ОДН по электроэнергии: нормативы, отрицательный и порядок начисления

Отрицательную разницу между потребленными объемами коммунального ресурса всех МКД и конкретного МКД можно и нужно “переносить” на будущие периоды

inhabitant / Depositphotos.com

Так называемый “отрицательный ОДН”, то есть отрицательную разницу между общим объемом коммунального ресурса, потребленного всем МКД, и суммой объемов коммунального ресурса, потребленных “индивидуально” (квартирами и нежилыми помещениями МКД), нужно учесть при оплате будущих периодов: когда там возникнет “положительный ОДН”, то его необходимо уменьшить на размер прежнего, “отрицательного” (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2019 г. № 303-ЭС18-24912).

Указанную правовую позицию высказала Экономколлегия ВС РФ, рассматривая спор между УК и РСО по поводу оплаты электричества.

РСО отказывалась корректировать объемы поставленной электроэнергии на возникший ранее “отрицательный ОДН”. Арбитражные суды согласились с ней, сославшись на п. 21.1 Правил № 124 (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124), обязательных при заключении договоров ресурсоснабжения между РСО и УК. Согласно данному пункту, “отрицательный ОДН”, подлежащий оплате за расчетный месяц, принимается равным 0, – если жители МКД находятся на “прямых” договорах с РСО.

Отменяя акты нижестоящих судов, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отметила следующее:

  • в данном случае “отрицательный ОДН” образовался из-за того, что владельцы временно пустующих квартир не передавали в УК показания своих ИПУ. УК рассчитывала им объем потребления по среднемесячной величине (подп. “б” п. 59 Правил № 354, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354), а при проверке ИПУ делала перерасчет по скромным показаниям ИПУ. Поэтому объем электроэнергии, начисленный “по-среднемесячному”, значительно превысил ее фактический расход. Для жителей квартиры переплата пошла в счет оплаты будущих периодов, а вот для УК этот перерасчет привел к увеличению объема электричества, потребленного на общедомовые нужды (ОДН);
  • при этом согласно п. 44 Правил № 354 объем ресурса, потребленного на ОДН сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается УК за счет своих средств;
  • следовательно, возникающий при перерасчете “положительный ОДН” может привести к убыткам УК; оплата, произведенная потребителями в расчетном периоде на сумму, исчисленную в объеме “отрицательного ОДН”, и не учтенную в следующем расчетном периоде при возникновении положительной величины, приведет к излишней оплате УК этой разницы в составе общедомового потребления, которое затем распределяется между собственниками (в пределах норматива) и этой управляющей организацией (сверх норматива);
  • для учета “отрицательного ОДН” вообще не важно, заключены ли прямые договоры между жителями МКД и РСО. Однако в данном случае таких договоров и не было! Договор ресурсоснабжения заключен между РСО и УК, согласно ему, УК покупает ресурс и для предоставления коммунальных услуг жителям, и для содержания общего имущества. Следовательно, исполнителем коммунальных услуг является именно УК. При этом УК и РСО договорились о том, что УК уступает РСО права требования к жителям на сумму предоставленных им коммунальных услуг. Поэтому счета за свет выставляет именно РСО. Однако она выставляет эти счета в качестве нового кредитора. А прямых договоров в этой ситуации не возникает;
  • но даже если бы и был “прямой” договор, то – согласно позиции ВС РФ, сформулированной еще в решении от 20 июня 2018 г. № АКПИ18-386, упомянутый п. 21.1 Правил № 124 не исключает перерасчет;
  • в случае “отрицательного” ОДН (то есть когда величина V(потр) превышает объем V(одпу)) – объем ресурса, подлежащий оплате в следующих периодах, должен уменьшаться на эту отрицательную разницу. Именно в этом случае для РСО будет исключена возможность получить плату за неоказанные услуги. Именно такой перерасчет позволит устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех ИПУ;
  • при этом учитывать “отрицательный ОДН” необходимо в отношении каждого конкретного МКД, а не всех управляемых УК домов “скопом” (в спорном деле УК представила именно общий, объединенный расчет).

ОДН по электроэнергии: нормативы, отрицательный и порядок начисления

III. Расчет размера платы за коммунальную услугу,

предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды

в многоквартирном доме

10. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 – 48 Правил определяется по формуле 10:

– объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

Читайте также:
Реле времени: принцип действия, настройка, функции, конструкция и подключение

T кр – тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:

V Д – объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

– объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

– объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

– объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

– объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;

V кр – определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;

Si – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

S об – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

11(1). В случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при потреблении коммунальных услуг холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, измеренный коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, распределяется:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) в отношении коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды – по формуле 11.1:

– норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

– норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды – по формуле 11.2:

(п. 11(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129)

12. Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:

Nj – норматив потребления холодного водоснабжения;

nv – количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды.

13. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

V Д – объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

Читайте также:
Характеристики светодиода: вольт-амперные, напряжение, ток и цветовая температура

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

V кр – определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

Si – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

S об – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

14. Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется:

а) для горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения – по формуле:

Nj – норматив потребления j-й коммунальной услуги;

nv – количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире);

б) для газоснабжения – по формуле:

Sv – общая площадь v-го жилого помещения;

N газ.о. – норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на отопление жилых помещений;

nv – количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении;

N газ.п. – норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на приготовление пищи;

N газ.в. – норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

15 – 16. Утратили силу с 1 июня 2013 года. – Постановление Правительства РФ от 16.04.2013 N 344.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

N одн – норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

S ои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

Si – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

S об – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, для j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнаты (комнат) в i-й коммунальной квартире согласно пункту 50 Правил определяется по формуле 16:

– объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, сточные воды, газ, электрическая энергия), приходящийся на j-ю принадлежащую потребителю (находящуюся в его пользовании) комнату (комнаты) в i-й коммунальной квартире и предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме;

Читайте также:
Генератор электрического тока: электромеханический, бензиновый и индукционный

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

Т кр – тариф (цена) на соответствующий коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2019 N 637)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, сточные бытовые воды, газ, электрическая энергия), приходящийся на j-ю принадлежащую потребителю (находящуюся в его пользовании) комнату (комнаты) в i-й коммунальной квартире и предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется по формуле 17:

– объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-ю коммунальную квартиру, рассчитанный в соответствии с пунктами 11 – 17 настоящего приложения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

Sj.i – жилая площадь j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнаты (комнат) в i-й коммунальной квартире;

– общая жилая площадь комнат в i-й коммунальной квартире.

Cлужба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области

  • События
    • Независимая антикоррупционная экспертиза
    • НПА службы
    • Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного жилищного надзора
    • Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного лицензионного контроля
    • Политика обработки персональных данных
    • Ежегодные планы проверок
    • Отчеты о работе
    • Сведения о результатах плановых и внеплановых проверок
    • Результаты проверок органов местного самоуправления
    • Результаты работы
    • Нормативные правовые акты Российской Федерации
    • Нормативные правовые акты Иркутской области
    • Порядок поступления граждан на государственную гражданскую службу Иркутской области
    • Контакты
    • Порядок обжалования решения конкурсной комиссии
    • Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы
    • Документы, необходимые для участия в конкурсе
    • Результаты
    • Сведения о вакантных должностях
    • Конкурсы
    • Образцы заявлений в службу
    • График приема граждан
    • Справочная информация
    • Проекты межевания территорий
    • Профстандарты в сфере ЖКХ
    • Статьи КОАП в сфере ЖКХ
    • Видеоматериалы по вопросам ЖКХ
    • Положение о порядке рассмотрения обращений граждан
    • г. Братск, Братский район
    • г. Нижнеудинск, Нижнеудинский район
    • г. Тулун, Тулунский район
    • Куйтунский район
    • г. Железногорск-Илимский, Нижнеилимский район
    • Усть-Кутский район
    • Иркутск
    • Документы
    • Общая информация
    • Информация для Застройщика
    • В помощь Дольщику
    • Комиссия по вопросам, связанным с исполнением застройщиками своих обязательств перед гражданами
    • План проведения проверок
    • Информация о проведенных проверках
    • Реестр выданных заключений (отказов в выдаче заключений) о соответствии
    • “Дорожные карты”
    • Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля и надзора в области долевого строительства
    • Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Службы в области долевого строительства
  • С 01.01.2021 изменился порядок расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, в многоквартирных домах с непосредственным способом управления, а также если способ управления не выбран либо не реализован.

    В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги ОДН).

    Согласно пункту 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

    С 01.01.2021 в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2184 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам» пункт 44 Правил №354 дополнен следующим абзацем:

    Читайте также:
    Автоматы в гараж: устройство и подключение электричества в гараже, схема щитка

    «При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения № 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.»

    Учитывая изложенное, выполним расчет платы за коммунальную услугу электроэнергия ОДН с учетом изменений законодательства, вступивших в силу с 01.01.2021:

    Многоквартирный дом (далее – МКД) оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии (далее – ОДПУ). Объем электроэнергии за период с 01.01.2021 по 28.02.2021 согласно показаниям ОДПУ, а также объем электроэнергии, потребленной в жилых (нежилых) помещениях согласно показаниям индивидуальных приборов учета, представлены в таблице.

    Объем эл.энергии по пок. ОДПУ, кВт*час

    Объем эл.энергии в жилых пом. по ИПУ, кВт*час

    Расчеты УК с РСО при отрицательном объеме КР на СОИ

    Автор: Моряк Е. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    Управляющая организация, занимающаяся управлением МКД, обязана заключить с РСО договоры на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД (КР на СОИ). Если коммунальные услуги собственникам (нанимателям) помещений в доме оказывает непосредственно РСО (прямые договоры), УК заключает договоры ресурсоснабжения только в отношении КР на СОИ. Каким образом в этом случае ведутся расчеты УК с РСО, если объем КР на СОИ принимает отрицательное значение (общедомовое потребление коммунального ресурса по ОПУ меньше индивидуального потребления)?

    Вступление

    Договоры снабжения коммунальными ресурсами с РСО заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила заключения договоров ресурсоснабжения).

    Согласно п. 16 указанных правил условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом, настоящими правилами, а в части, не урегулированной данными нормативными правовыми актами, – с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. На основании пп. «г» п. 17 к существенным условиям договора ресурсоснабжения относится порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса. В свою очередь, этот порядок зависит от того, заключается договор с РСО в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг и приобретения КР на СОИ или только в целях содержания общего имущества дома. Последний вариант касается ситуации, когда УК не выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг по причине наличия прямых договоров между собственниками помещений в МКД и РСО. В этом случае порядок определения объемов коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом особенностей, прописанных в п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.

    Непосредственно из этого пункта следует, что он распространяется на договоры ресурсоснабжения, заключаемые исполнителем в целях содержания общего имущества в МКД, в двух ситуациях:

    1) при наличии действующего прямого договора, заключенного РСО с собственниками помещений в МКД до 30.06.2015 (если принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и осуществления расчетов за них, действовавшего ранее, – до изменения способа управления домом или выбора УК);

    2) при изменении договора ресурсоснабжения, заключенного РСО с УК, в связи с односторонним отказом РСО от договора в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги (реализация РСО права, предусмотренного п. 30 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).

    Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.

    КР на СОИ при наличии ОПУ: общие правила

    Если МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества дома, объем КР на СОИ, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения (Vд), определяется на основании показаний ОПУ за расчетный период (а это расчетный месяц) по следующей формуле:

    Vд = Vодпу – Vпотр, где:

    Vодпу – объем коммунального ресурса, определенный по показаниям ОПУ за расчетный период (расчетный месяц);

    Читайте также:
    Феррорезонанс в трансформаторе напряжения: принцип работы стабилизатора напряжения

    Vпотр – объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (индивидуальное потребление).

    Получается, что объем КР на СОИ – это ежемесячная разница между объемом общедомового потребления и объемом, подлежащим оплате собственниками и пользователями помещений в МКД.

    При этом в пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения прописано: если величина Vпотр превышает величину Vодпу или равна ей, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным нулю.

    Расчеты при отрицательном объеме КР на СОИ

    На практике УК сталкиваются с возникновением отрицательной разницы между общедомовым потреблением коммунального ресурса по ОПУ и индивидуальным потреблением за расчетный период, допустим, по причине невозможности единовременного снятия показаний ИПУ во всех помещениях МКД и использования в связи с этим при расчете данных, не соответствующих фактическому потреблению, либо предоставления потребителями некорректных сведений. В связи с этим возникает необходимость последующего перерасчета объема КР на СОИ на отрицательную величину, однако РСО в этом отказывают. Важно, что судьи зачастую их поддерживают, аргументируя это тем, что пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения не предусматривает случаев перерасчета ранее выставленных объемов коммунального ресурса поставщиком исполнителю. Приведем примеры.

    Судебный акт

    Позиция суда

    Постановление АС ВВО от 09.06.2018 № Ф01-1947/2018 по делу № А11-9917/2017

    Снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН не предусмотрено действующим законодательством. В случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальной услуги, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления коммунальной услуги непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу для потребителей в жилых помещениях подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся же часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается)

    Постановление АС СЗО от 19.06.2018 № Ф07-5683/2018 по делу № А13-6589/2017

    Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение в предыдущие периоды. Поэтому компания правомерно заявила к взысканию с УК задолженность без уменьшения объема поставленной электрической энергии на отрицательные значения ОДН в предыдущие периоды

    Постановление АС ЗСО от 03.07.2018 № Ф04-2460/2018 по делу № А03-13015/2017

    Суды отклонили как противоречащие п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения следующиедоводы кассационной жалобы:

    – в законодательстве нет прямого запрета на возможность учета отрицательных показаний объемов коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период, при расчете объемов за последующие периоды;

    – неучет отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный (текущий) период, влечет неосновательное обогащение истца на сумму этого неучтенного отрицательного объема коммунального ресурса

    Постановление АС СЗО от 10.04.2018 № Ф07-2208/2018 по делу № А26-3870/2017

    Если фактическое потребление электроэнергии на ОДН меньше объема электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, обязательства УК по оплате объема электроэнергии, потребленной на ОДН, перед РСО равны нулю и суммы, возникшие в результате выявления «отрицательного баланса по МКД», при расчете объема обязательств УК не учитываются. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение

    Причиной изменения озвученной практики должно стать Решение ВС РФ от 20.06.2018 № АКПИ18-386 (в нем было рассмотрено исковое заявление УК о признании частично недействующим пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения).

    По мнению высшего арбитра, положения пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения об объеме коммунального ресурса, подлежащем оплате исполнителем в размере, равном нулю, в случае, когда величина Vпотр превышает за расчетный период величину Vодпу или равна ей, не исключают возможность перерасчета. Абзац 4 п. 25 указанных правил предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения, а также форма данного акта. Акт сверки расчетов составляется не реже одного раза в квартал. По мнению судей, названная императивная обязанность РСО по составлению актов сверки расчетов установлена независимо от наличия в договоре соответствующего приложения (см. постановления АС ВВО от 09.02.2018 № Ф01-6446/2017 по делу № А31-8058/2016, от 06.02.2018 № Ф01-6443/2017 по делу № А31-9468/2016).

    Читайте также:
    Освещение в ванной комнате: с натяжным потолком, количество и расположение ламп

    Ключевой вывод ВС РФ: если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

    В итоге Верховный суд отказал в удовлетворении искового заявления, подчеркнув, что оспариваемые положения нормативного правового акта не лишают административного истца возможности обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

    Кстати, правильный подход уже продемонстрирован судьями АС СЗО в Постановлении от 27.06.2018 № Ф07-6098/2018 по делу № А26-2688/2017. Если выявленная отрицательная величина является излишним начислением объема потребленного ресурса владельцам жилых и нежилых помещений, РСО должна будет произвести им перерасчет (при представлении данных о фактическом потреблении) и скорректировать в дальнейшем общедомовое потребление ресурса. Однако уменьшать на эту отрицательную величину объем сверхнормативного потребления электроэнергии по другим жилым домам нельзя.

    Если объем КР на СОИ за расчетный период принимает отрицательное значение (когда общедомовое потребление коммунального ресурса по ОПУ меньше индивидуального потребления), в следующих расчетных периодах может быть произведен перерасчет. Для этих целей между УК и РСО должен быть составлен акт сверки расчетов, из которого было бы видно, каково фактическое потребление коммунального ресурса.

    ОДН по электроэнергии: нормативы, отрицательный и порядок начисления

    Назад

  • Города
  • Бабаево
  • Бабушкино
  • Белозерск
  • Великий Устюг
  • Верховажье
  • Вожега
  • Вологда
  • Вытегра
  • Грязовец
  • Кадуй
  • Кириллов
  • Кич.Городок
  • Липин Бор
  • Никольск
  • Нюксеница
  • Сокол
  • Сямжа
  • Тарнога
  • Тотьма
  • Устье
  • Устюжна
  • Харовск
  • Чагода
  • Череповец
  • Шексна
  • Шуйское
    • Главная
    • Информация
    • Новости
    • ОДН: как начисляются, почему большие, как уменьшить расходы

    Про ОДН

    Расходы на оплату общедомовых нужд за свет выросли, иногда выходит даже больше, чем за квартиру, почему так и что делать, чтобы меньше платить?

    Большие ОДН могут начисляться в домах с непосредственной формой управления, где нет управляющей компании или ТСЖ, или форма управления не определена.

    Это связано с изменением в законодательстве* – начисление за электропотребление на общедомовые нужды (ОДН) в многоквартирных домах с непосредственной формой управления (либо, если способ управления домом не определён), с 1 июля 2020 года производится по фактическому потреблению. Ранее расчёт был ограничен нормативом. В некоторых домах это привело к увеличению платы: если фактическое потребление превышает норматив.

    ОДН рассчитывается так. Из расхода по общедомовому прибору учёта вычитается сумма расхода по квартирным счётчикам (плюс норматив по тем квартирам, откуда показания не поступили), и получившаяся разница делится между всеми жильцами пропорционально размеру площади каждого жилого помещения (квартиры).

    Долги неплательщиков на добросовестно рассчитывающихся за электроэнергию жильцов не распределяются. Долги остаются на лицевом счёте должника, и только он должен их погасить добровольно либо через суд.

    На увеличение ОДН могут влиять не должники, а ситуации, когда жильцы не передают показания электросчётчиков, передают нерегулярно, неправильно, не в период с 23 по 25 число. Если показания не передаются, по таким квартирам начисление производится по среднему или нормативу, при этом фактическое потребление электроэнергии в квартире может быть больше или меньше.

    1.В квартире никто не живёт, потребления электроэнергии нет, показания не передаются, ежемесячно начисляется норматив. Однажды собственник передал показания, либо показания снял контролёр, и выяснилось, что по факту электроэнергия не использовалась. Производится перерасчёт: начисления с этой квартиры снимаются и перераспределяются на ОДН. Т.е. у всех остальных жильцов разово возрастает ОДН.

    2.Обратная ситуация. Потребление в квартире большое, показания жильцы не передают, за индивидуальное потребление начисляется норматив, что гораздо меньше фактического электропотребления внутри квартиры. При этом общедомовой прибор учёта «сосчитал» всю электроэнергию, которая использовалась в доме. Соответственно возрастёт ОДН для всех жильцов.

    3. Жильцы многоквартирного дома передают показания в разные дни месяца с 10 по 25 число, а показания общедомового счётчика фиксируются 25 числа. Если кто-то передал данные 10 числа, то до 25 числа (тем более в зимний период, когда электропотребление в квартирах возрастает) он использует ещё очень много кВт.ч., которые в этом расчётном периоде «упадут» в ОДН. В следующем месяце они вернутся жильцу квартиры, но «скачки» ОДН в случаях, когда показания передаются неравномерно, неизбежны.

    Читайте также:
    Провод заземления: цвет в трехжильном проводе, требования к заземляющим проводникам

    То же самое происходит, когда показания передаются примерно, округляются в большую или меньшую сторону, передаются с ошибками.

    Поэтому для жителей многоквартирных домов важно одномоментно и ежемесячно в период с 23 до 25 числа фиксировать показания всех электросчётчиков в доме, и передавать их лучше не каждому жильцу отдельно, а списком на адрес электронной почты dom@sevesk.ru

    На величину ОДН могут влиять и потери электроэнергии во внутридомовой сети, а также вмешательство жильцов в работу приборов учёта. В домах, где есть управляющие компании, УК следят за состоянием электропроводки, предпринимают меры. Если УК нет, выбрана непосредственная форма управления домом, либо не выбрана вообще, привести электрохозяйство дома в порядок могут только сами собственники. Так как и сама квартира и общедомовое имущество — это их собственность, и бремя содержания, в том числе общедомового имущества, законодательством возложено на собственников. Для этого нужно объединиться, определиться с финансированием и обратиться в специализированную организацию, которая проведёт аудит, выявит возможные несанкционированные подключения, факты вмешательства в работу приборов учета и проведёт необходимые работы по устранению причин высоких ОДН.

    Но для начала лучше просто всем жильцам передавать показания электросчётчиков. Снятые одномоментно показания со всех приборов учёта электроэнергии в доме чаще всего помогают снизить расходы на оплату ОДН.

    *Изменения внесены в п.44 постановления Правительства РФ №354 (постановление Правительства РФ от 29.06.2020 N 950).

    Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

    Что стряслось?

    Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.

    С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

    Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

    Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

    Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

    Что такое общедомовые нужды?

    В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

    Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

    Как было раньше?

    До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.

    УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

    Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

    И что изменилось?

    С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

    К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ .

    Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

    Читайте также:
    Трехпозиционный переключатель: галетный, с нулевым положением, пакетные и с фиксацией

    Так что и кому разъяснил Минстрой?

    По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

    Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

    Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

    Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

    Считать нужно так:

    1. Снять показания общедомовых счетчиков.
    2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
    3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
    4. Сравнить разницу с нормативом.
    5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
    6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

    Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

    Где брать эти нормативы?

    Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

    Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года.

    Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

    В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

    Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

    Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

    А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?

    Обратитесь в управляющую компанию. Она может выступить с инициативой о пересчете нормативов. УК , ТСЖ и жилищные кооперативы имеют такое право по закону.

    Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

    Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

    Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

    Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

    Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

    Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

    А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?

    Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

    Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

    Читайте также:
    Генератор постоянного тока: из чего состоит, типы, схема и назначение

    Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

    Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

    Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход — за счет УК ?

    Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

    Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

    Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

    Азбука потребителя: Изучаем услуги ЖКХ. Порядок учета коммунальных услуг на общедомовые нужды

    Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

    Собственники жилых помещений и помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких помещений коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии , и их ввод в эксплуатацию до 1 июля 2012 года (ст. 13 № 261-ФЗ).

    С 1 января 2015г. утрачивают силу Правила № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в связи с чем, при обращении потребителей по вопросам предоставления коммунальных услуг (в том числе на общедомовые нужды) необходимо руководствоваться ПП РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).

    Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом отдельно должен вносить плату за коммунальные услуги (включается в состав коммунальных услуг), потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (п. 40 Правил № 354).

    Основные понятия :

    Коллективный (общедомовой) прибор учета (далее-ОДПУ) средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

    Норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды – норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

    Распределитель – устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в котором установлены распределители.*

    *Комментарий. Распределитель учитывает потребление тепловой энергии в целях определения затрат на отопление в зависимости от фактического потребления. Распределители устанавливаются во всех комнатах, где есть отопление и на все радиаторы. В процессе использования, распределитель производит измерение температуры поверхности отопительного радиатора и температуры окружающего пространства квартиры. В зависимости от теплоотдачи определяется показатель потребления каждым радиатором, установленным в конкретном жилом помещении, что позволяет регулировать комнатную температуру при необходимости и поддерживать потребление тепла в разумных пределах. Показания являются основанием для распределения теплопотребления и применяются в расчетах при последующей корректировке за коммунальную услугу.

    Исполнитель при оказании коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды обязан:

    – осуществить установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку ОДПУ в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением;

    – ежемесячно снимать показания ОДПУ в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний ОДПУ;

    Читайте также:
    Обозначение розетки на схеме по ГОСТ: блок выключателей, стандартные изображения

    – обеспечивать сохранность информации о показаниях ОДПУ в течение не менее 3 лет .

    Порядок расчета коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (далее-ОДН)

    Если ОДПУ установлены, сумма начислений рассчитывается за фактическое потребление коммунальных услуг, если ОДПУ нетпо нормативам потребления (руководствуясь Правилами № 306).

    Расчет платы за общедомовое потребление коммунальных услуг проводится пропорционально площади занимаемого помещения . Отсюда, чем больше площадь жилого помещения потребителя, тем больше доля потребителя в общем имуществе дома, и соответственно, больше начислений за общедомовое потребление. Если в многоквартирном доме площадь жилых помещений является одинаковой, то сумма за потребление коммунальной услуги на ОДН для всех потребителей должна быть одинаковой.

    Вид коммунальной услуги

    Расчет коммунальной услуги при наличии ОДПУ

    Отопление

    Особенности предоставления коммунальной услуги по отоплению на ОДН

    1. В платежных документах, выставляемых потребителю на оплату коммунальных услуг, отопление указывается отдельной строкой в виде одной единой суммы, включающей в себя как индивидуальное, так и общедомовое потребление. С 01.06.2013г. общедомовые нужды по отоплению отдельно от индивидуального потребления не рассчитываются.

    2. Показания индивидуальных приборов учета по отоплению не учитываются , если хотя бы в одной квартире нет индивидуального счетчика и в доме установлен ОДПУ.

    3. Условия, влияющие на порядок расчета и размер платы за коммунальную услугу:

    1. если не во всех жилых и нежилых помещениях дома есть индивидуальные приборы учета, то определяется по формуле 3 Правил №354 ;

    2. если во всех жилых и нежилых помещениях дома есть индивидуальные приборы учета, то определяется по формуле 3.1 Правил №354 .

    Если жилые помещения (более 50% от всей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме) оборудованы распределителями, то размер платы за услугу подлежит 1 раз в год корректировке по формуле 6 Правил №354 . При отсутствии распределителей в указанных пропорциях корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению не проводится .

    4. Если объем коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению для нужд отопления, зафиксированный ОДПУ меньше индивидуального суммарного объема потребления во всех помещениях дома, то такая разница распределяется между потребителями коммунальной услуги пропорционально размеру общей площади принадлежащего им помещения (например, наступление таких случаев возможно, при экономии ресурса в квартирах не оборудованных ИПУ (где фактическое потребление меньше норматива), либо при неправильной или несвоевременной передачи показаний по ИПУ собственниками дома).

    Холодное водоснабжение

    Расчет объема потребления холодной воды

    Определяется по формуле 11 Правил №354

    Рассмотрим пример расчета, исходя из общей площади квартиры потребителя – 31 кв. м:

    Объем по ОДПУ – 236,79 куб.м

    Объем в квартирах не оборудованных ИПУ – 175,36 куб.м

    Объем в квартирах оснащенных ИПУ – 10 куб.м

    Объем в нежилых помещениях – 0 куб.м

    Тариф за единицу объема – 20,38 руб./куб.м

    Площадь жилых и нежилых помещений в доме – 1501,99 м 2

    Площадь помещений общего имущества –165,2 м 2

    Численность жителей, проживающих в доме – 96

    (236,79 – 175,36 – 10) * 31/1501,99 = 1,06 куб. м

    Расчет платы за холодную воду

    Рассчитывается по формуле 10 Правил №354 :

    1,06 куб.м*20,38 руб./куб. м = 18,78 руб.

    Ограничения по порядку оплаты

    Объем потребления по ХВС не может превышать объема потребления на ОДН, рассчитанного по нормативу (с 01.06.2013г.).

    Рассмотрим пример расчета:

    Для определения норматива вычисляем отношение К/Sои = 96/165,2 =0,58

    Согласно п. 10 П РЭК №131-ПК норматив потребления по ХВС = 0,054 куб. м

    Объем потребления определяется по формуле 15 Правил №354 :

    (0,054*165,2)* 31/1501,99 = 0,18 куб. м

    Расчет платы по нормативу:

    0,18 куб.м *20,38руб./куб.м = 3,67 руб.

    Таким образом, к оплате по услуге потребителю должна быть предъявлена сумма 3,67 руб., а не 18,78 руб., поскольку расчет платы по ОДПУ превышает расчет по нормативу (исключения см. ниже).

    Внимание! Если объем коммунальной услуги по ХВС по показаниям ОДПУ меньше индивидуального суммарного объема потребления во всех помещениях дома, то такая разница распределяется между потребителями коммунальной услуги пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в принадлежащих им помещениях .

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: