаждать котёл с помощью воды и отключать наддувный вентилятор. Соблюдение этих правил обеспечит эффективную работу оборудования и увеличит срок эксплуатации системы отопления.

    Как выбрать котел на отработанном масле для отопления частного дома

    Материал теплообменника

    В котлах на отработанном масле используются два типа теплообменников:

    • стальной – наиболее распространенный и недорогой в производстве, но изнутри сильно подвержен коррозии. Даже не смотря на обработку различными антикоррозийными составами, редко служит более 20 лет. Однако стальной теплообменник более легкий, устойчивый к перепадам температур и механическим ударам.
    • чугунный – тяжелый и долговечный теплообменник. Чугун практически не поддается коррозии и служит не менее 30 лет. Однако он уязвим к механическим повреждениям и перепадам температур, а стоимость его производства позволяет использовать чугунный теплообменник лишь на самых дорогих моделях котлов.

    Теплообменники котлов на отработке имеют другую конструкцию и толщину, поэтому даже стальные варианты, в отличие от используемых в газовых котлах, могут служить более 20 лет.

    Типы газовых горелок по регуляции пламени

    Как и в газовых аналогах, горелка может быть:

    • одноступенчатая – работающая в режиме вкл/выкл, т.е. не имеющая регулировки мощности;
    • двухступенчатая – горелка, работающая на 50 или 100% мощности, что позволяет добиться большей экономичности, снизить нагрузку и увеличить срок службы;
    • модулируемая – крайне редкое явления при работе с отработанным маслом, но и наиболее эффективное. Мощность горелки регулируется в диапазоне 10-100% (точный диапазон зависит от модели), что позволяет обеспечить непрерывное горение на минимальной мощности – наиболее оптимальный режим работы котла.

    Коэффициент полезного действия (КПД) – это отношение объема потребляемого топлива к объему выделенной и аккумулированной теплоносителем тепловой энергии, простыми словами – эффективность котла. В среднем КПД котлов на отработке находится в пределах 85-90%, в зависимости от модели.

    Минимально необходимая мощность

    Для стандартного среднестатистического дома без утепления, с кладкой в 2 кирпича и высотой потолков 2,7 м принцип расчета минимально необходимой мощности котла прост: 1 кВт на каждые 10 м2 отапливаемой площади. Также мы рекомендуем закладывать запас мощности в 15-20%.

    Такого метода достаточно в более, чем 95% случаев. Если же дом находится в крайней северной или крайней южной точках страны, имеет высокие потолки или большую площадь остекления, учитываются корректирующие коэффициенты, с которыми мощность показатель может быть выше или ниже на 10-50%.

    Как точно рассчитать необходимую мощность котлаИндивидуальный расчет, формула и корректирующие коэффициенты

    Дополнительные критерии

    Определившись с основными критериями выбора, стоит обратить на другие показатели, влияющие на комфорт эксплуатации котла:

    • наличие звукоизоляции – слой звукоизоляции является редким явлением на котлах, сжигающих отработку в виду и так довольно шумной работы и установки их в отдельных помещениях. Однако некоторые модели способны издавать шум до 70 дБ, а производители далеко не всегда заботятся о звукоизоляции.
    • функционал автоматики – помимо различных режимов работы и тонких настроек, просто необходимым для современного дорогостоящего котла отопления является наличие комнатного термостата, позволяющего регулировать работу котла в зависимости от температуры в помещении, что более правильно и экономично. Кроме того даже самые простые термостаты имеют множество настроек и возможность программирования работы котла на ближайшие сутки или недели, что позволяет существенно экономить топливо, например, запрограммировав на рабочее время (когда никого нет дома) снижение температуры до 15°C.
    • безопасность – также важными для современного котла и безопасности системы отопления являются наличие защиты от перегрева, защиты от остановки циркуляционного насоса, режима предотвращения замерзания.

    Сборка и запуск в работу

    Корпуса таких котлов состоят из двух вставленных друг в друга труб, радиус которых должен отличаться друг от друга на 30–40 мм. Внешнюю часть необходимо оборудовать 2 выходами – для прямой и обратной подачи теплоносителя. А внутри меньшей по диаметру трубы устраивается камера сгорания. Ёмкость с отработкой располагается рядом с котлом – в неё погружается насос для подачи топлива в пиролизную камеру.

    Дальнейший процесс монтажа включает такие этапы:

    1. Размещение внизу ещё одной ёмкости для масла, с созданием в ней отверстий для поступления паров газа в камеру для вторичного сгорания;
    2. Проведение контактов для электрического розжига горелки через топочную дверцу;
    3. Врезку штуцера, благодаря которому происходит образование газовоздушной смеси, в стенку камеры;
    4. Создание дымохода с шиберной заслонкой для отведения продуктов сгорания, который предусматривает схема;
    5. Размещение опускаемой до уровня чаши с маслом трубки газоотвода;
    6. Установку на обратной магистрали циркуляционного насоса, а на прямой – группы безопасности.

    Перед началом работы оборудования выполняют проверку степени герметизации швов, заполняя соответствующие ёмкости маслом и водой. Первый запуск рекомендуется провести, наливая всего 10-миллиметровый слой очищенного от механических примесей масла с добавлением 100 мл керосина. Отработку поджигают с помощью смоченного в жидкости для розжига фитиля, опускаемого на дно ёмкости.

    Технология изготовления печи на отработанном масле

    Ниже представлены чертежи наиболее распространенной печи на отработке. Она выполнена из остатков трубы Ø352 мм, листовой стали 4 мм и 6 мм, также понадобятся обрезки толстостенной трубы Ø100 мм и уголка для ножек.

    Ее габариты позволят обогреть помещение со стандартной высотой потолков площадью до 80 м2, при большей площади следует увеличить размеры печи и диаметр трубы дымохода.

    • сварочный аппарат;
    • болгарка с отрезным кругом;
    • шлифовальный круг для зачистки швов;
    • дрель или сверлильный станок, сверла;
    • рулетка.

    Также необходимы растворитель и кремнийорганическая термостойкая краска — она обычно продается в баллончиках и используется для окраски сильно нагреваемых поверхностей печей.

    Последовательность изготовления своими руками:

    1. Подготавливают заготовки по чертежам. Все детали вырезают из указанного на чертеже материала и зачищают места среза для устранения заусенцев.
    2. Соединяют методом сварки детали нижнего бака: корпус из трубы Ø344 мм h=115 мм, дно из листового металла 4 мм, а также ножки из уголка произвольного размера. Вместо уголка можно использовать обрезки дюймовой трубы.
    3. В отрезке трубы Ø100 мм h=360 мм с помощью сверла выполняют перфорацию по эскизу — 48 отверстий диаметром 9 мм.
    4. Соединяют сваркой детали крышки нижнего бака: заготовку из трубы Ø352 мм h=60 мм, крышку из листовой стали 4 мм с двумя отверстиями и перфорированную трубу.
    5. Заслонку для отверстия подачи воздуха на крышке нижнего бака крепят на заклепку.
    6. Соединяют сваркой детали верхней камеры: заготовку из трубы Ø352 мм h=100 мм и дно из листовой стали 4 мм с отверстием для перфорированной трубы.
    7. К крышке верхней камеры приваривают дымовую трубу Ø100 мм h=130 мм, с внутренней стороны крышки — перегородку из листовой стали 4 мм с размерами 70х330 мм. Перегородка предназначена для отсекания пламени и увеличения эффективности нагрева верхней камеры. Располагать ее следует ближе к дымовому отверстию.
    8. Сваривают верхнюю камеру и крышку с дымовой трубой.
    9. Приваривают верхнюю камеру к верху перфорированной трубы, для увеличения жесткости конструкции можно сделать стяжки из прутка между крышкой нижнего бака и верхней камерой.
    10. Верхнюю часть печи надевают на нижний бак внатяг.
    11. Печь для продления срока эксплуатации покрывают кремнийорганической краской, предварительно зачистив сварные швы от окалины, а металл от ржавчины с помощью растворителя.
    12. Подсоединяют печку к дымоходу. Его высота должна быть не менее 4 метров для улучшения тяги. Поскольку дымоход придется часто очищать от сажи, нужно сделать его максимально прямым, без изгибов.

    Аналогичную печь можно сделать из листового металла, в этом случае ее камеры будут квадратной формы. Подробная технология приведена на видео.

    Изготовление печи на отработке: видео

    Как подключить к печи на отработке водяной контур

    Водяной контур подключают к котлу, установленному на верхнюю камеру. Его можно приварить прямо на поверхность печи, но более безопасно сделать отдельный бак: в случае прогорания дна бака вода попадет в камеру сгорания, что может вызвать выплеск горящего масла и резкое воспламенение.

    Бак может быть произвольной формы и высоты, главное условие — плотное прилегание к верхней камере и дымовой трубе для более эффективного нагрева. В стенки бака врезают два штуцера: в верхней части для нагретой воды, в нижней — для остывшей обратки.

    На выходе из бака устанавливают термометр и манометр. На обратной трубе в непосредственной близости от котла ставят циркуляционный насос и расширительный бак.

    Инструкция по сборке печи

    Чтобы правильно решить задачу, как сделать котел на отработке своими руками, нужно строго следовать пунктам инструкции:

    • Сначала нарезают заготовки для верхней емкости. Для этого на листе стали выполняют разметку верхней и нижней плиты размером 35*62 см, двух торцевых стенок размером 35*12 см, двух продольных стенок размером 62*12 см и перегородки 35*10 см.
    • Затем нарезают детали нижней емкости. Понадобится верхняя и нижняя плита размером 35*35 см и 4 боковые стенки размером 35*15 см.
    • Далее приступают к изготовлению горелки. Для этого используется стальная труба, от нее отрезают кусок длиной 36 см. На этом отрезке делают отметки для 48 отверстий, расстояние между которыми должно быть одинаковым. С помощью молотка и пробойника накернивают точки сверления. Результатом должны стать 6 рядов по 8 точек.

    • По полеченным точкам дрелью делают сквозные отверстия.
    • Теперь в верхней панели нижней емкости делают небольшой люк согласно схеме котла на отработанном масле. Для этого отступают от края на 3 см и рисуют прямоугольник размером 10*15 см. По начерченным линиям вырезают пластинку.
    • Далее нужно вырезать пластинку, которая будет закрывать лючок. Из листа стали вырезают прямоугольник размером 11*16 см и в центре высверливают отверстие диаметром 4 см. Полученный прямоугольник прикладывают к лючку на панели и делают сквозные отверстия под крепежные элементы.
    • С помощью болтов и гаек соединяют пластинку и верхнюю панель нижней емкости.
    • Приступают к сборке нижней емкости. В верхней панели делают отверстие для горелки и прихватывают трубу. Далее точечно приваривают верхнюю и нижнюю плиту к боковым частям.

    • После сборки емкости проваривают все стыки, чтобы сделать конструкцию полностью герметичной. Для полной безопасности и эффективной работы котла на отработке шов должен быть сплошным и аккуратным.
    • Теперь наступило время собирать верхнюю часть котла. Используя чертежи котла на отработанном масле своими руками, в нижней панели вырезают отверстие для трубы-горелки, в верхней панели – для дымоходной трубы. Затем к верхней панели последовательно приваривают боковые элементы, перегородку и нижнюю панель.
    • Чтобы соединить обе емкости, их нужно приварить к трубе-горелке. Из-за смещения верхней части котла конструкция получается не устойчивой. Решить эту проблему можно с помощью диагональной распорки, приваренной к обеим частям. Она необходима для придания конструкции дополнительной жесткости.
    • Все изделие необходимо внимательно осмотреть и выявить места некачественных соединений. Такие участки требуется проварить сплошным швом.
    • Можно приступать к изготовлению ножек для котла на отработке. Для этого от стального уголка болгаркой отрезают 4 одинаковых куска длиной по 7 см. Из стального листа вырезают 4 квадрата со стороной 5 см, затем к ним приваривают уголки.

    • Готовые ножки нужно приварить к нижней емкости котла. Этот этап требует аккуратной работы, так как для устойчивости конструкции на полу все ножки должны иметь одинаковую длину.
    • Котел готов и его можно устанавливать на месте постоянного пребывания. Здесь же конструкция проверяется на устойчивость, а с помощью уровня выявляют имеющиеся перекосы.
    • Для отведения продуктов горения из котла нужно собрать дымоходную трубу. Вначале собирают внутреннюю часть, которая представляет собой участок прямой трубы и колено для вывода через стену на улицу.
    • Прежде чем сделать отверстие в стене, нужно правильно определить его расположение и размер. Для этого собранную дымоходную трубу примеряют к стене и обрисовывают ее контур. Чтобы получить ровные края отверстия, необходимо по начерченной линии через 2-3 см сделать несколько сквозных отверстий. После этого центральная часть должна удалиться без особых трудностей.

    • Прямой участок внутренней дымоходной трубы закрепляют на котле, а колено выводят на улицу через отверстие в стене.
    • Для безопасной работы котла на отработке нужно позаботиться об обустройстве внешней части дымохода. Поэтому снаружи к выходящей части колена присоединяют дополнительный участок трубы с коленом. Внешнюю часть требуется надежно зафиксировать под свесом крыши с помощью кронштейна.
    • После того как конструкция полностью собрана требуется проверка тяги. К одному из отверстий трубы-горелки нужно поднести зажженную спичку, если тяга хорошая, то пламя будет отклоняться к трубе. При хорошей тяге отработка будет хорошо гореть. Для увеличения тяги можно немного приоткрывать лючок.

    Как собственноручно сделать котёл на отработанном масле

    Если возникает необходимость в обогреве хозяйственного помещения, нередки проблемы по этому поводу. Не всегда есть возможность подключить гараж или другое техническое помещение к общей системе отопления в доме. К тому же это ещё и нецелесообразно с финансовой стороны. В связи с этим часто устанавливают котёл на отработанном масле своими руками.

    Принцип действия

    Котёл состоит из двух ёмкостей, сделанных из металла, которые соединены между собой с помощью трубы. Сверху прикрепляется дымоход. Его длина не должна быть менее 1 метра. Снизу расположена ёмкость для заливки отработанного топлива. Когда масло разогревается, оно выделяет пар, который и является источником тепла. Пар от масла выходит через перфорированную ёмкость в дымоход. Такое оборудование будет прогревать помещение, но вредных веществ выделять не будет.

    Если использовать котёл без водяного контура, то им можно прогреть небольшое помещение до 45 квадратов. Но когда есть надобность в обогреве достаточно большого помещения в сильные морозы, то без дополнительных технических решений не обойтись. Употребляет топлива такое устройство примерно от 0,5 до 1 л в час. Это позволяет сэкономить значительную сумму на энергоресурсах.

    Такое устройство можно сделать с одним контуром и с двумя. Всё зависит от потребностей владельца технического помещения. При использовании одноконтурного котла удастся прогреть только помещения, но двухконтурное устройство позволяет нагревать и воду для бытовых целей. В последнем варианте для воды есть встроенный обменник тепла. Схему котла на отработке можно найти в интернете.

    Принцип работы такого устройства несложный: с помощью насоса масло подаётся в испарительную камеру. Там оно прогревается и перерабатывается в пар, после этого пар в камере сгорания перемешивается с воздухом и нагревает воду. Вода из контура перемещается в батарею, а потом обратно в котёл.

    В данном видео рассмотрим двухоборотный котел на отработанном масле:

    Необходимые инструменты и материалы

    Такое устройство можно сделать любой формы. Можно изготовить его из металлического листа, но если его нет, то взять можно старый газовый баллон или металлическую трубу большого диаметра с толстыми стенками. Самую простую модель можно выполнить из основной трубы диаметром 0,5 м и двух дополнительных, диаметром по 30 см. Также потребуются две металлические пластины с толщиной минимум 2 мм.


    Кроме этого, потребуются такие инструменты и материалы:

    • металлические листы толщиной от 2 мм;
    • труба для дымохода;
    • 3 арматуры;
    • насос;
    • компрессор;
    • расширительный бачок;
    • сварка;
    • асбестовое полотно;
    • болгарка;
    • герметик;
    • переходники из термостойкой стали.

    Хотя конструкция получится достаточно простой, небольшое помещение гаража она способна хорошо обогреть даже в зимнее время года.

    Практическое руководство

    Перед монтажом необходимо подготовить все материалы к работе. Это очень важно, так как значительно упростит все работы при непосредственной сборке.

    Необходимо сделать следующее:

    1. Трубу диаметром 60 см обрезают с помощью болгарки. Её высота должна получиться около метра.
    2. Меньшую трубу также нужно отрезать. Длина должна получиться 30 см.
    3. В пластинах проделывают отверстия. В одной пластине диаметр должен составлять 30 см, а в другой соответствовать ширине дымохода.
    4. 60 см трубу закрывают сверху и снизу металлическими пластинами, приваривая их по кругу. При этом пластина с большим отверстием должна быть снизу.
    5. Снизу, на месте большого отверстия приваривается труба меньшего диаметра, которая также закрывается пластиной.
    6. Напоследок приваривают ножки из арматуры.

    В итоге должен получиться корпус цилиндрической формы с небольшой ёмкостью снизу. Также необходимо вырезать с помощью болгарки дверцу и установить дымоход. Чтобы устройство работало, необходимо открыть дверцу, в ёмкость залить масло и поджечь. Такой вариант самый простой, но подойдёт в качестве самодельного котла на отработке. Своими руками его сделать несложно, тем более начинающим специалистам. Но для большого помещения он не подойдёт. В этих случаях необходимо изготавливать более продвинутые варианты котла на отработанном масле. Их схема тоже не является сложной.

    Самая распространённая модель выглядит как конструкция из двух резервуаров, расположенных один под другим и соединённых трубой. В нижней части есть ёмкость для заливки масла и металлическая горизонтальная заслонка. Сверху есть дымоходная труба. Такие котлы имеют много плюсов.

    И первую, и вторую конструкцию можно усовершенствовать, установив насос для подачи топлива в резервуар и ёмкость для хранения переработанного масла.

    Таким образом, сделать отопительный котёл на жидком топливе своими руками несложно. Главное применять правильные чертежи и следовать инструкции.

    Котел на отработанном масле своими руками: изготовление самодельного котла на отработке

    Одним из наиболее дешевых видов топлива из тех, что используются для работы отопительных котлов, является отработанное масло. Оно может быть любым: синтетическим или натуральным. Подойдет масло, слитое с кулинарных агрегатов, автомобилей или тепловозов.

    В любом случае при сгорании оно даст большое количество тепла. Поэтому собрать котел на отработанном масле своими руками очень выгодно. Особенно, если нужно обогреть подсобное помещение или гараж.

    Мы расскажем, как устроен и работает отопительный прибор, каковы конструктивные нюансы самодельного агрегата, а также опишем пошаговый процесс сборки котла и особенности его эксплуатации.

    Отопление на отработке: выгодно или нет?

    Система отопления на отработанном масле пользуется большим спросом. И это не случайно, ведь она имеет много преимуществ. Прежде всего, это доступная стоимость приборов и эксплуатации.

    Учитывая, что цена топлива для такого котла очень низкая, он окупит себя в первый же отопительный сезон. Кроме того, если не покупать оборудование, а собрать его своими руками, оно обойдется еще дешевле.

    Правильно настроенный котел полностью сжигает отработанное масло. Токсичные продукты сгорания не образуются, поэтому такое устройство безопасно для окружающей среды. Конструкция прибора очень проста, для нее используется минимум деталей. Таким образом, риск выхода устройства из строя снижается и надежность его увеличивается.

    Котел быстро разогревается и поднимает температуру в помещении, чему способствует принудительная конвекция.

    Есть у устройства и недостатки:

    • Быстрое выгорание кислорода в комнате, где смонтирован прибор, сто требует обустройства эффективной вентиляционной системы.
    • Необходимость регулярной чистки. Котлы на отработке быстро загрязняются, в связи с чем их обслуживание требуется проводить чаще.

    Для работы оборудования может быть использовано любое отработанное масло или смесь нескольких масел.

    Разнородность используемого сырья и высокая вероятность наличия в нем самых разных примесей требует наличия специального фильтра. Он ставится на участке подачи масла в котел. В процессе работы фильтр достаточно быстро загрязняется, поэтому менять его придется часто.

    Котел на отработке: какие они бывают

    Производители выпускают отопительные котлы на жидком топливе трех видов. Воздухонагреватели повышают температуру в помещении за счет прямого разогрева воздуха. Такие устройства отличаются высокой производительностью и способны длительное время поддерживать температуру даже в значительных по площади помещениях.

    Резервуар с топливом у таких приборов обычно располагается на полу, а сам воздухонагреватель может быть закреплен на потолке или на стене.

    Котлы предназначаются для разогрева теплоносителя, обычно воды.

    Различают два типа оборудования:

    • двухконтурные – способны подогревать воду для бытовых нужд и разогревать теплоноситель;
    • одноконтурные – «отвечают» только за отопление.

    Автоматические теплогенераторы относятся к водогрейным котлам. Они оснащены системой автоматики, контролирующей работу прибора.

    Автоматика для котлов на отработке может выполнять разные функции. Это может быть контроль над температурой воздуха в обогреваемом помещении, контроль разогрева теплоносителя и др.

    Котлы на отработке с автоматикой или без нее выполняются исключительно в напольном варианте. Стоимость их значительно отличается в зависимости от функционала. Однако в любом случае она достаточно велика, поэтому домашние умельцы собирают такие приборы своими руками.

    Как работает отопительный прибор

    Конструкция котла предельно проста. Он включает две камеры-отсека: испарительную и сгорания. В первой происходит процесс подготовки масла к горению, во второй оно сгорает.

    Все происходит следующим образом. Из резервуара с отработкой насос подает отработанное масло в испарительную камеру, которая находится в нижней части устройства. Здесь поддерживается температура, достаточная для того, чтобы отработка нагрелась и начала испаряться.

    Масляный пар поднимается в верхнюю часть корпуса, где находится камера сгорания. Она оборудуется воздуховодом, представляющим собой трубу с отверстиями. При помощи вентилятора воздух подается по воздуховоду и смешивается с парами масла.

    Масляно-воздушная смесь сгорает почти без остатка – полученное тепло разогревает теплообменник, продукты сгорания направляются в дымоотвод.

    Предварительный нагрев масла – обязательная часть процесса. Нужно понимать, что отработка содержит большое количество примесей и токсичных веществ. Все это раскладывается на простые углеводы, которые впоследствии сжигаются.

    После чего образуются водяные пары, углекислый газ и азот- полностью безвредные элементы. Однако такой результат возможен только при условии соблюдения определенных температурных условий.

    Полное окисление или сгорание углеводородов происходит только при температуре +600°С. Если она ниже или выше на 150-200°С, то в процессе сгорания образуется большое количество самых разных токсичных веществ. Они небезопасны для человека, поэтому температура сгорания должна быть точно соблюдена.

    Конструктивные тонкости самодельного оборудования

    Важнейшей составляющей технологии сгорания считается предварительный разогрев масла. Это дает возможность разложить «тяжелое» топливо на более легкие составляющие. Грамотно подобранные параметры, позволяют получить почти бездымное и полное сгорание отработанного масла.

    Домашние умельцы считают, что проще всего добиться такого результата, если использовать толстостенную раскаленную чашу из металла, в которую каплями подается отработка.

    Когда масло касается раскаленного металла, оно сразу же превращается в пары, которые направляются в камеру сгорания. Для лучшего горения их нужно смешать с воздухом. С этой целью используют воздуховод.

    В его устье устанавливается крыльчатка, чтобы создавать завихрение потока, необходимое для достаточно длительного пребывания масляно-воздушной смеси в камере сгорания. Только в этом случае поданное в чашу топливо сгорит полностью.

    Определенную сложность в процессе активизации работы отопительного прибора представляет разогрев испарительной чаши.

    Самый простой способ его осуществления – положить внутрь резервуара пропитанный любым горючим составом фитиль. После чего налить на дно чаши немного бензина или солярки и поджечь. После того, как металл раскалится до нужной температуры, начинают подачу масла. Это максимально простой, но довольно опасный способ.

    Еще один сложный в реализации момент – подача масла. В интернете и других открытых источниках можно найти множество примеров функционирующих на отработанном масле котлов, где подача отработки осуществляется струйно.

    Да, такая система работоспособна, но она крайне опасна для пользователя. Масло, подающееся струей, не успевает сгорать. Образуется большое количество токсичных веществ, которые могут попасть в помещение. А это очень опасно.

    Для эффективного бездымного горения отработки требуется организовать капельную подачу масла. Это достаточно сложно, но вполне решаемо. Оптимальный, по мнению домашних мастеров, способ капельной подачи следующий.

    Нужно взять шланг, который будет работать как маслопровод. С одного конца на нем обязательно закрепляется фильтр для очистки подающейся отработки от примесей и загрязнений.

    Это должен быть фильтр автомобильный масляный полной фильтрации. Последнее очень важно. Не частичной, а именно полной. Нужно быть готовым к тому, что менять его придется часто. В среднем один раз в 30 дней, а то и чаще. Все будет зависеть от качества используемого топлива.

    Некоторая сложность может возникнуть в процессе крепления узла. Он оснащен резьбой, с помощью которой фиксируется в автомобиле.

    Можно поступить следующим образом. Следует подыскать небольшой фрагмент маслостойкого шланга, диаметр которого будет совпадать с сечением резьбы, и надеть его на фильтр. С маслопроводом получившийся узел соединяют посредством штуцера.

    Очень важно, чтобы в подающем масло шланге не скапливалось его излишка, иначе капельная подача будет невозможна.

    Как вариант можно подобрать насос такой мощности, чтобы он выдавал только требуемое количество отработки. Но это очень сложно. Более простой вариант используется в котлах промышленной сборки. Это простая конструкция из тройников, штуцера и ниппеля.

    С ее помощью можно легко отрегулировать подачу нужного количества масла. Излишки будут возвращаться в резервуар с топливом.

    Последний элемент системы капельной подачи – фрагмент медицинской капельницы. Нужно взять участок с колесиком-регулятором. Элемент позволит контролировать скорость и частоту подачи топлива в чашу. Фрагмент капельницы надежно фиксируется на штуцере.

    Оптимально, чтобы отработка не чадила и устойчиво горела. Это возможно только в том случае, если масло обладает нормальной текучестью. Для этого его температура должна находиться в пределах 10-20°С.

    Нужно знать, что при каждом изменении состава отработки или ее температуры придется заново подбирать частоту и скорость капельной подачи масла. Подавать топливо непосредственно от капельницы к камере сгорания не получится. Его направляют в воронку, соединенную с трубой, подающей топливо в чашу.

    Конструкция котла может быть разной. Он может быть подключен к трубам отопительной системы. Обязательное условие в этом случае – монтаж насоса для обеспечения эффективной циркуляции теплоносителя.

    Если вокруг прибора обустроить, так называемую, водяную рубашку, то он будет нагревать воду. Если водяной контур только один – котел будет обслуживать только отопление. Если контуров два – будет обеспечиваться еще и подача горячей воды.

    Еще один вариант – встроенный теплообменник в виде буквы U. Он помещается в верхнюю часть топочной части и соединяется с выносным резервуаром, в котором будет находиться горячая вода. Альтернативный вариант – размещение теплообменника на дымовой трубе.

    Котел на отработке может быть пиролизным. Его основная особенность – возможность длительной работы на одной закладке топлива. Конструктивно такая модель будет отличаться наличием камеры дожига.

    Здесь проходит окончательное сгорание всех химических элементов, входящих в состав отработанного масла. За счет наличия камеры дожига время работы пиролизного котла на одной порции масла значительно увеличивается.

    Как самостоятельно изготовить котел

    Для изготовления отопительного прибора нам понадобятся следующие материалы и инструменты. Готовим сталь листовую толщиной минимум 4 мм, арматуру сечением 10 или 8 мм, трубу для воздуховода, тройники, сгоны и полудюймовые углы для горелки, переходники из стали, компрессор, расширительный бачок и насос.

    Кроме того, понадобится сварочное оборудование, термостойкий герметик, асбестовое полотно и болгарка.

    Рассмотрим процесс изготовления самого простого самодельного котла на отработке. Собственно устройство может иметь разные формы. В связи с этим для облегчения работы можно взять не листовую сталь, а отрезок трубы большого сечения с толстыми стенками.

    Например, работоспособный прибор, легко обогревающий стандартный по размерам гараж, получается из двух фрагментов трубы. Один сечением 0,5 м, второй – 0,2 м.

    Кроме них понадобятся еще две металлических пластины толщиной минимум 3 мм, вырезанные в форме круга. Если нужен более мощный отопительный прибор, то подбирают или изготавливают из листовой стали детали нужных размеров.

    Теперь можно переходить к сборке. Начинаем с подготовки корпуса. Он будет выполнен из трубы большего сечения. Обрезаем ее болгаркой так, чтобы получился фрагмент высотой порядка метра.

    Трубу меньшего сечения тоже обрезаем. Так, чтобы получился фрагмент высотой 20 см. Теперь готовим пластины, которые будут функционировать как дно и крышка корпуса.

    В одной из них выполняем отверстие, соответствующее по размерам дымоходу. Это будет крышка корпуса. В другой вырезаем отверстие под соединение с фрагментом малой трубы. Это будет дно конструкции.

    Привариваем к нему цилиндр, вырезанный из трубы меньшего диаметра. Его дно закрываем еще одной круглой пластиной. Собираем корпус, накрывая его пластинами с двух сторон. Соединяем детали, обвариваем их по кругу.

    К дну корпуса крепим ножки, сделанные из арматурных прутков. Сверлим в трубе вентиляционные отверстия. Мы получили котел цилиндрической формы, в нижней части корпуса которого располагается небольшой резервуар.

    Теперь нужно обустроить дверцу. Вырезаем ее в нижней части цилиндра с помощью болгарки. На верхнюю часть корпуса ставим и закрепляем дымоход. Простейший вариант котла готов.

    Чтобы его разжечь, нужно будет налить немного отработки в нижнюю емкость и поджечь ее фитильком из горящей бумаги. Это самый простой из всех известных вариантов. Можно собрать более сложную, а значит и более эффективную конструкцию.

    Собственно принципиальная схема любого топливного прибора на отработке представляет собой два короба из прочного металла, соединенных между собой воздуховодом в виде перфорированной трубы.

    Нижний короб оборудуется отверстием, через которое масло заливается в испарительную камеру, напротив него обычно располагается заслонка. Верхний короб оборудуется отверстием, в которое вставляется дымоотводная труба.

    Такую схему очень просто дополнить самыми разными узлами: подающим масло насосом, капельной подачей отработки, воздушным компрессором или подключить к котлу расходный резервуар с топливом.

    Можно так же подключить водяной контур. Но в этом случае потребуется обустройство эффективной горелки, которая сможет осуществить максимально равномерный подогрев теплоносителя.

    Рассмотрим процесс изготовления такой горелки. Собственно ее форма может быть произвольной, однако нужно помнить, что зона смешивания всегда должна находиться только выше зоны горения.

    Только в этом случае неиспользованная отработка сможет возвращаться в резервуар. Для изготовления корпуса горелки берем полудюймовые уголки и соединяем их при помощи тройников и сгонов.

    Для маслопровода, подающего отработку, дополнительно понадобятся переходники для штуцера. Все резьбовые соединения перед закручиванием хорошо промазываем термостойким герметиком. Для крышки горелки используем листовую сталь. Толщина листа минимум 3 мм.

    Вырезаем из нее деталь, соответствующую размерам гнезда на котле. После того, как мы собрали горелку осталось правильно ее установить. Для этого подготовим две стальных пластины, одна должна быть немного меньше другой, гайки, болты и асбестовое полотно. Полудюймовые трубочки и внутреннюю поверхность переходника нужно закрыть асбестом. Полотно обязательно закрепляем.

    Наклеиваем его силикатным герметиком в два слоя, на трубках фиксируем асбест стальной проволокой. Теперь берем горелку и вставляем ее в корпус, при необходимости подгоняем к установочном у гнезду.

    После того, как горелка «встала» на место, меньшую по размеру пластину устанавливаем в гнездо и накрываем несколькими слоями асбестового полотна. Оптимально, если их будет четыре или пять.

    Большую пластину используем как закрепляющую накладку. Сверлим в ней несколько отверстий под крепежи, после чего укладываем поверх асбеста и скручиваем болтами обе пластины.

    Надо понимать, что получившееся соединение должно быть максимально плотным, если это не так, элементы горелки могут сдвинуться с места в процессе эксплуатации. Для поджига такой горелки используется стандартная свеча накаливания, которая применяется в дизельных двигателях.

    В упрощенном варианте котел на отработке представляет собой печку, к которой подключается теплообменник или бак для нагрева теплоносителя. С процессом изготовления самодельной печки ознакомит следующая подборка фото:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: