Сброс сточных вод: нормы, контроль и получение разрешения

Прокурор разъясняет – Прокуратура Челябинской области

Прокурор разъясняет

  • 3 сентября 2018, 13:09

Разъясняет помощник Магнитогорского природоохранного прокурора Королев Иван Николаевич

Согласно Водному кодексу РФ сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, включены, в частности, следующие виды отходов:

– отходы (осадки) из выгребных ям (код по ФККО – 7 32 100 01 30 4);

– отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления (код по ФККО – 7 32 101 01 30 4).

Указанные отходы являются отходами IV класса опасности, то есть малоопасными отходами.

Отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

Если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах.

При этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I – IV классам опасности, подлежит лицензированию.

Лица, которые допущены к обращению с жидкими бытовыми отходами, обязаны иметь документы о профессиональном обучении в сфере обращения с отходами I – IV классов опасности.

Транспортирование отходов должно осуществляться с помощью специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств при условии наличия паспорта отходов.

Законом запрещён сброс жидких бытовых отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение их на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах.

Сброс сточных вод в водные объекты допускается при наличии выданных уполномоченными государственными органами решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Перед сбросом в водные объекты сточные воды должны подвергаться санитарной очистке и обезвреживанию. Не допускается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных веществ превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание для юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьёй 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование водного объекта без решения о предоставлении его в пользование предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

За нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, частью 4 статьи 8.13 указанного кодекса предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

Сброс сточных вод: нормы, контроль и получение разрешения

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читайте также:
Дренажный насос Оазис: принцип работы, устройство, модельный ряд и отзывы

от 29 декабря 2020 года N 1118

(с изменениями на 17 мая 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минприроды России от 17 мая 2021 года N 333 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.06.2021, N 0001202106010036) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минприроды России от 17 мая 2021 года N 333).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 31 августа 2022 г.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2021 года приказом Минприроды России от 17 мая 2021 года N 333, действует по 31 августа 2022 года. – См. предыдущую редакцию)

в Министерстве юстиции

30 декабря 2020 года,

регистрационный N 61973

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минприроды России
от 29 декабря 2020 года N 1118

Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей

(с изменениями на 17 мая 2021 года)

I. Назначение и область применения

1. Сферой применения настоящей методики является разработка нормативов сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, в водные объекты (далее – НДС).

Разработка НДС осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя и объектах его абонентов (при наличии).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2021 года приказом Минприроды России от 17 мая 2021 года N 333, действует по 31 августа 2022 года. – См. предыдущую редакцию)

Разработка НДС в отношении загрязняющих веществ, не характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не осуществляется.

2. Величины НДС определяются расчетным путем исходя из нормативов качества воды водного объекта, определяемых в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 149 “О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст.778) (далее – постановление N 149), с учетом фонового состояния водного объекта по загрязняющим веществам, характеризующим применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя.

3. В случаях если условные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, то НДС разрабатываются с учетом пункта 15 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением N 149 (далее – Положение, утвержденное постановлением N 149).

4. При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного пункта (створа) на расстоянии (на водотоках – ниже по течению; на водоемах и морях – на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

Определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающую определенную часть поперечного сечения водного потока, в которой контролируется качество воды, в соответствии с требованиями к размещению пунктов контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов, установленными СанПиН 2.1.3684-21 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 (зарегистрировано Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62297), и рассчитывается в соответствии с формулой (23.4) настоящей Методики с учетом принятия значения показателя разбавления равным 0,9.

Читайте также:
Строительство туалета с выгребной ямой на даче своими руками

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2021 года приказом Минприроды России от 17 мая 2021 года N 333, действует по 31 августа 2022 года. – См. предыдущую редакцию)

5. При сбросе сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках – ниже по течению; на водоемах и морях – на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

Определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающей определенную часть поперечного сечения водного потока, в которой контролируется качество воды и рассчитывается в соответствии с формулой (23.4) настоящей Методики с учетом принятия значения показателя разбавления равным 0,9.

(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2021 года приказом Минприроды России от 17 мая 2021 года N 333, действует по 31 августа 2022 года)

6. В случае одновременного использования водного объекта рыбохозяйственного значения или его части для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях для разработки НДС норматив качества определяется в соответствии с пунктом 14 Положения, утвержденного постановлением N 149.

При разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или их части, используемые для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, применяются гигиенические нормативы.

Определение форм вещества (растворимая или валовая) в воде водных объектов и сточных водах осуществляется в соответствии с принятым для расчета НДС нормативами качества воды водных объектов, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций веществ.

7. Пункт утратил силу с 1 сентября 2021 года – приказ Минприроды России от 17 мая 2021 года N 333, действует по 31 августа 2022 года. – См. предыдущую редакцию.

8. Если фоновая концентрация химического вещества в воде водного объекта и (или) микробиологические показатели, связанные с применяемыми технологиями и особенностями производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не позволяют обеспечить норматив качества воды в контрольном пункте (створе), за исключением ситуации, указанной в пункте 3 настоящей методики, НДС по этим показателям разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.

Если при расчете величины НДС отсутствует достоверная информация о качестве воды водного объекта в фоновом створе, и невозможно провести расчет фоновых концентраций химических веществ в установленном порядке на момент расчета НДС, до установления фоновых концентраций (на срок не более 24 месяцев) в сточных водах, НДС по таким загрязняющим веществам разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.

9. При сбросе теплообменных вод (использованных в охлаждающих системах для охлаждения технологического продукта без соприкосновения с ними и не содержащих загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя) тепловых электростанций, атомных электростанций и других подобных объектов НДС разрабатываются на уровне фоновых концентраций веществ в створе водозабора, определяемых в соответствии с Порядком проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ в воде водных объектов – при условии осуществления водопользования одним водным объектом для забора воды и сброса сточных вод; а в иных случаях – на уровне наиболее низких фоновых концентраций веществ из числа определенных для водного объекта, из которого осуществляется забор воды (в створе водозабора), и водного объекта – приемника сточных вод (вне зоны влияния рассматриваемого сброса сточных вод).

10. Исходная информация для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем:

а) в управлениях по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или в организациях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в части получения информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта – приемника сточных вод, в том числе данные о величинах условных фоновых концентраций загрязняющего вещества в воде водного объекта, а также гидрометеорологическая информация);

Читайте также:
Пластиковые трубы для канализации: область применения, размеры, диаметры и цены

б) в территориальных органах Федерального агентства по рыболовству (в части получения информации о рыбохозяйственном значении и категории водного объекта – приемника сточных вод);

в) в Минприроды России (в части получения информации о нормативах качества, установленных на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в водном объекте – приемнике сточных вод или его части (при наличии) – в случае, если водный объект – приемник сточных вод или его часть не является водным объектом рыбохозяйственного значения.

Информация об утвержденных в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 “О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 4, ст.514) нормативах допустимого воздействия на водные объекты размещается на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов в информационно-коммуникационной сети “Интернет”.

11. Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.

Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия из 5-ти предыдущих лет работы в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст.4220; 2019, N 30, ст.4097) (далее – Федеральный закон N 219-ФЗ), или из 7-ми предыдущих лет работы в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду. НДС не подлежат пересмотру в течение срока, на который выдается комплексное экологическое разрешение, в заявке на получение которого они содержались, или на который предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись, а также срока, на который они утверждены в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, за исключением наступления обстоятельств для расчета новых НДС, указанных в пункте 13 настоящей Методики.

В качестве фактического сброса для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов применяется максимальное значение концентраций, определенное в результате инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 891 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст.4299) (далее – Правила N 891).

В соответствии с пунктом 4 Правил N 891, в случае если фактический сброс сточных вод в водный объект объектами централизованных систем водоотведения не осуществляется (в том числе при проектировании или строительстве объектов централизованных систем водоотведения) либо осуществлялся менее чем в течение 12 календарных месяцев подряд, то для целей определения перечня загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах организации превышает предельно допустимые концентрации, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации, в него могут быть включены все загрязняющие вещества по перечню согласно приложению N 1 к Правилам N 891, а также загрязняющие вещества, указанные в пункте 7 Правил N 891.

Величины НДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) организаций-водопользователей определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих организаций. Если проектное значение сброса строящейся (реконструируемой) организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается проектное значение сброса.

Читайте также:
Канализация: назначение, как устроена, требования и эксплуатация

12. При разработке НДС перерасчет массы вещества, сбрасываемого в час (г/час), на массу вещества, сбрасываемого в месяц (т/мес), производится умножением допустимых концентраций вещества на объем сточных вод за соответствующий период (приложение 1 к настоящей Методике).

13. Срок актуальности расчетов НДС не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2020, N 50, ст.8074)) или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись. В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, НДС утверждаются на 5 лет в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 “О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст.4088; 2011, N 24, ст.3500) (далее – постановление N 469).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2021 года приказом Минприроды России от 17 мая 2021 года N 333, действует по 31 августа 2022 года. – См. предыдущую редакцию)

Расчет новых НДС или разработка и утверждение новых НДС в установленном постановлением N 469 порядке до истечения сроков, указанных в пункте 13 настоящей Методики, осуществляется в следующих случаях:

а) при изменении на 30 и более процентов годового объема сточных вод;

б) при изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ (для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов – по результатам инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проведенной в соответствии с Правилами N 891);

в) при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод;

г) получении впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций или обновлении таких сведений;

е) получения впервые информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта – приемника сточных вод, а также гидрометеорологической информации или обновлении таких сведений;

ж) обнаружении ошибок или недостоверной информации в расчетах НДС.

При наступлении указанных обстоятельств расчеты НДС, комплексные экологические разрешения, содержащие такие расчеты НДС, декларация о воздействии на окружающую среду, содержащая такие расчеты НДС, признаются действующими до момента расчета новых НДС в соответствии с указанными обстоятельствами и пересмотра комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого содержатся расчеты новых НДС, или предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой являются расчеты новых НДС в пределах сроков, на которые выдано комплексное экологическое разрешение или предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду, соответственно, но не более 6 месяцев. В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, а также в случаях, когда НДС были утверждены до 1 января 2019 г., утвержденные в порядке, установленном постановлением N 469, НДС признаются действующими до момента получения разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее – разрешения на сбросы) на основании утверждённых расчетов новых НДС в пределах срока действия, указанного в ранее выданном разрешении на сброс, но не более 6-х месяцев

14. Расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящей Методики):

а) ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных вод;

б) план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;

в) данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные воды;

Читайте также:
Теплоизоляция канализационных труб: виды, как выбрать, монтаж и цена

Новости

РАЗРЕШЕНИЕ НА СБРОС

Источник : http://www.ecoindustry.ru/news

Появился текст проекта административного регламента выдачи разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.

Итак, как и ранее Регламент определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями территориальных органов Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Что касается круга заявителей, то здесь указаны ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды хозяйственной и иной деятельности, приводящей к сбросам веществ. Оговорки о том, что Разрешение на сброс веществ должны получать только объекты определенных категорий НВОС нет.

При наличии сброса сточных вод в поверхностный водный объект предприятие может получить в территориальных органах Росприроднадзора следующие услуги:

· выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее – разрешения на сбросы), либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений;

· переоформление разрешения на сбросы, либо предоставление мотивированного отказа в переоформлении разрешения на сбросы;

· выдача дубликата разрешения на сбросы, либо предоставление мотивированного отказа в выдаче дубликата разрешения на сбросы.

В п. 11 указанного регламента говорится о том, что Разрешением на сбросы устанавливаются перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных, в том числе дренажных, вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных, вод:

· в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее – НДС);

· в пределах лимитов на сбросы.

Всё выше указанное соответствует Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.06.2013, регистрационный № 28900), утвержденному приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2, который действует на сегодняшний день.

Перечень документов для оформления Разрешения остается без изменений. В форме заявления не появилась информация о номере свидетельства присвоенной категории НВОС. Таким образом, в соответствии с проектом данного Регламента Разрешения на сброс должны получать объекты НВОС всех категорий. Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Регламента оформлять и утверждать проект НДС также обязаны все хозяйствующие субъекты, имеющие сброс сточных вод. Данный Регламент противоречит требованиям Федерального закона № 219 ФЗ от 01.01.2019.

Обсуждения проекта Регламента начались 02.09.2019. Ждем, надеемся и верим, что появятся разъяснения по данному документу. Рекомендуем утверждать проекты НДС по истечению срока их действия.

Также напоминаем, что, в случае, когда предприятие отнесено к I категории объектов НВОС согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», процедура получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водный объект останется прежней (N 496-ФЗ от 25.12.2018).

Согласование точки сброса очищенных сточных вод

Точка сброса – это физическая фиксированная граница, где обычно происходит сброс сточных вод потребителем для сбора и удаления

В связи с изменением законодательства – сброс очищенных сточных вод на рельеф (грунт) запрещен.

Поэтому для отведения очищенного стока используют водные объекты: реки, ручьи, озера, пруды и т.д.

Цена: Согласование точки сброса очищенных сточных вод – от 50 000 рублей

Срок: Срок разработки и согласования — до 3-х месяцев с момента предоставления всех исходных данных.

Читайте также:
Трубы для наружной канализации: назначение, технические характеристики, размеры и цена

Процесс:

  1. Согласование перечня документов с клиентом, заключение договора и оплата аванса;
  2. Сбор исходных данных;
  3. Подготовка пакета документов, необходимого и достаточного для получения согласования точки сброса;
  4. Получение согласования в Департаменте Росприроднадзора и Территориальном Управлении РосРыболовства;
  5. Передаем с курьером или почтой Вам бухгалтерские документы и подтверждения о согласовании точки сброса для вашего предприятия.

Примеры выполненных работ по согласованию точки сброса очищенных сточных вод

Согласование точки сброса необходимо при проектировании и строительстве очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, ливневых и промышленных стоков. Также это необходимое требование для получения разрешения на сброс.

Этапы разработки и согласования:

  • Определение расстояния от очистных сооружений до водного объекта, техническая и экономическая составляющая прокладки сети трубопровода;
  • Получение справки из водного реестра о водном объекте и цели его использования (ручей, река, приток реки, озеро; используется для купания, рыбной ловли и др.);
  • Гидрологическая характеристика водного объекта (обоснование возможности принятия необходимого количества очищенного стока водным объектом);
  • Обследование состояния берега и бассейна водного объекта;
  • Получение Рыбохозяйственной характеристики водного объекта;
  • Получение информации о том относится ли водный объект к источникам водоснабжения (в какую зону санитарной охраны источника питьевого водоснабжения планируется сброс сточных вод);
  • Получение информации о том является ли водный объект притоком первого порядка источника питьевого водоснабжения;
  • Оценка возможного воздействия от намечаемой деятельности на окружающую среду.

Для оценки возможности организации точки сброса необходимо разработать Проект Экологического обоснования о соответствии действующему природоохранному законодательству:

  • Описание объекта экологического обоснования;
  • Современную характеристику территории;
  • Основные виды воздействия рассматриваемого объекта на окружающую среду в период проведения работ на участке;
  • Мероприятия по предотвращению негативного воздействия от проведения строительных работ на рассматриваемом участке;
  • Природоохранные и экологические условия;
  • Рекомендации и выводы.

Документы для получения согласования в Росприроднадзоре

  • Заявление о согласовании точки сброса;
  • Разделы проектной документации «Технологические решения» и «пояснительная записка», разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РВ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации»;
  • Рыбохозяйственная характеристика водного объекта;
  • Справки «Климатическая характеристика», «Фоновые концентрации в атмосферном воздухе», «Гидрологическая характеристика водного объекта», «Фоновые концентрации водного объекта» из ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ;
  • Разрешительные документы от производителя на очистные сооружения (Декларация, Сертификат соответствия ТУ, Паспорт и Инструкция по эксплуатации);
  • Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса).

Штрафные санкции и привлечение к ответственности

Административное законодательство представляет собой регламентацию по привлечению к административной ответственности в случае нарушения основных требований в отношении охраны водоемов, правил их использования и эксплуатации водоохраняемых сооружений.

В соответствии со статьей 8.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ в случае нарушения правил в отношении охраны водного пространства, последствия которых проявляются в их засорении, истощении, предусматривается наложение штрафных санкций на предприятие, размер которых варьируется от 150 000 до 300 000 рублей.

В соответствии со статьей 8.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ в случае нарушения требований в отношении водопользования при проведении забора воды либо сброса сточных вод налагаются штрафные санкции на предприятие, размер которых варьируется от 80 000 до 100 000 рублей, либо деятельность предприятия приостанавливается на срок до 90 суток.

«Водоснабжение и водоотведение в 2020 году. Новые экологические нормы и требования. Контроль сточных вод»

проанализировать последние изменения и проблемные вопросы в сфере водоснабжения и водоотведения; рассмотреть новые экологические требования.

Программа первого дня

  • Новые экологические требования с 2020 года. Планируемые изменения в ПП № 525, 644, 645 в части контроля сточных вод абонентов. Новые Правила категорирования водных объектов и Технологические показатели НДТ (проекты). Изменение порядка получения КЭР (законопроект).
  • Новое в законодательстве в сфере водоотведения. Правила отнесения ЦСВ к ЦСВ ПГО и корректировки схем водоснабжения. ПП РФ No 691 от 31.05.2019. Новые правила инвентаризации сбросов для расчета НДС. ПП РФ No 891 от 13.07.2019.
  • Комплексное экологическое разрешение. Рекомендации по получению КЭР в 2020 году. Подготовка предварительных расчетов. Необходимые заключения для обоснования материалов в составе заявки. Порядок работы предприятий до получения КЭР. Выбор для объектов II категории: КЭР или подача декларации.
  • Новое в регулировании водопользования с 2020 года. Порядок оформления разрешений на пользование водными объектами. Лимиты водопотребления. Установление временно разрешенных сбросов. Новые повышающие коэффициенты за превышение НДС. Новый порядок утверждения и разработки НДС (проекты).
  • Нормативы состава сточных вод абонентов. Требования к сбросам. Контроль сточных вод абонентов в 2020 году. Условия применения НССВ для абонентов. Учет эффективности удаления веществ на очистных сооружениях ВКХ. Особенности установления НССВ для технологически нормируемых веществ ЦСВПГО. Способы достижения требований к сбросам. План по соблюдению требований к составу и свойствам стоков и План снижения сбросов. Проблемы достижения требований абонентами в ближайшей перспективе. Снижение платы в случае реализации планов. Рекомендации по заключению договора на прием сточных вод с превышением допустимых показателей. Контроль сточных вод абонентов с 2020 года. Последствия изменений в ПП РФ No 525. Новый перечень контролируемых показателей. Новый порядок заполнения декларации о составе и свойствах сточных вод. Порядок и процедуры отбора проб, возможности оспаривания результатов.
Читайте также:
Дренажный колодец своими руками: выбор материалов и этапы монтажа

Программа второго дня

  • Плата за негативное воздействие на ЦСВ. Производственный экологический контроль. Расчет платы за превышение НССВ. Условия применения 25- и 100-кратных повышающих коэффициентов за НССВ с 01.01.2020. Коэффициенты 0,5 и 1 для абонентов и водоканалов. Коэффициент 0 при соблюдении технологических нормативов. Производственный экологический контроль. Рекомендации по составлению Программы ПЭК. Планы снижения сбросов и последствия их невыполнения. Результаты ПЭК и сдача отчетности.
  • Технологическое нормирование сточных вод. Порядок применения справочника НДТ ИТС 10-2015. Оценка соответствия очистных сооружений НДТ. Разработка Программы повышения экологической эффективности при невыполнении нормативов на момент подачи заявки на получение КЭР.
  • Осадки сточных вод и жидкие бытовые отходы. Требования законодательства об отходах и санитарного законодательства. Проблемы и ошибки отнесения осадка к отходам. Обеспечение дезинвазии осадков. Возможности производства продукции из осадков. Требования к сливным станциям. Необходимая документация и расчет стоимости приема ЖБО.
  • Квалификация нарушений, система штрафов. Проверки в сфере водопользования. Новый порядок проверок Росприроднадзора. Проверка абонента по инициативе водоканала. Штрафы за нарушения правил водопользования и показателей качества сточных вод. Штрафы за отсутствие или ошибки в оформлении отчетности по охране ОС. Перспективы вступления в силу «Регуляторной гильотины».
  • Антимонопольное регулирование и контроль в сфере водоснабжения и водоотведения. Рекомендации по снижению и предупреждению антимонопольных рисков.

Вы узнаете:

  • Новые экологические требования с 2020 года. Планируемые изменения в ПП № 525, 644, 645 в части контроля сточных вод абонентов. Новые Правила категорирования водных объектов и Технологические показатели НДТ (проекты). Изменение порядка получения КЭР (законопроект).
  • Новое в законодательстве в сфере водоотведения. Правила отнесения ЦСВ к ЦСВ ПГО и корректировки схем водоснабжения. ПП РФ No 691 от 31.05.2019. Новые правила инвентаризации сбросов для расчета НДС. ПП РФ No 891 от 13.07.2019.
  • Комплексное экологическое разрешение. Рекомендации по получению КЭР в 2020 году. Подготовка предварительных расчетов. Необходимые заключения для обоснования материалов в составе заявки. Порядок работы предприятий до получения КЭР. Выбор для объектов II категории: КЭР или подача декларации.
  • Новое в регулировании водопользования с 2020 года. Порядок оформления разрешений на пользование водными объектами. Лимиты водопотребления. Установление временно разрешенных сбросов. Новые повышающие коэффициенты за превышение НДС. Новый порядок утверждения и разработки НДС (проекты).
  • Нормативы состава сточных вод абонентов. Требования к сбросам. Контроль сточных вод абонентов в 2020 году. Условия применения НССВ для абонентов. Учет эффективности удаления веществ на очистных сооружениях ВКХ. Особенности установления НССВ для технологически нормируемых веществ ЦСВПГО. Способы достижения требований к сбросам. План по соблюдению требований к составу и свойствам стоков и План снижения сбросов. Проблемы достижения требований абонентами в ближайшей перспективе. Снижение платы в случае реализации планов. Рекомендации по заключению договора на прием сточных вод с превышением допустимых показателей. Контроль сточных вод абонентов с 2020 года. Последствия изменений в ПП РФ No 525. Новый перечень контролируемых показателей. Новый порядок заполнения декларации о составе и свойствах сточных вод. Порядок и процедуры отбора проб, возможности оспаривания результатов.
  • Плата за негативное воздействие на ЦСВ. Производственный экологический контроль. Расчет платы за превышение НССВ. Условия применения 25- и 100-кратных повышающих коэффициентов за НССВ с 01.01.2020. Коэффициенты 0,5 и 1 для абонентов и водоканалов. Коэффициент 0 при соблюдении технологических нормативов. Производственный экологический контроль. Рекомендации по составлению Программы ПЭК. Планы снижения сбросов и последствия их невыполнения. Результаты ПЭК и сдача отчетности.
  • Технологическое нормирование сточных вод. Порядок применения справочника НДТ ИТС 10-2015. Оценка соответствия очистных сооружений НДТ. Разработка Программы повышения экологической эффективности при невыполнении нормативов на момент подачи заявки на получение КЭР.
  • Осадки сточных вод и жидкие бытовые отходы. Требования законодательства об отходах и санитарного законодательства. Проблемы и ошибки отнесения осадка к отходам. Обеспечение дезинвазии осадков. Возможности производства продукции из осадков. Требования к сливным станциям. Необходимая документация и расчет стоимости приема ЖБО.
  • Квалификация нарушений, система штрафов. Проверки в сфере водопользования. Новый порядок проверок Росприроднадзора. Проверка абонента по инициативе водоканала. Штрафы за нарушения правил водопользования и показателей качества сточных вод. Штрафы за отсутствие или ошибки в оформлении отчетности по охране ОС. Перспективы вступления в силу «Регуляторной гильотины».
  • Антимонопольное регулирование и контроль в сфере водоснабжения и водоотведения. Рекомендации по снижению и предупреждению антимонопольных рисков.
Читайте также:
Трубы для канализации: имеет ли значение цвет и какой лучше выбрать

Кому полезен этот семинар

Руководителям и специалистам организаций сферы водоснабжения и водоотведения, предприятий абонентов и водопользователей, органов отраслевого регулирования и контроля.

Условия участия

Стоимость участия – 28 600₽.*

* При регистрации на сайте скидка 6%.

* При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка 7%.

Контроль состава и свойств сточных вод 2020: изучаем новые правила

22 мая 2020 года Правительство России Постановлением №728 утвердило принятие измененных и отредактированных Правил контроля состава и свойств сточных вод и поправки в Правила холодного водоснабжения и водоотведения — 2020.

В документе прописали алгоритм действия контролирующих органов. Основных пунктов три:

  • взятие проб;
  • их анализ;
  • визуальный контроль.

Что изменилось?

Специалисты называют поправки, дополнения и новые условия контроля масштабными и кардинальными. Порядок проведения контрольных мероприятий и нормативы состава сточных вод дополнились семью нововведениями:

  1. Установлена периодичность плановых контрольных проверок — они должны проводиться ежемесячно, а не ежеквартально, как было раньше.
  2. Введен визуальный контроль сточных вод — осмотр и проверка наличия посторонних материалов, веществ или отходов в сбрасываемых водах. Их наличие проверяется без взятия проб на анализ, если они визуально замечены специалистом. Для того чтобы определить состав стоков, у водопроводно-коммунальной организации должно быть в наличии специальное оборудование.
  3. Регламентировано использование автоматических устройств для проведения исследований забранной воды.
  4. Уточнены условия забора проб.
  5. Для специалистов представлены конкретные методы и регламенты исследований взятой на пробы сточной воды.
  6. За стоками транзитных организаций будут следить в усиленном режиме. Также ужесточен контроль за системами стоков, не подключенных к центральной магистрали водоотведения.
  7. Подробно разъяснены основания для контроля сточных вод. Обязательно должны проводиться внеплановые проверки в следующих случаях:
    • аварийные происшествия;
    • угроза аварийных ситуаций, при которой допустимые нормы загрязнения превышаются;
    • отсутствие доступа специалистов проверяющих органов к колодцам.

Что нужно знать о нормативах состава сточных вод?

Порядок установления нормативов состава сточных вод регламентирует глава XIII Правил. В ней прописаны нормы стоков, алгоритм контроля за соблюдением норм и перечень лиц, ответственных за проведение контрольных мероприятий.

  1. Нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей ЦСВ установлены нормативы допустимых сбросов, а также технологические нормативы.
  2. Расчет норм возложен на водопроводно-коммунальные предприятия, действующие на территории. Для точности подсчетов предложена специальная формула, которая включена в содержание документа.
  3. Нормативы состава сточных вод утверждают муниципалитеты или региональные правительства.
  4. Для бытовой и ливневой канализаций установлены технологически нормируемые вещества и элементы.
Читайте также:
Правила размещения и использования выгребной ямы на участке

Как исчисляется плата за сброс сверх нормативов?

Вопрос платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод регламентирует глава XV документа.

  1. Размер платежей за сброс сверх нормативов состава сточных вод базируется на тарифах платы за негативное воздействие на окружающую среду, к которым могут применяться уточняющие коэффициентов.
  2. Выплату всеми пользователями компенсаций за принесенный вред централизованной системе водоотведения, если конкретный виновник не установлен.

Правила устанавливают размеры штрафов за различные виды нарушений. Но окончательного варианта еще нет. Документ продолжает дополняться новой информацией.

Цель нововведений

Целью внесения изменений в Правила водоснабжения и водоотведения — 2020 является улучшение экологической обстановки.

Так, по Федеральному законодательству, пользователи, превысившие в течение года более двух раз норму сброса по одному и тому же загрязняющему веществу, либо однократно в 3 раза превысившие этот норматив, должны разработать программу, реализация которой позволит снизить вредные сбросы. Затраты на ее выполнение будут вычтены из их оплаты за сверхнормативные сбросы.

Рекомендуем

Эксперты-практики дадут рекомендации по снижению и предупреждению антимонопольных рисков, подготовке к получению комплексного экологического разрешения в 2020 году, правилам установления временно разрешенных сбросов, расчету платежей за негативное воздействие на ЦСВ, реализации мероприятий по снижению сбросов с целью уменьшения абонентской платы, другим актуальным вопросам в сфере водоснабжения и водоотведения в 2020 году.

Проект нормативов предельно-допустимых сбросов, загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект (НДС)

Суть проекта НДС

Нормативы допустимых сбросов (НДС) являются основополагающим документом в вопросе безопасной утилизации различного рода химических веществ и продуктов промышленной или хозяйственной деятельности через водные объекты. Обязательны для всех видов производства с жидкими отходами.

Основывается НДС на федеративном законе РФ «Об охране окружающей среды» и правительственном постановлении от 2007 года «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Документ содержит четкую регламентацию относительно максимального объема и характера выпускаемых стоков, порядка водопользования и охраны, находящихся в собственности предприятия, природных ресурсов, а также размера платежей за сброс жидких отходов и несоблюдение норм экологического законодательства.

Выдается разрешение на утилизацию отходов государственной службой по надзору в области природопользования или исполнительным органом самоуправления.

Порядок создания и сроки принятия НДС

Пакет, необходимых для подтверждения НДС, документов состоит из:

Карт-схемы всей промышленной зоны предприятия, включая водосточные конструкции и водные объекты на территории производства.

Подробного плана организации с указанием мест расположения канализационных, водоотводных и ливневых сетей.

Данных о стокообразующих техпроцессах, структуре очистных комплексов, уровне и результативности фильтрации воды, соответствии конструкций заявленным параметрам, балансе водопотребления и водоотведения.

Гидрохимической и гидрологической характеристики водоема.

Сведений о качестве воды на подконтрольном предприятию водном объекте.

Данных микробиологического состава стоков после их очищения.

Сведения о виде, составе и расходе стоков.

Утверждается проект нормативов допустимых сбросов в течение 45 дней с момента подачи документов. Срок действия НДС – от 3 до 5 лет, в зависимости от показателей качества воды природного объекта.

В случае отсутствия проекта НДС или нарушения предприятием условий водопользования законодательством предусмотрена мера ответственности в виде денежного взыскания размером от 80 до 100 тыс. руб. или административного приостановления функционирования организации сроком до 3 месяцев.

Профессиональную помощь в разработке НДС.

Подготовку проектного пакета документов в бумажном варианте и электронном виде на CD-диске.

Контроль движения документации в Росводресурсе и ее заверения согласно установленному административному регламенту.

Помощь в получении разрешительного документа в Росприроднадзоре.

Читайте также:
Дренажный колодец своими руками: выбор материалов и этапы монтажа

Наша компания всегда готова оказать услуги по разработке проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект (НДС).

Любое предприятие, осуществляющее сброс сточных вод в водные объекты, считается источником загрязнения и при этом должно обосновать безопасность этих сбросов.

В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «06 охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на водные объекты от хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС).

Методика разработки НДС утверждена Приказами Минприроды России №333 от 17.2.2007 г. и №339 от 29.07.2014 г.

Штрафы за отсутствие проекта НДС (нормативов допустимых сбросов) выражаются не только в денежном эквиваленте, но могут доходить даже до приостановки деятельности предприятия на срок до 90 дней.

Этапы и сроки разработки и утверждения разрешительной документации при сбросе в водные объекты

  1. разработка проекта НДС;
  2. направление проекта НДС (5 экземпляров + СО-диск в территориальные органы Росводресурсов для согласования и утверждения в соответствии с Административным регламентом;
  3. направление согласованного и утвержденного проекта в Росприроднадзор и получение разрешения на сброс.

В соответствии с регламентом срок утверждения НДС (либо предоставления мотивированного отказа), составляет не более 45 рабочих дней с даты регистрации входящих документов.

Итогом разработки и утверждения проекта НДС (нормативов допустимых сбросов сточных вод) является разрешение на сброс, выдаваемое Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Необходимые материалы для разработки проекта НДС:

  1. ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных (и дренажных) вод, с указанием сведений (расстояния от устья (для водотоков) и географических координат) о местонахождении каждого выпуска сточных (и дренажных) вод, фонового створа, расстояния от места сброса до фонового створа;
  2. план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
  3. данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные (и дренажные) воды;
  4. данные о составе очистных сооружений, технологических схемах очистки стоков, эффективности очистки;
  5. данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
  6. водохозяйственный баланс водопользования;
  7. гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных (и дренажных) вод, данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС (указанные данные предоставляются Федеральным органом по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды);
  8. данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в тч. дренажных, вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа (КХА) и актов, отбора проб воды, подписанных ответственным лицом лаборатории; по данным аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  9. данные о качестве воды до и после очистных сооружений (протоколы КХА);
  10. данные о микробиологическом составе сточных вод после очистных сооружений и в контрольном створе ниже и выше выпуска (протоколы КХА);
  11. данные о расходе сточных, в т.ч. дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в т. дренажных, вод, с характеристикой типа выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод;
  12. перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в тч. дренажных, вод.

Ответственность за отсутствие проекта НДС

С02.07.2013 г. за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты ст. 8.14. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен штраф для юридических лиц – от80 000 руб. до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: