Водоснабжение и водоотведение: законодательное регулирование, взаимосвязь

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ
“О водоснабжении и водоотведении”

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2012 г., 7 мая, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23, 28 июня, 21 июля, 14 октября, 29 декабря 2014 г., 13 июля, 3, 28 ноября 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 29 июля 2017 г., 3, 29 июля, 25 декабря 2018 г., 1 апреля 2020 г., 11 июня, 1, 2 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением статьи 9 и части 2 статьи 40 настоящего Федерального закона

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
7 декабря 2011 г.
N 416-ФЗ

Закон регулирует правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения за некоторыми исключениями.

Так, забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в него регулируются водным законодательством. Требования к качеству и безопасности воды систем водоснабжения устанавливаются законодательством в области обеспечения санэпидблагополучия населения и о техрегулировании. Отношения в сфере горячего водоснабжения (кроме обеспечения качества и безопасности) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) регулируются Законом о теплоснабжении.

Предоставление коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения и их оплата регламентируются законом в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Особенности водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на них устанавливаются Правительством РФ.

Согласно закону тарифы регулируются 4 методами: сравнения аналогов, индексации, доходности инвестированного капитала, экономически обоснованных расходов (затрат). Порядок их применения закрепят в основах ценообразования, которые утвердит Правительство РФ. Решения о выборе метода будут приниматься органом тарифного регулирования с учетом предложений соответствующих организаций.

Регионы и муниципалитеты заключат с организациями указанной сферы соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности. По ним организация эксплуатирует, строит, реконструирует и модернизирует объекты систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с целевыми показателями, утвержденными производственной и инвестиционными программами.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 г. Исключение – статья об особенностях распоряжения объектами централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной или госсобственности. Она применяется с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением статьи 9, пункта 4 части 3 статьи 21, части 7 статьи 26, статьи 27, части 1 статьи 28, части 2 статьи 29 и части 2 статьи 40 настоящего Федерального закона

Статья 9 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Части 1 – 5 статьи 27, часть 2 статьи 40 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 10 декабря 2011 г. N 278с, на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2011 г., в “Парламентской газете” от 16 декабря 2011 г. N 55-56, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50 ст. 7358

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г. и с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также:
Обустройство скважины на воду: варианты, подготовка, этапы монтажа и цена

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2016 г.

Действие положений настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров водоотведения

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ

Изменения вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений, внесённых абзацами первым – десятым, пятьдесят шестым, шестьдесят шестым – семьдесят девятым пункта 12 статьи 3 названного Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Согласно статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (статья 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Полномочия в сфере водоснабжения, водоотведения

1) Организация централизованного водоснабжения населения и (или) водоотведения, нецентрализованного холодного водоснабжения с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды

1) Пункт 1 части 1 статьи 6, часть 9 статьи 7, часть 10 статьи 21, часть 2 статьи 23, часть 4 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Обеспечение населения питьевой водой, в том числе путем подвоза воды в случае прекращения или ограничения водоснабжения

3) Обеспечение условий, необходимых для организации подачи питьевой воды, горячей воды соответствующей установленным требованиям и установленного качества

В течении суток

2) Правила холодного водоснабжения и водоотведения, правила горячего водоснабжения утверждаются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в отдельные акты Правительства РФ»)

Утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов

В соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ

1) Пункт 4 части 1 статьи 6, часть 2 статьи 42 Федерального закона № 416-ФЗ;

2) Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требований к их содержанию утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства от 05.09.2013 № 782 “О схемах водоснабжения и водоотведения”)

Читайте также:
Что лучше кессон или скважинный адаптер: краткий сравнительный анализ

Проведение инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод)

Часть 2 статьи 42 Федерального закона № 416-ФЗ

Определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации и зоны ее деятельности

Пункт 2 части 1 статьи 6, часть 2 статьи 42 Федерального закона № 416-ФЗ

Направление гарантирующей организации и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления поселения, городского округа в сети “Интернет” (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети “Интернет”) решения о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности

В течение трех дней со дня принятия решения

Часть 3 статьи 12 Федерального закона № 416-ФЗ

Согласование вывода объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации

6 месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта в ремонт или из эксплуатации

Пункт 3 части 1 статьи 6, часть 1 статьи 22 Федерального закона № 416-ФЗ

Утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ

В сроки, установленные порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ

1) Пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 “Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения”.)

Внесение изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы:

– в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями в случае получения уведомления о несоответствии средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, нормативам качества питьевой воды

– в части учета мероприятий по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов

В сроки, установленные порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ

1) Часть 6 статьи 23, часть 7 статьи 24, часть 5 статьи 26 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 “Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения”.)

Согласование инвестиционных программ;

В сроки, установленные порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ

1) Пункт 6 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 “Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения”.)

Согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади

В сроки , установленные Правительством РФ

1) Пункт 7 части 1 статьи 6, часть 3 статьи 26 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании такого плана устанавливаются Правительством РФ (не утверждены)

Принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения

Постоянно, по обращению организации

Пункт 8 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ

Заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ

По итогам тарифного регулирования

Пункт 9 части 1 статьи 6, часть 3 статьи 36 Федерального закона № 416-ФЗ

Определение в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения организации, обязанной осуществить подключение объекта заявителя к централизованной системе горячего водоснабжения, или в случаях, предусмотренных правилами горячего водоснабжения, отказывает в определении такой организации и предоставляет информацию о других возможностях обеспечения горячего водоснабжения

В течении 15 дней с момента получения запроса от организации, осуществляющей горячее водоснабжение

1) Часть 2 статьи 19 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Правила горячего водоснабжения утверждаются Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и о внесении изменения в постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83″

Размещение в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети “Интернет” (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети “Интернет”) сведения о качестве питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов

Читайте также:
Обустройство скважины с кессоном: монтаж, цена и схема установки

Не реже одного раза в год

Часть 10 статьи 23, часть 11 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ

Информирование населения о существенном ухудшении качества питьевой воды, горячей воды в средствах массовой информации, в том числе на официальном сайте муниципального образования в сети “Интернет” (в случае отсутствия такого сайта – на сайте субъекта Российской Федерации в сети “Интернет)

При наличии оснований

Часть 11 статьи 23, часть 12 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ

Размещение на официальном сайте муниципального образования в сети “Интернет” (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети “Интернет”) и в средствах массовой информации сведения о принятом решении, о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения

При наличии оснований

Часть 11 статьи 23, часть 12 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ

Участие в проведении технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения

При необходимости по решению органов местного самоуправления

1) Часть 3 статьи 37 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения утверждает Минрегион России (не утверждены)

Согласование результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения участие в проведении технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с периодичностью проведения технического обследования

1) Часть 4 статьи 37 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения утверждает Минрегион России (не утверждены)

Прокурор разъясняет – Прокуратура Пензенской области

Прокурор разъясняет

  • 1 октября 2020, 17:49

С 1 июля 2020 года Постановление м Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» введен в действие единый порядок расчета платы за превышение абонентами установленных показателей загрязнения сточных вод.

Помимо основных платежей по договору водоотведения абонент, осуществляющий сброс сточных вод в централизованную канализационную систему, обязан вносить:

– плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее – ЦСВ);

– плату за нарушение нормативов по объему сточных вод;

– плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Размер указанной платы определяется в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила холодного водоснабжения и водоотведения), и договором водоотведения.

Плата за негативное воздействие на работу ЦСВ вносится организации, осуществляющей водоотведение, в случае несоблюдения абонентом максимально допустимых показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в них, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

В случае превышения абонентами нормативов по объему и составу сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ, организация, осуществляющая водоотведение, вправе взимать с абонента дополнительные платежи.

Нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых имеются ЦСВ.

При этом нормативы по объему сточных вод не устанавливаются для абонентов с объемом отводимых сточных вод менее 50 куб. метров в сутки в среднем за истекший календарный год, для товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и в специализированном жилищном фонде, а также для собственников индивидуальных жилых домов.

Нормативы состава сточных вод, утверждаемые органами местного самоуправления, не применяются в отношении жилых домов, многоквартирных домов, иных объектов, объем сбрасываемых вод с которых составляет менее 30 куб. метров в сутки (за исключением гостиниц, предприятий общественного питания, бань, душевых, парикмахерских, объектов оказания иных подобных услуг, а также при производстве отдельных видов продукции и осуществлении видов деятельности, определенных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения).

По материалам, предоставленный помощником прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления. ​​​​​​​

Прокуратура
Пензенской области

Прокуратура Пензенской области

1 октября 2020, 17:49

Нормативное регулирование размера платы при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения

С 1 июля 2020 года Постановление м Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» введен в действие единый порядок расчета платы за превышение абонентами установленных показателей загрязнения сточных вод.

Читайте также:
Неисправности в работе скважинного насоса: причины, способы ремонта и профилактика

Помимо основных платежей по договору водоотведения абонент, осуществляющий сброс сточных вод в централизованную канализационную систему, обязан вносить:

– плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее – ЦСВ);

– плату за нарушение нормативов по объему сточных вод;

– плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Размер указанной платы определяется в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила холодного водоснабжения и водоотведения), и договором водоотведения.

Плата за негативное воздействие на работу ЦСВ вносится организации, осуществляющей водоотведение, в случае несоблюдения абонентом максимально допустимых показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в них, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

В случае превышения абонентами нормативов по объему и составу сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ, организация, осуществляющая водоотведение, вправе взимать с абонента дополнительные платежи.

Нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых имеются ЦСВ.

При этом нормативы по объему сточных вод не устанавливаются для абонентов с объемом отводимых сточных вод менее 50 куб. метров в сутки в среднем за истекший календарный год, для товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и в специализированном жилищном фонде, а также для собственников индивидуальных жилых домов.

Нормативы состава сточных вод, утверждаемые органами местного самоуправления, не применяются в отношении жилых домов, многоквартирных домов, иных объектов, объем сбрасываемых вод с которых составляет менее 30 куб. метров в сутки (за исключением гостиниц, предприятий общественного питания, бань, душевых, парикмахерских, объектов оказания иных подобных услуг, а также при производстве отдельных видов продукции и осуществлении видов деятельности, определенных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения).

По материалам, предоставленный помощником прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления. ​​​​​​​

Статья 8. Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения

1. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

2. Физическое лицо, являющееся собственником централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязано заключить договор с организацией, на основании которого организация будет осуществлять эксплуатацию указанных систем.

3. Организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

4. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

6. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планами мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность.

Читайте также:
Насосная станция Беламос: устройство, модельный ряд и отзывы

Верховный Суд Российской Федерации: Опроделение № 304-ЭС20-16768 от 09.06.2021

по делу N А81-1744/2019

Резолютивная часть определения объявлена 13.05.2021 г.

Полный текст определения изготовлен 09.06.2021 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Кирейковой Г.Г.,

судей Корнелюк Е.С. и Разумова И.В. –

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой И.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи и средств технической записи при содействии Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Курекова О.В., секретарь судебного заседания Холявко О.П.) кассационную жалобу акционерного общества “Интер РАО – Электрогенерация” на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.07.2020 по делу N А81-1744/2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

В заседании приняли участие представители:

акционерного общества “Интер РАО – Электрогенерация” – Княгинина О.Н. (по доверенности от 15.01.2021 N 5); Разживин А.Г. (по доверенности от 20.01.2020 N 1/УГРЭС);

Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа – Карасев С.В. (по доверенности от 08.04.2021 N 13); Мурашко Б.А. (по доверенности от 22.04.2021 N 15); Кравченко С.В. (по доверенности от 18.02.2021 N 8).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кирейковой Г.Г., выслушав объяснения представителей, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

акционерное общество “Интер РАО – Электрогенерация” (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском о понуждении акционерного общества “Уренгойгорводоканал” (далее – водоканал) к заключению договора холодного водоснабжения и водоотведения в целях оказания коммунальных услуг в отношении жилых помещений, расположенных в принадлежащих обществу многоквартирных жилых домах (далее – МКД), на условиях, предложенных истцом, в том числе о применении тарифа “для населения” (п. 8 договора).

В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечен Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент).

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2019 разногласия урегулированы, применен тариф “для населения”.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.07.2020, решение суда отменено, применен тариф для “иных потребителей”.

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение в применении и толковании судами норм материального права, просило отменить принятые по делу судебные акты и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2021 кассационная жалоба общества вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебном заседании 22.04.2021 представители общества поддержали доводы кассационной жалобы; представители департамента поддержали письменный отзыв на кассационную жалобу и просили судебные акты оставить без изменения; ответчик представителей в судебное заседание не направил, ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, в отзыве оставил вопрос удовлетворения жалобы на усмотрение суда.

Определением Судебной коллегии от 22.04.2021 судебное заседание отложено на 13.05.2021.

Представители общества (Княгинина О.Н. и Разживин А.Г.) и Департамента (Карасев С.В.) в судебное заседание 13.05.2021 явились, свои правовые позиции по делу поддержали, представили дополнения к жалобе (истец) и отзыв (департамент).

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и дополнениях к ней, отзывах на нее, заслушав выступления представителей лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество письмом от 16.11.2018 N УГ/1/1471 обратилось к водоканалу (организации водопроводно-канализационного хозяйства) с заявкой на заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения на подачу питьевой (холодной) воды через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения, а также на прием сточных вод в МКД по адресам: город Новый Уренгой, жилрайон Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 18, дом 18/1, дом 18/2, принадлежащих обществу на праве собственности.

Водоканал 11.12.2018 направил обществу проект договора холодного водоснабжения и водоотведения N 214.

Общество, в свою очередь, письмом от 20.12.2018 N УГ/1/1695 направило предложения о внесении изменений в пункт 8 проекта договора, которым предусматривалось, что в расчетах подлежат применению тарифы, установленные приказами Департамента от 18.12.2017 N 340-т, 341-т, от 05.12.2017 N 167-т, от 11.12.2017 N 273-т для категории “иные потребители” (в проекте договора – “бюджет и прочие (без НДС)”).

Читайте также:
Скважины на воду: артезианские, скважины на песок, промышленные, совершенный и смотровой колодец

Договор, по которому у сторон возникли разногласия, заключался на период действия с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Суть спора сводится к разногласиям сторон относительно тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости водоснабжения и водоотведения для граждан, проживающих в жилых помещениях, принадлежащих обществу, и в дальнейшем применимому к объему обязательств общества, ограниченному совокупным объемом обязательств граждан (для группы “население” или для группы “иные потребители”).

В связи с недостижением соглашения по условиям договора, заключение которого для водоканала обязательно, общество обратилось в арбитражный суд за урегулированием возникших разногласий.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 424, 426, 445, 539, 548, 671, 678 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 15, части 1 статьи 17, части 1 статьи 153, части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), части 3 статьи 13, части 3 статьи 14, статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”, части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО (далее – Закон N 107-ЗАО), пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункта 42 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, пункта 26 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э, приказами Департамента N 255-т, 256-т. Суд исходил из того, что спорные помещения являются жилыми и предназначены для работников общества (в отсутствие доказательств использования помещений для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности общества), а поставляемые ресурсы используется исключительно на коммунально-бытовые нужды, в связи с чем пришел к выводу о том, что при расчете стоимости коммунальных ресурсов следует применять тариф, установленный для населения.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая спорный пункт договора в редакции водоканала, апелляционный и окружной суды пришли к выводу, что общество не относится к потребителям, приравненным к населению (по аналогии – пункт 5(3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075); юридические лица, являющиеся собственниками жилых помещений, не имеют права на льготы (исключены Законом N 107-ЗАО в редакции, вступившей в законную силу с 01.01.2019). В связи с тем, что предоставление спорных жилых помещений сотрудникам истца (договор найма) носит срочный характер (договоры заключены на период действия трудового договора); граждане не приобретают право постоянного (пожизненного) пользования жилым помещением; общество не имеет статуса наймодателя по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, суды пришли к выводу о применении тарифа “иные потребители”.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В силу части 6 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду. Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение (часть 6 статьи 14 названного Закона).

Приказами Департамента от 17.12.2018 N 255-т и N 256-т установлены тарифы на отпускаемую водоканалом питьевую воду и оказываемые им услуги по отведению сточных вод, выделяющие три категории потребителей: “иные потребители”, “население” и “потребители, имеющие право на льготы”.

Согласно примечаниям к упомянутым приказам, рассчитываться по тарифу для населения вправе только лица, указанные в Законе N 107-ЗАО (в редакции от 24.12.2018 N 124-ЗАО).

По смыслу положений Закона N 107-ЗАО принадлежность жилых помещений определенным субъектам (государству, муниципальным образованиям, гражданам) создает презумпцию необходимости льготирования стоимости коммунальных ресурсов, поставляемых в такие жилые помещения.

Юридические лица – собственники МКД или жилых помещений в таких домах в перечне этих субъектов отсутствуют.

В то же время, при рассмотрении дела, в рамках которого решается вопрос о применимом тарифе на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих юридическому лицу, судом может быть установлено предназначение этих помещений для проживания граждан в целях удовлетворения их личных бытовых нужд.

Установление такого обстоятельства позволяет также применить при расчете стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в подобные жилые помещения, тарифы, установленные для группы “население”, поскольку иной подход ставил бы проживающих в них граждан, использующих жилые помещения для проживания в целях удовлетворения личных бытовых нужд и реализации конституционного права на жилище, в дискриминационное положение в сравнении с гражданами, проживающими в собственных жилых помещениях или жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности публичным образованиям.

Читайте также:
СНиП 3. 05. 04 - 85: наружные сети водопровода и канализации

Установление различных тарифов для одной группы недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате ресурсов, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости.

Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 13.04.2016 N 11-П, от 25.10.2016 N 21-П, от 23.11.2017 N 32-П и пр.), устанавливая соответствующее регулирование, законодатель должен руководствоваться конституционным принципом равенства, который носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (группе), которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Судом первой инстанции верно отмечено, что действующее законодательство в сфере водоснабжения не разграничивает категорию “население” в зависимости от того, кому принадлежит жилое помещение (МКД), в котором проживает гражданин.

Критерием отнесения потребителя к категории “население” является использование ресурса в жилом помещении на коммунально-бытовые нужды.

Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Назначение жилого помещения не меняется в случае, если оно находится в собственности юридического лица, которое может использовать такое помещение только для проживания граждан и, в частности, вправе предоставлять его гражданам по договорам найма жилого помещения (статья 671 ГК РФ).

Как установлено судом на основе представленных истцом доказательств (выписок из ЕГРН, технических и кадастровых паспортов, технических планов, договоров найма, трудовых договоров, ведомостей удержания, расчетных листков) и объяснений истца, в принадлежащих обществу жилых помещениях проживают граждане – работники истца, работники социальной сферы, образования. Проживающие в жилых помещениях граждане оплачивают стоимость коммунальных услуг по тарифам для населения. Услуги водоснабжения и водоотведения по спорному договору предназначены для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.

Учитывая, что жилое назначение помещений создает презумпцию его использования для целей проживания в них граждан, использование тарифов на коммунальные ресурсы, установленных для группы “население”, предполагается.

Факт использования истцом жилых помещений в коммерческой деятельности материалами дела не подтвержден. Доказательств перевода спорных помещений в нежилые, что позволяло бы их использовать как хостелы, гостиницы, либо в иной коммерческой деятельности, а не в целях проживания в них граждан и использования коммунальных ресурсов и услуг для личных бытовых нужд граждан, не представлено.

Исходя из принципа равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), и принимая во внимание, что обязательства собственника жилых помещений (в данном случае и наймодателя жилых помещений в МКД, фактически осуществляющего управление этими домами, приобретающего коммунальный ресурс для обеспечения им населения) перед ресурсоснабжающей организацией не могут превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей, суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости применения в рассматриваемом случае тарифов для группы “население”.

Суд первой инстанции учитывал, что предназначение жилого помещения для проживания граждан не изменяется при нахождении его в собственности юридического лица.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что плата за коммунальные услуги в отношении спорных жилых помещений должна производиться по тарифу для группы “население”.

Ссылка представителя департамента на то, что тариф для “населения” является льготным, не подлежащим в силу законодательного регулирования субъекта применению к МКД, находящимся в частной собственности, не объясняет неравенства внутри одной группы потребителей, не основанного на Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”, пунктом 6.1 статьи 13 которого предусмотрено, что установленные тарифы в сфере холодного, горячего водоснабжения, используемые для расчета размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению для населения и приравненных к нему категорий потребителей, применяются для расчетов за холодную воду, горячую воду, поставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством. Такая же норма предусмотрена в отношении тарифов на услуги водоотведения (часть 6.1 статьи 14 Закона).

МКД, находящиеся в собственности истца, по своим техническим характеристикам и стандартам благоустройства не уступают наемным домам.

Таким образом, выводы судов о применении к обществу тарифа “иные потребители” сделаны с нарушениями норм материального права.

Поскольку судами апелляционной и кассационной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обжалуемые судебные акты на основании части 1 статьи 291.11 и пункта 4 части 1 статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а решение суда первой инстанции – оставлению в силе.

Читайте также:
Выбор насосной станции для дачи: критерии, рейтинг лучших и отзывы

Руководствуясь статьями 291.11 – 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 в части урегулирования разногласий по пункту 8 договора холодного водоснабжения и водоотведения N 214 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.07.2020 по делу N А81-1744/2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа отменить.

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2019 по настоящему делу в этой части оставить в силе.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 29.09.2015 2015-09-29

Статья просмотрена: 5609 раз

Библиографическое описание:

Комиссарова, А. О. Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения / А. О. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22244/ (дата обращения: 28.10.2021).

Государственное управление в области водоснабжения и водоотведения представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность соответствующих органов по обеспечению рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

Согласно федеральному закону № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения (далее ВиВ) направлена на достижение следующих целей:

– охраны здоровья и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

– повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;

– снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;

– обеспечения доступности ВиВ для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное ВиВ;

– обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного ВиВ путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное ВиВ.

В настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по ВиВ находятся на различных уровнях управления: федеральном, региональном и местном.

Федеральное законодательство

Поскольку Конституция является основным законом РФ и имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Пункт «К» ст. 72 Конституции РФ относит жилищное законодательство к предмету совместного ведения Российской федерации и субъектов, то есть Российская Федерация устанавливает общие принципы, а субъекты принимают законодательные акты, регулирующие порядок их реализации.

Впервые на федеральном уровне правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, были утверждены Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.99 г. Они регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Данные Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г.

Нормативно-правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения базируется на следующих основных документах:

– Конституция РФ от 12.12.1993 г. — декларирует, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

– федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом к вопросам местного значения;

– федеральный закон № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» — регулирует отношения в сфере ВиВ;

– федеральный закон № 74-ФЗ от 12.04.2006 г. «Водный Кодекс» — регулирует забор и сброс сточных вод в водный объект, дает основные понятия;

– федеральный закон № 51-ФЗ от 21.10.1994 г. «Гражданский Кодекс» — устанавливает положения о договоре об энергоснабжении, которые применяются к договору водоснабжения, к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг;

– — федеральный закон № 188-ФЗ от 29.12.2004 г. «Жилищный кодекс» — регулирует вопросы пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (к которому в том числе относится система водоснабжения и канализации многоквартирного дома);

– федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — регулирует требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

Читайте также:
Однорычажный смеситель: устройство, разборка, ремонт и уход

– федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» — устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

– федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» — является техническим регламентом и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к таким объектам технического регулирования, как вода, содержит правила и методы отбора образцов, исследований и др.;

– федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — применяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

– Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» — утверждает Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию;

– Постановление Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 г. «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» — утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.

Это только малая часть всей нормативно-правовой базы, используемой при проектировании, строительстве и эксплуатации систем водоснабжения. Помимо этого, существуют СНиПы, СаНПиНы, СП и другие нормативы, регламентирующие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.

Региональное законодательство

– закон РК № 25-РЗ от 16.06.1998 г. «О местном самоуправлении в РК»;

– Постановление Правительства РК № 446 от 13.11.2014 г. «О Комитете жилищно-коммунального хозяйства РК»;

– Постановление Правительства РК № 148 от 23.04.2012 г. «О Службе РК по тарифам»;

– Приказ службы РК по тарифам № 28/8 от 14.05.2013 г. «О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению муниципального образования городского округа «Усинск»;

– Приказ службы РК по тарифам № 14/7 от 20.03.2015 «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 14 мая 2013 г. № 28/8 «О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению муниципального образования городского округа «Усинск» и др.

На региональном уровне документы носят общий характер и, как правило, регулируют общую сферу коммунальных услуг.

Еще более проблематична регламентация деятельности в сфере ВиВ на местном уровне.

Учитывая дальнейшее развитие системы местного самоуправления, необходимо выработать соответствующее направление совершенствования механизма нормативно-правового регулирования с учетом специфики отдельных территорий.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. / Рос. газета. — 1993. — 25 дек.;

2. Водный кодекс РФ: федеральный закон от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ / Рос. газета. — 2006. — 8 июня;

3. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ / Рос. газета. — 2004. — 31 дек.;

5. Федеральный закон № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» / Рос. газета. — 2011. — 10 дек.

Для чего предназначены системы водоснабжения и водоотведения

Вода – один из главных компонентов экосистемы. Ресурс постоянно восполняется, но деятельность человека оказывает большое влияние на этот процесс. Именно поэтому водоснабжение и водоотведение на территории России строго регламентируется и охраняется законом.

  1. Определение и назначение водоснабжения и водоотведения
  2. Законодательное регулирование
  3. Взаимосвязь системы водопровода и канализации
  4. Виды систем водоснабжения
  5. Устройство канализации

Определение и назначение водоснабжения и водоотведения

Водоснабжение – комплекс мероприятий, благодаря которому люди, животные и растения получают необходимую для жизни влагу. Без правильной и безопасной прокдладки водопровода невозможно благоустройство городов и поселков, развитие индустрии и сельского хозяйства.

В систему снабжения водой входят инженерные сооружения, выполняющие следующие функции:

  • забор воды из рек, озер и родников;
  • транспортировка и хранение;
  • распределение между домами и предприятиями;
  • улучшение качественных показателей.

Не менее важно и водоотведение. Это понятие включает совокупность мер по приему сточных жидкостей от жилых, промышленных и хозяйственных объектов, очищению и возвращению в природную среду. Чтобы исключить заражение экосистемы, требуется продуманная схема канализации для сбора нечистот, их осветления и обеззараживания.

Читайте также:
Запчасти для дренажных насосов: виды, конструкция, монтаж и критерии выбора

Законодательное регулирование

Процессы расходования воды и очищения стоков регламентируются законодательно, в первую очередь конституцией Российской Федерации. Кроме нее есть целый список нормативных актов, призванных регулировать потребление водных ресурсов на федеральном, региональном и местном уровне. К ним относятся Водный, Жилищный и Градостроительный кодекс, а также ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О недрах» и многие другие. Законодательно устанавливаются тарифы на водопотребление, регламентируется лицензирование водоснабжения и водоотведения.

Чтобы обслуживать системы подачи и отвода воды, предприятия должны получить лицензию, а сотрудники пройти аттестацию. Эта обязанность возложена на всех специалистов, ответственных за проектные и строительные работы, а также эксплуатацию коммуникационных сетей.

Лицензирование необходимо, чтобы упорядочить работу жилищно-коммунального хозяйства, повысить эксплуатационный уровень инженерно-технических сооружений, снизить до минимума риск аварий и экологических проблем из-за некомпетентности работников коммунальной сферы и потребителей.

Без лицензии предприятия не имеют права заключать договоры с населением о предоставлении услуг, связанных с холодным и горячим водоснабжением и водоотведением.

Взаимосвязь системы водопровода и канализации

При возведении новых городов и поселков, реновации и благоустройстве проектирование водопроводных и канализационных магистралей идет в тесной связке. Это сложная работа, ведь схема установки систем водопотребления и водоотведения должна быть распланирована еще до строительства фундаментов зданий. Причем это касается как внутренних, так и наружных сетей.

Если водопроводные и канализационные трубопроводы прокладывают в возведенных домах, процесс усложняется. Выходы требуется создавать в готовых стенах, не нарушая их несущие качества.

При монтаже и эксплуатации сетей для поставки и отвода жидкостей обязательно соблюдение санитарных и строительных нормативов. Они включают организацию охранных зон, соответствие подаваемой воды госстандартам и образцам, автоматизацию трудоемких процессов и использование современных технологий.

Виды систем водоснабжения

Для бесперебойной работы водопроводов требуется учесть многие нюансы. Чтобы упорядочить данные, системы подведения холодной и горячей воды подразделяют на категории:

Критерий Виды водопроводов
Тип обслуживаемых объектов железнодорожный, промышленный, сельскохозяйственный, городской, поселковый
Метод подачи воды самотечный, напорный и комбинированный
Предназначение хозяйственно-питьевой, производственный, пожарный, объединенный
Территориальное распространение местный, централизованный, групповой, районный
Способ забора из природного источника поверхностный, глубинный, смешанного питания
Характер применения воды прямоточный со стоком в канализацию после использования, прямоточный с повторным применением воды, оборотный с неоднократным использованием после очистки и охлаждения.

Каждой системе присваивают одну из трех степеней надежности. Она зависит от требований бесперебойности водоснабжения.

Еще одна классификация строится на способе достижения необходимого напора. Типы водопроводов:

  • Действующие под давлением в наружной водосистеме. Самые распространенные и работающие в тех случаях, когда напор на вводе больше необходимого потребителю.
  • Снабженные водонапорным баком. Применяются при непостоянном давлении в трубах.
  • Оснащенные насосом-повысителем. Необходимы, если напор на вводе ниже требуемого, или потребителей воды излишне много.
  • Оборудованные и повысительным, и водонапорным устройством. Используются при неравномерном потреблении воды в здании.

В многоэтажных зданиях практикуется зонирование водопроводов. В нижней зоне подача воды ведется за счет давления от наружной системы, а на верхних этажах – с помощью насосного оборудования. Размер каждой из зон выявляется по максимально допустимому гидростатическому напору в самом низком участке магистрали.

Подключение водопровода всегда идет от централизованной сети. В частных коттеджах и на дачах вода может поступать как от центральной водосистемы, так и от локального источника – колодца либо скважины.

Устройство канализации

Канализационная система по механизму действия обратна водопроводу: жидкость не поступает к потребителю, а отводится от него. Магистрали канализации проводят даже в маленьких деревенских домах и на дачах. Но даже без трубопровода участок должен быть оснащен локальным очистным сооружением, возведенным с учетом всех санитарных и строительных нормативов.

Основные критерии правильной канализации: отсутствие неприятного запаха, избыточной влажности, четкое функционирование без засоров и безопасность для людей и экологии.

В многоквартирных домах сточные воды по внутренней магистрали уходят к общему стояку. Оттуда самотеком жидкость утекает в централизованную канализационную сеть. Туда же направляет свои воды городская ливневка. На промышленных объектах обязательно устанавливают дополнительные очистные сооружения.

Здания частного сектора могут быть также подключены к общегородской или общепоселковой магистрали. Есть возможность установки индивидуального очистного сооружения. Важный момент при планировании схемы водотвода – правильный выбор ЛОС.

Водоотводная и канализационная системы, работая параллельно, обеспечивают комфортное проживание людей в высотных и малоэтажных зданиях. Эксплуатация водопровода и водоотвода находится под четким законодательным контролем. Это необходимо для сохранения здоровья людей и безопасности экосистемы в целом. Нарушение нормативов в зависимости от степени тяжести влечет за собой штраф и даже уголовную ответственность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: