Вентиляция лифтов и лифтовой шахты

Вентиляция лифтовой шахты

Вентиляция лифтовой шахты

Высотные здания, особенно в крупных городах и мегаполисах, могут достигать от 9 до 100 этажей, поэтому лифты в них просто необходимы. Система вентиляции лифтовых шахт жилых многоэтажных домов редко где предусмотрена. Однако новостройки и здания крупных бизнес центров без нее в эксплуатацию не примут. Особенно без оборудования системами дымо- и теплоудаления.

Важность вентиляции в лифтовых шахтах

Вентиляция в лифтовых шахтах и в машинных помещениях это, прежде всего, соблюдение норм безопасности. Вентилирование нужно для эффективного контроля, а также для поддержания постоянной температуры воздуха. Вентиляционное оборудование поможет предотвратить возникновение пожароопасной ситуации. А если в лифтовой шахте вдруг возникнет пожар, формирование воздушного подпора поможет при эвакуации людей, находящихся в лифте.

Вопросы оснащения лифтовой шахты качественной вентиляцией, оказывается, остаются актуальными на сегодняшний день не только в странах СНГ, но и за рубежом. К тому же, существующие вентиляционные шахты противодымной вентиляции, что больше касается отечественного производства, также необходимо обновить.

Для проведения качественной модернизации лифтовой противодымной вентиляции, необходимо правильно составить проект внедрения и модернизации, который будет основываться уже на новых исследованиях и показателях, с учетом современных требований безопасности и санитарии.

Основные требования к вентиляции лифтовых шахт

  • Если полагаться на правила, установленные современными нормами СниП, то к вентиляции лифтовых шахт, что касается пожарной безопасности, предусмотрен ряд более строгих, нежели раньше, требования и правил. Согласно новым правилам, предусматривается организация вентиляции противодымного типа в атриумах высотой более 15 м, а также в пространствах без естественного освещения, таких как коридоры и лестницы здания, независимо от их назначения, при максимальной длине пути эвакуации до лестничной клетки свыше 12 м;
  • Согласно правилам безопасности использования противодымной вентиляции, такая система обязательно должна работать автономно для каждого отдельного пожарного отсека. Исключением являются противодымные системы вентиляции приточного типа, основным назначением которых является защита лифтовых шахт и лестничных клеток, которые соединяются с пожарными отсеками. Но, такие системы в своем применении должны организовываться обязательно с учетом используемых систем противодымной вентиляции вытяжного типа. Систему противодымной вентиляции приточного типа, без соответствующего оснащения систем противодымной вентиляции вытяжного типа, использовать ни в коем случае нельзя;
  • Также, согласно установленным требованиям, в лифтовой шахте должна быть обязательно установлена противодымная вентиляция приточного типа. В соответствии с действующими СниП, подача воздуха в лифтовую шахту, которая предназначена для лифта, организованного для перевозки пожарных подразделений, и имеющего соответствующую категорию, должна поставляться снаружи помещения, тоесть, с улицы. Что касается атриумов и пассажей – то для такого рода пространств, противодымная вентиляция может быть как приточного, так и вытяжного типа. Кроме того, для обслуживающего персонала в таких помещениях, согласно установленным правилам, дополнительно должна быть сформирована соответствующая инструкция с указаниями;
  • Противодымная вентиляция лифтовой шахты должна быть организована и рассчитана таким образом, чтобы время заполнения каналов дымом превышало время эвакуации людей из здания, на случай возникновения пожара. Это является основным показателем для успешного проведения эвакуации при возникновении нежелательной ситуации, с минимизацией риска возникновения пострадавших и жертв.

На сегодняшний день проводятся новые испытания и исследования для модернизации проектирования и выбора вентиляции лифтовых шахт. Для того, чтобы правильно провести расчет вентиляции и максимально выгодно, в плане ее работы, организовать ее проект, существует много указаний и документации по правилам проектирования, использования каналов и их расчетов. Сюда же относится проектирование и вентиляция площадок для автомобильных стоянок. Многие документы для проведения расчета вентиляции лифтовой шахты дополнительно включают в себя наглядные схемы и таблицы с данными и коэффициентами, а также графики, которые помогают определить необходимый показатель аэродинамического сопротивления, а также возможной утечки и расхода воздуха.

Но, тем не менее, как показывает практика, используемая на данный момент документация имеет некоторые неточности и противоречия. Многие документы приводят наглядные показатели и параметры, при этом не учитывая параметры используемых воздуховодов , таких как их форма и сечение, а ведь это тоже немаловажно для проведения максимально правильного и точного расчета. Именно потому, на сегодняшний день, вопрос проектирования хорошей вентиляции лифтовой шахты еще является актуальным и продолжает исследоваться.

Вентиляция лифтов и лифтовой шахты

ГОСТ Р 53780-2010
(ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие требования безопасности к устройству и установке

Lifts. General safety requirements for the construction and installation

Дата введения 2010-10-14

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ – “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом “Щербинский лифтостроительный завод”, Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 “Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 “Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов”

Читайте также:
Вентиляция в курятнике своими руками: схемы, видео, фото

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейским региональным стандартам:

ЕН 81-1:1998 “Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 1. Лифты электрические” (ЕN 81-1:1998 Safety rules for the construction and installation of lifts. Part 1: Electric lifts, MOD);

ЕН 81-2:1998 “Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 2. Лифты гидравлические” (ЕN 81-2:1998 Safety rules for the construction and installation of lifts. Part 2: Hydraulic lifts, MOD).

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанных международных стандартов приведено в дополнительном приложении ДД.

Дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены курсивом или заключены в рамку.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

По сравнению с европейскими региональными стандартами ЕН 81-1:1998 и ЕН 81-2:1998 в настоящий стандарт внесены следующие изменения:

– разделы “Общие требования к строительной части”, “Шахта”, “Размещение оборудования”, “Механическое оборудование лифта”, “Электрическое оборудование лифтов”, “Грузоподъемность. Вместимость кабины”, “Документация” приняты общими для электрических, гидравлических и малых грузовых лифтов с целью исключения дублирования требований;

– введен дополнительный раздел “Малые грузовые лифты”;

– в текст введены отдельные дополнительные требования, отражающие потребности национальной экономики;

– область применения приведена в соответствии с национальной системой технического регулирования, техническим регламентом “О безопасности лифтов”;

– исключены разделы, связанные с испытаниями лифтов и устройств безопасности в связи с разработкой национального стандарта по методам испытаний и измерений лифтов и устройств безопасности.

Специальные требования безопасности к лифтам, обеспечивающим доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения, транспортирование пожарных во время пожара, а также специальные требования безопасности к лифтам, устанавливаемым в здании, сооружении, в котором возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования, влияющее на его безопасность, приведены в других национальных стандартах, содействующих соблюдению соответствующих пунктов технического регламента “О безопасности лифтов”. Перечень этих стандартов приведен в разделе 1 “Область применения” настоящего стандарта.

Требования настоящего стандарта заменяют требования Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-558-03, разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и приложения 1, 2, 8, 9, 10.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях, сооружениях новых электрических лифтов с приводом трения, приводом с барабаном или звездочкой и гидравлических лифтов.

Настоящий стандарт допускается использовать при замене отработавших назначенный срок службы лифтов в качестве нормативной базы.

1.2 В тех случаях, когда лифты предназначены для работы в специальных условиях (взрывоопасной среде, особых климатических условиях, при сейсмическом воздействии, транспортировании опасных грузов и т.д.), в дополнение к требованиям настоящего стандарта должны быть выполнены специальные требования, обеспечивающие безопасность. Требования к условиям определяют при заключении договора на поставку лифта.

Специальные требования к лифтам, обеспечивающим доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения, установлены в ГОСТ Р 51631.

Специальные требования к лифтам, обеспечивающим транспортирование пожарных во время пожара, установлены в ГОСТ Р 52382*.
________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52382-2010, здесь и далее по тексту. – Примечание изготовителя базы данных.

Специальные требования к лифтам, предназначенным для установки в зданиях, сооружениях, в которых возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования, влияющее на его безопасность, установлены в
ГОСТ Р 52624.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на:

– лифты с приводом, отличающимся от указанных в 1.1;

– гидравлические лифты со скоростью движения более 1,0 м/с;

– тротуарные лифты;

– лифты, устанавливаемые в шахтах горной и угольной промышленности;

– лифты, устанавливаемые на судах и иных плавучих средствах, платформах для разведки и бурения на море;

– лифты, устанавливаемые на самолетах и других летательных средствах;

– установку лифтов в существующие здания, где размеры строительной части не позволяют выполнить требования настоящего стандарта.

1.4 Настоящий стандарт допускается использовать при обязательной сертификации лифтов и следующих устройств безопасности лифтов:

– буферов (за исключением буферов энергонакопительного типа с линейными характеристиками);

– замков дверей шахты;

1.5 Настоящий стандарт допускается использовать при оценке соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию и эксплуатации, а также лифтов, отработавших назначенный срок службы и введенных в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента “О безопасности лифтов”.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных.

Читайте также:
Клапан приточно-вытяжной вентиляции в стене

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности.

ГОСТ Р 52624-2006 (ЕН 81-71:2005) Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности.

ГОСТ Р 53770-2010 (ИСО 4190-1:1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры.

ГОСТ Р 53771-2010 (ИСО 4190-2:2001) Лифты грузовые. Основные параметры и размеры.

ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры. Методология анализа риска

ГОСТ Р 53781-2010 Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации лифтов. Правила отбора образцов

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по техническому регламенту “О безопасности лифтов”, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ].

3.2 блокировка кабины: Фиксация и удержание в стационарном положении кабины с помощью механических средств.

3.3 блочное помещение: Специальное помещение для размещения отводных блоков.

3.4 внутреннее управление: Вид управления, при котором команды управления на пуск лифта подаются только из его кабины в режиме нормальной работы.

3.5 гидравлический лифт непрямого действия: Гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр соединен с кабиной или с каркасом кабины с помощью тяговых элементов.

3.6 гидравлический лифт прямого действия: Гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр непосредственно соединен с кабиной или ее каркасом.

3.7 обратный гидроклапан: Клапан, который пропускает жидкость только в одном направлении.

3.8 номинальная грузоподъемность: Масса груза, на перевозку которого рассчитан лифт.

3.9 групповое управление: Управление, при котором осуществляется автоматическое управление совместной работой двух и более лифтов.

3.10 давление при полной нагрузке: Статическое давление, возникающее в трубопроводе, непосредственно присоединенном к гидроцилиндру, при неподвижной кабине с номинальным грузом, находящимся на уровне верхней посадочной площадки.

3.11 дроссель: Клапан, в котором вход и выход соединены посредством канала установленного сечения.

3.12 “запорный” клапан: Управляемый вручную двухходовой клапан, который пропускает или перекрывает поток жидкости.

3.13 зона отпирания дверей шахты: Зона шахты, располагающаяся выше и ниже этажной площадки, при нахождении в которой кабина соответствующими своими элементами может отпереть автоматический замок дверей шахты.

3.14 клапан движения вниз: Электрический управляемый клапан в гидравлической схеме для контроля опускания кабины.

3.15 лебедка: Электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для создания тяговой силы, обеспечивающей движение кабины лифта.

3.16 барабанная лебедка: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет жесткого крепления тяговых элементов к барабану и их трения с барабаном.

3.17 лебедка со шкивом или барабаном трения: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет трения тяговых элементов со шкивом или барабаном.

3.18 лебедка со звездочкой: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет зацепления звездочки с тяговой цепью.

3.19 лифт самостоятельного пользования: Лифт, в кабине которого допускается транспортирование пассажиров без обслуживающего персонала.

3.20 электрический лифт: Лифт с электроприводом.

3.21 гидравлический лифт: Лифт, в котором подъемная сила создается насосом с электроприводом, передающим гидравлическую жидкость в гидроцилиндр, действующий непосредственно или косвенно на кабину.

3.22 пассажирский лифт: Лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска людей.

3.23 грузовой лифт: Лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска грузов или только для подъема и спуска грузов при наружном управлении.

3.24 грузовой малый лифт: Лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов, у которого размеры кабины и дверей шахты предотвращают свободный доступ в нее человека.

3.25 ловители плавного торможения: Ловители, содержащие упругий элемент (пружину и т.п.), деформация которого определяет силу, передаваемую на тормозной элемент (клин, колодку и т.д.).

3.26 ловители резкого торможения: Ловители, не содержащие упругого элемента.

3.27 машинное помещение: Специальное помещение для размещения одного или нескольких приводов лифта и/или связанного с ним оборудования.

3.28 многослойное стекло: Пакет из двух и более слоев стекла, скрепленных посредством пленки.

3.29 монтажный чертеж: Чертеж, согласно которому устанавливают и монтируют оборудование лифта.

3.30 наружное управление: Вид управления, при котором команда управления на пуск лифта в режиме нормальной работы подается только с этажных площадок.

Читайте также:
Вытяжка в ванную комнату: советы по выбору и порядок установки

3.31 назначенный срок службы лифта: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация лифта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

Вентиляционная лаборатория

узкая специализация = высокая эффективность & низкая цена

Испытания противодымной вентиляции

После введения ГОСТ Р 53300-2009 «ПРОТИВОДЫМНАЯ ЗАЩИТА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. Методы приемосдаточных и периодических испытаний» этот вид работ стал проще – есть общепринятый норматив, на который можно ссылаться.

Существует несколько видов испытаний, начнём с подпора в лестничную клетку, архитекторы вроде называют их Н2 (надземная незадымляемая лестничная клетка). Выглядит примерно так:

Рис. 1. Вентиляция незадымляемой лестничной клетки, вид снаружи.

Подача обычно сверху, внизу дверь на улицу. Нижняя дверь открывается наружу. Вблизи выглядит так:

Рис. 2. Выход на улицу из лестничной клетки.

Внутренние двери этажей открываются в сторону лестничной клетки.

Подача воздуха для подпора в этом случае выглядит так: клапан в верхней части лестничной клетки, установка на кровле.

Выбор точек замеров описаны в ГОСТе, вопросы возникают по деталям.

Первое неудобство – прохождение импульсной трубки. При испытаниях дверь вроде как должны быть закрыта, как же продёрнуть трубку?

Наиболее подходящее место отмечено на картинке. Нужно убедиться, что трубка пропускает импульс давления.

При этом возможна небольшая неплотность в притворе двери, – она очень мало сказывается на результате, так как в обоих режимах испытаний по пункту 4.4. чувствительность к небольшим неплотностям маленькая. Хотя, конечно, если во втором режиме давление находится на нижней границе, 20 Па, то проём нужно уплотнять.

Мерим давление, вносим в журнал, при необходимости регулируем. По окончательному замеру оформляем протоколы. Вторую трубку, на фото её нет, в соответствии с ГОСТом иногда нужно выносить от точки замера.

Испытания проводятся в двух режимах:

4.4 В надземных незадымляемых лестничных клетках типа Н2 измерения избыточного давления
должны выполняться в 2 этапа:
– все двери лестничной клетки закрыты, измерения производятся на закрытых дверях нижнего
и верхнего этажей;
– все двери лестничной клетки закрыты, за исключением двери на этаже, ведущем из здания на-
ружу, измерения производятся на закрытой двери смежного этажа, расположенного выше от этажа,
оборудованного выходом из здания наружу.

На этом этапе иногда встречается сложность. Два режима испытаний сильно отличаются, чтобы обеспечить норматив при втором режиме, нужен мощный вентилятор с большим расходом и, соответственно, давлением.

При переходе к испытаниям в первом режиме, при всех закрытых дверях, в лестничной клетке очень большое давление.

Собственно, это вопрос не наладочный: проектировщики должны предусмотреть оба варианта, есть два основных способа – подбор подходящего вентилятора или система сброса давления. Во втором случае наладка сводится к регулировке клапана, в первом – к регулировке вентилятора.

27 августа 2012

Подпор в лифтовую шахту

Просто выполняем требования ГОСТа – перегоняем лифт на нужный этаж, открываем двери.

На примыкающем этаже открываем дверь лифта, – для этого нужен треугольный ключ, или, на крайний случай, комбинированные плоскогубцы. Стрелкой показан замок ручного открытия дверей лифта.

Измеряем подпор. По результатам замера уплотняем или разуплотняем лифтовую шахту или вентиляционную сеть.

Собственно всё. Ввиду наглядности замеров давления, сложности скрываются в деталях.

Оформление результатов замеров

На каждый окончательный замер оформляется протокол, который прикладывается к паспорту. Поэтому паспорта систем противодымной вентиляции толще паспортов общеобменной вентиляции.

27 августа 2012

Литература по разделу

все виды инструментального контроля вентиляции

Вентиляционная лаборатория

узкая специализация = высокая эффективность & низкая цена

Вентиляция лифтов и лифтовой шахты

Делаю объект – банк, пять этажей. Подскажите, в каких нормах прописаны:

1. Необходимость включения вентилятора подпора воздуха в лифтовой шахте при пожаре.
2. Контроль состояния клапанов дымоудаления.

Контроль состояния клапанов дымоудаления.

С лифтовой шахтой вроде бы разобрались, а вот насчет клапанов дымоудаления вопрос остается.

Речь идет о необходимости контроля состояния клапана – открытый/закрытый. Ни в пятом СП, ни в седьмом, ни в СНиП 41-01-2003 ничего не нашли :(

Замечание например будет выглядеть: для выполнения требований к системам противодымной защиты указанных в статье 85 ФЗ обосновать отсутствие контроля состояния клапанов дымоудаления.

Например: п.11 ст.85 требования к составу . и последовательности включения элементов . Вентилятор подпора воздуха с электроподогревом: включается тен, время задержки, открывается клапан, поступает сигнал от клапана, включается вентилятор.

Согласно п. 6. ст. таже . должны обеспечивать исправную работу. без контроля открытия клапана (импульс пройдет), открытия нет – исправная работа не обеспечивается.

один из них (в запасе) ® – Вы сами применяете контроль. Да нормативная база для дымоудаления никакая.

Кстати, обсуждаемый случай не показательный, и даже понятный. Есть “белые пятна” побольше – всего в нормах не напишешь.

Я утром приводил выдержку из СНиП 41-01: “Уровень автоматизации и контроля систем следует выбирать в зависимости от ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ”.
Как-то прошло мимо ушей.
Эксперт одно такое требование уже здесь озвучил.

У нас по факту был другой случай (обратный) – При запуске дымоудаления замер на испытуемом клапане показал крайне малую тягу.
Посмотрели на табло прибора – оказалось, что они открыты на всех этажах здания.

КонстантинФ ®.
я всегда ссылаюсь на определенный пункт или статью, пусть и размыты некоторые требования. Бывают переписки, обсуждения. Но народ кто делает автоматику пожаротушения, дымоудаления к счастью по большей части грамотный и соглашались, что так будет лучше (да ломало корректировать, но замечание обычно не одно) и никто не бил себя в грудь, что не будем контролировать.

Читайте также:
Вентиляционные заглушки: фасонные элементы вентиляции для отверстий, бани и труб

Викт ®
их можно в ручную открыть и никто не будет знать.

Не судите КонстантинФ строго. Так он защищает основной принцип: “Замечания к проектным решениям должны быть обоснованы. Как и сами проектные решения”.

Поскольку эксперты грешат этим повсеместно. Как-то провели мы анализ замечаний одного отдельного эксперта из Мосгосэкспертизы, получилось:
– 20% замечаний по формальным признакам (например, нет подписи и печати генерального проектировщика на титульном листе??);
– 30% замечаний некорректные (например: представленные в разделе 9 сведения не соответствуют перечисленным в постановлении 87. Точка. Что имел ввиду, догадайтесь мол сами).
– 10% замечаний с неверными ссылками;
– 10% просто ошибочные и не выдерживают никакой критики.

С другой стороны, идеальных проектов не бывает. Это аксиома. Случается, смотришь свой проект, который был заморожен месяца на четыре, и удивляешься – как мог такой ляп допустить.

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ подпора воздуха в лифтовой шахте при пожаре.

Это нормальный вопрос?

Если в паспорте на клапан нет (а этого нет) указания об обязательном использовании датчиков положения заслонки

получу ещё одно подтверждение, что вахтёры, гаишники, инспектора (различных ведомств) и эксперты в этой стране так и не понимают, что не им что-то должны, а они.

Да я не смогу Вам написать прямого пункта по поводу контроля клапанов и формулировка замечания будет по Вашему мнению некорректная. Но она будет, путь даже ограниченная статьей 85 – и что Вы будете делать? Как доказывать?

что две – резервные (т.е. какое-то техническое обоснование)

Если вы в ТПП-10 будете использовать одну пару, то получите от эксперта замечание (писать – какого содержания?).

–Конец цитаты——
Пожалуста: Экономически не обоснованное техническое решение. Заведомое завышение стоимости работ.

это грубая ошибка проекта или монтажа

Пожалуста: Экономически не обоснованное техническое решение. Заведомое завышение стоимости работ.

А на что у нас записан обязательный 10-процентный резерв?

Не совсем понятно, какое отношение имеет эта реплика к обсуждаемой теме.

Побежит по лестнице вручную клапан открывать?

–Конец цитаты——
Нет. Осуществит дистанционный пуск.

У того же Свита:
Для перевода устройства в этот режим работы необходимо произвести следующие действия:
• ввести пароль, определяющий уровень доступа к ресурсам системы, путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого пароля, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.
Если в течении 2 минут после получения доступа к ресурсам системы на клавиатуре не производиться нажатий клавиш, то доступ автоматически блокируется до следующего ввода пароля;
• выбрать тип дистанционно управляемого устройства системы, путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• выбрать в зависимости от типа дистанционно управляемого устройства системы тип команды управления (ПУСК/ОТКРЫТЬ, СТОП, ЗАКРЫТЬ), путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• ввести адрес, к которому относится устройство системы (выбранное для дистанционного управления), путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого адреса, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.

У того же Свита:
Для перевода устройства в этот режим работы необходимо произвести следующие действия:
• ввести пароль, определяющий уровень доступа к ресурсам системы, путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого пароля, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.
Если в течении 2 минут после получения доступа к ресурсам системы на клавиатуре не производиться нажатий клавиш, то доступ автоматически блокируется до следующего ввода пароля;
• выбрать тип дистанционно управляемого устройства системы, путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• выбрать в зависимости от типа дистанционно управляемого устройства системы тип команды управления (ПУСК/ОТКРЫТЬ, СТОП, ЗАКРЫТЬ), путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• ввести адрес, к которому относится устройство системы (выбранное для дистанционного управления), путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого адреса, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.

У того же Свита:
Для перевода устройства в этот режим работы необходимо произвести следующие действия:
• ввести пароль, определяющий уровень доступа к ресурсам системы, путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого пароля, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.
Если в течении 2 минут после получения доступа к ресурсам системы на клавиатуре не производиться нажатий клавиш, то доступ автоматически блокируется до следующего ввода пароля;
• выбрать тип дистанционно управляемого устройства системы, путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• выбрать в зависимости от типа дистанционно управляемого устройства системы тип команды управления (ПУСК/ОТКРЫТЬ, СТОП, ЗАКРЫТЬ), путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• ввести адрес, к которому относится устройство системы (выбранное для дистанционного управления), путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого адреса, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.

Читайте также:
Расчет площади воздуховодов и фасонных изделий вентиляции

У того же Свита:
Для перевода устройства в этот режим работы необходимо произвести следующие действия:
• ввести пароль, определяющий уровень доступа к ресурсам системы, путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого пароля, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.
Если в течении 2 минут после получения доступа к ресурсам системы на клавиатуре не производиться нажатий клавиш, то доступ автоматически блокируется до следующего ввода пароля;
• выбрать тип дистанционно управляемого устройства системы, путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• выбрать в зависимости от типа дистанционно управляемого устройства системы тип команды управления (ПУСК/ОТКРЫТЬ, СТОП, ЗАКРЫТЬ), путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• ввести адрес, к которому относится устройство системы (выбранное для дистанционного управления), путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого адреса, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.

У того же Свита:
Для перевода устройства в этот режим работы необходимо произвести следующие действия:
• ввести пароль, определяющий уровень доступа к ресурсам системы, путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого пароля, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.
Если в течении 2 минут после получения доступа к ресурсам системы на клавиатуре не производиться нажатий клавиш, то доступ автоматически блокируется до следующего ввода пароля;
• выбрать тип дистанционно управляемого устройства системы, путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• выбрать в зависимости от типа дистанционно управляемого устройства системы тип команды управления (ПУСК/ОТКРЫТЬ, СТОП, ЗАКРЫТЬ), путём нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре ПУ;
• ввести адрес, к которому относится устройство системы (выбранное для дистанционного управления), путём нажатия цифровых клавиш на клавиатуре ПУ;
• произвести подтверждение введённого адреса, путём нажатия кнопки “Ввод” на клавиатуре ПУ.

Соответственно обученный, периодически тренируемый персонал в многоэтажном жилом доме, например, который будет действовать как в фильмах-катастрофах:
беру управление на себя!
ввожу пароль!
выбираю тип!
выбираю команду!
ввожу адрес!
.

Однако КонстантинФ поднял вопрос, достойный отдельного обсуждения под названием “Взаимоотношения: проектировщик – эксперт госэкспертизы”.
Поскольку эти два участника одного процесса находятся в заведомо неравном положении, и на любые явные несправедливые (мягко говоря) действия эксперта, практически невозможно найти адекватные противодействия.
Пару раз слышал: “Ну, допустим я не прав. Подавайте на меня в суд”.

если во время реального пожара клапан на 10-м этаже не откроется

Нет. Осуществит дистанционный пуск.

В чем принципиальная разница между автоматическим и дистанционным пуском?

Это разные виды пусков. В этом и разница. Вообще-то по СНиП 41-01 “Дымовые и противопожарные клапаны, дымовые люки, фрамуги (створки) и другие открывающиеся устройства шахт, фонарей и окон, предназначенные для противодымной защиты, должны иметь автоматическое, дистанционное и ручное (в местах установки) управление”.

На счет МГСН. Я не знаю такого, который бы регламентировал дымоудаление, тем более его автоматизацию.

–Конец цитаты——
Я это помню. Вопрос заключался в следующем.

если во время реального пожара клапан на 10-м этаже не откроется

–Конец цитаты——
Вероятность того что проблемма в ПИ (шлейфов сигнализации) ниже вероятности отказа оставшейся части автоматики. Поэтому что бы мы не делали открытие не произойдет.

Указывая на данный факт наши инспекторы заставляют делать альтернативную автоматику: “Вдруг откажет прибор. Надо делать запуск всего алгоритма без участия прибора”. При этом раньше ссылались на Рекомендации (точно не помню) Горкомхоза. Теперь говорят о логике: “Это же логично”.
Нормы МГСН я тоже не знаю, просто как то задал на этом форуме тот же вопрос и получил ответ это из МГСН. Косвенно это подтверждает

Уточняю, город – Саратов, поэтому московские и питерские нормативные документы не актуальны.

Ув.Крюгер
По указанному 10% резерву :
13.15.9 Соединительные линии, выполненные телефонными и контрольными кабелями, должны иметь резервный запас жил кабелей и клемм соединительных коробок не менее чем по 10 %.

В нормах достаточно всякой ерунды, которую мы обязаны выполнять, и почему я должен идти навстречу нормотворцам (и экспертизе, и приёмке) и выполнять совершенно неочевидные и ненужные требования, если ни у меня, ни у заказчика такого желания нет.

Ни по какому факту эксперт не прав. И ни он, ни вы не смогли пока доказать обратного.

И не надо ничего доказывать. Ведь не существует доказательств, что снег белый.
В нормах записано, что необходимо учитывать технологические требования (кстати, очень редкая запись для нормативных документов).
КонстантинФ считает, что технологические требования “какие-то абстрактные”. Я считаю, что очень даже конкретные и понятные. Наши пути разошлись.

Читайте также:
Вентиляционный короб на кухне: демонтаж, восстановление, дизайн

Всё совсем не однозначно.

Sergey_K т.е. если клапанов на вентиляторе несколько – один не открылся и _вся_ система не заработала.

–Конец цитаты——
Включите нормально-замкнутые в закрытом положении заслонки контакты концевиков последовательно в шлейф – и при открытии хотя бы одного клапана сигнал пройдет. И будет контроль всей цепи заодно.

А клапана с электромагнитным приводом зачастую вообще не открываются, пока вентилятор тянуть не станет. Реалии такие.

–Конец цитаты——
В соответствии с СП7 “7.18 Исполнительные механизмы противопожарных клапанов по п.п. 7.10 в), 7.12 б), в), 7.16 д) должны сохранять заданное положение створки клапана при отключении электропитания привода клапана.” электромагнитные приводы на КДУ применять нельзя уже – они работают только при подаче напряжения.

И пуск вентилятора у вас происходит по сигналу от концевого выключателя клапана, а не от сигнала “пожар” от АУПС и АУПТ.А если “ушлый” эксперт укажет, что “. Управление исполнительными элементами оборудования противодымной вентиляции должно осуществляться в автоматическом (от автоматической пожарной сигнализации и (или) автоматических установок пожаротушения) режиме. “

Пуск системы ДУ осуществляется от АПС: сигнал на открытие клапана (-ов) ДУ в соответствующем задымленном месте осуществляется от АПС, а от концевиков присходит разблокировка и запуск вентсистемы.

Если есть АРМ, то никакой С2000-БИ не нужен.

Во-вторых, имеет общеизвестное свойство “зависать”. Что делать с системой в этот момент?

для этого в системе предусматривается обычно резевный “С2000М”,

[28.11.2010 15:03:30] и ув. Нина о том же:
для этого в системе предусматривается обычно резевный “С2000М”, если у проектировщика голова с руками в нужном месте расположена)………..
………..
Не хотел писать по этому моменту.
Но как раз и не заложен пульт С2000 (хотя бы для горячего резерва).

Крюгер:
И я об этом, только с добавлением С2000-БИ
………
Так точно.
Вот тогда и будет надежно и визуально по клапанам.

Нина:
Можно, конечно, С2000-БИ и оставить (или поставить), просто меня эти иконостасы никогда не вдохновляли.
……..
Это дело вкуса и эстетики…
Меня они радовали больше всего (иконостасы).
Бабушки и большинство охранников, не то, что в АРМ (компьютере) работать не могут, – они с трудом, кое как осваивают кнопки панели и шаги меню панели С2000.
Да, что там бабушки, я несколько лет возил с собой шпаргалку, как смотреть, сбрасывать тревоги, события в панели.
Хотя очень часто работал с ними (обслуживал).
Мои коллеги по ТО и ППР, имея дома компьютеры (в них играют их дети) за ТРИ года, так и не научились письмо написать в Ворде, войти в Интернет (лень).

А Вы им АРМ…
Это уже не каждому по силам из обслуги…
И будет система формально обслуживаться…
И охрана, бабушки ничего не узнают про АРМ.

Формализованные сигналы о событиях на дисплее С2000М я за полноценную индикацию не воспринимаю (по одной простой причине – не может одновременно показать несколько событий).
.
Я был всегда в шоке, когда при любом чихе в зоне, в панели С2000 событий (служебных, состояние клапанов, вентиляторов, лифтов, и т.п.) было с десяток…
Так надо ещё перевести эти адреса 02 01, 02 02, 02 14, 01 46, 02 57, 02 97, 02 113, 01 56, 01 57, 01 58, 01 59 в понятия, понятные…

Это реальная инструкция для дежурного (4 листа) с моего обекта, где нам досталась наладка:
56, 01 57, 01 58, 01 59 – запуск системы дымоудаления и вентиляции
02 113 кнопка 1 этаж
02 01, – открыт кран 1 этаж
02 02 – открыт кран 2 этаж
02 14, – ПОЖАР -1 этаж

А вот ТАБЛО!
Оно должно быть с лампочками))))
И они должны гореть…как то, каким то…
Их подписать и 3 классами образования можно.
И без налаженного табло не сдашь…
И видно, заказчику, где, что не работает…

Лифтовой холл: каким он должен быть?

Пассажирские лифты в жилом доме обычно размещают в едином объемно-планировочном пространстве, включающим шахту, лестнично-лифтовой холл, чтобы:

  • увеличить производительность вертикального транспорта;
  • установить одну схему управления для нескольких лифтов, разместив в одном машинном помещении;
  • сделать эффективным техническое обслуживание грузоподъемных механизмов;
  • усовершенствовать вентиляционную схему, обеспечивающую подпор воздушных потоков в шахты, лифтовые тамбуры.

Проектировщики считают рациональным размещение лифтового узла с холлом в центральной части здания, чтобы сократить расстояние между помещениями и вертикальным транспортом.

  • Особенности холла для пожарных лифтов
  • Двери в лифтовой холл
  • Материалы изготовления и цена

Требования к лифтовым холлам

Основные нормы, регламентируются правилами:

  • СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Обновленная версия СНиП 31-06-2009;
  • СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003;
  • НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования».

Согласно своду правил выход из кабины обеспечивается сквозь холл вертикального транспортного средства (допускается совмещение с вестибюлем, если позволяет площадь). При проектировании помещения холла учитываются конструктивные особенности: оптимальное местоположение, пожарная безопасность и габариты. Четкое соблюдение условий необходимо для безопасной быстрой эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации.

Читайте также:
Вентиляция домов и квартир: схемы приточной и вытяжной систем

Размеры

Габариты лестнично-лифтового холла определяются на основании:

  • ширины кабины, глубины;
  • числа лифтов в одной линии.

Используются несколько компоновочных схем местоположения лифтового оборудования: однорядная и групповая. В одну линию разрешается размещать не более четырех штук, в группе – до восьми. Организация, эксплуатирующая подъемные машины, обязана обеспечивать их рабочее состояние, проводить регулярное техническое обслуживание, своевременно приобретать лифтовые запчасти.

Ширина

Минимальная ширина лифтового холла общественного здания составляет 2, максимальная – 5 метров. Расчет осуществляется таким образом:

  • при установке лифтов в одну линию ширина тамбура принимается не ниже габарита кабины по глубине, умноженной на коэффициент 1,3. Соответственно, размер пассажирского подъемника при однорядном расположении обязан составлять: 2 метра – если глубина кабины до 1,5 м, 2,5 – когда размер равняется 1,5 – 2 м.
  • для двухрядного размещения величина глубины кабины удваивается, однако не может быть более 5 метров.

Лифты с глубиной кабины равной 2100 мм и более, обязаны обладать шириной лифтового холла не менее 2,5 метра.

Глубина

Параметр имеет существенное значение, особенно для подъема/спуска больных на носилках, детских колясок. Размер прилифтовой территории от стенки шахты до противолежащей стены холла принимается не меньше максимальной величины глубины кабины. Глубина холла равна или больше:

  • 1,5 м при однорядном размещении с кабиной 1,1 м, грузоподъемностью 630-1000 килограмм;
  • 2,1 м для такого же расположения, но с кабиной 2,1 м;
  • 1,8 и 2,5 м для двухрядного размещения лифтов с глубиной кабин 1,1 и 2,1 м;

Приведенные значения не учитывают проходимость людей, не пользующихся лифтами.

Пожарная безопасность

Интенсивное распространение огня по вертикальным коммуникациям, при использовании горючих материалов в отделке, способно достигнуть катастрофических размеров до прибытия пожарных подразделений. Поэтому отделка тамбура подъемного устройства выбирается низкой горючести. Не допускается отделка материалами класса горючести Г3 и выше, дымообразования Д3, воспламеняемости В3. Выбирая отделочные материалы, стоит использовать металл, плитку, камень, огнестойкое стекло.

Класс горючести покрытия пола, независимо от размеров помещения, не должен быть выше «умеренной».

Расположение лифтов, габариты холла, зона безопасности (безопасное место, позволяющее защитится от пожара), тщательно рассчитываются не только из соображений удобства – все параметры обязаны соответствовать требованиям безопасной эксплуатации инженерного оборудования любого сооружения.

Отдельного внимания заслуживает защита безопасных зон для МГН (маломобильные группы населения). Рекомендуется оснащать лифтовые узлы системами сигнализации предоставляющими возможность моментального оповещения о возгорании, задымлении.

Запрещается располагать рядом с холлом кладовые с легко воспламеняющимися горючими вещами, делать выходы прямо к лифтам.

Пути эвакуации

Согласно нормам СНиП 21-01-97 эвакуационным считается выход ведущий наружу из здания первого этажа сквозь фойе, коридор, лестничную клетку, с остальных этажей на лестничную клетку и лестницу третьего типа (наружное открытие).

Запрещает пользоваться лифтами и автоматическими лестницами при чрезвычайных ситуациях, а также выходами из шахт, предлифтовыми помещениями.

Эвакуация через лифтовой холл возможна лишь тогда, когда вертикальные коммуникации снабжены функцией транспортировки пожарных подразделений и отвечают требованиям к противопожарным преградам.

Пути эвакуации при чрезвычайной ситуации обязаны обозначаться на поэтажных планах строения, находиться на видном месте каждого уровня.

Освещение

Освещение лифтовых холлов осуществляется приборами общего и направленного действия: круглые сутки освещается площадка перед лифтом, а луч света одного из приборов направлен на створки вертикального транспорта. Количество поступающего света должно быть одинаковым во всех частях тамбура. Вертикальная плоскость обеспечивается качественным уровнем освещения, позволяющим отчетливо видеть кнопки подъемной машины.

В общественном здании пространство перед грузоподъемником чаще всего освещается люминесцентными лампами.

Экономить электроэнергию помогают светодиодные светильники, оборудованные датчиками с реакцией на шумы, передвижение. Срабатывая при возникновении движения, сенсор переводит оборудование в активное состояние.

Особенности холла для пожарных лифтов

Особые требования предъявляются к тамбурам для пожарных подъемных машин. Согласно ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», грузоподъемники для пожарных могут устанавливаться как в отдельном лифтовом холле так и в общем с остальными подъемными машинами. Располагающиеся на подземном и цокольном этажах лифтовые холлы должны оснащаться системой приточной автономной вентиляции, позволяющей создать избыточное давления при возгорании. Объем подаваемого воздуха определяется при помощи расчета скорости истечения 1,3 м/c сквозь одну распахнутую дверь тамбура подъемника для шахты, учитывая одну находящуюся в открытом состоянии дверь на этаже возгорания. Холл лифта оборудуется общедомовой системой извещения о пожаре. Если происходит срабатывание системы, грузоподъемник переходит в спецрежим “пожарная опасность”.

Двери в лифтовой холл

Используемые в современных постройках модели дверей бывают разной конструкции. Все чаще можно встретить двупольную дверь с остеклением, позволяющим сделать пространство перед подъемником более светлым. Используемые в офисных постройках модели зачастую однопольные глухие (без остекления).

Противопожарная дверь лифтового тамбура отвечает следующим требованиям:

  • препятствует проникновению огня
  • обеспечивает беспрепятственный выход
  • защищает пассажиров пребывающих внутри
  • сдерживает воздействие огня на оборудование

Блоки двери в предлифтовой холл, ведущие на лестничные площадки, в коридоры общественного использования и тамбуры-шлюзы, оснащаются уплотнителями и доводчиками для надежного притвора. Нельзя ставить запоры, замки, щеколды снаружи и изнутри. Для монтажа используется противопожарная дверь с глухими полотнами, в сооружениях выше 15 метров разрешается ставить дверные блоки, оформленные армированным стеклом, способным выдержать высокие температуры. Размер окошка обязан составлять не более 25 % от площади двери.

Читайте также:
Варианты устройства вентиляции для холодного и утепленного чердака частного дома

Конструктивно изделие состоит из каркаса, произведенного из цельного холоднокатаного листа металла (возможно изготовление из полотна, профильной трубы). Улучшить огнеупорные свойства помогают следующие элементы:

  • лента, расширяющаяся при нагреве
  • высокой плотности базальтовая плита
  • удерживающий дым специальный контур

Огнестойкость изделия находиться выше EI30. Это позволяет сдерживать распространение горения 30 минут, давая возможность локализовать очаг возгорания, произвести эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации. Данные модели проходят специальные испытания согласно ГОСТ 57327-2016.

Помочь безопасно покинуть помещение может конструкции дверей с системой “антипаника” устанавливающихся на маршруте экстренной эвакуации. Данная конструкция позволяет нажатием на ручку открыть дверь изнутри.

Огнестойкая дверь требуется в холле, когда кабина подъемного устройства не имеет противопожарной преграды. Если в здании установлены противопожарные двери, монтировать огнеупорные конструкции в тамбуре не обязательно.

Пожаропрочные металлоконструкции устанавливаются в тамбурах подъемников следуя нормам СП 4.13130.2013 в следующих случаях:

  • в строении присутствует зона безопасности для маломобильной группы населения;
  • грузоподъемник перевозит пожарные подразделения

Особые требования предъявляются к дверям для пожарных подразделений. Противопожарные нормы проектирования обязывают устанавливать дымогазонепроницаемые двери 2-го типа и перегородки противопожарные первого типа ограждающие тамбур подъемника. Сопротивление дверей дымогазопроницанию не может быть менее 1.96-105 м3/кг. Тамбуры подъемника оснащаются системами приточной вентиляции.

Материалы изготовления и ориентировочная стоимость

Материал Класс огнеупорности (EI) Стоимость (рублей)
дерево 30, 60 от 11 000
металл 30, 60, 90 от 8 500
стекло 30, 45, 60 от 24 000

Приведенные цены и характеристики могут существенно отличаться у разных производителей. Данная информация носит ознакомительный характер.

Закроем вопрос про шахты лифта

Шахта лифта это пространство, в котором перемещаются кабина, противовес и (или) уравновешивающие устройства кабины.

Шахта должна быть отделена от примыкающих к ней площадок и лестниц, на которых могут находиться люди или оборудование: стенами, перекрытием и полом или расстоянием, достаточным для обеспечения безопасности. Шахта может выполняться полностью или частично огражденной, иметь частично несплошное (сетчатое и т.п.) ограждение. В ней может размещаться оборудование лифта:

кабина, предназначенная для перевозки людей и (или)

грузов.противовес – устройство, разгружающее привод лифта;

тяговые канаты или цепи, с помощью которых тяговое усилие от подъемного механизма передается кабине;

натяжное устройство каната ограничителя скорости, канат ограничителя скорости, обеспечивающий механическую связь кабины с ограничителем скорости;

пружинные буфера (или упоры) устройства, на которые садятся соответственно кабина и противовес при прохождении ими уровня нижней этажной площадки;

направляющие кабины и противовеса устройства, по которым, как по рельсам, движутся кабина лифта и противовес;

подвесной кабель, предназначенный для связи электрооборудования кабины с НКУ;

уравновешивающие элементы (цепи, канаты или резинотросовые ленты), применяемые в тех же целях, что и противовес, но при значительном весе тяговых канатов;

электрооборудование, необходимое для определения местонахождения кабины в шахте;

порталы с дверями шахты;

Кабина, противовес лифта и уравновешивающее устройство кабины должны находиться в одной шахте.

Часть шахты, расположенная ниже уровня края нижней этажной площадки, называется приямком. В нем размещаются буфера или упоры кабины и противовеса, натяжное устройство ограничителя скорости. Приямок должен быть защищен от попадания в него грунтовых и сточных вод. При нахождении кабины на полностью сжатых буферах должно обеспечиваться:

свободное пространство в приямке, достаточное для размещения прямоугольного параллелепипеда с размерами не менее 0,5×0,6×1,0 м, лежащего на одной из своих граней;

зазор от пола приямка до наиболее нижних частей кабины не менее 0,5 м, а для грузового малого лифта не менее 50 мм.

Допускается изменение зазора до 0,1 м между полом приямка и башмаками, щитами под порогами кабины, элементами вертикальнораздвижных дверей кабины, а также деталями ловителей и каркаса кабины, расположенными в пределах 0,2 м от направляющих.

В приямок должен быть обеспечен безопасный доступ обслуживающего персонала. Приямок глубиной более 0,9 м для входа в него оборудуется стационарным устройством (лестница, скобы и т.п.), расположенным в пределах досягаемости из дверного проема. Приямок глубиной более 2,5 м оборудуется входной дверью. Она должна вместе с замками выдерживать нагрузку 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2, приложенную к дверной панели под прямым углом в любой ее точке с упругой деформацией, не превышающей 15 мм, при этом остаточная деформация и изменение функционирования после снятия нагрузки не допускается.

Верхняя часть шахты, расположенная между полом верхней посадочной площадки верхнего обслуживаемого лифтом этажа и перекрытием шахты, называется верхним этажом. Здесь в лифтах устаревших моделей расположен концевой выключатель, размыкающий цепь питания подъемного механизма в случае, если изза неисправности в системе управления кабина пройдет выше уровня верхней посадочной площадки.

Читайте также:
Как сделать вентиляцию на кухне в квартире: вытяжка, воздуховоды

По конструкции шахты подразделяют на глухие и приставные. В глухих шахтах ограждение выполняют со всех сторон; возводятся они, как правило, внутри здания.

Шахты приставных лифтов возводятся снаружи здания и имеют сплошное ограждение, возможно и остекление, на всю высоту. Они относятся к металлокаркасным шахтам. Несущие конструкции каркаса крепятся к стене здания с помощью установленных в ней кронштейнов. Такие шахты применяются при реконструкции старых зданий малой этажности; в последнее время их возводят и во вновь строящихся зданиях.

Кроме того, шахты подразделяют на несущие, конструкции которых воспринимают все возникающие при работе лифтового оборудования нагрузки, и ненесущие, которые выполняют функции ограждения, а нагрузки полностью или частично передаются на элементы зданий.

В качестве стеновых строительных материалов применяют полнотелый кирпич, бетон и железобетон.

Кирпичные шахты выполняют из полнотелого кирпича. Толщина стены кирпичной шахты должна быть не менее 250 мм. Необходимо, чтобы швы были разделаны, а стены не имели выступов и впадин.

Современные строительные технологии позволяют возводить шахты из монолитного железобетона методом скользящей опалубки одновременно со строительством здания. Закладные детали для крепления кронштейнов направляющих кабины и противовеса устанавливают при выполнении строительных работ. Также по ходу работ выполняют ниши, в которые при монтаже лифта устанавливают настилы.

При возведении глухих шахт применяют специальные железобетонные конструкции тюбинги. Такая конструкция представляет собой отрезок шахты высотой в один этаж. Тюбинги изготавливают на домостроительных комбинатах или заводах железобетонных изделий, где их оснащают закладными элементами, к которым крепят кронштейны для направляющих кабины и противовеса, а также порталы с шахтными дверями и настилы. На стене тюбинга со стороны шахтных дверей устанавливают вызывной аппарат.

Шахту монтируют из тюбингов непосредственно на строительной площадке с помощью башенного крана. Тюбинги позволяют применять поточный метод монтажа лифтов для типового жилищного строительства, а также при возведении промышленных и общественных зданий.

Металлокаркасные шахты для пассажирских, больничных и грузовых лифтов устанавливают при невозможности возведения глухих шахт или экономической нецелесообразности. Для выжимных и тротуарных лифтов возведение таких шахт не допускается. Металлокаркасные шахты выполняют несущими и ненесущими. Их устанавливают в проеме лестничных клеток между маршами, а также снаружи здания. Каркас такой шахты состоит из несущей рамы, стояков и поясов. Нижнюю опорную балку обычно изготавливают из равнобочного стального углового профиля и укладывают в фундамент приямка строго по уровню. Ее габариты соответствуют размерам шахты по ширине и глубине.

По углам опорной рамы вертикально устанавливают отрезки угловой стали, называемые стояками. По высоте шахты их стыкуют друг с другом с помощью накладок, которые приваривают к концу одного отрезка, а к другому крепят с помощью нескольких болтов. Между собой стояки соединяются горизонтальными поясами, представляющими собой раму, собранную из угловой стали. На каждый этаж приходится примерно по два пояса.

Каркас шахты по высоте прикрепляют к конструкциям здания с помощью кронштейнов, заделанных в строительные конструкции здания, путем приварки или болтами.

Высота шахты лифта, оборудованного лебедкой с КВШ или барабаном трения, должна быть такой, чтобы при противовесе, находящемся на полностью сжатых буферах, одновременно обеспечивались:

возможность перемещения кабины по направляющим на расстояние не менее 0,1 + 0,035 v2 , м, где v м, где v номинальная скорость лифта, м/с;

зазор между уровнем предназначенной для размещения обслуживающего персонала площадки на крыше кабины и расположенной в проекции кабины нижней частью перекрытия шахты (включая балки и размещенные под перекрытием конструктивные элементы) не менее 1,0 + 0,035 v2, м;

зазор между нижней частью перекрытия шахты и частями направляющих башмаков или роликов, креплений канатов, перемычки или частей вертикальнораздвижных дверей не менее 0,1 0,1 + 0,035 v2, м;

свободное пространство над кабиной, достаточное для размещения параллелепипеда с размерами не менее 0,5 х 0,6 х 0,8 м, лежащего на одной из своих граней.

У лифтов с прямой подвеской тяговые канаты и их крепления могут находиться в этом пространстве при условии расположения канатов на расстоянии, не превышающем 0,15 м от одной из вертикальных поверхностей параллелепипеда.

Сплошное ограждение шахты должно выдерживать нагрузку, равную 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2 и приложенную под прямым углом в любой ее точке с упругой деформацией, не превышающей 15 мм, при этом остаточная деформация не допускается. Плоские или формованные стеклянные панели, применяемые для ограждения шахты в доступных для людей местах, должны быть выполнены из многослойного стекла и иметь высоту в соответствии с требованиями ПУБЭЛ.

В шахте лифта не допускается устанавливать оборудование и прокладывать коммуникации, не относящиеся к лифту, за исключением систем пожарной и охранной сигнализации, диспетчерского контроля и систем, предназначенных для отопления и вентиляции шахты. При этом любые устройства управления и регулировки отопительной аппаратуры должны размещаться вне шахты лифта.

Читайте также:
Вентиляционные решетки: виды, производство, подбор, установка, монтаж

Шахта лифта должна быть оборудована стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 50 лк при закрытых дверях шахты.

Крайние аппараты освещения устанавливаются на расстоянии не более чем 0,5 м от самой верхней и самой нижней точек шахты. Остекленную, огражденную сеткой или частичо огражденную шахту допускается не оборудовать стационарной осветительной аппаратурой, если наружное освещение обеспечивает требуемую освещенность внутри шахты

Купе кабины лифта

В лифтостроительной терминологии часто встречается такое понятие, как купе кабины лифта. Это помещение в самой кабине, предназначенное для нахождения в нем людей. То есть это именно то, что мы видим, когда открываются двери лифта и мы делаем шаг вперед. Купе кабины лифта имеет множество характеристик, требований и видов.

Требования к купе кабины лифта

Так как купе предназначено в первую очередь для людей (в грузовых лифтах – для грузов, однако вносят туда их тоже люди), то к нему выдвигаются требования безопасности, комфорта и надежности. Итак, любое купе пассажирского лифта должно иметь:

  • освещение;
  • вентиляцию;
  • панель управления кабиной лифта;
  • безопасные стены и пол;
  • средства связи с оператором ремонтной или спасательной службы.

Стоит добавить, что все вышеперечисленное должно быть максимально закреплено, а все элементы питания и контроля по возможности спрятаны внутри стен кабины. Нужно это для того, чтобы никто, кроме мастеров обслуживающей или ремонтной компании, не имел к ним доступа.

Освещение и вентиляция

В пассажирских лифтах освещение и вентиляция являются необходимыми элементами. Кроме того, за их наличием и качеством функционирования постоянно следит комиссия ЛифтНадзора, руководствуясь при этом массой законодательных актов.

Освещение в купе лифтовых кабин может быть самым разнообразным, начиная от обычных флуоресцентных ламп дневного света, скрытых панелями плексигласа или пластика с особыми свойствами, и заканчивая точечным диодным освещением. Естественно, это сказывается на цене. Для увеличения эстетических свойств могут применяться и специальные неоновые трубки или светодиодные ленты.

Вентиляция в целом делится на две больших категории:

  • пассивную – просто отверстия, связанные небольшими каналами с общей системой вентиляции шахты;
  • активную – один или несколько вентиляторов, скрытых под обшивкой стен или потолка. Они могут иметь разную мощность и уровень шума. Активная вентиляция чаще всего применяется в грузовых лифтах с высоким уровнем пыли. Также такая система вентиляции может выступать и в виде полноценных кондиционеров – в офисных и коттеджных лифтах.

Стены купе

В настоящее время стены купе кабины лифта чаще всего делают из нескольких горизонтальных или вертикальных металлических панелей. В качестве материала выступает нержавеющая или порошковая сталь, а также различные сплавы, включающие в себя алюминий. Между собой панели закрепляются с помощью обычных заклепок или специальных пазов сложной конструкции со специальными замками. Последние исключают возможность их расцепления. Такое устройство стен значительно облегчает монтаж лифтов, если он производится непосредственно на мете или в самой шахте.

В настоящее время в кабинах лифтов используются два вида устройства пола:

  • статичный – обычный пол, состоящий из съемных металлических панелей и закрепленный неподвижно;
  • плавающий –находится в подвешенном состоянии на специальных механизмах, связанных с процессором управления всей лифтовой системой. Когда в купе заходит человек, то есть на пол оказывается нагрузка, он опускается и замыкает определенные контакты. Таких контактов, как правило, три пары. Первые срабатывают, если нагрузка на пол пересекает черту минимальной. То есть такая нагрузка является минимальной для перемещения кабины. Вторая пара контактов срабатывает при загрузке кабины на 90% от ее максимальной грузоподъемности, а третья – при 110%. В последнем случае срабатывает сигнал «Перегруз» и кабина лифта не начинает движения. Такой пол позволяет, кроме того, контролировать грузопоток в течение дня.

Что касается покрытия, то оно может быть абсолютно любым. Линолеум, ДСП или даже паркет – вполне выполнимые варианты.

Элементы управления

К элементам управления в купе кабины лифта можно отнести панель с кнопками выбора нужного этажа. Кроме того, на ней часто присутствует кнопка закрывания и открывания дверей. Некоторые модели также оборудованы цифровым табло, показывающим, на каком этаже в данный момент находится кабина.

Кнопки управления, изначально пластиковые, в настоящее время уже заменяются сенсорными или стильными металлическими с подсветкой по ее ободу. Кроме того, в целях борьбы с вандализмом в лифтах устанавливают особо прочные металлические кнопки, устойчивые ко всем видам повреждений.

Более подробно о купе кабины лифта вы можете узнать у консультанта компании «СП Энергия», позвонив по телефону 8 (495) 741-86-80 или написав на электронную почту info@energy-lift.ru.

В сп Энергия вы получите полный цикл услуг:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: