Вентиляция в автомойке своими руками: расчет проекта приточно-вытяжной схемы

Как обеспечить вентиляцию на автомойке

Вентиляция автомойки практически приравнивается к производственным цехам с вредными веществами в окружающей среде . Основные рабочие помещения кроме того что имеют повышенный уровень влажности, насыщены отработанными выхлопными газами въезжающего и выезжающего транспорта, а также испарениями автохимии.

Естественно чтобы персонал мог нормально работать, нужно обеспечить нормальную среду, что вполне реально с качественным и мощным воздухообменом.

Какие нормы и правила должны быть применены к обеспечению помещениям автомойки вентиляцией, и как обустроить ее функционал?

Зачем нужна вентиляция автомойки

В отличие от бытовых устройств, система вентиляции автомойки должна не только устроить воздухообмен. Но и обеспечить удаление летучих токсических веществ, влаги, а также излишков тепла. Поэтому перед воздухообменом на автомойке ставят следующие задачи.

  1. Снижать влажность в помещении. Достигается за счет замещения слишком влажного воздуха, более сухим с улицы.
  2. Устранение фактора запыленности. Такой момент обеспечивается только путем установки мощных установок принудительной вытяжки, а также подачи свежего чистого воздуха.
  3. Удаление с помещения выхлопных газов, паров горюче-смазочных материалов, и испарений автохимии. Этот процесс возможен только при принудительном вентилировании.
  4. Экономия энергозатрат. Процедура возможна при обустройстве рекуперации отработанного теплого воздуха с холодным уличным.

Выполнение такой функциональной нагрузки возможно только при соблюдении норм и правил обустройства промышленной вентиляции воздуха. В противном случае, несоответствие системы приводит не только к снижению работоспособности персонала, но и само помещение становится опасным для людей.

Нормативная составляющая вентиляции автомоек

Как и любые постройки, мойки для автомашин обустраиваются в соответствии со строительными нормами и правилами. В данном случае стоит уделить внимание системам вентилирования воздуха.

Конкретно изучить вопрос по инженерному обеспечению моек, можно почитав следующие нормативные документы.

  • ОНТП 01-91. «Нормы технологических проектов предприятий автотранспорта».
  • ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей».
  • СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, и кондиционирование».

Основные положения требований установленных СНиП таковы:

  1. Обязательно обустраивается приточно-вытяжная вентиляция с механическим приводом.
  2. Подача свежего приточного воздуха осуществляется в так называемую «чистую зону».
  3. Объем удаляемого воздуха должен быть на 20% больше в сравнении с притоком свежей массы.
  4. Вытяжной вентиляцией устраняется «отработанный» воздух с верхней части помещений. Причем 2/3 объема удаляется из грязной рабочей зоны, и 1/3 с чистой.
  5. Интенсивность воздушного обмена должна составлять не менее 5 раз за один час в чистой, и 10-ти кратное замещение в грязной зонах.
  6. Система вентиляции помещения мойки автомобилей обустраивается канального типа с осевыми вентиляторами в качестве приводов. Если имеющееся количество не справляется с работой целесообразно увеличить количество оборудования.
  7. В холодное время года соблюдается микроклимат. Температура воздуха подаваемого в помещения должна быть не ниже показателя +15 градусов.
  8. Устройство вентиляции допускает монтаж по два приточных и вытяжных вентилятора, в общей сумме позволяющих осуществлять 10-ти кратный воздушный обмен за 1 час.

Это основные положения, которые стоит соблюдать в обязательном порядке при проектировании автомоек. Только так можно снизить риски отравления персонала, и обеспечить его работоспособность.

Основные системы вентилирования для автомоек

Все устройство вентилирования воздуха в помещениях автомойки можно разделить на следующие типы:

  • Приточная вентиляция.
  • Вытяжная вентиляция.
  • Система рекуперации.

Подача свежего воздуха осуществляется приточной системой во все помещения мойки, его температура не должна быть слишком низкой (не ниже +15°). Такой баланс выдерживают по двум причинам: комфортной работы персонала, и для предотвращения выпадения конденсата на поверхностях помещений.

Но, устроить качественный обогрев воздуха, довольно затратное дело по энергоресурсам. В основном используют три типа нагрева приточного потока: электрическое иди водяное нагревание, а также способом рекуперации.

В последнем варианте подогрев подаваемого свежего воздуха осуществляется за счет удаляемых теплых масс из помещений мойки. Также допускается смешивание холодного потока с уже очищенным.

Полностью собранная система состоит с таких основных узлов:

  • Воздухозаборника с мощностью позволяющей всасывать массу воздуха с улицы в достаточном объеме.
  • Станция очистки приточного воздуха.
  • Узла рекуперации подаваемого потока, и осушения воздуха.
  • Вентиляционных каналов распределяющих воздушную массу по помещениям.
  • Вытяжного блока удаляющего загрязненный воздух со всей постройки.
  • Станции очистки устраняемой из автомойки загрязненной массы.

Работоспособность всей системы вентилирования автомойки будет, зависит от ее конструктивных элементов. В особенности используемых материалов для сборки.

Конструктивные особенности систем

Главное требование к системам вентиляции на мойках для автомобилей это их живучесть и функциональность. В первом варианте особенно важно подойти к подбору материалов для воздуховодов, и самих вентиляторов, а также защиты электрической составляющей приводов. Ведь система непосредственно будет работать со средой с очень высоким уровнем агрессивности; высокой влажностью, токсичными веществами и газами.

Читайте также:
Монтаж, производство и установка вентиляционного оборудования и его ремонт

На чем особенно стоит сосредоточиться при обустройстве системы воздушного обмена на автомобильной мойке?

  • Во-первых, вытяжные вентиляторы должны быть произведены с использованием антикоррозионных материалов или покрытий. При очень интенсивной работе сервиса, желательно чтобы вентиляционные каналы были изготовлены из нержавеющей стали, так как показывает практика, даже цинковые напыления не выдерживают воздействия настолько загрязненного воздуха.
  • Во-вторых, сборка систем вентиляции осуществляется только с креплениями, рассчитанными на агрессивную среду. К тому же обязательно уплотнение всех резьбовых и фланцевых соединений.
  • В третьих, стоит обеспечить максимальную герметичность всех соединений, переходников и тройников.
  • В четвертых, компрессорные, вытяжные и приточные клапаны должны быть закрытыми антикоррозионными решетками или кожухами.

Также не стоит экономить, приобретая полимерные каналы и прочие комплектующие. Они не выдерживают нагрузок и приходят в негодность спустя 1-2 года эксплуатации. Еще одним моментом, который важен для систем вентиляции в автомойке это каплеуловители в воздуховодах, и дренажные каналы для отвода жидкости от них.

Расчеты и выбор оборудования

При обустройстве качественного вентилирования в помещениях автомойки, нужно подобрать соответствующее по мощности оборудование, способное обеспечить необходимое 10-ти кратное воздушное замещение объема за 1 час.

Вытяжка обеспечивается двигателями, которые в свою очередь имеют определенный ресурс.

Мощность двигателя кВт Объемы воздуха м³/час
До 90 300-350
90-130 500
130-175 650
175 800

Ориентируясь по таблице можно точно подсчитать требуемое количество двигателей для обустройства соответствующей схемы вентиляции.

Делая проектный расчет вентиляции, нужно руководствоваться следующими данными:

  • Общим объемом постройки.
  • Объемами каждого отдельного помещения: грязных и чистых зон, администрации, станций техобслуживания и прочих.
  • Нормой кратности воздухообмена для каждого отдельного помещения, зависимо от назначения.
  • Мощностью естественной подачи/удаления воздуха, которая зависит от типа постройки.
  • Назначением мойки (для легкового или грузового транспорта).
  • Климатическими особенностями данного региона.

Проектирование с расчетом выполняют следующим образом. Например, параметры рабочего помещения составляют: длинна 15 метров, ширина 7, высота 3. Итого, объем составит 15×7×3=315м³. Кратность замещения воздуха – 10 раз. В результате общая мощность системы равна 3150м³/час.

При этом если одна установленная система не справляется, то в соответствии с нормами и правилами допускается монтаж двух параллельных.

Монтаж системы вентиляции на автомойке

При подборе оборудования стоит учесть, что если вентиляция не представлена единым моноблоком, а собирается с отдельных частей, то она должна иметь в своем составе все вышеперечисленные узлы и станции.

Монтаж

Сборка и установка вентиляции, и ее отдельных узлов осуществляется специалистами в данном направлении. Ведь без профессионального понимания получить качественный результат довольно тяжело. Итак, какие факторы стоит учитывать при монтаже вентиляции на автомойке?

  1. Сборка всех деталей должна быть аккуратной, без повреждения и царапин на защитных покрытиях. В противном случае удаляемый воздух с агрессивными добавками быстро приведут в негодность узлы.
  2. Все швы, стыки и соединения максимально герметизируются. Кроме того крепления на резьбе или фланцах уплотняют прокладками.
  3. Не стоит экономить на материале (лучше всего «нержавейка»), и вспомогательных системах (например, дренаж и каплеуловители). Вентиляторы, каналы, механизмы и узлы должны обладать защитным напылением (лучше всего полимерным, стойким к агрессивным веществам).
  4. Некоторые элементы конструкции допускается приобрести с пластика, они стоят дешевле и их проще заменить. Но, не злоупотреблять этим!
  5. При выявлении повреждений на деталях, на время можно нанести защитное лакокрасочное покрытие, но со временем эти части лучше заменить качественными.

При сборке системы вентиляции на больших автомойках, которые будут работать в интенсивном круглосуточном режиме, лучше всего сделать две параллельные установки, которые запускаются попеременно.

Наладка оборудования и обслуживание

Обязательно перед началом работы автомойки нужно запустить систему, и «погонять» ее в различных режимах, в том числе, на максимальном пределе.

Чтобы избежать внепланового выхода из строя, вентиляцию нужно периодически проверять, устраивая плановый контроль на всех узлах.

  • Обязательно делать осмотр состояния вентиляторов, их приводов, а также каналов. При необходимости стоит нанести защитное покрытие повторно на поврежденные участки и узлы.
  • Контролировать уровень загрязнения и загазованности воздуха во всех помещениях сервиса, во время работы вентиляции. Периодически при этом делать забор проб для лабораторных изысканий.

Лучшим вариантом проектирования и монтажа оборудования вентиляции на автомойке будет работа специалистов, обладающих специфическими знаниями и навыками. Собранная конструкция в соответствии с нормами и правилами, будет полноценно функционировать без каких-либо нареканий.

Самостоятельный монтаж вентиляции автомойки

Автомойка представляет собой одно или несколько помещений, предназначенных для обмыва автомобилей и оказания сопутствующих услуг (чистки салона, полировки, удаления битумных пятен, мойки двигателя и др.). В связи с большим количеством используемых моющих средств пары и взвеси загрязняют воздух в моечных боксах. Все это приводит к превышению предельно допустимых концентраций вредных веществ и пагубно влияет на здоровье обслуживающего персонала. Для приведения состава воздушной среды в норму организуется вентиляция автомойки.

Читайте также:
Вентиляция в курятнике и коровнике своими руками

Задачи вентиляции мойки для автомобилей

Вентиляция в рабочих помещениях должна соответствовать требованиям документов ВСН 01–89 «Ведомственные строительные нормы предприятия по обслуживанию автомобилей» и ОНТП 01–91 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта». Главная задача вентиляционных систем для автомойки состоит в удалении лишней влаги и поддержании микроклимата рабочих зон в пределах установленных норм.

Наиболее эффективным вариантом работы систем является обеспечение 8–10-кратного притока свежего воздуха и 10–12-кратного — выбрасываемого. В малых помещениях для обмена воздуха используется вытяжная система, а приток обеспечивается естественной тягой через окна, ворота или люки за счёт создания разряжения в боксе. Однако при таком варианте в холодное время необходимо оборудовать тепловую завесу.

Для очистки воздуха от вредных примесей устанавливают фильтры. Монтаж проводится на воздуховодах приточной системы, т. к. свежий воздух подаётся в «чистую» зону. Эффективная работа такой системы возможна только при принудительной замене воздуха. Вентиляция должна быть устроена так, чтобы производительность вытяжного агрегата была на 20% ниже приточного. Этим обеспечивается небольшое вакуумирование помещений в автомойке.

Забор «грязного» воздуха производится из верхних точек рабочих зон, максимально удалённых от приточных люков. При этом 2/3 объёма забирается из «грязных» помещений, а 1/3 — из «чистых». В зимнее время в боксах мойки должен поддерживаться микроклимат. Температура подаваемого воздуха должна быть не ниже +15 °C. Это обеспечивается установкой электрических или водяных обогревателей. В некоторых системах используются теплообменники-рекуператоры, в которых холодный воздух нагревается теплом выбрасываемого.

Требования к вентиляционным системам автомоек

Воздухообмен на автомойке рассчитывается для вариантов уменьшения концентрации вредных веществ в воздухе помещений и проверяется на разбавление тепловлаговыделений. Система проектируется с учётом мощности, достаточной для удаления избытков влаги. При этом кратность воздухообмена должна быть не менее 10. Чаще всего обустраивается принудительная приточно-вытяжная вентиляция. В качестве побудителей расхода используются электровентиляторы канального или центробежного типа.

При расположении рабочих мест «чистой» зоны отдельно от «грязной» (вне здания — на территории предприятия) приточный воздух подаётся к рабочим постам последней. Если габариты оборудования, обеспечивающие вентиляцию и кондиционирование, невозможно смонтировать на имеющихся площадях, то предусматривается установка двух вытяжных и двух приточных вентиляторов, которые суммарно должны обеспечить требуемые параметры.

Создание необходимой кратности обмена воздуха можно провести путём перераспределения подачи среды между помещениями в соответствии с требованиями СНиП без изменения трассировки воздуховодов. В этом случае пересмотр проекта не проводится. Решения по системам вентиляции рабочих зон сервиса и санитарно-бытовых помещений должны содержать данные о работе вентиляции в рабочем режиме, а также мероприятия по переводу системы в режим спецобработки.

В связи с тем, что оборудование вытяжной вентиляции функционирует в агрессивной среде и повышенной влажности, внутренние полости воздуховодов и вентиляторов должны быть обработаны антикоррозионным покрытием, стойким к химическим воздействиям. Применение нержавеющих материалов для изготовления воздушных коробов позволит избежать коррозионного разрушения и продлит сроки безопасной эксплуатации системы вентиляции.

Для недопущения образования конденсата в результате разности температур оборудование систем должно быть теплоизолированным, а в местах возможного сбора конденсата устроены дренажные трубопроводы для слива жидкости. Места соединения участков воздуховода должны быть герметичны и не допускать подсос воздуха.

Устройство вентиляции автомойки своими руками

Рассчитать и смонтировать систему вентиляции можно самостоятельно. Для этого нужно знать объем помещений и кратность вентилирования. Перемножив 2 величины, получим количество воздуха, который должен быть выброшен вентиляционной системой. В малых помещениях чаще всего нагнетающую часть не монтируют. Воздух подаётся через окна, в которые вставляют фильтрующие кассеты. Вытяжку можно изготовить своими руками, собрав вентилятор из автомобильных деталей (вентилятор радиатора или компрессора).

Устанавливают устройство в верхней части стены, сделав сквозное отверстие. Венткороба в этом случае не используют. Выходное отверстие защищают сеткой с крупной ячейкой. Корпус вентустройства утепляют, а с внутренней стороны закрывают крышкой на запорах. Это защитит от проникновения в гараж непрошенных гостей, а в холодное время будет дополнительным барьером на пути холодного воздуха.

Самостоятельное устройство вентиляции предполагает последовательное выполнение нескольких этапов, среди которых:

  • подготовка;
  • монтаж;
  • пусконаладочные работы.
Читайте также:
Система вентиляции в кирпичном доме

На первом этапе проводятся замеры, расчёт параметров оборудования и его закупка. Определяются места установки вентиляторов, фильтров, и производится предварительная трассировка воздуховодов. Мощность вентиляторов и сечения венткоробов выбираются с запасом, чтобы при расширении производства не проводить дополнительные расчёты вентиляции и замену оборудования.

Монтаж проводится последовательно и начинается с установки вентиляторов. Чаще всего применяются воздуховоды квадратного и прямоугольного сечения, изготовленные из антикоррозионных материалов. Оборудование необходимо размещать так, чтобы оно не мешало проведению работ и было защищено от попадания воды.

Пусконаладочные работы проводятся с целью проверки эффективности системы, замеров скоростей движения среды и устранения негерметичности стыков. Конструкция, собранная в соответствии с нормами и правилами, будет долго работать без поломок.

Ventkam.ru

Вентиляция и кондиционирование

Вентиляция автомоек: нормы расчета воздухообмена

Вентиляция, являющаяся одной из основных обязательных инженерных систем, важна не только для организации комфортного микроклимата в доме. Температурно-влажностные параметры необходимо соблюдать и при строительстве производственных помещений. Ведь, человек проводит на рабочем месте третью часть суток и крайне важно для его хорошего самочувствия, каким воздухом он дышит. Автомойки принадлежат к производственным объектам, работа на которых, относится к вредным условиям.

Актуальность вентиляции на автомойке

Работа мойки предполагает смывание с автомобиля всех загрязнений, которые осаждаются на нем в результате эксплуатации. Понятно, что осевшие на поверхность «железного коня», вредные вещества даже сложно перечислить. Ведь он «подбирает» их на дороге, мало того, сам способствует загрязнению воздуха и своей же поверхности.

Но это только часть загрязнений, которые, в конце концов, оказываются в помещении мойки. Для того, чтобы автомобиль выехал из бокса и как говорят «блестел, как новая копейка», его моют различными шампунями, пеной, создающуюся пеногенератором, используют пропитки, мастики, различные химические средства косметики для автомашин.

В результате соединения с водой, вредные вещества попадают в воздух, оседая на всех поверхностях уже не автомобиля, а помещения. Работники, которые непосредственно осуществляют мойку машин, должны во время работы использовать средства индивидуальной защиты, защищая слизистые и органы дыхания.

Кроме химических соединений, воздух мойки перенасыщен влагой, выхлопными газами подъезжающих и отъезжающих машин. Осушать и очищать его от вредных летучих веществ и газов может только мощная приточно-вытяжная вентиляционная система.

Вентиляция автомойки: особенности системы

Устройство естественной вентиляции для автомойки, даже если это отдельностоящие производственные другие дополнительные помещения, недостаточно. Причина состоит в принципе ее действия, который основан на разнице температур помещения и улицы. Такой воздухообмен не способен осушать и очищать воздух от вредных примесей. Потому, в помещениях мойки оборудуют вентиляцию с механическим побуждением.

Функциональная нагрузка

  • Удалять пыль из бокса, где моют автомобили.
  • Осушать воздух, снижая влажность до необходимых параметров. Это важный фактор, влияющий на здоровье работающих, а также способствующий разрушению конструктивных элементов, отделочных материалов. При превышении предельно допустимых значений влажности на поверхностях выпадает конденсат.
  • Отведение отработанных газов двигателя, лакокрасочных испарений.
  • Обеспечивать постоянный обмен воздуха. Желательно, чтобы принудительная вентиляция в помещениях мойки работала постоянно, а не только во время рабочей смены. Кратность воздухообмена вытяжки должна составлять не менее 10-кратного цикла в час, приток – на 20% меньше, то есть иметь не менее 8 смен воздуха в час.
  • Экономить электрическую энергию, которая и без того расходуется в больших объемах.

Важно! Вентиляционное оборудование, воздуховоды и другие части вентиляционной системы, которые непосредственно подвергаются воздействию агрессивной среды, должны быть выполнены из коррозостойких материалов либо защищены.

Правильно спроектированная и монтированная вентиляционная система позволяет минимизировать риски заболеваний работников автосервиса. Но нужный эффект достигается, если существующие виды конструкций ветсистем (наборная, моноблочная) соответствуют требованиям СНиП.

Конструкционные особенности

Стоит понимать, что мойка автомобилей – это не только бокс, в котором моют автотранспорт, но и дополнительные и административные помещения. Все они снабжаются вентиляцией, но не с такой кратностью обмена воздуха, как в, так называемой, «грязной» зоне. Обязательному вентилированию подвергаются душевые, раздевалки, комнаты для хранения грязной спецодежды. В тех помещениях, где хранится грязная одежда, тоже требуется 10-кратный воздухообмен, в остальных – на половину меньше.

Вытяжной канал располагается вверху здания

Вытяжка – основной компонент вентиляционной системы и устраивается она исключительно с механическим побуждением. Это предусмотрено СНиПом 2.01.57-85. Регламентируют работу всей системы и ее частей ОНТП 01-91. Нормы содержат требования к проектным работам, устройству помещений и вентсистемы автомоек.

В боксе для мойки автотранспорта должна поддерживаться определенная температура – не менее 15°C. Этого в холодное время года можно достичь только нагревом воздуха. Нагретый, очищенный от уличной пыли и вредных веществ воздух, подается только сверху, через вентиляционные решетки воздуховода.

Читайте также:
Ремонт и чистка увлажнителя воздуха своими руками

Вытяжка также располагается в верхней части бокса – влажный и теплый отработанный воздух поднимается, где подхватывается вытяжным вентилятором, проходит через фильтры и удаляется в атмосферу.

Важно! Лучшее решение вентиляционной системы для автомойки – рекуператор. Это устройство способное выходящим воздухом нагреть входящий с улицы. Кроме такой «удобной» функции, он имеет фильтры для очистки входящего и выходящего воздуха, а также осушители. А самое главное – экономит электроэнергию.

Вентиляция автомоек: нормы и расчет воздухообмена

Чтобы построить эффективную вентиляцию вредного производственного помещения необходимо четко выписать техническое задание. В нем должны быть указаны все нюансы производственного цикла. Затем, на его основе разрабатывается проект системы, в который входят ее схема, смета, подробное описание работ. Все расчеты выполняются соответственно строительных нормативов.

Рекомендуется для разработки проекта привлекать профильлных специалистов, чтобы впоследствии систему обслуживала специализированная организация. Расчет воздухообмена для выбора вентиляционного оборудования, проводят, используя такие параметры: объем помещения (площадь, умноженная на высоту), кратность воздухообмена (10 – вытяжка, 8 – приток). Также рассчитываются воздухообмен дополнительных помещений, для них частота смены воздуха за час – 5.

Пример

Бокс для мытья автомобилей имеет такие размеры: длина – 18 м, ширина – 12 м, высота – 3,5 м.

V – объем помещения 18х12х3,5 = 756 куб.м;

P = 756х10 = 7560 куб. м

Именно такое количества воздуха должно за 1 час выводиться вытяжной вентиляцией, приток же составляет – 7560–20%=6050 куб.м/ч. Чтобы обеспечить необходимую циркуляцию воздуха, строительные нормы рекомендуют использовать, если необходимо, по две приточные и вытяжные установки.

Вентиляция в автомойке своими руками

При проведении правильных расчетов, подборе соответствующего вентиляционного оборудования, смонтировать систему можно самостоятельно. Такие работы условно делятся на несколько этапов.

Этап #1 Подготовка

На этом этапе производят расчеты, приобретают оборудование и материалы. Важно помнить, если вентиляционная система не моноблочная, а наборная, она должна содержать в своей схеме приточный и вытяжной вентиляторы, систему фильтрации для грубой и тонкой очистки, осушитель и нагреватель воздуха.

Этап #2 Монтаж

Фиксация воздуховодов и установка оборудования. Все элементы конструкции, включая соединения, должны быть, изготовлены из антикоррозийных материалов.

Важно! Воздуховод рекомендуется прямоугольной или квадратной формы. Если подключается канальный вентилятор с круглым сечением – изготавливается переходник. Сам же вентилятор подсоединяется с помощью фланцевого соединения, которое изготавливается из материалов, способных противостоять агрессивной среде, повышенной влажности и высоким температурам.

Этап #3 Пуско-наладка

Проведение такого мероприятия является обязательным. Проверка функционирования всех составных частей системы – залог ее эффективной работы в дальнейшем.

Система вентиляции автомойки

Работа любой автомойки предполагает использование большого количества воды и автомобильной химии, включая пенные гели, очистители, антикоррозийные полировки, а это автоматически означает избыток влаги, токсических и газохимических загрязнений, выбрасываемых в воздушное пространство автомоечного помещения. Помимо этого, пары нефтепродуктов и химические элементы вступают в необратимую реакцию с выхлопными газами от транспортных средств, что приводит к превышению допустимого порога концентрации загрязнений, угрожающих здоровью людей.

Обеспечить достаточный обмен воздуха, который соответствует нормам и требованиями СНиП, в помещениях подобного типа способны только мощные и производительные приточно-вытяжные системы вентиляции, оснащенные устройствами, которые фильтруют и осушают воздух.

Специфика вентиляции автомойки

Атмосфера в автомоечных боксах является «гремучей смесью», состоящей из микрочастиц химикатов, используемых при мытье и полировании машин, грязи и выхлопных газов. К тому же, все осложняется повышенным уровнем присутствующей в воздухе влажности.

Водяная пыль существенно затрудняет видимость в автомоечном помещении, что создает дополнительные сложности не только для клиентов автомойки, но и для работающего там персонала. Кроме того, этот фактор ухудшает качество сушки автотранспортного средства, что очень негативно сказывается на состоянии машины в холодный сезон. Влага на кузове провоцирует обледенение и более быстрое распространение коррозии на металлических элементах автомобиля.

Особенность системы вентиляции автомойки заключается в том, чтобы обеспечить требуемый приток чистого воздуха и эффективное отведение из помещения избыточной влажности и вредных компонентов.


Схема движения воздуха

Проектирование и расчет системы вентиляции автомойки

При создании проекта вентиляции автомоек, работающих в обычном режиме, за основу берут отраслевые нормы технологического проектирования (ОНТП) — 01.91 и СНиП 2.04.05-91.

Величину воздушного обмена в автомоечном помещении рассчитывают на ассимиляцию газовых загрязнений и проверяют на ассимиляцию выделений тепла и влаги. В этом случае хватит пятикратного воздухообмена.

Читайте также:
Рекуператор воздуха для дома своими руками

Для систем вентиляции автомоек, работающих в режиме специальной обработки транспорта, согласно СНиП 2.01.57-85 используют приточно-вытяжные установки промышленного типа, которые должны обеспечить не меньше, чем десятикратный обмен воздуха в помещении, где происходит мытье автомобилей.

Допускается монтаж пары приточных и пары вытяжных вентиляционных установок, которые в сумме смогут обеспечить минимум десятикратный воздушный обмен в «грязной зоне».

*ВАЖНО! Приточные воздушные массы подаются исключительно в «чистую зону». Вытяжку воздуха сосредотачивают в верхней зоне помещения, исходя из пропорции: одна треть из «чистой зоны» и две трети из «грязной». При этом объем воздушных масс при вытяжке для автомойки закладывают на 20% больше, чем объем притока.

В случае, когда автомойка находится на первом этаже нежилого строения, нормативы разрешают подключать приток воздушных масс в вентиляцию моечного помещения от общеобменной системы этого здания. При этом вытяжка воздуха допускается только после его предварительного осушения и очищения, посредством крышного вентилятора.

Проектирование вентиляции автомойки для помещений санитарно-бытового предназначения выполняют, опираясь на нормы СНиП 2.04.05-91 и 2.01.57-85:

  • Вытяжку отработанного воздуха предусматривают из раздевалок, душевых и прочих помещений «грязной зоны», приток свежего воздуха — в «чистую зону»;
  • Кратность воздухообмена: 10-кратный в помещениях, где хранится грязная одежда и 5-кратный в прочих помещениях “грязной зоны”.

Вы можете бесплатно получить эскизный проект и стоимость вентиляции Вашей автомойки

Нормативы по осушению воздуха в автомоечном помещении аналогичны требованиям, которые предъявляют к бассейнам, баням и кухням общественного питания. Разница заключается лишь в том, что ключевой задачей для вышеперечисленных помещений становится поддержание нужного уровня температуры и влажности, в то время как для автомойки первоочередной целью является фильтрация воздуха и интенсивный обмен воздуха, с целью максимально быстрого удаления отработанного воздуха из помещения.

Учитывая повышенный уровень вредностей, выбрасываемых в атмосферу помещения, к организации системы вентиляции автомойки предъявляются определенные требования:

  1. Температурный режим в помещении автомойки не должен опускаться ниже минимальной установленной отметки в +15 С, даже в осенне-зимний сезон холодов.
  2. Вентиляционные каналы, применяемые в системе вентиляции автомойки, изготавливают из устойчивых к коррозии материалов или обрабатываются антикоррозийным покрытием, с повышенной сопротивляемостью к влиянию химических веществ;
  3. Обязательная герметизация всех швов, клапанов, каналов и уплотнение фланцевых соединений, во избежание протечки при выпадении конденсата влажного удаляемого воздуха внутри вентиляционного канала;
  4. Все внешние модули оснащаются дренажными системами, которые препятствуют внутреннему скоплению влаги. Установка в системах воздуховодов камер с каплеуловителями в значительной степени улучшает эффективность защиты от влаги.
  5. Все металлические комплектующие и элементы приточно-вытяжной системы укрываются специальными защитными коробами, экранами и щитками, чтобы предотвратить их разрушение и не допустить их досрочного вывода из строя.

Из соображений безопасности, не рекомендуют устанавливать пластиковые воздуховоды. Хотя это и бюджетный вариант, который существенно снижает себестоимость организации системы вентиляции автомойки, он недостаточно надежен. Интенсивные нагрузки, резкие температурные скачки, разрушительное воздействие влаги способно привести к скорому «состариванию» полимерных комплектующих и даже их полному разрушению, спустя всего пару лет эксплуатации в режиме нон-стоп.

Специфика техобслуживания вентиляционных систем

Интенсивный режим работы системы вентиляции автомойки, при условии повышенной агрессивности среды, требует особого внимания к деталям. Чтобы избежать необратимых разрушений в приточно-вытяжной системе вентиляции, проверка и техобслуживание должна проводиться как можно чаще. Потребность в такой проверке определяется после взятия и исследования проб воздуха на ПДК загрязняющих и токсичных и веществ.

План проверочных мероприятий вентсистемы включает в себя:

  1. Измерение степени загазованности помещения в боксах для мойки и прилегающих помещениях бытового предназначения;
  2. Проведение тщательного осмотра, проверки рабочей способности и чистки вентсети. Если возникает необходимость, лопасти вентиляторов и воздуховоды усиливают покрытием, устойчивым к коррозии.

Выполнение работ по проектированию, расчетам и установке вентиляции автомойки требует профессиональных навыков и знаний. Не стоит экономить на ключевой составляющей успешного бизнеса — доверьте эту работу квалифицированным специалистам.

Получить бесплатную консультацию инженера по вентиляции автомойки

Вентиляция в автомойке – нормы, особенности

Из-за повышенной влажности и использования средств автохимии, вентиляция автомойки считается делом первостепенной важности. Нормы и особенности ее устройства порой не знают даже сами владельцы автосервисов, которым будет интересен собранный нами материал.

Процесс мойки машин сопровождается не только большим расходом воды, но и использованием средств химической чистки. Вспенивающиеся гели, различные очистители, противокоррозийные полировки предопределяют состояние среды моечного помещения. Воздух здесь насыщен парами воды, ингредиентами канцерогенных газохимических загрязнений. Усугубляет ситуацию то, что эта смесь нефтепродуктов и автохимии вступает во взаимодействие с выхлопами транспортных средств. Поэтому, отсутствие вентиляции на мойках может стать причиной превышения допустимой ПДК вредных веществ и как следствие, угрожать здоровью персонала, работающего на мойке.

Цель вентиляции автомойки – обеспечение параметров воздухообмена, согласно требованиям СНиП. С учетом специфики работы моечных пунктов, можно заявить, что обеспечить необходимые условия работы могут только мощные приточно-вытяжные вентустановки (ПВУ), дополненные устройствами фильтрации и осушения воздуха.

Несколько веских причин обустроить вентсистему на вашей мойке

Считается, что задачей бытовых систем вентиляции является обеспечение нормативного воздухообмена. Функционал моечных вентсистем значительно шире и полезнее. Они обеспечивают удаление летучих канцерогенных веществ, выводят излишки тепла. Обзор всего круга задач, решаемых воздухообменом позволяет выделить главные цели вентиляции автомоек:

  • Сушка воздуха. Замещая влажный воздух, более сухой, уличной приточкой, вентиляция позволяет регулировать влажность помывочного помещения;
  • Пулеудаление, необходимое для качества мойки. Вытеснение пыли обеспечивается как системой приточки, так и мощным вентилятором механической вытяжки;
  • Отвод автомобильных выхлопов, испарений ГСМ, паров продуктов автохимии. Эффективное удаление обозначенных видов загрязнений способна обеспечить только вентиляция с механическим приводом;
  • Сокращение затрат на отопление. Экономия обеспечивается в случае, если в качестве приточно-вытяжной установки используется рекуператор, возвращающий на мойку тепло использованного воздуха.

Обеспечить подобный функционал вентиляции можно только приведя ее в соответствие с действующими нормами промвентиляции. Иначе небольшая несбалансированность системы может снизить производительность работников, а само пребывание в помещении мойки станет небезопасным для здоровья персонала.

Нормативная база проектирования воздухообмена автомоек

Что общего у автомоек с другими зданиями и сооружениями? Их также следует обустраивать по действующим нормам строительства. Существует несколько директивных документов, регламентирующих вопросы вентиляции автомоек. Особый интерес представляют нормы тех-проектов предприятий а/транспорта ОНТП 01, 1991 года издания, ведомственные строй-нормы предприятий, обслуживающих автомобили ВСН 01, изданные в 1989 году и СНиП 41-01, по отоплению, вентсистемам и кондиционированию, 2003 года. Проштудировав нормативную базу, предлагаем вам ознакомиться с требованиями к проектам воздухообмена моек, представив их в виде тезисов:

  • Система приточной вентиляции с механическим понуждением циркуляции воздуха считается обязательным условием для получения разрешения на работу автомоек;
  • Подавать свежую приточку следует строго в чистую зону моек;
  • Количество отводимых воздушных масс должно на 20% превышать по объему приточку;
  • Загрязненный воздух забирается в вытяжку с подпотолочной зоны помещений в следующих пропорциях: 23 объема с грязных площадей, 1/3 с чистых;
  • Норматив воздухообмена грязных зон – 10-кратный за час, чистых – 5-кратный;
  • Для вентобустройства помещений мойки рекомендуется система вентиляции канального типа. Осевые вентиляторы устанавливаются в каналы в качестве средства понуждения вентиляции;
  • Наступление зимы не считается поводом для отклонения от нормативных температурных параметров микроклимата. Считается неприемлемым снижение температуры в мойке ниже +15 градусов;
  • Если приточно-вытяжная установка не в состоянии обеспечить требуемую кратность воздухообмена (а это для автомоек 10-кратный обмен в час), допускается монтаж в мойке сразу двух приточных и двух вытяжных вентиляторов.

Эти тезисы не следует считать праздными советами. Это правила, обязательные для исполнения. Выполнение их контролируется инспекторами потребнадзора и трудовой инспекцией. Но не штрафов следует бояться, а реальных рисков отравления персонала автомоек.

Квалифицированный монтаж – залог успешной эксплуатации вентсистемы

Найти ответственного подрядчика не менее важно, чем проектировщика вентсистем. Среди отличий хорошей монтажной организации – качество монтажа и серьезное отношение к выбору вентиляционного оборудования. Настоящий профессионал ведет монтаж вентиляции автомоек с учетом накопленного опыта:

  • Воздуховоды и элементы их сопряжений изготавливаются из устойчивых к агрессивной среде, коррозиестойких материалов. Не рекомендуется использование пластиковых воздуховодов, так как они быстрее изнашиваются и выходят из строя;
  • Фурнитура и комплектующие вентсистемы защищаются от коррозии полимерной окраской или защитной изоляцией;
  • Сопряжения воздуховодов необходимо загерметизировать, чтобы исключить возможность протечки конденсата, образующегося внутри каналов;
  • Рабочие узлы вентсистемы должны быть доступны для регламентного обслуживания и прочистки;
  • Для предотвращения накапливания конденсата на поверхности внешних модулей предусматривается отвод воды в дренаж. С этой же целью система воздуховодов дополняется камерами каплеуловителей.

Даже самый качественный монтаж не дает повода отказываться от систематических осмотров и регламентного обслуживания вентсистемы. Не забывайте регулярно чистить фильтры, воздушные каналы, прочищайте лопасти вентиляторов и уделяйте время для проверки систем автоматики.

Проблемы выбора оборудования автомоечных вентсистем

Стандартная схема вентиляции мойки может состоять из наборных ПВУ, в комплекте с канальными вентиляторами, рекуператорами, устройствами фильтрации, калориферами, распределительными диффузорами и воздуховодами различного сечения. Список можно продолжить, за счет регуляторов скорости воздуха, датчиков температуры и влажности, элементов шумоглушения и других компонентов системы. Разобраться во всем этом без помощи специалиста трудно и большинство пользователей предпочитают покупать готовые ПВУ, уже укомплектованные всем необходимым. Главным критерием качественного вентоборудования автомоек считается влагозащищенность системы. Далеко не все комплектующие вентсистем обладают необходимой водостойкостью и поэтому к их выбору следует подходить максимально внимательно.

Проанализировав отзывы покупателей, мы составили список проверенных ПВУ, наиболее соответствующих тяжелым условиям автомоек:

  • Обеспечить воздухообмен автомойки средних размеров способны модели линейки центральных рекуператоров Blauberg. Производительность модели KOMFORT EC DE700-2 до 700 куб/час. Немецкий прибор совместим с воздуховодами различного диаметра, от 160 до 400 мм, имеет не подверженный коррозии алюминиевый корпус. В ПВУ встроен инновационный рекуператор, снижающий затраты на отопление мойки зимой и охлаждающий помещение летом. Для создания комфортных условий в зимнее время, конструкцией предусмотрен 2-х киловатный электроподогреватель воздуха, автоматически подключающийся в случае, если рекуператор не справляется с задачей. В соответствии с требованиями экологии, установка очищает воздух не только на приточке, где стоит фильтр G-4, но и на вытяжке, кассетным фильтром G.
  • Потребности небольшой автомойки способны обеспечивать центральные ПВУ торговой марки Royal Clima. Модель SOFFIO Uno RCS-350-U имеет достаточную производительность, перекачивая до 319 куб за час. Недорогая итальянская установка имеет компактные размеры и будет возвращать зимой до 89% тепловой энергии обратно в помещение мойки. Конструкция работает с минимальным уровнем шума (до 31дБА) и ей не требуется отвод конденсата.

Эффективные фильтры класса G-4 стоят на ПВУ на притоке и вытяжке. Рекуператорные установки SOFFIO Uno успели заработать репутацию надежных вентприборов, успешно используясь не только для оборудования автомоек, но и для энергосберегающего воздухообмена загородных домов, ресторанов, торговых центров.

Вентиляция в помещении автомойки

Здания, в которых проводится очистка автомобилей или другой техники, непросто удобная конструкция, но и безопасное для персонала помещение. Вентиляция автомойки – это отдельная автономная система, которая контролирует воздухообмен в помещении с высокой влажностью.

Здоровье персонала компании и клиентов автомойки напрямую зависит от правильной работы вентиляции

Зачем нужна вентиляция на автомойке?

На автомойке любого размера и производительности организовываются автономные системы, которые не привязаны к городским системам. Зачем нужен постоянный воздухообмен для автомойки?

Принцип работы мойки простой – с машины или другого автотранспорта с помощью воды и химических веществ смывается грязь. Происхождение осевших на поверхности автомобиля частиц установить невозможно. На автомойках с хорошей вентиляцией или без нее чистых машин практически не бывает.

С тем типом загрязнений, которые покрывают машину толстым слоем, на мойке справляются с помощью специальных химических средств, моющими гелями и шампунями. Процесс очистки автомобиля многоэтапный. Для очистки автомобиля персонал автомоек использует:

  • шампуни;
  • пену, которую создает пеногенератор;
  • пропитки;
  • мастику;
  • аэрозольные вещества.

Каждое химическое вещество разводится с водой. В результате химической реакции в воздух поднимаются различные примеси и вещества, которые могут навредить дыхательным путям человека. Поднявшиеся вещества не оседают на автомобиль, а покрывают стены. После очистки транспортного средства его хозяин покидает автомойку, а работающий персонал продолжает дышать опасными веществами.

По нормам, установленным в законодательном порядке, владея автомойкой, человек обязан обеспечить персонал предприятия защитой. Все сотрудники должны защищать слизистую, кожные покровы и открытые участки тела от химических веществ, которые могут навредить организму работника. Особое внимание уделяется дыхательным путям человека, первыми страдающими от невидимых частиц, оседающих в воздухе.

Опасным для работников автомобильных моек является влажный воздух, от которого невозможно избавиться простым проветриванием. Правильная вентиляция, которая очищает воздух в боксах и на разных площадках здания, обеспечит безопасность работникам и клиентам компании. Как обустроить вентиляцию собственными руками, не нарушая законодательную норму?

Безопасность работникам и клиентам автомойки обеспечивает правильно обустроенная вентиляция

Строение вентиляционной системы на мойках

В соответствии с нормами, установленными государством, вентиляция на мойке должна быть отдельной инженерной конструкцией. Проект сдачи без соблюдения технических норм в помещениях с повышенной влажностью не принимается.

Автомобильную мойку с плохой вентиляционной системой сдавать в эксплуатацию ни в коем случае нельзя. Основными загрязнителями помещений для очистки автомобильных средств являются:

  1. Выхлопные газы. Работа автомобиля в закрытых боксах опасна тем, что выхлопные газы быстро заполняют пространство и у людей, которые находятся на мойке, страдают органы дыхания. Систематическое воздействие таких газов может привести к патологии легких человека.
  2. Грязь с машины и колес. Автомобили с сильным загрязнением попадают на мойку и после тщательной очистки к стенам и полу бокса прилипает не только грязь, но и вещества неизвестного происхождения. Работники автосервиса промывают кафель, но часть загрязнений после взаимодействия с водой остается в боксах. Мало только проветрить здание, необходим направленный поток чистого воздуха для устранения невидимых вредных частиц.
  3. Чистящие средства. Основную угрозу в здании с плохим воздуховодом несут химические средства для мытья поверхности и салона автомобиля. Мастика для полировки длительное время не выветривается, поэтому без правильной вентиляционной тяги автомойка длительное время функционировать не сможет.

Химические средства для мытья поверхности и салона автомобиля несут основную угрозу

Такие конструкции избавляют здание от лишней влаги, а затем фильтруют воздух, который поступает обратно в мойку. Для правильного оснащения используются цельные системы, которые можно закупить или, исходя из точных расчетов, сконструировать самостоятельно.

Промышленные вентиляционные системы обладают высокой мощностью, поэтому воздухообмен происходит незаметно для окружающих. Основные требования к конструкции – сушка воздуха и его фильтрация. Технические характеристики важны, ведь они обеспечивают безопасность работников мойки и каждого клиента, который приезжает на мойку с одной целью – очистка автомобиля от загрязнений.

Требования к системе на мойке

Разработанные и установленные нормы, которые должны соблюдаться в зданиях с повышенной влажностью, обеспечивают правильную работу всей мойки. Здания без вентиляционной системы – идеальная среда для размножения патогенных микроорганизмов и бактерий.

Если загрязнение в виде грязи или пыли увидеть можно, то патогенная микрофлора влияет на человека без явных признаков. В помещение с повышенной влажности в обязательном порядке устанавливается целая система для очистки и сушки воздуха.

Основные требования – стандарты, которым должна соответствовать вентиляция, помогут укомплектовать самодельную систему, подходящую для определенного помещения.

Схема продуктивной и недорогой (для дешевого самообслуживания) вентиляционной конструкции:

  1. Герметизация щелей. Все стыки комплектующих частей обрабатываются герметической пеной. Уплотнения вокруг швов обеспечат правильную циркуляцию воздуха.
  2. Наличие защитных коробов. Защитный каркас предусматривается в первоначальном проекте конструкции. Такие короба защищают влаги и грязи, которая попадает на поверхность вентиляционных труб. Металлические части конструкции следует защищать в первую очередь.
  3. Дренажные системы. Все модули оснащаются дренажами для отвода лишней влаги. Скопившаяся вода должна выводиться систематически, иначе пострадает конструкция и нарушится весь воздушный поток.
  4. Обработка деталей вентиляционного хода. Те части конструкции, которые постоянно взаимодействуют с окружающей средой, нуждаются в дополнительной обработке. Для защиты используются полимерные вещества, которые обеспечивают противокоррозионное покрытие.
  5. Материал основных частей воздуховода. Трубы для отвода влажного воздуха изготавливаются с пластика. Такой материал не ржавеет и не задерживает лишнюю влагу.

Самый дешевый воздуховод собирается из пластических труб, которые несложно купить в любом строительном магазине.

Если необходимо сделать воздуховод быстро и дешево, стоит приобрести пластиковые трубы

Готовый план воздуховода для установки на мойке включает несколько входов, через который воздух поступает в фильтр и с помощью которых влажный воздух покидает боксы. Все швы и стыки вентиляции должны прикрываться защитными каркасами, иначе на замену частей воздуховода придется тратить лишние деньги. Короба, в которых находятся трубы, легко декорируются под стены и выдерживают большие нагрузки.

Обслуживание системы

Каждой автономной системе нужен правильный уход. Без техобслуживания даже самый надежный воздуховод на мойке выйдет из строя. Важнейшая система во всем здании – трубы для отвода грязного воздуха, должна очищаться своевременно. Нагрузка на воздуховод мойки всегда большая, ведь загрязнения и повышенная влага образуются в здании постоянно.

Снижение уровня загрязняющих веществ происходит за счет своевременного отвода воздуха из боксов. Вентиляция на мойке выполняет сразу две функции – выводит загрязненный воздух из основного зала и очищает тот воздух, который попадает обратно в бокс. Для очистки большого количества воздуха понадобится целая и комплексная система. Простая вентиляция, которая предусмотрена в здании, не подойдет.

Каждому владельцу автомойки следует обеспечить безопасность работающему персоналу и избежать угроз, которые возникают из-за частой очистки загрязненного транспорта. Пренебрегать здоровьем работников и клиентов ни в коем случае нельзя. Обустройство вентиляционной системы, которая справиться с большой нагрузкой – единственный разумный выход, который предусмотрен законодательством.

Особенности проектирования систем воздухообмена для станций технического обслуживания автомобилей

В сравнении с другими воздухообменными системами, расчёт вентиляции СТО сопровождается дополнительными трудностями, обусловленными технической спецификой данных помещений. Поскольку ремонт автомобилей невозможен без периодического запуска двигателей, проектирование подобных вентиляционных установок сопровождается организацией локальной вытяжки и мероприятиями по дополнительной очистке исходящих потоков воздуха.

Второй усложняющий фактор – более высокий норматив по кратности воздухообмена и, как следствие, большие затраты энергии на поддержание нормальной температуры внутри ремонтной мастерской и в других технических помещениях.

Кроме этого, методика расчёта воздухообмена для помещений СТО должна учитывать большую площадь ворот технических боксов, что означает необходимость внедрения в проект дополнительных силовых установок, используемых для создания тепловых воздушных завес.

Особенности воздухообмена в помещениях СТО

Базовые положения и требования к системам воздухообмена на станциях технического обслуживания изложены в следующих нормативных документах:

  • ОНТП 01-91 (нормы проектирования для предприятий автомобильного транспорта);
  • СНиП 2.04.05-91 («Отопление, вентиляция и кондиционирование»);
  • ВСН 01-89 с учётом СНиП 2.01.57-85 (приспособление коммунальных объектов для санитарной обработки автотранспорта).

В общем случае, в автосервисах устанавливаются приточно-вытяжные вентиляционные комплексы с механическим побуждением и со специфическим расположением входных и выходных диффузоров.

Общая схема вентиляции автомойки

Но в ходе проектирования таких систем исходят из того, что помещение СТО может состоять из нескольких технологических зон, кардинально отличающихся друг от друга по требованиям к режиму воздухообмена.

Такими изолированными зонами являются:

  • помещение для мойки автомобилей;
  • покрасочные камеры;
  • помещения для ремонта двигательных систем;
  • территория, на которой производятся кузовные работы;
  • зоны технологического контроля.

В каждой из перечисленных зон генерируется «свой» список вредностей, нейтрализацию которых следует предусмотреть при проектировании вентиляции.

Ниже мы рассмотрим особенности проектирования для каждого из этих помещений, а сейчас перечислим основные отличия воздухообмена на СТО от любой другой вентиляционной системы.

Прежде всего, это наличие вредных и взрывоопасных испарений, в виду чего воздухообменный комплекс на станциях техобслуживания должен решать две задачи: предотвращение пожаров и обеспечение безопасных условий для работы сотрудников.

Дополнительную сложность при проектировании создаёт также тот факт, что технические помещения СТО, как правило, редко бывают постоянно закрытыми, поэтому все традиционные системы отопления в них малоэффективны. Оптимальным вариантом в данном случае считается воздушное отопление, встраиваемое в приточный модуль вентиляции.

В целом, следует отметить, что системы вентиляции СТО, в сравнении с вентиляцией магазина или офиса более дорогие, поскольку для каждой подсистемы необходимы отдельные воздуховоды, а в некоторых случаях изготовленные из специальных материалов.

Основная силовая установка

Учитывая, что кратность воздухообмена для некоторых зон в ремонтных мастерских может доходить до 12 объёмов в час, силовые установки таких систем проектируется с большим запасом мощности.

Вентиляция в моечных боксах

Помещения для мойки автомобилей сегодня присутствуют практически в каждом СТО. Более того, нередко такие объекты являются основным участком станции техобслуживания и когда говорят о вентиляции СТО, то чаще всего речь идёт о вентиляции автомоек.

С точки зрения проектировщика, система воздухообмена для автомоек достаточно сложный объект, при разработке которого необходимо учитывать не только аэродинамические показатели, но и химическую устойчивость конструкционных материалов.

Сразу подчеркнём, что в указанных выше нормативных документах, мойки рассматриваются как объекты гражданской обороны (вернее, как универсальные объекты, способные выполнять задачу обеззараживания при возникновении соответствующих ситуаций). В виду чего в проектной документации присутствуют обозначения «грязной» и «чистой» зон.

В современных условиях, когда автомобильная мойка является лишь бизнес объектом, указанные понятия интерпретируются иначе: под «чистой» зоной понимаются административные помещения и внутренние парковки, под «грязной» – те участки, на которых происходит непосредственная помывка автомобиля.

В ходе проектирования для каждой зоны создаются отдельные вытяжки, кратность воздухообмена которых должна отличаться на 20%. Это делается для того, чтобы давление в чистой зоне было выше, чем в грязной и не возникало перетекания вредностей из рабочего сектора в административные помещения.

Пример такого соотношения: если расчётная интенсивность обмена для моечного сектора составляет 10 объёмов в час, то вытяжка в чистой зоне должна работать с интенсивностью 8 объёмов в час.

Для иллюстрации уровня сложности данной задачи, перечислим список факторов, которые должны учитываться при разработке вентиляционных комплексов.

Повышенная влажность

Интенсивность влаговыделения является базовым параметром при расчёте вентиляции для моечных боксов. Однако необходимо учитывать, что современная мойка уже давно не соответствует традиционному представлению о помывке машины.

Сейчас этот процесс происходит с применением парогенераторов, распылительных систем повышенного давления, а также с использованием жидкостей, содержащих активные моющие добавки. Весь этот технологический арсенал, а также грязь, завозимая вместе с машиной с улицы, создают в помещении мойки исключительно опасный аэрозольный «коктейль», нейтрализация которого и составляет основную сложность проекта автомойки.

На практике рассчитать фактическое влаговыделение для столь разнообразного списка технологий не представляется возможным, поэтому при расчётах используют коэффициенты, определённые эмпирическим путём.

Для небольших моек с традиционными схемами помывки и сушки, кратность воздухообмена принимают равной 5. В тех случаях, когда на объекте используются мощные моечные машины, производительность вентиляции может достигать 10-12 объёмов в час.

Агрессивная среда

Очевидно, что тёплый и влажный воздух, насыщенный активными химическими соединениями и часто содержащий мельчайшие абразивные частицы, исключительно негативно влияет на конструкционные материалы, используемые для построения воздуховодов.

С учётом этого, должны быть правильно рассчитаны не только аэродинамические и силовые показатели системы, но и сформулирован комплекс мер, обеспечивающих работоспособность всех её элементов на протяжении максимально длительного срока.

У данной проблемы может быть несколько решений:

  • установка полимерных воздуховодов;
  • использование нержавеющего металла;
  • обработка металлических коробов специальными защитными составами;
  • обустройство дренажных систем для отвода основных объёмов опасного конденсата.

Оптимальным решением – как с точки зрения цены, так и надёжности – является использование обычного оцинкованного металла, прошедшего защитную обработку. Такой обработкой может быть покраска внутренних поверхностей устойчивой эмалью или электростатическое напыление защитных составов на всю поверхность элемента.

Интенсивные теплопотери

Если моечный бокс СТО проектируется как отдельный бизнес объект, то в проект вентиляции автомойки однозначно закладывается интенсивное движение транспорта (иначе она не окупится). Это означает, что поддержание комфортной температуры внутри помещения – не менее 15 0 C – может быть обеспечено только подогревом входящих потоков воздуха.

Учитывая, что основной схемой вентиляции для моечных боксов является механизированная вытяжка с естественным притоком, данная задача является далеко не тривиальной.

В некоторых случаях эту проблему решают комбинированным способом: основное отопление обеспечивается классическими системами, а возникающие при открытии ворот потери тепла компенсируются тепловой воздушной завесой.

Универсальным, но более дорогим решением, является установка приточно-вытяжной системы полного цикла, работающей по вытесняющей схеме. В этом случае входящие потоки воздуха пропускаются через фильтры и калорифер, что позволяет не устанавливать в боксе батареи водяного или парового отопления.

Вентиляция в покрасочных боксах

Наиболее сложными и ответственными подсистемами вентиляции СТО являются воздухообменные установки для покрасочных камер.

Прежде всего, при разработке воздуховодов и силовых агрегатов для покрасочных боксов, расчётом должна быть предусмотрена нейтрализация следующих опасных факторов:

  • взврывоопасная концентрация паров растворителей, применяемых для разбавления красок;
  • взврывоопасная концентрация мелкодисперсных горючих аэрозолей;
  • опасное для здоровья и жизни работников содержание вредных компонентов лакокрасочной продукции.

Кроме этого необходимо учитывать, что в камере должна поддерживаться стабильно высокая температура с заданными характеристиками по влажности.

Перечисленные требования можно реализовать только с помощью изолированной приточно-вытяжной установки, обеспечивающей воздухообмен от 50 до 200 объёмов в час, в которой входящие потоки воздуха подогреваются управляемым калорифером, а вытяжка оборудована фильтрами для улавливания частиц краски.

Вентиляция в ремонтных мастерских

Остальные ремонтные зоны СТО оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией обменного типа, кратность которой должна быть не меньше единицы.

Но и в этом случае необходимый результат не может быть достигнут с помощью одной универсальной установки. Как правило, зал ремонтной мастерской разделяется на сектора, в которых производится работа определённого типа.

Для каждого технологического сектора следует предусмотреть отдельную систему воздуховодов, причём в некоторых случаях полностью изолированную.

Так, на участках, на которых производится резка, шлифовка и сварка кузовных деталей, должна быть установлена 100-150 кратная вытяжка с расположением диффузоров сверху и по бокам. Вытяжные каналы должны быть оборудованы высокопроизводительным фильтром для улавливания абразивных частиц.

В зонах, где предполагается периодический запуск двигателей, обязательно должны присутствовать системы для локального отвода выхлопных газов, состоящие из гибкого шланга с насадкой, надеваемой на выхлопную трубу.

Мощность локальных вытяжных систем зависит от мощности обслуживаемых автомобилей. В максимальном варианте (для двигателей с мощностью свыше 240 л./с.) производительность вентиляционных систем должна составлять не менее 800 м3/час.

Компания «Мега.ру» принимает заказы на проектирование вентиляционных систем для промышленных, торговых и бытовых помещений, включая разработку вентиляции автомоек и станций технического обслуживания. Более детально о сроках, стоимости и последовательности выполнения работ можно уточнить по телефонам, опубликованным на странице «Контакты».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: