Температура фреона в кондиционере, его типы и выбор хладагента

Фреоны для кондиционеров: виды и особенности

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что такое фреон и каковы его свойства
  • Виды фреонов, применяемые в кондиционерах
  • Сколько фреона в кондиционере
  • Как часто кондиционер требует дозаправки

Если вы являетесь обладателем кондиционера или мечтаете о его покупке, то данная статья будет очень для вас полезной, поскольку в ней будут рассмотрены следующие вопросы: что такое фреон, какие его виды существуют, каким образом он применяется в кондиционерах.

Что такое фреон и каковы его свойства

Фреоны или хладоны — это углеводороды, которые активно используют в разных отраслях производства. В основном они используются при изготовлении холодильных установок (холодильники, кондиционеры, морозильные шкафы). В течение длительного времени само слово «фреон» подразумевало под собой абсолютно любые хладагенты, на самом же деле «Freon®» — это название конкретного запатентованного углеводорода, права на который принадлежат известной компании американской DuPont. В СССР хладагенты называли одним словом — хладоны.

Всего на сегодняшний день насчитывается около 50 видом хладонов с конкретными свойствами и областями применения. Данная статья будет рассматривать те из них, которые применяются в работе кондиционеров. Сначала выясним, какие у них свойства.

Физические свойства

Самое главное свойство фреонов, благодаря которому есть возможность их использования в производстве холодильных установок — способность поглощать и выделять тепло из окружающей среды. Фреоны представляют собой, как правило, газы или жидкости без цвета и запаха. Характеризуются хорошей растворимостью в неполярных органических растворителях, почти не растворяются в воде.

Химические свойства

Фреоны — инертные химические вещества, поэтому они не горючи и не взрывоопасны. Но если нагреть некоторые их виды до 250⁰С, то будет выделяться ядовитый газ фосген COCl2.

Как влияет фреон на озоновый слой

Те фреоны, которые содержат в своем составе хлор и бром крайне вредны для озонового слоя Земли. Кроме того, фреоны благоприятствуют развитию парникового эффекта на нашей планете. Такие негативные результаты производства и использования этих веществ привели 1987 году к запрету Монреальским протоколом производство «вредных» фреонов, а их производителей потребовали переходить к менее вредным производствам. В США и Европе фреон R-22 стал запрещенным в 2010 году, в России — с 2015 года.

Сейчас наблюдается тенденция к полному переходу на безвредное для природы производство фреонов, например, таких как R410a и R32a.

Виды фреонов, применяемые в кондиционерах

Если нужно заправить или дозаправить кондиционер, то можно выбрать один из нескольких видов фреонов:

  1. Фреон R22 (хладон 22). Этот хладагент применяется в тех системах, где требуется охлаждение до очень низких температур, например, в холодильниках промышленного и бытового назначения, автомобильных и морских холодильниках, бытовых и производственных кондиционеров. В случае возникновения протекания данного фреона, будет наблюдаться постепенное испарение. Достоинством данного хладона является сравнительно низкая стоимость охлаждающей установки и комплектующих. Фреон R22 может быть использован как для частичной, так и для полной заправки кондиционера. У данного вещества есть и отрицательная сторона – это вред, который он наносит окружающей среде, поэтому его использование не поощряется экологами.
  2. Фреон R410A не содержит хлор, а поэтому безопасен для озонового слоя Земли. Этот фреон – новое поколение, если сравнить его с тем, что был рассмотрен выше. Данный тип фреонов быстро получил признание и активно сейчас используется для заправки холодильного оборудования бытового и промышленного предназначения, разных кондиционеров. Фреон 410 включает две разных составляющих. Если утечка составляет 40% и более, то нужно систему полностью перезаправить. В случае дозаправки кондиционера с такой значительной утечкой, техника будет работать не стабильно, что приведет к изменению взаимодействий компонентов фреона друг к другу.
  3. Фреон R-407С включает в себя три типа фреонов, у каждого из них свои функции: R32 – обеспечивает хорошую производительность всей системы, R125 — гарантирует пожарную безопасность работы, R134а – ответственен за общее давление в рабочем контуре. В случае возникновения утечки фреона из кондиционера, необходимо заправить его заново, это необходимо, поскольку фреоны улетучиваются неравномерно, а значит, нарушается их баланс.
  4. Фреон 134А представляет собой бесцветный газ, им заменяют R12. Он не токсичен, не воспламеняется при температурах его эксплуатации. Однако, при нарушении герметичности системы, при попадании воздуха, могут образовываться горючие смеси. Нельзя смешивать фреоны R134а и R12, так как это приводит к образованию азеотропной смеси с массовыми долями компонентов 50х50% и высоким давлением. Насыщенный пар этого хладагента имеет большее давление, чем у R12 — 1,16 и 1,08 МПа соответственно, при 45°С. Воздействие пламени приводит к разложению R134а, в результате которого образуются такие опасные для человека соединения, как фторводород. Температура нагнетания фреона R134а невысокая — в среднем на 8-10 °С ниже, чем для R12, насыщенные пары также характеризуются невысокими значениями давления.
  5. Фреон 404А. Также представляет собой смесьфреонов, похожую на санизотропную, способна сохранять высокую стабильность состава по типу r502, даже если была утечка или производилась перезаправка кондиционера. Такие свойства данного углеводорода позволяют считать его одним из самых безопасных и стабильных хладонов в плане технических характеристик. Фреон 404 не оказывает негативного воздействия на состояние озонового слоя.
Читайте также:
Пайка алюминиевых трубок кондиционера своими руками

Возгорание фреона r404a не происходит при любых температурах. В составе данного хладона каждый из фреона имеет чистоту 99,9%.

  • Фреон 32, если сравнивать его сR410A, то он на 30% менее вязкий и плотный. Меньшая плотность приводит к меньшему расходу этого фреона. Пониженное значение вязкости улучшает общую эффективность системы на 5%. Более низкие показатели плотности и вязкости положительно влияют на холодопроизводительность установки (около 4%). Сравнительно новый фреонR32 имеет меньший коэффициент потенциала глобального потепления (на 65% меньше относительно R410A), а значит, не так опасен для окружающей среды.
  • . Фреон 507А — представляет собойазеотропную смесь, которая по своим свойства практически не отличается от однокомпонентной. По сравнению с R404A, у него нет проблем с разделением компонентов. В процессе заправки фреон R507 может быть в состоянии жидкости или газа, это обеспечивает возможность дозаправки кондиционера при возникновении утечек или после проведения ремонтных работ. Систему можно наполнять как R507, так и R404A, смесь по-прежнему будет соответствовать спецификациям даже в случае значительной утечки хладагента. Практика показывает, что если заправлять систему R507, то ее функционирование будет эффективнее. В общем, смешивать хладагенты не рекомендуется, исключение — R507 и R404A, которые при одновременной заправке в кондиционер не снижают его эффективность, это объясняется их схожестью и высокой совместимостью (смесь R404A содержит R134a около 4 вес.%). Такая смесь практически не отличается от первоначального хладагента. Если вместо R404A использовать R507, то возрастет давление всасывания и нагнетания, а также холодопроизводительность на 1-3% для разных систем. Использование фреона R507 особенно эффективно при техническом обслуживании.
  • Фреон 600А – изобутан, его применяли раньше редко, поэтому и производили в небольших количествах. В наши дни оно активно используется в кондиционерах. Причиной тому служит, во-первых, изменение в технологиях его применения – теперь фреона 600 нужно заливать меньше, а значит, уменьшился предел безопасной концентрации. Во-вторых, улучшились технические характеристики бытовых холодильных приборов (БХП), если говорить конкретнее, то снизилось энергопотребление. Приведем цифры для наглядности: современный 130-литровый холодильник содержит не более 25 г хладагента R600a, но много десятилетий назад в них было до 250 г изобутана. Таким образом, R600a – очень перспективный фреон, по сравнению с любыми другими известными ныне хладагентами, в большей части по экономическим соображениям.
  • Изобутан может производить любой завод, занимающийся нефтедобычей. R600a имеет не только плюсы, но и минусы — такие, как взрывоопасность, поэтому существуют определенные ограничения при работе с ним. В июле 2002 года были утверждены новые нормативные документы, регламентирующие применение этого вещества, например, ГОСТ Р МЭК 66035-2-24-2001, в результате чего изобутан активнее используется как фреон для холодильных установок, в том числе и кондиционеров.
  • Сколько фреона в кондиционере

    К сожалению, не существует возможности абсолютно точно определить количество оставшегося фреона в системе. Однако можно выяснить, какие рабочие параметры на данный момент имеет холодильник или кондиционер. Для этого нужно обратиться к специалистам, которые имеют в своем арсенале специальное оборудование.

    Для расчета требуемого количества фреона нужно владеть информацией об определенных технических характеристиках конкретного кондиционера. Как правило, к внутренним и внешним блокам прикрепляют таблички (шильдики), на которых отражена необходимая информация: марка фреона и его «стандартное» количество. Это количество обычно включает сам кондиционер + 3…10 метров «трассы». Иначе говоря, производитель заправляет систему с учетом 3…10 метров будущей «трассы». Точные значения нужно смотреть для конкретной модели кондиционера!

    Данная таблица показывает ориентировочное «стандартное» количество фреона для бытовых сплит-систем различной холодопроизводительности.

    Теперь необходимо измерить длину «трассы». В случае, если она длиннее стандартной, на каждый дополнительный метр «трассы» нужно залить определенное количество фреона, которое можно узнать из каталогов или у производителя. В среднем на каждый метр добавляется 15-30 г. Фреона, это зависит от модели бытовой сплит-системы и ее мощности.

    Приведем конкретный пример: в кондиционере LG G07HHT содержится «стандартно» 560г фреона, который предназначается для «трассы» длиной до 7,5м. Если получилось так, что «трасса» составляет 10 м, то нужно на каждые 2,5м заливать по 50г дополнительного фреона (по 20 г на 1 м)

    Хотим обратить ваше внимание, на то, что каждая система охлаждения имеет конкретные пределы максимальной длины трассы и перепада высот между блоками. В случае несоблюдения этих норм кондиционеру или холодильнику может грозить поломка!

    Как часто кондиционер требует дозаправки

    В том случае, когда система охлаждения была установлена профессионалом, расходные материалы были качественными, а соединение трубок надежным, дозаправка еще долго не понадобится. В случае непрофессиональной установки кондиционера, зачастую фреон испаряется. В таких случаях нужно выяснить, почему это происходит и устранить неисправности. И только тогда можно заправлять кондиционер.

    На этом всё. Надеемся, что материал оказался для вас полезным.

    Читайте также:
    Кондиционеры и сплит-системы SANYO: отзывы, инструкции к пульту управления

    P.S. Получить бесплатно квалифицированную консультацию по вопросу, как установить кондиционер, а также заказать профессиональный монтаж климатического оборудования можно, связавшись со специалистами компании «Формула Климата».

    Если вам понравился материал, поделитесь им пожалуйста в социальных сетях;)

    Чем и как заправляют бытовые кондиционеры

    Современные кондиционеры состоят из нескольких важных механизмов, обеспечивающих работу на охлаждение или обогрев. Незаменимым элементом этой системы является хладагент. При его недостатке оборудование работает с перегрузками, что быстро приводит к поломкам кондиционера. Для восполнения необходимого запаса хладагента выполняется его дозаправка.

    В статье мы рассмотрим информацию о заправке комнатного кондиционера, какие фреоны используются, как часто необходимо заправлять систему кондиционирования, порядок работ.

    Оглавление:

    Виды хладагентов для заправки кондиционеров

    В современных сплит-системах в качестве хладагента используется фреон – газообразное вещество, переходящее в жидкое состояние под воздействием компрессора. Неправильный монтаж оборудования, а также различные неисправности прибора могут спровоцировать утечку фреона. В таких случаях выполняется заправка или дозаправка кондиционера.

    Какие виды хладагентов используются для заправки сплит-систем:

    • R22 – можно использовать для частичной и полной заправки системы;
    • R410A – современная версия хладагента, фреон состоит из 2-х составляющих, при утечке на 40% и более требуется полная перезаправка прибора;
    • R-407С – в составе три вида фреона, для дозаправки не используется, только для полного заполнения системы.

    Каждый вид фреона имеет определенную стоимость. Чем безопаснее состав, тем он дороже.

    Использовать ради экономии неподходящую марку фреона недопустимо. На корпусах наружного блока, а также в техпаспорте прибора есть маркировка с указанием конкретного вида фреона, рекомендованного для заправки оборудования.

    Где находится и как работает фреон в кондиционере

    Внутренний и наружный блоки сплит-системы соединяются между собой медными трубками, формирующими холодильный контур, внутри которого циркулирует фреон.

    Как работает фреон в кондиционере:

    1. Хладагент под низким давлением поступает из радиатора в компрессор.
    2. Под воздействием компрессора происходит сжатие фреона и его последующее нагревание до 75-80 градусов, после чего он попадает в конденсатор.
    3. Под воздействием испарителя, охлажденного потоком воздуха, хладагент остывает и переходит из газообразного в жидкое состояние.
    4. Из конденсатора фреон переходит в терморегулирующий вентиль. Проходя через капилляры, снижается напор газа, фреон остывает, а часть его при этом испаряется.
    5. Далее он поступает в радиатор, обдуваемым воздушным потоком, где преобразуется в газ, забирая тепло, вследствие чего происходит понижение температуры воздуха в помещении.

    Норма давления фреона

    Норма давления фреона в кондиционерах неоднозначная и зависит от температуры окружающей среды, марки хладагента и режима работы оборудования.

    К примеру, при работе на холод с температурой окружающей среды +24 0 норма рабочего давления всасывания фреона марки R410A составляет около 8 бар, рабочее давление нагнетания – 20-25 бар.

    Температура фреона

    Температура газообразного фреона при выходе из испарителя – 15-20 0 С. При сжатии он нагревается до 80-90 0 С. Далее, попадая в конденсатор, он вновь остывает и переходит в жидкое состояние. На выходе температура фреона на 10-15 0 С выше температуры наружного воздуха.

    Когда необходима заправка кондиционера

    На необходимость заправки/дозаправки кондиционера фреоном указывают некоторые признаки.

    Что указывает на недостаток хладагента в системе:

    • образование инея и льда на штуцерах и на соединениях трубок;
    • появился иней на наружном блоке;
    • кондиционер стал плохо охлаждать воздух.

    Дозаправка фреоном также необходима после демонтажа и переустановки оборудования, а также после ремонтных работ, вследствие которых могла произойти утечка хладагента.

    Заправляют ли новый кондиционер при установке

    Бытовые кондиционеры поступают в продажу уже заправленные хладагентом на заводе, поэтому после установки нового оборудования в этом нет никакой необходимости. Если монтаж выполняют мастера из сервисного центра, они могут провести проверку давления в системе, используя специальное оборудование, что также позволит определить, достаточно ли фреона в системе для нормальной работы климатического оборудования.

    Как правильно заправить кондиционер

    Заправка кондиционера происходит поэтапно с соблюдением некоторых правил. Эту работу выполняют специалисты из сервисного центра.

    Как заправляется сплит-система:

    1. Путем вакуумирования удаляется весь воздух из системы.
    2. Определяется примерный объем фреона, который необходимо закачать. Для этого используется специальный прибор.
    3. К устройству подсоединяется баллон с хладагентом и начинается заправка, контролируемая с помощью манометра.

    Сколько фреона потребуется

    В техпаспорте кондиционера указывается информация о том, какая марка фреона подходит для заправки контура, каким должно быть давление и сколько хладагента нужно закачать в систему до полной заправки.

    Если выполняется дозаправка оборудования, мастера определяют количество недостающего фреона в системе, используя специальные приборы.

    Примерное количество фреона в сплит-системе – 500-750 г (в «семерках» и «девятках»).

    Самостоятельно заправить кондиционер фреоном очень сложно и практически невозможно. Для этого необходимо специальное оборудование, соответствующий опыт и знания. Такую работу лучше доверить профессионалам из сервисного центра.

    Классификация и свойства хладагентов в системах кондиционирования и вентиляции

    Холодильный агент (хладагент)—используемая в холодильной системе рабочая среда, которая поглощает теплоту при малых значениях температуры и давления и выделяет теплоту при более высоких температуре и давлении. Этот процесс сопровождается изменением агрегатного состояния рабочей среды. (ГОСТ Р 12.2.142—99).

    Читайте также:
    Заправка кондиционера фреоном своими руками

    Способность переходить из жидкого состояния в газообразное – это свойство всех веществ, но только некоторые из них подходят для использования в качестве хладагентов.

    С развитием техники в качестве хладагентов использовались все новые и новые вещества: аммиак (NH3) – с 1874 года, диоксид серы (SO2) – с 1874 года, метилхлорид (C2H5Cl) – с 1878 года, углекислота (CO2) – с 1881 года. Эти хладагенты называют «классическими». Аммиак используется и в наши дни, в последнее время вновь набирает популярность применение в качестве хладагента углекислоты.

    Для получения более низких температур (-110°C) были задействованы новые виды хладагентов: метан (CH4), этилен (C2H4), этан (C2H6), пропан (C3H8), бутан (C4H10) и пропилен (C3H6). К недостаткам этих веществ относят то, что они огнеопасны и при взаимодействии с воздухом образуют взрывоопасную смесь. Кроме того, из-за малой молекулярной массы, оборудование для их применения в качестве хладагентов должно иметь большую массу и крупные габариты.

    В конце тридцатых годов прошлого века путем галогенизации насыщенных углеводородов хлором и фтором были синтезированы производные продукты, названные фреоны или хлорфтороуглероды, которые удовлетворяли техническим требованиям для применения в холодильных системах. Основой для получения хлорофтороуглеродов могут быть все насыщенные углеводороды (CmHxFyClz, 2m+2=n+x+y+z). Формула для определения количества возможных основных соединений выглядит так: (n+1)(n+2)/2. Например, метан создает 15 соединений, этан вместе с изомерами – 55, пропан – 332, а бутан – 1000.

    Существуют следующие критерии выбора соединений для создания хладагента: большое количество атомов фтора (такие соединения менее токсичны и проявляют слабую химическую активность по отношению к металлам); малое количество атомов водорода (чем оно меньше, тем ниже воспламеняемость).

    Далеко не все соединения галогенов и углерода (без водорода) горючи, но при взаимодействии с воздухом они образуют ядовитый газ фосген.

    Ранее во многих холодильных системах использовался только хладагент ХФУ R12. В 1974 году учеными было установлено, что хлорфторуглероды разрушают озоновый слой Земли. Их использование было запрещено и им потребовалось найти замену.

    Различают следующие типы хладагентов:

    1. Предельные углеводороды и их галогенные производные

    Они обозначаются буквой R с тремя цифрами после нее, т. е. R c d u, где:

    • с (сотни)—число атомов углерода, уменьшенное на единицу;
    • d (десятки)—число атомов водорода, увеличенное на единицу;
    • u (единицы)—число атомов фтора.
      В химической формуле соединения сумма атомов водорода, фтора и хлора равна 4 для производных метана, 6—для производных этана, 8—для производных пропана и т.д.

    2. Непредельные углеводороды и их галогенные производные

    Способ цифрового обозначения тот же самый, что и в предыдущем случае, но слева после буквы добавляется 1 для обозначения тысяч.

    3. Циклические углеводороды и их производные

    Для хладагентов на основе циклических углеводородов и их производных после буквы R перед цифровым индексом вставляется буква С (например, RC318).

    4. Органические соединения

    Им присвоена серия 600, а номер каждого хладагента внутри этой серии назначается произвольно (например R600 – бутан).

    5. Неорганические соединения

    Им присвоена серия 700, а идентификационный номер хладагентов, принадлежащих к этой серии, определяется как сумма числа 700 и молекулярной массы каждого хладагента. Например, для аммиака, химическая формула которого NH3, имеем lxl4(N)+3xl(H3)+700= =717, таким образом, он обозначается как R717. К данной группе относятся также вода (R718), углекислота (R744) и другие вещества.

    6. Неазеотропные смеси

    Неазеатропные смеси – вещества, жидкая и газовая фаза которых в состоянии термодинамического равновесия имеют разный состав. Иными словами, при одном и том же давлении кипения, температура кипения имеет разные значения. Этим хладагентам присвоена серия 400 с произвольным номером для каждого хладагента внутри этой серии.

    7. Азеотропные смеси

    В отличие от неазеотропных, состав газовой и жидкой фаз этих веществ одинаков, то есть они ведут себя как моновещество. Им присвоена серия 500 с произвольным номером каждого хладагента внутри серии.

    Согласно ГОСТ Р 12.2.142—99 «Системы холодильные холодопроизводительностью свыше 3 кВт», хладагенты разделяются на следующие группы: невоспламеняющиеся нетоксичные холодильные агенты; токсичные и вызывающие коррозию холодильные агенты, нижний предел воспламенения которых (или нижняя граница взрыва) составляет более 3,5% по объему в смеси с воздухом; холодильные агенты, нижний предел воспламенения которых (нижняя граница взрыва) ниже 3,5% по объему в смеси с воздухом.

    В данном курсе будут рассматриваться особенности монтажа оборудования, работающего на фреонах (хладагенты группы 1).

    Хлорфторуглероды (ХФУ, CFC)

    Вещества с высоким озоноразрушающим потенциалом (ОРП) запрещены к использованию Монреальским протоколом (международное соглашение о защите озонового слоя Земли). Производство ХФУ (например, R11, R12 и R114) на территории стран Европейского сообщества прекращено.

    Гидрохлорфторуглероды (ГХФУ или HCFC)

    Имеют невысокую озоноразрушающую способность и классифицируются Монреальским протоколом как переходные вещества. Их использование должно существенно сократиться в начале XXI века. Примером таких хладагентов являются R22, R123 и R124.

    Читайте также:
    Кондиционеры и сплит-системы Galatec: отзывы, инструкции к пульту управления

    Гидрофторуглероды (ГФУ или HFC)

    Вещества не содержат хлора, следовательно, имеют нулевой ОРП и не попадают под действие Монреальского протокола. К ним относятся хладагенты R125, R134a и R152a. Хладагент R134a может быть непосредственно использован вместо R12 при минимальной модернизации установки.

    Критерии выбора хладагента

    Физические свойства

    Давление кипения

    Давление кипения (абсолютное) должно составлять, по меньшей мере, 1 бар, абс..
    При таком давлении воздух и вода не проникают в систему в случае небольших протечек или при использовании в системах сальниковых компрессоров.

    Давление конденсации

    Давление конденсации должно быть минимальным, чтобы не усложнять конструкцию системы и сократить потребление энергии. Рабочее давление в системе зависит от типа хладагента и конденсатора.

    Разность давлений

    Размер двигателя компрессора зависит от разности давлений pc—po. Она должна быть как можно меньше.

    Степень сжатия

    Степень сжатия должна быть как можно меньше. С ростом степени сжатия pc/po снижается коэффициент подачи компрессора λ и, следовательно, его производительность. Поэтому следует использовать хладагент с плоской кривой упругости пара.

    Температура в конце сжатия

    Учитывая, что смазочные материалы сохраняют стабильность в ограниченном диапазоне температур, температура в конце сжатия должна быть как можно ниже. Температура зависит от хладагента, степени перегрева всасываемого пара, а также от давления конденсации в системе и компрессоре.

    Критическая температура внешней стенки трубопровода составляет от 120 до 140 °C.

    Поэтому решающим фактором является температура пластин клапана на компрессоре, которая составляет около 160 °C. При более высокой температуре масло начинает коксоваться.

    Коэффициент растворимости в воде

    Присутствие воды в системе охлаждения нежелательно. Чем выше коэффициент растворимости хладагента в воде, тем больше влаги он может поглотить, предохраняя тем самым систему от поломок.

    Учитывая способность сложноэфирных синтетических масел и полиалкиленгликолевых масел поглощать воду в большом количестве, уровень влажности в системе необходимо контролировать. Поставляемые хладагенты содержат остаточную влагу в количестве, не превышающем 20 промилле.

    Удельная теплота парообразования и плотность газа на всасывании

    Чтобы сделать вывод об охлаждающих свойствах определенного хладагента, необходимо учитывать эти две переменные. Чем большей удельной теплотой парообразования обладает хладагент, тем меньший рабочий объём цилиндров компрессора потребуется для достижения той же самой холодопроизводительности. Чтобы компрессор доставлял максимальное количество хладагента за один ход поршня, хладагент при входе в компрессор должен обладать максимально возможной плотностью.

    Смешиваемость с маслами

    Для нормальной циркуляции масла в охлаждающих системах необходима стопроцентная смешиваемость жидкого хладагента с маслом. При полной нерастворимости масла в хладагенте, как, например, в случае с аммиаком, применяют масла со специфическими свойствами или холодильные системы специальной конструкции.

    Если пропорция масла и хладагента находится в «промежутке несмешиваемости», могут возникнуть сбои в работе системы охлаждения, связанные с доставкой масла. Кривая промежутка несмешиваемости зависит от типа хладагента и смазочного масла.

    Химические свойства

    Химическая активность хладагента по отношению к смазочным и другим видам материалов недопустима при любых условиях работы системы. Сами хладагенты обладают средней химической активностью. Этот факт следует принимать в расчет при смешивании хладагента и масла.

    Физиологические свойства

    Хладагент должен иметь высокую физиологическую совместимость (нетоксичность). Для R 134a максимально допустимая концентрация (предельное значение) составляет 1000 промилле. Вдыхание его паров при малой концентрации в течение 8 часов не оказывает вредного воздействия на организм человека. Высокое содержание хладагента в воздухе может привести к удушью, т.к. снижается доля кислорода (особенно у пола, так как R 134a, как и другие фреоны, тяжелее воздуха). Могут появиться головная боль, тошнота, потеря сознания.

    Под воздействием открытого огня, ультрафиолета, при контакте с горячими или раскаленными металлическими поверхностями, хладагент распадается; продукты распада хладагента ядовиты.

    Соответствие требованиям по охране окружающей среды

    Использование, производство и утилизация хладагентов не должны оказывать отрицательного влияния на окружающую среду.

    Озоноразрушающий потенциал (ОРП, ODP)

    За последние несколько десятилетий естественная концентрация озона в стратосфере планеты снизилась, и слой, защищающий от вредного излучения Солнца, истончился. Причиной этого стали галогены (хлор, фтор и бром), которые выделяются из хлорфторуглеродов под воздействием ультрафиолета.

    На международной конференции в Монреале в 1987 году был подписан Монреальский протокол, согласно которому страны-участники договорились к концу 1995 года свернуть производство веществ, разрушающих озоновый слой.

    Поскольку некоторые хлорфторуглероды достигают высоты озонового слоя в течение 15-20 лет, истощение озонового слоя продолжится в ближайшем будущем.

    Наиболее сильное истощение озонового слоя (более 50%) наблюдается в районе полюсов земли. Над Антарктикой можно наблюдать так называемую озоновую дыру в период с сентября по ноябрь, во время антарктической весны. В северном полушарии истощение проявляется зимой и весной. В период с 1968 по 1992 снижение уровня концентрации озона над Европой достигало в среднем трех процентов за 10 лет. В последние несколько лет этот показатель поднимался до 5 процентов. Увеличение интенсивности солнечной радиации повлечет за собой рост случаев заболевания раком кожи и катарактой.

    ОРП хладагентов с самой высокой озоноразрушающей способностью, таких как R11 и R12, равен 1,0 (100%). ОРП других хладагентов оценивается в сравнении с ОРП R11.

    Читайте также:
    Настенные кондиционеры без внешнего блока

    Потенциал глобального потепления (ПГП, GWP)

    Жизнь на Земле зависит от солнечной энергии. Однако большая ее часть отражается или отдается в космическое пространство в ходе испарения. Естественные парниковые газы, такие как водяной пар и углекислый газ, препятствуют отражению тепловой энергии и сохраняют ее в атмосфере Земли. Такой эффект можно сравнить с функцией стеклянного покрытия в парнике. При отсутствии парниковых газов средняя температура на поверхности Земли составляла бы не 18°C, а -15°C. Парниковый эффект, благотворный по своей сути, усиливается с увеличением содержания парниковых газов в атмосфере (CO2, пары хладагентов, метан, используемый в сельском хозяйстве). С наступлением эпохи индустриализации содержание углекислого газа в атмосфере неуклонно растет.

    Усиление парникового эффекта стало причиной повышения средней температуры на Земле на 1-1,5 К. Глобальное потепление со временем приведет к повышению уровня мирового океана, изменению климата и погодным аномалиям.

    Потенциал глобального потепления хладагентов определяется в ПГП (единица для диоксида углерода с временным горизонтом 100 лет) или H-GWP (единица для хладагента R11 с временным горизонтом 100 лет).

    ПГП R12 равен 8500, R 134a – 1300.

    Величина потенциала глобального потепления определяется путем моделирования реакций, происходящих в атмосфере, поэтому ее значения являются приблизительными.

    Суммарный эквивалент теплового воздействия (TEWI)

    Величина суммарного эффекта теплового воздействия (прямого и косвенного) определяется не только тепловым воздействием хладагента, но и системы, в которой он используется. Также принимается в расчет тепловое воздействие, вызванное энергетическими потребностями холодильной установки, высвобождением хладагентов во время утилизации и утечек. Различают прямой парниковый эффект, вызванный хладагентами (протечки, утечки при ремонте и утилизации) и косвенный парниковый эффект (выделение CO2 при выработке электроэнергии). Недостатком при определении суммарного эффекта теплового воздействия является игнорирование теплового воздействия при производстве каждого отдельного хладагента.

    Каждый производитель хладагентов выпускает продукцию под собственным наименованием, например:

    • Du Pont de Nemour имеет торговую марку Фреон (Freon) или Сува (Suva);
    • Elf Atochem—торговую марку Форан (Fo-ran);
    • Solvay—торговую марку Кальтрон (Kal-tron);
    • Montedison—торговую марку Альгофрен (Algofrene);
    • ICI—торговую марку Клеа (Klea);
    • Daikin Kogyo—торговую марку Дайфлон (Daiflon) и т.д.
      Поэтому один и тот же хладагент может обозначаться по-разному, однако цифровой код остается постоянным вне зависимости от компании-производителя.

    Для перевозки и хранения хладагентов используется сосуды следующих типоразмеров:

    Фреон для кондиционеров

    У вас уже установлен кондиционер или вы только планируете его покупку? — Из нашей статьи вы узнаете, какие виды фреонов существуют и каким образом хладагенты применяются в бытовых сплит-системах .

    Что такое фреон? Какими свойствами он обладает?

    Фреоны (или хладоны) — углеводороды, активно применяющиеся в различных сферах производства. Главным образом, фреоны используют при изготовлении холодильных агрегатов (холодильники, системы кондиционирования, морозильные шкафы). Долгое время под фреонами подразумевали практически любые хладагенты, в то время как название «Freon®» принадлежит конкретному запатентованному углеводороду американской компании DuPont. В СССР хладагенты именовали другим словом — «хладоны».

    Специалисты насчитывают не менее 50 видов фреонов с индивидуальным набором свойств и областями применения. В нашей статье мы рассмотрим лишь те из них, которые применяются в работе кондиционеров. Сначала обсудим физические и химические свойства хладагентов.

    Физические свойства

    Главным свойством фреонов, благодаря которому возникает возможность их применения в производстве холодильных машин, является способность поглощать и выделять тепло из окружающей среды. Как правило, фреоны — это бесцветные газы или жидкости, характеризующиеся хорошей растворимостью в неполярных органических растворителях (но почти не растворяются в воде).

    Химические свойства

    Хладоны — химически инертные вещества: они не горючи и не взрывоопасны (исключение составляет фреон R32 — фреон с низкой скоростью горения, R600А взрывоопасен). Однако, если подвергнуть нагреванию до 250 °С некоторые фреоны, произойдет выделение ядовитого газа фосгена (COCl2).

    Влияние фреона на озоновый слой

    Фреоны, имеющие в своем составе бром или хлор, оказывают крайне негативное влияние на озоновый слой Земли. Исследователи также отмечают, что такие фреоны являются одним из факторов развития парникового эффекта на нашей планете. В 1987 году Монреальским протоколом производство «вредных» фреонов было запрещено, а от производителей потребовали переходить к более экобезопасным хладагентам. В Евросоюзе и США фреон R-22 оказался под запретом в 2010 году, а в РФ — с 2015 года.
    В настоящее время прослеживается тренд полного перехода на производство менее вредных для окружающей среды фреонов — таких как R32.

    Хладагенты, использующиеся в кондиционерах

    Для заправки (дозаправки) кондиционера рекомендуется выбирать один из этих типов фреонов:

    1. Фреон R22. Данный хладагент широко применяют, если требуется охлаждение до крайне низких температур, например, в холодильниках бытового и промышленного назначения, автомобильных и морских рефрижераторах, промышленных кондиционерах. В случае возникновения протекания фреона R22 он постепенно испаряется. К достоинствам хладагента R22 можно отнести сравнительно низкую стоимость охлаждающей установки и комплектующих. Данный фреон может использоваться как для частичной, так и для полной заправки климатического оборудования. Значительным минусом хладона R22 является вред, наносимый окружающей среде.

    Читайте также:
    Схема подключения кондиционера к электросети своими руками

    2. Фреон R410A не содержит в своем составе хлор, благодаря чему его можно считать безвредным для озонового слоя. Данный фреон относится к новому поколению по сравнению с рассмотренным выше R22. Хладагент R410А приобрел большую популярность и в настоящее время активно применяется для заправки холодильного оборудования бытового и промышленного назначения. Фреон R410А является двухкомпонентным. Если утечка составит более 40%, систему придется заправить заново. Если дозаправлять кондиционер с такой значительной утечкой хладагента R410А, оборудование может работать нестабильно, поскольку процентное соотношение компонентов изменится.

    3. Фреон R-407С включает три хладагента, каждый из которых выполняет собственные функции: R32 — обеспечивает оптимальную производительность системы, R125 — отвечает за пожарную безопасность работы, R134A ответственен за общее давление в рабочем контуре. В случае возникновения утечки фреона из кондиционера заправку придется выполнить с нуля. Такая необходимость возникает из-за того, что фреоны испаряются неравномерно, что приводит к нарушению их баланса в системе.

    4. Фреон R134А — бесцветный нетоксичный газ, которым заменяют R12. При температурах эксплуатации R134А не воспламеняется. Следует обратить внимание на то, что при нарушении герметичности системы и попадании в нее воздуха могут образовываться горючие смеси. Фреоны R134A и R12 смешивать запрещается, поскольку это приводит к образованию азеотропной смеси с массовыми долями компонентов 50/50% и высоким давлением. Насыщенный пар фреона R134А имеет большее давление, чем R12 — 1,16 и 1,08 МПа соответственно (при 45° С). Воздействие пламени приводит к разложению R134A, вследствие чего образуются такие опасные для человека соединения, как фторводород. Температура нагнетания фреона R134A невысока — примерно на 8-10 °С ниже, чем для R12. Насыщенные пары хладагента характеризуются невысокими значениями давления.

    5. Фреон R404А. Являет собой смесь фреонов, похожую на анизотропную: она способна сохранять высокую стабильность состава по типу R502, даже если произошла утечка или была произведена перезаправка кондиционера. Такие свойства хладагента R404А делают его одним из самых безопасных и стабильных фреонов. Кроме того, фреон R404А оказывает минимальное воздействие на озоновый слой. R404А не подвержен возгоранию при любых температурах. Каждый компонент данного хладагента имеет чистоту 99,9%.

    6. Фреон R32. В сравнении с R410A, этот хладагент на 30% менее вязкий и плотный. Следствие низкой плотности — меньший расход и экономия средств. Сниженное значение вязкости повышает общую эффективность системы на 5%. Отметим, что более низкие показатели плотности и вязкости также положительно влияют на холодопроизводительность оборудования (около 4%). Фреон R32 оказывает минимальное воздействие на окружающую среду: коэффициент потенциала глобального потепления на 65% меньше, чем у R410A.

    7. Фреон R507А. Представляет собой азеотропную смесь, по своим свойствам практически не отличающуюся от однокомпонентной. В отличие от хладагента R404A, компоненты R507А могут быть легко отделены друг от друга. В процессе заправки данный фреон может находиться в состоянии жидкости или газа, что позволяет производить дозаправку кондиционера при обнаружении утечек или после проведения ремонтных работ. Допускается наполнение системы как хладагентом R507А, так и R404A — смесь по-прежнему будет соответствовать спецификациям даже в случае значительной утечки.

    8. Фреон R600А. Изобутан. Ранее его применяли нечасто, поэтому производство велось в небольших количествах. Сегодня R600А активно используется в кондиционерах. В современных условиях снижен объем заправки данного хладагента и, следовательно, уменьшился предел безопасной концентрации. Кроме того, снизилось энергопотребление бытовых холодильных приборов. Приведем пример для более наглядной иллюстрации: современный 130-литровый холодильник содержит не более 25 грамм хладагента R600А, тогда как несколько десятилетий назад в одном агрегате могло циркулировать до 250 грамм изобутана. Таким образом, в современном мире R600А – очень перспективный хладагент. Особенно очевидна его экономическая выгода. Изобутан может производить любой завод, специализирующийся на нефтедобыче. Хладагент R600А, помимо плюсов, имеет также и минусы — например, взрывоопасность. Поэтому нормативные документы накладывают определенные ограничения при работе с ним.

    Сколько фреона в кондиционере?

    К сожалению, возможность с абсолютной точностью измерить количество оставшегося хладагента в системе отсутствует. Вместе с тем, всегда можно определить, какие рабочие параметры на данный момент имеет кондиционер. Для этого рекомендуем обратиться к специалистам, обладающим специальными знаниями и оборудованием.
    Для расчета требуемого количества фреона нужно владеть информацией об определенных технических характеристиках конкретной сплит-системы. Обычно к наружным и внутренним блокам кондиционера прикрепляются таблички, на которых отражена необходимая информация: марка фреона, его «стандартное» количество. Указанного количества обычно хватает на сам кондиционер, а также 3-10 метров трассы. Однако, за точными значениями необходимо обратиться к технической документации для конкретной модели кондиционера.
    В данной таблице показано примерное «стандартное» количество фреона для бытовых сплит-систем разной холодопроизводительности.

    Как подобрать фреон для кондиционера

    Если вы планируете покупку кондиционера, то должны понимать, что такое фреон. Фреон, он же
    холодильный агент или просто хладагент — один из важнейших компонентов системы
    кондиционирования.

    Читайте также:
    Кондиционеры Midea: обзоры, отзывы, наружный и внутренний блоки

    Без фреона невозможна работа аппарата, и если компрессор — это сердце
    кондиционера, то фреон — кровь. В этой статье мы расскажем историю появления холодильного
    агента, а также вы узнаете о наиболее популярных разновидностях фреона.

    История применения фреона

    В начале 20-го века талантливый изобретатель Уиллис Кэрриер создал первый в мире
    кондиционер, который был разработан специально для одной из крупнейших типографий города
    Нью-Йорка.

    Вскоре талантливый инженер создал свою компанию по изготовлению кондиционеров. Она была
    вполне успешной из-за отсутствия конкурентов. Но у аппаратов Кэрриера был один существенный
    недостаток — испарения хладагента. Ведь в качестве фреона по началу использовался аммиак,
    что плохо влияло на работников типографий и фабрик, где часто устанавливались кондиционеры
    Кэрриера.

    Спустя некоторое время на рынке появился и другой крупный игрок — General Electric. Инженеры
    этой компании смогли сделать первый в мире аппарат с выносным компрессором, благодаря
    чему удалось существенно снизить количество испарений в помещениях, где использовался
    кондиционер.

    Вместе с этим, специалисты из General Electric начали разработку безопасного холодильного
    агента, который должен был прийти на смену токсичному аммиаку. Так появился фреон. Сейчас
    это слово нарицательное, мы называем фреоном любой холодильный агент. Но на деле этот
    термин был придуман в конце 20-х годов прошлого века и зарегистрирован как торговая марка.

    После изобретения безопасного хладагента покупатели перестали бояться кондиционеров и
    холодильников. Спрос на кондиционеры был настолько велик, что General Electric превратились в
    ведущую компанию, обогнав Кэрриера и его партнеров. В середине 30-х годов уже существовало
    около десяти разновидностей фреонов для кондиционеров, каждый изобретатель пытался
    улучшить формулу.

    В те времена ключевым фактором являлось здоровье человека. Если хладагент был безопасен для
    покупателя, значит дела компаний-производителей шли в гору.

    И лишь спустя десятилетия был обнаружен существенный недостаток классических формул —
    холодильные агенты были безвредны для людей, но за годы применения начали разрушать
    озоновый слой. И тогда перед инженерами встала новая задача: создать экологически
    безопасный фреон, чтобы не ухудшить положение и не потерять репутацию.

    Конечно, они справились с этой задачей. И теперь у нас есть возможность использовать
    кондиционеры и холодильники без вреда для людей и природы.

    Виды холодильного агента

    Мы расскажем о трех разновидностях фреона, которые применяются повсеместно. Вы узнаете об
    их основных характеристиках и сможете сделать выводы.

    Фреон марки R22 чаще всего используется в кондиционерах. Это один их старейших холодильных
    агентов на рынке. Он химически и термически стабилен, что крайне важно для систем
    кондиционирования. Также этим хладагентом можно без проблем дозаправить кондиционер,
    если произошла утечка.

    Однако, у марки R22 есть один существенный недостаток — негативное воздействие на экологию.
    Эта разновидность фреона уничтожает озоновый слой, поэтому его запретили в США и Европе. В
    России формального запрета нет, но поскольку большинство производителей импортируют свои
    кондиционеры по всему миру, они по умолчанию производят аппараты с другим фреонов. Но, на
    рынке все еще можно встретить аппараты, работающие на R22.

    R407C

    Это основная замена R22, более экологичный вариант. Его можно использовать в аппаратах,
    рассчитанных на работу с R22. Он отлично справляется со своей задачей, но имеет ряд
    недостатков.

    У него высокое рабочее давление, из-за чего создаётся дополнительная нагрузка на
    компоненты кондиционера. Приходится изготавливать их из более дорогих материалов, что
    влияет на конечную стоимость аппарата. Также кондиционеры с R407C невозможно дозаправить
    при протечке. Нужно удалять весь фреон в кондиционере и заправлять заново.

    R410A

    Фреон типа R410A — самый безопасный на сегодняшний день. Здесь, в отличие от предыдущего
    хладагента, возможна дозаправка. R410A отлично справляется со своей задачей в кондиционерах
    любого класса, поскольку не оказывает существенной нагрузки на систему кондиционирования.
    На данный момент это самый перспективный вид фреона на рынке.

    Итоги

    Хладагент в кондиционере играет одну из ключевых ролей. Без него невозможно охлаждение или
    нагрев воздуха. Поэтому важно правильно подобрать хладагент для своего кондиционера. Нельзя
    однозначно ответить, какой фреон самый лучший. У каждой разновидности есть свои достоинства
    и недостатки. Проконсультируйтесь со специалистом, чтобы понять, какой хладагент подходит для
    вашего аппарата.

    Какой хладагент используется в кондиционерах: от древних к инновационным

    Обновлено: 13 марта 2021.

    Вы этой публикации мы рассмотрим вопрос, какой хладагент используется в кондиционерах. Пройдемся от самых старых, до инновационных. Расскажем о тех, которые будут применять в перспективе. Мы опишем все фреоны, под которые выпускали и выпускают кондиционеры.

    R-12 (Дифтордихлорметан, CFC-12)

    Фреон-12 начали применять с 1935 года. Он использовался в холодильниках, обычных кондиционерах разных типов, автомобильных кондиционерах. Имеет высокий потенциал разрушения озонового слоя. Потенциал глобального потепления CFC-12 равен 2400.

    В результате подписания Монреальского протокола в 1987 году, дифтордихлорметан начали выводить из обращения. Сейчас запрещено его использование в новом климатическом оборудовании. Но некоторые кондиционеры до сих пор работают на нем. На данный момент разработано много аналогов хладона R12.

    Читайте также:
    Выбираем фирму для покупки кондиционера по рейтингу и отзывам

    Хладагент R12 до сих пор производится в Китае, Мексике, Аргентине, странах третьего мира. В основном экспортируется нелегально, ввозится контрабандой. Из-за хорошей холодопроизводительности и высокой стоимости ретрофита оборудования на CFC-12, пользуется спросом.

    R-22 (Дифторхлорметан, HCFC-22)

    Этот хладагент был разработан как альтернатива R12, но не является его полноценной заменой. Применялся в новых кондиционерах, так как ретрофит с CFC-12 на HCFC-22 подразумевает полную смену оборудования.

    Фреон R22 имеет низкий потенциал разрушения озонового слоя, но высокий ПГП, 0,05 и 1810 соответственно. Производство и применение хладагента регулируется Монреальским протоколом, приложениями к нему и политикой отдельных стран:

    • В США с 2020 года использование R22 и других ГХФУ сокращено на 99,5%;
    • Страны Евросоюза отказались от использования R-22 в любом виде с 2015 года;
    • Российская Федерация полностью отказывается от HCFC к 2030 году.

    В большинстве развитых стран производство, импорт и ретрофит хладагента R22 подлежит лицензированию. Несмотря на большое количество заменителей HCFC-22, остается высоким уровень контрабанды.

    R-422d

    Фреон R422d был разработан как drop-in замена R22. Этот газ – полноценная замена запрещенному хладагенту. Имеет на 50% больший ПГП (GWP). Потенциал разрушения озонового слоя равен 0. В состав хладагента входят:

    1. R-125 – 65,1%;
    2. R-134a – 31,5%;
    3. R-600a – 3,4%.

    Смесь газов R422d совместима с минеральными, алкилбензольными и полиолэфирными маслами. Для замены R22 не нужна доработка оборудования (кроме замены фильтра-осушителя). Хладагент редко применяется для заправки новых кондиционеров, его используют для замены HCFC-22 в старой технике.

    Сейчас применение R422d не ограничено, так как он имеет нулевой ОРП (ODP). Но в перспективе эта смесь может быть запрещена из-за высокого влияния на глобальное потепление.

    Небольшие баллоны хладагента R422d для дозаправки бытовых кондиционеров.

    R-290 (Пропан)

    Один из наиболее перспективных хладагентов. Имеет показатели GWP и ODP равные 3 и 0 соответственно. Единственный недостаток – высокая пожароопасность. Применяется как фреон в:

    • Бытовых холодильниках;
    • Коммерческих и промышленных холодильных и морозильных установках;
    • Кондиционерах большой производительности.

    Газ R290 имеет хорошие перспективы для применения в бытовых кондиционерах. Он не токсичен, химически стабилен. Вероятность возгорания у него не выше, чем у изобутана (R600a). Серьезно рассматривается многими организациями как замена хладагентам с высокими потенциалами воздействия на озоновый слой и глобальное потепление.

    R-404a

    Хладагент был разработан как альтернатива фреону R-22. Имеет схожие показатели, им можно заменить HCFC-22 с небольшой доработкой оборудования. Известен под торговыми марками:

    • SUVA HP62;
    • FX70;
    • Genetron 404a;
    • Forane 404a;
    • Solkane 404a.

    R404a является смесью трех хладагентов. Из-за этого при утечке его нельзя дозаправить, нужно полностью удалять остатки фреона и заправлять систему. Из-за этого он не стал популярным. В состав R-404a входят:

    1. R-125 – 44%;
    2. R-134a – 4%;
    3. R-143a – 52%.

    Из-за своих характеристик смесь газов чаще используется в холодильном оборудовании. На рынке мало моделей климатической техники, работающей на R-404a. Из-за высокого влияния на потепление Земли, его применение сокращается.

    Стандартный баллон хладагента R404a с упаковкой китайского производства.

    R-407c

    Фреон R407c разработан как заменитель R22 для ретрофита старых систем и применения в новом оборудовании. Совместим только с полиолэфирными (POE) маслами. Поэтому при переходе с HCFC-22 нужна замена масла. Хладон известен под торговыми марками:

    • Klea 66;
    • SUVA 9000;
    • Genetron 407c;
    • Forane 407c;
    • Solkane 407c.

    R-407c состоит из газов R-32, R-125 и R-134a в пропорциях 23/25/52. В основном применяется для ретрофита, реже – в новом оборудовании. Имеет потенциал глобального потепления на 2,2% ниже, чем у R22. Но его влияние на озоновый слой равно 0. Используется как хладагент в:

    • Бытовых кондиционерах;
    • Чиллерах;
    • Коммерческих и промышленных кондиционерах;
    • Тепловых насосах.

    Один из первых хладагентов, разработанных для замены R22. Имеет более высокий ПГП (3900), но ОРП равный 0. Состоит на 45% из R125 и 55% из R143.на рынок было выпущено небольшое количество бытовых и коммерческих кондиционеров на R507. Известен под торговыми марками:

    • SUVA 507;
    • AZ 50;
    • Forane 507;
    • Solkane

    R-134a (Тетрафторэтан, HFC-134a)

    Этот хладагент вытеснил большинство аналогов R12 и R22. Он однокомпонентный, поэтому при утечке его можно дозаправить, а не менять полностью. У него нулевой потенциал разрушения озонового слоя, а ПГП равен 1430. Это на 40% меньше чем у CFC-12 и на 21% меньше чем у HCFC-22. Тетрафторэтан выпускают под торговыми марками:

    • FORANE® 134a;
    • HFC-134a;
    • SUVA-134a;
    • Genetron-134a;
    • Dymel-134a;
    • Solkane-134a;
    • Halocarbon-134a.

    Хладагент R-134a подпадает под положения поправок к Монреальскому протоколу. Во многих странах своя собственная политика относительно его использования. Одни ограничивают его применение, другие отказываются совсем. В некоторых государствах есть ограничения на использование фреона R134a в климатической технике определенной мощности.

    R134a называют автомобильным хладагентом. Он используется в автокондиционерах вместо R12. Тетрафторэтан не горючий и не токсичный. Благодаря характеристикам HFC-134a, его широко применяют в:

    • Бытовых холодильниках;
    • Чиллерах;
    • Кондиционерах;
    • Тепловых насосах.

    Начиная с 2021 года в большинстве стран запрещено производить или импортировать оборудование на R134a. Но старая техника может на нем работать. Поэтому производство и импорт фреона допускается.

    Читайте также:
    Встроенная система кондиционирования воздуха в квартире

    Баллоны хладагента R134a китайского бренда Ice Loong.

    R-1234yf (Тетрафторпропен, HFO-1234yf)

    Фреон R-1234yf – один из лучших аналогов R-134a. Им заправляют автомобильные кондиционеры, устанавливаемые на моделях, выпускаемых после 2015 года. Но есть исключения – в некоторых странах производят автомобили с R-134a до сих пор.

    По своим характеристикам и холодопроизводительности тетрафторпропен аналогичен тетрафторэтану. У них одинаковый ОРП (ODP), равный 0. Но его ПГП (GWP) в 360 раз ниже и составляет 4 единицы.

    Сейчас R1234yf стоит дороже R134a из-за низкого спроса на него. Поэтому многие заправляют HFC-134a вместо HFO-1234yf. Иногда автокондиционеры адаптируют под старый хладагент, в некоторых случаях ничего не меняют. Как это отразится на работе оборудования – неизвестно.

    В перспективе, цена на фреон R-1234yf будет снижаться. Он станет более доступным и вытеснит хладон R134a. его будут применять в:

    • Бытовых и промышленных кондиционерах;
    • Холодильном оборудовании;
    • Чиллерах;
    • Автомобильных кондиционерах.

    Небольшие баллончики хладагента R1234yf для заправки автомобильных кондиционеров.

    R-410a

    Хладагент R410a – смесь газов R32 и R125 в соотношении 50%/50%. Он наиболее широко применяется как заменитель R22 благодаря лучшему COP и холодопроизводительности. Этот фреон плохо подходит для ретрофита, его используют в новых кондиционерах. Хладон R410a производят под торговыми марками:

    • SUVA 9100;
    • AZ 20;
    • Forane 410a;
    • Solkane

    На данный момент хладагент R-410a – наиболее широко распространенный аналог R22. Он не разрушает озоновый слой, но его потенциал глобального потепления на 15% выше и равен 2080. Поэтому многие производители кондиционеров переходят на более современные хладагенты.

    R-32 (HFC-32)

    Хладагент R32 известен давно. Ранее его использовали как компонент смешанных фреонов, таких как: R407c, R410a, R438a. Его озоноразрушающий потенциал равен 0. Потенциал глобального потепления составляет 675, что почти в 3 раза ниже, чем у R22. Также он обеспечивает до 10% экономии электроэнергии.

    Daikin – первая компания, которая решила использовать HFC-32 в чистом виде. Сейчас они производят тепловые насосы и кондиционеры, работающие на нем. У Daikin есть отдельна линейка техники, которую можно заправлять как R410a, так и R32. Но энергоэффективность, ПГП и другие характеристики хладона R-410a немного хуже.

    Баллон в упаковке хладагента R32 Daikin.

    R-600a (Изобутан)

    Этот хладагент чаще всего используют в бытовых холодильниках. Но R600a также применяется в бытовых кондиционерах. Из-за своей горючести он мало распространен. В некоторых странах (например, США) запрещено его использование в бытовой технике.

    Из-за отказа от R134a, R600a будут чаще использовать. Характеристики изобутана несколько хуже, но он имеет ряд преимуществ:

    1. ПГП равен 3 (в 475 раз меньше);
    2. Низкая стоимость;
    3. Высокая энергоэффективность;
    4. При производстве R600a нет вредных выбросов.

    Сравнение ПГП (GWP) фреонов

    После 2020 года потенциал разрушения озонового слоя не играет большой роли при выборе модели кондиционера. Сейчас не производят оборудование с высоким ОРП. Стоит обращать внимание на потенциал глобального потепления.

    Чем выше ПГП хладагента, тем больше вероятность что он будет запрещен. Периодически к Монреальскому протоколу принимают поправки. Они регулирую производство, импорт и использование хладагентов. Соответственно, хладоны с высоким GWP будут дорожать.

    Ниже приводим диаграмму потенциала глобального потепления фреонов, на которую вы можете ориентироваться.

    Потенциал глобального потепления хладагентов, применяемых в кондиционерах.

    Хладагенты будущего

    Кроме традиционных хладагентов на основе водорода, хлора, фтора и углерода есть ряд природных. Они широко распространены и рекомендованы для применения в новых системах кондиционирования. К ним относятся:

    • R-718 (Вода);
    • R-729 (Воздух);
    • R-732 (Кислород);
    • R-744 (Углекислый газ).

    Практическое применение этих хладагентов одобрено многими международными организациями. Они безвредны для окружающей среды, на разрушают озоновый слой. У природных хладонов самый низкий потенциал глобального потепления.

    Как узнать, какой хладагент используется в кондиционерах?

    Если вы не знаете, на каком хладагенте работает ваш кондиционер, самый простой способ узнать это – посмотреть на шильдике. Он находится с правой стороны внутреннего и наружного блоков (см. фото). Чаще всего тип и вес хладагента указан на внешнем блоке.

    Тип хладагента на шильдиках наружного и внутреннего блоков кондиционера.

    Если шильдики не сохранились или выцвели – ищите инструкцию или мануал в интернете по модели кондиционера. Если не знаете ее, то придется импровизировать. Нужно будет снять корпус с наружного блока и посмотреть маркировку компрессора. По ней определить, с каким фреоном он работает.

    Иногда компрессоры могут работать с разными типами хладагентов. В таком случае нельзя определить, каким заправлен ваш кондиционер. Придется заправлять его полностью, по стандарту и менять масло.

    Хотите получить помощь мастера, специалиста в этой сфере? Переходите на портал поиска мастеров Профи. Это полностью бесплатный сервис, на котором вы найдете профессионала, который решит вашу проблему. Вы не платите за размещение объявления, просмотры, выбор подрядчика.

    Если вы сами мастер своего дела, то зарегистрируйтесь на Профи и получайте поток клиентов. Ваша прибыль в одном клике!

    Читайте также:
    Кондиционеры и сплит-системы Delonghi: отзывы, инструкции к пульту управления

    (Пока оценок нет)

    Главный агент в вашем кондиционере

    Разбираемся вместе, для чего служит хладагент в системах охлаждения, какие хладагенты бывают и как сократить неизбежные утечки

    Кондиционер – это прибор, который осуществляет охлаждение или обогрев воздуха в помещении. В зависимости от конструкции и функциональности различают такие типы приборов как канальные и оконные кондиционеры, мультизональные системы и так далее.

    Для чего нужен хладагент?

    Кондиционер прочно вошёл в жизни людей XXI века. Основной его функцией является регулирование и поддержание определённой температуры внутри жилых помещений, офисов, автомобилей и так далее. Нужно обеспечивать должный уход и профессиональное обслуживание (при необходимости), чтобы бытовая техника оставалась в рабочем состоянии как можно дольше. Своевременные меры помогут не только увеличить срок использования техники и предотвратить возможные неисправности, но и обойдутся гораздо дешевле, чем ремонт серьёзной поломки.

    Характеристика сплит-систем такова. Сплит-система (бытовой настенный кондиционер) состоит из внутреннего и внешнего блоков. Первый блок находится внутри кондиционируемого помещения и выполняет функцию испарения. Второй блок располагается снаружи здания и выполняет функцию конденсатора. Блоки соединяются системой трубок и кабелем.

    Любая сплит-система основана на способности вещества отнимать теплоту при кипении и затем отдавать её воздуху. Таким элементом этой системы является фреон, по-другому хладагент хлорфторуглерод. Именно благодаря хладагенту осуществляется кондиционирование воздуха в помещение. Это вещество под воздействием некоторых процессов переходит из жидкого состояния в газообразное и, наоборот, помогая преобразовывать тёплый воздух в холодный.

    Виды хладагентов

    Обычно хладагент классифицируют по его химическому составу. Он имеет формы R-22, R-12, R-134a, R-407C. Никакого влияние на самочувствие и здоровье человека эти формы не имеют. До недавнего времени наибольшей популярностью пользовался R-22, поскольку он прост в использовании и имеет невысокую цену. Европейские исследования положили конец недолгой эпохе этого фреона. Выяснилось, что причиной образования озоновых дыр в стратосфере во многом является производство хлорсодержащих фреонов.

    В связи с неблаготворным влиянием R-22 на обстановку в окружающей среде, странами ООН было принято решение уменьшить производство озоноразрушающего фреона. На данный момент этот хладагент можно встретить лишь в старых моделях кондиционеров. За фреоном R-22 пришёл R-410A, который признан озонобезопасным, на основе многочисленных опытов и исследований. С 2010 года этот хладагент стал использоваться в большинстве сплит-систем, что логично привело к увеличению цены на сервисное обслуживание по их установке.

    R-410A предпочтителен не только тем, что он безопасен для окружающей среды. При утечке замена этого хладагента является более экономичной, так как заправку необходимо проводить частично. Хотя обычно для замены фреон полностью сливают. Также R-410A требуется на 20% меньше для заправки сплит-системы, по сравнению с R-22.

    Неизбежные утечки и как с ними бороться

    По последним статистическим данным в год из системы кондиционирования утекает до 8% фреона. Причины этого могут самые разнообразные. От некачественного монтажа до разгерметизации фреонового контура. Наихудшим итогом утечки фреона может стать тотальная поломка компрессора, которая приведёт либо к замене самого компрессора, либо к полной замене внешнего блока. В итоге от поломки одной детали может пострадать вся сплит-система. Для того, чтобы этого не случилось, нужно хотя бы раз в год проверять кондиционер на наличие возможных неисправностей.

    Существуют несколько признаков ухудшения работы системы:

    • появление льда или инея на некоторых частях сплит-системы;
    • уменьшение силы охлаждения или нагревания воздуха в помещение;
    • вытекание жидкости из кондиционера по стенам комнаты.

    Чтобы предотвратить утечку хладагента, нужно проверять работу кондиционера после каждого использования. Такие нарушения как утечка фреона и образование наледи будут заметны невооружённым глазом. В случае обнаружения неполадок в системе нужно отказаться от использования кондиционера до прибытия мастеров сервисной службы. Даже если поломка критическая, устранить её получится без особых трудностей и последствий для работы системы в будущем.

    Когда без ремонта не обойтись

    Чаще всего проблема носит локальный характер, поэтому для того, чтобы заправить фреон не нужно полностью разбирать блоки системы. Однако, как показывает практика, бывают редкие случаи, когда проблему неисправности выяснить не так-то просто. Поэтому для выявления поломки и её исправления, технику разбирают и отправляют в ремонтный центр.

    Хладагент – важная и неотъемлемая часть сплит-системы. Для долгого и надёжного функционирования бытового кондиционера нужно регулярно наблюдать за состоянием техники, а, главное, – за количеством фреона в системе. Ведь именно хладагент гарантирует качественную конденсацию воздуха внутри помещения. Нужно заблаговременно заботиться о состоянии системы и не доводить дело до критического положения.

    ВИДЕО:

    При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: