Водоотводная канава: назначение, нормативные требования, устройство и способы укрепления

Как выкопать и укрепить канаву для отведения воды

Чтобы заболоченный участок вокруг дома превратился в цветущий сад, необходимо взять под контроль грунтовые и дождевые воды. Систему водоотведения можно создать самостоятельно или с привлечением специалистов.

  1. Как выкопать и укрепить канаву для отведения воды
  2. Определение и назначение водоотводной канавы
  3. Нормативные требования
  4. Устройство и принцип работы
  5. Последовательность работ по созданию канавы
  6. Способы укрепления
  7. Преимущества и недостатки

Как выкопать и укрепить канаву для отведения воды

Повышенный уровень грунтовых вод или дождевые потоки, затапливающие участок с прилежащих склонов, создают угрозу заболачивания придомовой территории. Подвалы, цокольные этажи, колодцы подвергаются угрозе затопления. Загрязненная вода может повредить фундамент дома, нарушить работу водопровода или канализации. Под влиянием внешней влаги подземные коммуникации будут перемерзать зимой, заиливаться в теплое время года. Необходима продуманная система осушения земли вокруг дома, предусматривающая удаление поверхностных и подземных вод. Ориентируясь на потребности и бюджет планируются две системы водоотведения.

  • Ливневая – устраняет с участка поверхностные дождевые или снеговые воды.
  • Дренажная – не дает грунтовым водам подниматься на поверхность земли.

Нельзя выводить ливневый водосток в дренажную систему. Иначе в дождливый период перфорированная дренажная труба быстро переполнится, вода через отверстия станет проникать в почву. Вместо осушения дрен будет напитывать землю влагой.

Если надо быстро осушить участок, проще всего пригласить специалистов. Они спланируют эффективную систему водоотвода открытого, закрытого или смешанного типа с учетом особенностей рельефа и пожеланий хозяина. Мастера, используя спецтехнику, аккуратно выкопают траншеи, проложат трубы, восстановят или перепланируют ландшафт.

При наличии свободного времени можно самостоятельно выкопать канаву для отведения воды вдоль участка, вооружившись штыковой лопатой. Водоотводный канал – простой способ добиться желаемого результата.

Определение и назначение водоотводной канавы

Водоотводная канава – это часть открытой дренажной системы, сооружаемая для защиты грунта от избыточной влаги. Ненужная вода по руслу канала выводится за территорию участка в водосборные колодцы или водоемы.

Кювет — водоотводная канава, расположенная по периметру участка, или придорожная канава вдоль обочин дороги для отвода воды.

Нагорная — канава, предназначенная для перехвата воды, поступающей с вышележащего склона.

Нормативные требования

Строительными правилами определены безопасные расстояния от канав до заборов и жилых строений. Для предотвращения размыва основания фундамента удаление должно составлять не менее 30 см от здания. Стенки дрена необходимо тщательно уплотнять, чтобы избежать просачивание воды.

Исходя из строительных нормативов (см. СНиП 2.05.07-85) водоотводные каналы:

  • сооружаются на участках, где грунтовые воды располагаются глубже 2-х метров;
  • прокладываются в сторону водосборника с уклоном, составляющим на 10 м русла: 2 см на глинистых грунтах, 3 см на песчаных;
  • располагаются со стороны притока воды с вышележащего участка;
  • прокладываются в закрытых лотках при наличии воды в грунте в течение всего года;
  • для предотвращения заиливания должны иметь скорость потока 25-30 см/с (если откосы без озеленения).

Запрещается отводить грунтовые воды в природные водоемы с рыбой, с проточной водой или используемые для отдыха. Стоки не должны приводить к заболачиванию низин или дальнейшему размыванию оврагов. Нормативы определяют дифференцированный подход к сооружению водостоков в зависимости от рельефа местности, особенностей грунта, степени обводненности участка.

Устройство и принцип работы

Глубину, ширину, наклон, геометрию, другие параметры водоотводных сооружений оптимальные для конкретного участка могут быть вычислены специалистами на основании гидравлических расчетов по расходу воды при дождевом стоке с использованием табличных значений, указанных в Пособии к СНиП 2.05.07-85, пункт 2.190.

Строительные нормы не регламентируют местоположение, размеры водоотводных каналов, их количество для отдельного участка. Данные параметры зависят от обводнения конкретной территории и определяются для каждого случая индивидуально.

Как правило, каналы имеют трапециевидную форму, глубина составляет около 0,7 м, ширина 0,5 м. Стены желоба для предотвращения осыпания делаются с уклоном 25-30 градусов, тщательно утрамбовываются. На дно отсыпается тонкий слой мелкого щебня или песка. Срок жизни канавы можно значительно увеличить, укрепив стены различными способами.

В первую очередь необходимо предусмотреть отведение воды от мест ее скопления на участке: их покажут лужи и ручьи после дождя. Схема устройства дренажной системы водоотводных канав может быть линейной или П-образной, охватывая усадьбу с нескольких сторон, или подобно дереву иметь основной ствол с примыкающими к нему ответвлениями. Однако наиболее эффективное осушение достигается в случае размещения дренажных траншей по периметру участка.

Минимальный уклон от 2% создается в водоотводящей канаве с целью обеспечить равномерную скорость потока, не допуская застоя воды и засорения дрена. Максимума 7% достигает на равнинных участках.

Если на участке слабый грунт или недостаточно места для устройства большого канала, целесообразно использовать водоотводные лотки.

Последовательность работ по созданию канавы

Для самостоятельной прокладки траншеи понадобятся: штыковая и подборная лопаты, тачка, строительный уровень, колышки, бечевка, рулетка. Далее:

  • выбирается место;
  • колышками и, натянутой между ними, бечевкой отмечается линия прокладки;
  • выполняются земляные работы, излишки грунта вывозятся на тачке.

Уклон дна канала, выводится в сторону водосборника, его необходимо постоянно контролировать с помощью строительного уровня.

Способы укрепления

Укрепление канавы каменной кладкой

Водоотводная канава по конструкции – простое недолговременное сооружение. Тем не менее, не прилагая особых затрат, дрен можно превратить в украшение ландшафта усадьбы.

Неоформленные земляные стенки водоотвода размываются потоками воды, осыпаются, что приводит к засорению и ухудшению дренажных свойств канала. Данная проблема легко решается укреплением откосов. Выбор наиболее оптимального способа зависит от типа грунта и желаемого результата.

  • Желоб канала выкладывается природным камнем.
  • Вдоль края канала высаживаются декоративные кустарники или дикорастущие травы с развитой корневой системой, надежно закрепляющей откосы.
  • Укрепление стенок водоотвода трехмерной георешеткой.
  • Одерновка верхней части откоса: закрепление кусков дерна производится специальными деревянными спицами.
  • Использование геоматов, состоящих из трехслойных пластиковых решеток.
  • Применение габионов.
  • На глинистых почвах хороший результат достигается использованием геотекстиля, покрытого толстым слоем песка или щебня.
  • Для дачного участка допустим бюджетный вариант: укрепление откосов старыми листами шифера или автомобильными шинами.

Во всех случаях, укрепив боковые стены, необходимо усилить дно, создав 5-10 сантиметровую прослойку из песка, щебня, гравия, скальника или битого кирпича.

Преимущества и недостатки

Открытый дренаж предохраняет почву от переувлажнения и помогает избежать проблем, сопряженных с повышенной влажностью. Увеличивается срок жизни строений, повышается плодородие почвы, растет урожайность культурных растений. Преимуществами устройства водоотвода в открытом грунте являются:

  • простота устройства, низкая стоимость;
  • возможность провести работы собственными силами;
  • быстрое удаление талых или дождевых вод за пределы домовой территории.
Читайте также:
Очистная система загородного дома: общие рекомендации

В числе недостатков можно назвать:

  • короткий срок службы;
  • непривлекательный вид;
  • необходимость частого ремонта из-за осыпания откосов и засорения узких участков.

Устройство открытых водоотводов часто применяется при обустройстве дачных участков или придомовых территорий. Это малозатратный, но результативный способ повышения комфортабельности проживания на земле. Творческий подход может превратить простую канаву в уникальную особенность ландшафта.

Как сделать дренажную канаву

Проблему высокого уровня грунтовых вод и постоянного затопления территории участка может решить дренажная канава. Это простое инженерное сооружение, представляющее собой линейную выемку грунта вдоль границы территории. Его легко сделать своими руками.

Водоотводная канава — сооружение в грунте, предназначенное для защиты грунта от размыва или переувлажнения, сбора поверхностных вод и отвода их в ближайший водоток.

  1. Особенности и назначение водоотводной канавы
  2. Достоинства и недостатки ливневой канавы
  3. Открытая дренажная канава и ее устройство
  4. Устройство закрытой дренажной канавы
  5. Порядок обустройства дренажной канавы на участке
  6. Способы укрепления

Особенности и назначение водоотводной канавы

Назначение водоотводной канавы — дренаж садового участка, т.е. отведение из почвы избыточной влаги и осушение грунта. Ее сооружение необходимо на низинных и болотистых местностях, при высоком уровне залегания грунтовых вод, при присутствии в составе почвы глины.

Избыток воды на участке приносит много проблем. Он мешает нормальному росту растений и вызывает их гибель, смывает верхний плодородный слой почвы, не дает построить подвал или погреб, вызывает деформацию опор, плесневение и гниение стен дома и других зданий. Сооружение дренажа предотвращает возникновение этих явлений. Водоотводящая канава собирает лишнюю воду с дачного участка и выводит ее в нижележащую зону.

При сооружении траншеи придерживаются правил, установленных СНиПами. По нормам запрещено выводить ливневую канализацию к местам обитания животных, водоемам с проточной водой, болотистым низинам.

Дренажные канавы размещают на расстоянии не менее 30 см от заборов, домов и других зданий, чтобы не допустить размытия их фундамента. Угол наклона стока на ровном рельефе допускается не более 3-5%, т.е. на каждые 10 м должно приходиться 3-5 см перепада высоты.

По назначению различают 3 вида дренажных канав:

  • основные (магистральные) — по ним идет преимущественное отведение воды;
  • периметральные (кюветы) — проложенные по периметру участка или здания для его обслуживания;
  • дополнительные — предназначенные помочь основным каналам.

Достоинства и недостатки ливневой канавы

Дренажные системы отводят с участка лишнюю воду и таким образом предотвращают негативные явления, связанные с избыточной влажностью. Сооружение ливневой канавы не потребует спецтехники и дорогих материалов, ее легко сделать своими руками.

К недостаткам осушительных траншей относятся необходимость регулярной чистки, непрочность откосов и короткий срок эксплуатации. Кроме того, внешний вид дренажных систем часто бывает неэстетичным и выделяется на фоне общего ландшафта. Также нужно помнить, что эффективность канав, в отличие от других видов дренажа, относительно низкая.

Открытая дренажная канава и ее устройство

Открытая дренажная канава представляет собой выкопанную в земле яму прямоугольной формы, к которой подведена водоотводная труба. Ее предназначение — отведение излишков дождевых осадков и воды, используемой для полива.

Траншею размещают там, где вода накапливается в наибольшем количестве. Ее строят с уклоном, достаточным для передвижения воды самотеком на уровень залегания грунтовых вод в естественные или специально построенные искусственные водоемы или собирательные колодцы.

Оттуда ее можно брать для полива огорода и других нужд.

Если нужно отвести много воды, а почва плохо пропускает ее, на участке размещают несколько траншей. Они могут соединяться в общую сеть или располагаться по отдельности параллельно друг другу. При объединении канав главную из них делают глубже и шире остальных, чтобы она не переполнялась водой, собранной со всего участка.

Конструкция открытой дренажной канавы из гранитных булыжников.

Чтобы открытая дренажная канава была наиболее функциональной, при ее сооружении соблюдают следующие условия:

  • ширина — 40-50 см;
  • глубина — 60-70 см;
  • угол наклона откосов — 30-40°.

Вокруг канавы не должно расти деревьев и кустарников для предотвращения ее заиливания. Боковые стенки необходимо дополнительно укрепить, чтобы предотвратить осыпание грунта. Сверху сооружение можно закрыть решетками, чтобы сделать его эстетичнее и избежать попадания мусора.

Устройство закрытой дренажной канавы

Закрытые дренажные канавы рекомендуется размещать на участках с низинным расположением, близко подходящими к поверхности грунтовыми водами и большим процентом содержания глины в почве.

Устройство дренажной закрытой канавы.

Этот вид водоотводных сооружений представляет собой яму глубиной 150 см и шириной 70 см, выкопанную с уклоном, на дно которой помещается слой грунта для дренажа. Поверх него размещается перфорированная труба, покрывающаяся землей.

Вода по траншее отводится к коллекторной системе или водосборному колодцу.

Такая конструкция имеет более эстетичный вид и работает эффективнее, чем канавы открытого типа.

Порядок обустройства дренажной канавы на участке

Для обеспечения высокой эффективности системы водоотведения необходимо перед началом работ отметить, в каких местах вода накапливается в наибольшей степени. После этого размечают трассу прохождения дренажной системы через участок и приступают к работе.

Если участок имеет естественный уклон, нужно будет просто выкопать П-образную или L-образную траншею вдоль забора. Можно сформировать сеть из нескольких канав, которые будут располагаться равномерно по всей территории участка и объединяться в одну главную.

Читайте также:
Выгребная яма для туалета на даче: глубина, размер, выбор места и как сделать

Если на участке нет склона или он очень маленький, при прокладывании дренажной системы необходимо создать искусственный уклон (по 2 см на каждый метр).

Для вывода воды за пределы участка используют дренажные трубы. Дно ямы покрывают щебнем или песком, который необходимо плотно утрамбовать. Толщина слоя дренажа должна составлять 10-15 см. Поверх его укрывают геотекстилем.

Затем помещают водосточную гофротрубу диаметром 6-11 см. В верхней части она должна иметь несколько рядов отверстий диаметром 1,5 см. Наружный ее слой должен быть гофрированным, а внутренний — гладким. Снаружи трубу оборачивают слоем геотекстиля, чтобы избежать засорения ее почвой и мусором, которые будут попадать в нее через отверстия.

Для укрепления дренажной системы траншею засыпают щебнем, гравием, битым кирпичом, керамзитом, крупным песком и другими пропускающими воду материалами. Толщина слоя должна составлять 20 см. Сверху дренажную систему укрывают почвой.

Иногда вместо дорогостоящих гофротруб для отвода воды в нужном направлении на дно канавы укладывают части разрезанных автомобильных покрышек, имеющих форму U-образного желоба. Их помещают открытой частью на примятую глину, покрывающую дно, а сверху засыпают щебнем или песком.

Важно плотно утрамбовать строительные материалы, используемые в качестве дренажа, иначе со временем под воздействием потоков воды они просядут и конструкцию придется ремонтировать.

При прокладывании дренажной системы вдоль дороги необходимо учитывать соседство с фундаментом забора. Поступающая в канаву вода не должна его подмывать. Поэтому глубину траншеи делают около 20-30 см, а для насыпного грунта — более 50 см. Если необходимо выполнить поворот на 90°, то одну из стыкующихся канав следует делать длиннее.

Дренажная система нуждается в регулярном уходе. Несколько раз в год ее нужно очищать от попавшего мусора.

Способы укрепления

Сильные потоки воды способны размыть края дренажной системы. Чтобы этого не произошло, необходимо их укрепить. Сделать это можно различными способами.

Дикорастущие травы и растения с длинными крепкими корнями, высаженные по краям траншеи, способствуют укреплению ее стенок. Дно при этом следует засыпать пропускающими воду материалами слоем 10 см.

Стенки канавы можно выложить камнем. Это не только укрепит их, но и улучшит внешний вид.

Можно укрепить стенки дренажной канавы дерном, добытым в местностях с суглинистой почвой. Его нарезают пластинами толщиной 5-10 см и закрепляют при помощи спиц из древесины ивовых пород.

Выбирая способ укрепления склонов канавы, следует руководствоваться, прежде всего, углом наклона ее стенок.

Бюджетный вариант укрепления стенок траншеи — установка на всем ее протяжении частей автомобильных покрышек или кусков шифера. Устойчивое положение им придают с помощью камней или кирпичей.

На глинистых и заиленных почвах рекомендуется применять геотекстиль. Его укладывают по всей поверхности канавы и засыпают песком или щебнем. Толщина слоя должна быть не менее 30 см.

Для дренажных систем, обладающих сложной конфигурацией, подойдет полимерная геосетка. Она отличается прочностью и устойчивостью к факторам внешней среды. Прорастающие сквозь ячейки сетки растения дополнительно укрепляют стенки траншеи. На дно канавы укладывается щебень, битый кирпич или песок.

Еще один вариант укрепления стенок канавы — использование геоматов из полипропиленовых решеток. Они скрепляются между собой полипропиленовыми нитями. Конструкция засыпается почвой, а прорастающие сквозь решетку корни растений дополнительно укрепляют систему.

Габионы — сетки с шестиугольными ячейками, изготавливаемые из устойчивых к коррозии металлов (оцинкованная сталь). Они являются поддерживающим каркасом стенок траншеи и засыпаются сверху щебнем или галькой. Срок службы этих изделий — 5 лет.

Вода, поступающая в дренажную систему, должна обязательно контактировать с грунтом и частично впитываться в него. Поэтому не рекомендуется заливать дно и стенки дренажных канав бетоном.

В этом случае дренажная система будет быстро заиливаться. Бетонирование применяют только при укладке дренажных систем под автодорогами.

Водоотводная канава: как правильно ее обустроить, последовательность выполнения работ

Что представляет собой водоотводная канава

Собственно говоря, любая дренажная канава – это специальное углубление в земле, обустроенное вдоль дороги или по периметру объекта, участка.


Водоотводная канава — сооружение в грунте, предназначенное для защиты грунта от размыва или переувлажнения, сбора поверхностных вод и отвода их в ближайший водоток.

Принцип ее действия крайне прост: вода, накопившаяся после интенсивных ливней, не застаивается на местности, а стекает по дну канавы в специально оборудованный сток или в естественный водоем. Если вода отводится с вышележащей территории, то такая дренажная канава называется нагорной. А если отвод осуществляется по периметру участка или вдоль дороги, то это – кювет.

Установка приемника

Колодцы этого типа могут быть пластиковыми или бетонными. Обустраивают их, конечно же, в самой нижней точке проложенной канавы. Под колодец предварительно выкапывают котлован. Далее в яму устанавливают приобретенную готовую пластиковую конструкцию или бетонные кольца. Диаметр котлована должен быть немного больше габаритов монтируемой в него емкости. Между стенками ямы и собственно самого колодца в последующем нужно засыпать песок.

Кольца в яму можно опустить и без использования спецтехники. В этом случае:

  • кольцо прикатывают к месту установки;
  • выкапывают саму яму.

По мере выемки земли кольцо под собственным весом будет опускаться вниз. Слишком объемным и глубоким приемник делать, конечно же, необязательно. Главное — добиться того, чтобы колодец имел достаточный для приема всей стекающей с участка воды объем.

Можно также просто насыпать на дно ямы щебень толстым слоем и забетонировать ее стенки. Обустройства такого приемника обойдется дешевле всего. Ведь в данном случае владельцам участка не придется платить за готовую пластиковую емкость или кольца.

Обустраивать такой колодец стоит на солнце. Ведь для полива большинства огородных и садовых культур полагается использовать только теплую воду.

Какие преимущества имеет водоотводная канава

Прежде всего, такая канава призвана эффективно отводить воду от участка. Тем самым можно будет предотвратить такие неприятные явления, как:

  • затопление участка и его заболачивание, образование луж на местности;
  • гниение деревянных конструкций и корней растений;
  • угнетение роста растительных посадок на территории;
  • появление грибков и плесени на стенах сооружений;
  • ухудшение здоровья из-за пребывания в условиях повышенной влажности;
  • скопление грязи на участке.
Читайте также:
Выбор дренажного насоса для грязной воды: критерии выбора, рейтинг лучших и отзывы


Осадки и растаявшие снега наносят немалый вред хозяйственной деятельности, увеличивают избыток влаги в почве, что может испортить ландшафтный дизайн, привести к гибели садовых растений и разрушить фундамент здания.

К тому же, рытье канавы, как правило, не предполагает привлечения специализированной тяжелой строительной техники. Буквально каждому собственнику по силам взять самую обычную штыковую лопату и самостоятельно вырыть канаву. Водоотводная канава – это еще и самых дешевый и эффективный метод дренажа. Она не потребует практически никаких денежных затрат.

Недостатки, которыми обладает дренажная канава

Впрочем, имеются у данного метода организации дренажа и свои минусы. Например, канава обладает меньшей эффективностью в сравнении с линейной ливневой канализацией и даже с поверхностным линейным водоотводом.

Канава не отличается длительным сроком службы. Впрочем, если подойти к ее обустройству с умом и как следует укрепить – эти сроки продлятся в значительно степени. Но даже и при этом канава нуждается в регулярном обслуживании – восстановлении насыпи, прочистке и прочих ремонтных работах.

К тому же, дренажная канава может подпортить внешний вид участка. Но и здесь все во многом зависит от фантазии самого собственника. Есть примеры удачно вписанных в дизайн ландшафта водоотводных канав, прекрасно декорированных.


Канава — это длинный открытый водоотвод простейшего типа, выкопанный в грунте для сбора и отвода воды, которая скапливаются в результате выпадения большого количества осадков.

Где преимущественно применяют дренажные канавы

Водоотводная канава, как правило, находит свое применение на не слишком больших частных участках. Это связано с низкой степенью автоматизации работ по ее обустройству. А потому в промышленных масштабах дренажные канавы мало используются. Это происходит еще и по причинам вышеуказанных недостатков – необходимость частого ремонта, недолгий срок службы и т.д. Нужно также иметь в виду, что, согласно действующим нормативам, нельзя обустраивать дренажные канавы и выводить их к:

  • водоемам, где обитает рыба и прочие живые организмы;
  • неукрепленным или размытым оврагам и ямам;
  • рекам, в которых имеется проточная вода;
  • водоемам, у которых имеются пляжи для отдыха;
  • а также к естественным низинам, где местность подвержена заболачиванию.

Важно! Запрещено обустройство дренажных канав в тех местах, где уровень протекания грунтовой воды находится на глубине менее двух метров. Это связано с тем, что в противном случае грязная сточная вода может проникнуть в водоносную жилу. Если на участке предполагается залегание грунтовых вод, то водоотводные каналы оснащаются закрытыми лотками.


Недостаток водоотводных – размывание и обрушение стенок. Мощение природным камнем канавы — это способов укрепить откосы водоотводной канавы, а так же придать ей эстетичный вид.

Проектирование дождевой канализации

Проектирование и монтаж ливневой канализации проводится с учетом нескольких определяющих факторов:

  • объем выпадающих осадков;
  • тип грунта;
  • механическая нагрузка на участок;
  • тип обслуживаемой территории;
  • конечное назначение очищенной жидкости.

На основании этих данных выбирается тип ливневки (открытая или закрытая). Наружное расположение каналов не требует крупных затрат на материалы, установку и обслуживание. Достаточно протянуть желоба в направлении к водоему и распределить пескоулавливатели.

Для прокладки коммуникаций под землей потребуется большее количество составляющих элементов, а также дренажная насыпь. Это более сложный тип канализации, который требует знание свойств используемых материалов и поведения почвы при сезонных изменениях. Но такой подход практически исключает образование луж, и допускает пользование участком без ограничений.

Для горных регионов рассматривается вариант строительства дренажно-штольневой системы. Она предназначена для отвода грунтовых вод. Конструкция представлена вертикальными колодцами и горизонтальными желобами с небольшим уклоном.

Какие технические требования предъявляются к водоотводным канавам

Для того, чтобы обеспечить наибольшую эффективность работы водоотводной канавы, нужно соблюдать определенные нормативы. Прежде всего, нужно позаботиться об обеспечении нужной степени уклона канавы. Если она вырывается на небольшой частной территории, то можно исходить из принципа: 2 см изменения высоты на каждый метр длины канавы. В случае обустройства дренажа вдоль дорог и промышленных объектов, оптимальным считается угол наклона в 3-5 градусов.


Наибольшую эффективность работы водоотводной канавы обеспечивает организация необходимой степень её уклона.

Если же в силу каких-то причин нельзя обеспечить нужную степень уклона – то необходимо на пути воды организовать специальные быстротоки и так называемые водобойные колодцы. Минимальная скорость водотока должна составлять 0,3 метра в секунду. В этом случае канава может эффективно справляться в большинстве случаев даже со сравнительно интенсивными потоками воды. Что же касается размеров самой канавы, то они следующие:

  • ширина – порядка 50 см;
  • глубина – не менее 70 см;
  • откосы по бокам должны находиться под углом в 30 градусов.

Какими способами можно укрепить водоотводную канаву

Как уже было сказано, одним из существенных недостатков, которыми обладает водоотводная канава, является то, что ее стенки и насыпь подвержены естественному разрушению – осыпанию и размыванию. Однако каждому по силам уменьшить действие этого негативного фактора. И для этого необходимо предпринять меры по укреплению как самой канавы, так и ее откосов.

Во-первых, еще на этапе строительства нужно обеспечить наличие специального дренажного песчано-гравийного слоя по краям канавы. Будет достаточно подушки толщиной в 8 – 10 сантиметров. Уже после завершения работ можно обсадить края канавы декоративными или дикорастущими кустарниками, деревьями. С одной стороны, корневая система их укрепит стенки канавы, а с другой – придаст ей более эстетически привлекательный вид.

Нередко для укрепления канавы и также для улучшения ее внешнего вида применяется природный камень. При умелой выкладке он может до неузнаваемости преобразить такое, на первый взгляд, неказистое сооружение, как водоотводная канава.


Георешетка – это сотовая конструкция из полиэтиленовых лент, ее используют для армирования рыхлых и неоднородных грунтов, укрепления склонов и откосов.

Читайте также:
Уклон и глубина ливневой канализации: важность правильных расчетов и величина по СНиП

Рекомендуется также применять георешетку. С помощью специальных костылей она прикрепляется ко дну и к стенкам канавы. Такой же материал, как геотекстиль, рекомендуется укладывать на илистый грунт основной площадки полотна. Минимальная толщина насыпи на геотекстиль должна составлять не менее 30 сантиметров. Геотекстилем можно также укреплять и сами стенки канавы, и ее дно. Применяется для этого и так называемая одерновка. Дерн нарезается толщиной от 6 до 10 см и выкладывается по насыпи. Его закрепление можно проводить деревянными спицами. Наконец, можно и просто проявить определенную фантазию и использовать всевозможные подручные средства для укрепления канавы.

Как обустроить водоотводную канаву своими силами

Как правило, собственники небольших участков предпочитают обходиться при обустройстве водоотводных канав своими силами. И для того, чтобы канава действовала с максимальной эффективностью, для начала нужно разметить участок, учитывая естественный уклон местности. Можно даже предварительно составить план на бумаге. Для того, чтобы понять, с каких именно мест нужно отвести воду в первую очередь, можно просто дождаться первого же ливня и посмотреть, где именно воды скопилось больше всего.

Самый удачный вариант – если участок сам представляет собой наклонную местность. В этом случае будет достаточно просто вырыть канаву П-образной или Г-образной формы. Также находит распространение и расположение канавы «елочкой», все «ветки» которой заходят на участки территории и затем сливаются воедино – в «ствол». С учетом вышеуказанных параметров уклона и размеров канала, роется траншея, затем укрепляется канава одним из выше предложенных способов.


С помощью водоотводных канав осушают сырые территории для подготовки участков, предназначенных для возведения зданий и сооружений.

Приемник

Отводить воду в озера и пруды с рыбой, обычные овраги и на заболоченные участки, как мы выяснили, нельзя. Если удалить воду просто за пределы надела невозможно, помимо самой канавы, на его территории придется обустроить и приемный колодец. Конструкцию емкости этого типа имеют предельно простую, и смонтировать их при необходимости можно будет также своими руками.

Преимуществом обустройства приемников, помимо всего прочего, станет, скорее всего, и возможность накопления воды. Ее в последующем целесообразно будет использовать для полива садовых и огородных культур. При желании приемник для сточных вод можно оформить даже и как декоративный пруд. В этом случае он станет еще и украшением участка.

Что говорят специалисты

Возведение дренажных канав на участке – это необходимость. Если владелец вовремя позаботился об их обустройстве – он может оградить себя сразу от многих проблем. И дренажная канава – это именно то, с чего и следует проводить работы по благоустройству любой территории.

При составлении схемы нужно учитывать наличие помех и препятствий на пути. Если встречаются кустарники – их необходимо срыть и пересадить, чтобы избежать затопления корневой системы. Однако лучше всего, конечно, строить план так, чтобы избежать каких бы то ни было преград.

Обустройство канавы под забор виды работ :

• Разметка траншеи под дренажную канаву;

• Копка траншеи под дренажную канаву;

• Постройка и монтаж опалубки;

• Укрепление траншеи арматурной сеткой;

• Отсыпка траншеи, песком и гравийной смесью (подушка);

• Заливка бетоном М300 стены дренажной канавы (канала) ., толщина бетонных стенок минимум 10-20 см.

Водоотводная канава: назначение, нормативные требования, устройство и способы укрепления

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ВЕСЕННИЙ, ЛЕТНИЙ И ОСЕННИЙ ПЕРИОДЫ ГОДА. УКРЕПЛЕНИЕ ВОДООТВОДНЫХ КАНАВ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) – комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту – ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по восстановлению профиля и укреплению водоотводных канав бетонными плитами.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

– строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

– заводские инструкции и технические условия (ТУ);

– нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

– производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

– местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК – описание решений по организации и технологии производства работ по восстановлению профиля и укреплению водоотводных канав бетонными плитами, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

– снижение себестоимости работ;

– сокращение продолжительности строительства;

– обеспечение безопасности выполняемых работ;

– организации ритмичной работы;

– рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

– унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* “Организация строительного производства”) по восстановлению профиля и укреплению водоотводных канав бетонными плитами.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Читайте также:
Заглушка на канализацию: назначение, принцип действия, виды и особенности монтажа

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

– рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

– проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

– корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

– пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

– оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих на дорожно-строительных работах, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по восстановлению профиля и укреплению водоотводных канав бетонными плитами, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации дорожно-строительных работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объёмы работ:

– длина канавы =1000 м;

– ширина канавы понизу =0,5 м;

– глубина канавы =1,0 м;

– заложение откосов – 1_m=1:1,5;

– толщина щебеночного основания =0,05 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по восстановлению профиля и укреплению водоотводных канав бетонными плитами.

2.2. Работы по восстановлению профиля и укреплению водоотводных канав бетонными плитами выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:

час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при восстановлению профиля и укреплению водоотводных канав бетонными плитами, входят следующие технологические операции:

– геодезическая разбивка профиля водоотводной канавы;

– восстановление профиля водоотводной канавы;

– устройство щебеночного основания под бетонные плиты;

– укладка бетонных плит на откосы и дно кюветов (канав);

– заполнение швов между плитами цементным раствором.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной, специализированной бригадой в составе: автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 (Q=13,0 т); экскаватор-планировщик UDS-114а (=0,4 м , =0,63 м ); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до Ку=0,95); бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Рабочая зона экскаватора-планировщика UDS-114а

– горизонтальный вылет со сложенным телескопом 6,3 м; – тоже с выдвинутым телескопом 10,5 м; – диапазон подъема стрелы 0°, -90° со сложенным телескопом 2,9 м; – тоже с выдвинутым телескопом 7,0 м; – диапазон подъема стрелы +30°, -60° со сложенным телескопом 2,1 м; – тоже с выдвинутым телескопом 5,7 м; – высота высыпания со сложенным телескопом 3,4 м; – тоже с выдвинутым телескопом 5,5 м; – вылет по высоте со сложенным телескопом 5,0 м; – тоже с выдвинутым телескопом 7,0 м.

Рис.2. Габаритные размеры экскаватора-планировщика UDS-114а

Рис.3. Автосамосвал КамАЗ-55111

Рис.4. Электростанция Honda

Рис.5. Виброплита TSS-VP90T

Рис.6. Бетономешалка Al-Ko

2.5. При укреплении водоотводной канавы применяют следующие строительные материалы: бетонные плиты укрепления П-1 (0,49 0,49 0,10 м, Р=0,053 т), отвечающие требованиям Серии 3.501.1-156; щебень фр. 20-40 мм, М 800, Др16, И-III, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; цементно-песчаный раствор М50, Пк2 по ГОСТ 28013-98*.

Рис.7. Блок укрепительной плитки

2.6. Работы по восстановлению профиля и укреплению водоотводных канав бетонными плитами следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Устройство ливневой канализации на автомобильной дороге: нормативные документы, элементы, особенности

Как выкопать и укрепить канаву для отведения воды


Повышенный уровень грунтовых вод или дождевые потоки, затапливающие участок с прилежащих склонов, создают угрозу заболачивания придомовой территории. Подвалы, цокольные этажи, колодцы подвергаются угрозе затопления. Загрязненная вода может повредить фундамент дома, нарушить работу водопровода или канализации. Под влиянием внешней влаги подземные коммуникации будут перемерзать зимой, заиливаться в теплое время года. Необходима продуманная система осушения земли вокруг дома, предусматривающая удаление поверхностных и подземных вод. Ориентируясь на потребности и бюджет планируются две системы водоотведения.

  • Ливневая – устраняет с участка поверхностные дождевые или снеговые воды.
  • Дренажная – не дает грунтовым водам подниматься на поверхность земли.

Нельзя выводить ливневый водосток в дренажную систему. Иначе в дождливый период перфорированная дренажная труба быстро переполнится, вода через отверстия станет проникать в почву. Вместо осушения дрен будет напитывать землю влагой.

Если надо быстро осушить участок, проще всего пригласить специалистов. Они спланируют эффективную систему водоотвода открытого, закрытого или смешанного типа с учетом особенностей рельефа и пожеланий хозяина. Мастера, используя спецтехнику, аккуратно выкопают траншеи, проложат трубы, восстановят или перепланируют ландшафт.

При наличии свободного времени можно самостоятельно выкопать канаву для отведения воды вдоль участка, вооружившись штыковой лопатой. Водоотводный канал – простой способ добиться желаемого результата.

Деятельность в полосе отвода

Полоса отвода необходима, чтобы обеспечить хорошую работу ж/д инфраструктуры, а также обеспечить безопасность. Для осуществления этих целей на полосе отвода устанавливается особый режим, предъявляются особые требования к тому, что там делать можно, а чего категорически нельзя. Эти вопросы регулируются уже упомянутым нами ранее Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611.

Что запрещено в полосе отвода?

  • Рядом с с/х угодьями не допускается разрастание сорняков (сорных травы, кустов, деревьев);
  • Рядом с лесами не допускается скопления горючих материалов (сухостоя, валежника, щепок и пр.). Также лес от полосы отвода должна отделять распаханная или минерализованная полоса шириной более 3 м;
  • Нельзя размещать капитальные здания и сооружения, многолетние насаждения и другие объекты, ухудшающие видимость железной дороги;
  • В местах расположения инженерных коммуникаций стоить здания и сооружения нельзя, если это угрожает безопасности движения;
  • В местах расположения канализаций и водопроводов запрещается проводить сельскохозяйственные работы.
Читайте также:
Водоотвод с крыши: назначение, устройство, этапы установки и цена

Что разрешено делать в полосе отвода?

  • Можно размещать объекты капитального строительства, инженерных коммуникаций (если они не ухудшают видимость и не угрожают безопасности), линии электропередач, связи, магистральных газо-, нефтепроводов, но только по согласованию с заинтересованной организацией, то есть владельцем ж/д пути или объекта инфраструктуры.
  • Допускается размещать на заборах, строениях и других объектах наружную рекламу, если это не угрожает безопасности движения.



Нормативные требования


Строительными правилами определены безопасные расстояния от канав до заборов и жилых строений. Для предотвращения размыва основания фундамента удаление должно составлять не менее 30 см от здания. Стенки дрена необходимо тщательно уплотнять, чтобы избежать просачивание воды.

Исходя из строительных нормативов (см. СНиП 2.05.07-85) водоотводные каналы:

  • сооружаются на участках, где грунтовые воды располагаются глубже 2-х метров;
  • прокладываются в сторону водосборника с уклоном, составляющим на 10 м русла: 2 см на глинистых грунтах, 3 см на песчаных;
  • располагаются со стороны притока воды с вышележащего участка;
  • прокладываются в закрытых лотках при наличии воды в грунте в течение всего года;
  • для предотвращения заиливания должны иметь скорость потока 25-30 см/с (если откосы без озеленения).

Запрещается отводить грунтовые воды в природные водоемы с рыбой, с проточной водой или используемые для отдыха. Стоки не должны приводить к заболачиванию низин или дальнейшему размыванию оврагов. Нормативы определяют дифференцированный подход к сооружению водостоков в зависимости от рельефа местности, особенностей грунта, степени обводненности участка.

Отличие полосы отвода железной дороги от ее охранной зоны

Кроме полосы отвода, выделяют охранную зону железных дорог. Она определяется как «территория, с обеих сторон прилегающая к полосам отвода, на которой установлен особый режим её использования». Полоса отвода и охранная зона различаются пространственным расположением, то есть первые непосредственно прилегают к железной дороге (или находятся под ней), вторые же располагаются далее за ними. Но главное их различие заключается в том, что полосы отвода устанавливаются при любых железных дорогах, а охранные зоны только при тех, которые проходят по территориям с особыми природными условиями, например, где есть овраги, водоёмы, песок, возможны сходы лавин. Также полосы отвода и зоны охраны различаются порядком их установления, о чём более подробно поговорим далее.

Устройство и принцип работы


Глубину, ширину, наклон, геометрию, другие параметры водоотводных сооружений оптимальные для конкретного участка могут быть вычислены специалистами на основании гидравлических расчетов по расходу воды при дождевом стоке с использованием табличных значений, указанных в Пособии к СНиП 2.05.07-85, пункт 2.190.

Строительные нормы не регламентируют местоположение, размеры водоотводных каналов, их количество для отдельного участка. Данные параметры зависят от обводнения конкретной территории и определяются для каждого случая индивидуально.

Как правило, каналы имеют трапециевидную форму, глубина составляет около 0,7 м, ширина 0,5 м. Стены желоба для предотвращения осыпания делаются с уклоном 25-30 градусов, тщательно утрамбовываются. На дно отсыпается тонкий слой мелкого щебня или песка. Срок жизни канавы можно значительно увеличить, укрепив стены различными способами.

В первую очередь необходимо предусмотреть отведение воды от мест ее скопления на участке: их покажут лужи и ручьи после дождя. Схема устройства дренажной системы водоотводных канав может быть линейной или П-образной, охватывая усадьбу с нескольких сторон, или подобно дереву иметь основной ствол с примыкающими к нему ответвлениями. Однако наиболее эффективное осушение достигается в случае размещения дренажных траншей по периметру участка.

Минимальный уклон от 2% создается в водоотводящей канаве с целью обеспечить равномерную скорость потока, не допуская застоя воды и засорения дрена. Максимума 7% достигает на равнинных участках.

Если на участке слабый грунт или недостаточно места для устройства большого канала, целесообразно использовать водоотводные лотки.

Виды дождевых систем на дорогах

Существует несколько видов ливневых систем:

  • открытая. Это сеть желобов или лотков, по которым стекает дождевая вода. Открытые системы удобны для очистки и ремонта, но не обеспечивают достаточной производительности;
  • закрытая. Сточные воды перемещаются по системе подземных трубопроводов. Для очистки засоров используется система смотровых или ревизионных колодцев. Стоки сначала попадают в дождеприемники, откуда через сеть фильтрующих элементов поступают в трубы. Устройство закрытых ливневых систем сложно, любая протечка создает опасность размывания насыпи;
  • комбинированная. Это самая удобная ливневая канализация на дорогах города, чертежи которой есть на профильных ресурсах в сети. Схема состоит из открытых и закрытых участков, расположенных на удобных для этого отрезках линии водоотведения.

Выбор и расчет того или иного типа системы производится на стадии создания проекта. Основным критерием является количество стоков, пиковые нагрузки, гидрогеологическая обстановка на участке.

Способы укрепления


Укрепление канавы каменной кладкой

Водоотводная канава по конструкции – простое недолговременное сооружение. Тем не менее, не прилагая особых затрат, дрен можно превратить в украшение ландшафта усадьбы.

Неоформленные земляные стенки водоотвода размываются потоками воды, осыпаются, что приводит к засорению и ухудшению дренажных свойств канала. Данная проблема легко решается укреплением откосов. Выбор наиболее оптимального способа зависит от типа грунта и желаемого результата.

  • Желоб канала выкладывается природным камнем.
  • Вдоль края канала высаживаются декоративные кустарники или дикорастущие травы с развитой корневой системой, надежно закрепляющей откосы.
  • Укрепление стенок водоотвода трехмерной георешеткой.
  • Одерновка верхней части откоса: закрепление кусков дерна производится специальными деревянными спицами.
  • Использование геоматов, состоящих из трехслойных пластиковых решеток.
  • Применение габионов.
  • На глинистых почвах хороший результат достигается использованием геотекстиля, покрытого толстым слоем песка или щебня.
  • Для дачного участка допустим бюджетный вариант: укрепление откосов старыми листами шифера или автомобильными шинами.

Во всех случаях, укрепив боковые стены, необходимо усилить дно, создав 5-10 сантиметровую прослойку из песка, щебня, гравия, скальника или битого кирпича.

Установление полосы отвода

Правила установления полос отвода закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог». Установление полос отвода отдано на откуп так называемым «заинтересованными организациями». К ним Постановление относит владельцев и строителей ж/д путей и объектов, расположенных в непосредственной близости к ним. Они должны провести кадастровые работы для образования земельного участка, а также поставить его на кадастровый учёт. Эти процедуры подробно описаны в Федеральном законе от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Читайте также:
Современные вантузы: разновидности и особенности применения

Как сделать дренаж из решеток?

Ведь производители выпускают полный ассортимент изделий для удобного монтажа ливневой и дренажной канализации. Можно просто воспользоваться уже готовыми наборами изделий, и получится не только быстро, но и красиво. А на поворотах не забываем ставить специальные пескоулавители. Они служат для осаждения на дне твердых частичек, находящихся в воде, чтобы они не забивали труднодоступные участки дренажной системы. Не забывайте их периодически вычищать, иначе песок осядет на всех возможных поверхностях, что затруднит водоток. Так как сделать дренажную канаву просто из таких комплектующих, все больше владельцев участков пользуются именно ими. Вся фабричная продукция выполняется из бетона либо пластика. Бывают лотки с отверстиями по бокам специально для сбора воды из грунта. Рекомендация: очень важно учесть нагрузку на решетки, закрывающие лотки. Если сверху будет просто вес человека, это одно, а если по решетке регулярно будут ездить грузовики – это совсем другое дело. Производители выпускают изделия различных классов стойкости, просто задайте продавцу такой вопрос. Немаловажно заранее определить, куда будет стекать вода с участка. Обычно возводят в пределах участка миниводоем, или колодец, в котором вода скапливается для последующего использования.

Какие преимущества имеет водоотводная канава

Прежде всего, такая канава призвана эффективно отводить воду от участка. Тем самым можно будет предотвратить такие неприятные явления, как:

  • затопление участка и его заболачивание, образование луж на местности;
  • гниение деревянных конструкций и корней растений;
  • угнетение роста растительных посадок на территории;
  • появление грибков и плесени на стенах сооружений;
  • ухудшение здоровья из-за пребывания в условиях повышенной влажности;
  • скопление грязи на участке.

Осадки и растаявшие снега наносят немалый вред хозяйственной деятельности, увеличивают избыток влаги в почве, что может испортить ландшафтный дизайн, привести к гибели садовых растений и разрушить фундамент здания.

К тому же, рытье канавы, как правило, не предполагает привлечения специализированной тяжелой строительной техники. Буквально каждому собственнику по силам взять самую обычную штыковую лопату и самостоятельно вырыть канаву. Водоотводная канава – это еще и самых дешевый и эффективный метод дренажа. Она не потребует практически никаких денежных затрат.

ПНД/ПВД ДВУХСЛОЙНЫЕ ТРУБЫ ДЛЯ ЛИВНЕВОЙ КАНАЛИЗАЦИИ НАСХОРН

Наименование Размеры, мм Единица измерения Розница ₽
ПНД/ПВД трубы двухслойные, синие Класс SN6 до 6 метров ∅63 (50 м.п.) м.п. 65
∅90 (50 м.п.) м.п. 100
∅110 (50 м.п.) м.п. 110
∅160 (50 м.п.) м.п. 160
∅200 (40 м.п.) м.п. 250
ПНД/ПВД трубы двухслойные, красные Класс SN6 до 6 метров ∅63 (50 м.п.) м.п. 65
∅90 (50 м.п.) м.п. 100
∅110 (50 м.п.) м.п. 110
∅160 (50 м.п.) м.п. 160
∅200 (40 м.п.) м.п. 250

Наиболее простые дренажные канавы из подручных средств

Дренажные системы применялись человечеством с очень давних пор, их можно назвать одним из древнейших видов инженерных коммуникаций. Просто раньше их создавали, используя простые средства. К примеру, дренажные стоки, для того, чтобы они дольше выполняли свои функции, заполняли пучками прутьев, диаметром примерно в полтора дециметра. Эти связки в Древнем Риме называли «фашинами».

Действует это древнее изобретение просто – пучки не дают краям канавы обвалиться, и фильтруют сточные воды. Несмотря на почтенный возраст этой системы, она благополучно действует на многих дачных участках, и не только в Италии.

Засыпать фашинную дренажную канаву щебнем не стоит, когда-нибудь пучки придется менять, и раскопать песок намного легче, чем выгрести щебенку или другие камушки. Кстати, делать это, возможно, придется уже следующему поколению, такой дренаж запросто может прослужить лет пятнадцать.

Когда сооружается дренажная канава своими руками, часто применяется тот же принцип, но с использованием более современных материалов, а именно автомобильных шин. Они хоть и круглые, но если их порезать по радиусу на шесть или восемь частей, то каждый из сегментов может считаться участком открытой сверху U-образной трубы. Вот так, открытой стороной кверху, их нужно уложить на дно дренажной канавы, и они создадут условия для стока воды в нужном направлении.

Изношенные покрышки – материал практически вечный, и, что немаловажно, не требует финансовых затрат. Укладываются сегменты шин на промятую глину, а сверху засыпаются щебнем, песком, и другими подручными фильтрующе-пропускающими материалами.

Проводим первоначальное наблюдение

Перед тем как приступить к работе, надо провести кое-какие наблюдения. Во время дождя или таяния снега надо посмотреть за движением воды во дворе, откуда она наиболее стекает и в каком месте собирается. Эти каналы можно даже разметить палочками или другими предметами — именно здесь и надо будет копать дренажные траншеи. Кроме того, надо выбрать место, куда в конечном итоге дождевая или талая вода будет уходить из двора. Это может быть овраг или никем не заселенный участок земли. Идеальным вариантом будет отвод воды в ливневую канализацию, если таковая имеется.

Дренажная и водоотводная канава: уклон и укрепление откосов

Канавы – это линейные выемки грунта вдоль дорог, строительных площадок или отдельных земельных участков. Такие канавы часто называют водоотводными или дренажными. Их основная задача производить осушение дорог, дорожек или участков. Дренажные или водоотводные канавы используются при глубине залегания горизонта грунтовых вод до 2 метров. Если канавы перехватывают и отводят воду, поступающую с вышерасположенной территории, то такую дренажную канаву называют нагорной. Если дренажные канавы располагаются вдоль всех границ участка или дороги, то такие канавы называются кюветами. Если участок или дорога имеют рядом круглогодичный поток грунтовых вод, то водоотведение осуществляется каналами в закрытых лотках. Дренажные канавы располагаются со стороны притока грунтовых вод. На болоте (торфяные грунты) дренажные канавы планируются с обеих сторон дороги и со всех строн от дренируемого участка. При глинистых грунтах наименьшие уклоны дренажей принимаются равными 2 ‰ (2 промилле – то есть уклон 2 см на 10 метров), а при песчаных грунтах – 3 ‰. [по данным СП 104-34-96 и Пособия к СНиП 2.05.07-85 2.229].

Читайте также:
Металлические водосточные системы: технические характеристики, монтаж, эксплуатация и цена

Для дренажных канав (кюветов) возле автомобильных дорог дно дренажных канав должно иметь продольный уклон не менее 5‰, и в исключительных случаях – не менее 3‰. При невозможности обеспечения допустимых уклонов следует предусматривать быстротоки, перепады и водобойные колодцы. Если при проектировании продольного профиля дренажных канав топографические условия местности не позволяют выдержать один и тот же продольный уклон, следует назначать крутые уклоны на коротких участках с соответствующим типом крепления или устраивать между ними вставки с уклонами, не требующими укреплений. Минимальная допускаемая скорость течения воды по условиям недопущения заиливания канав 0,25 – 0,30 м/с (для канав, не имеющих укрепления и не покрытых растительностью).

Вся система поверхностного несовершенного дренажа территорий, кроме устройства собственно дренажных канав, включает в себя планировку территории и устройство испарительных бассейнов или поглощающих колодцев. Не допускается проектировать выпуск атмосферных вод из кюветов и дренажных канав в:
– водотоки, протекающие в пределах населенного пункта и имеющие скорость течения менее 5 см/с и расход менее 1 м 3 /сут;
– непроточные пруды;
– водоемы в местах, специально отведенных под пляжи;
– рыбные пруды (без специального разрешения);
– замкнутые лощины и низины, подверженные заболачиванию;
– размываемые овраги без специального укрепления их русел и берегов;
– заболоченные поймы рек. [Пункт 2.194 Пособия к СНиП 2.05.07-85]
В местах выхода водотоков на склоны оврагов и низин водоотводные устройства необходимо прокладывать в сторону от земляного полотна и предусматривать их укрепление. Сопряжение водоотводных канав с руслом водотоков следует проектировать с выполнением следующих условий:
в месте сопряжения канаву направлять по течению водотока;
– угол между осями канавы и водотока назначать не более 45 ° ;
– изменение направления канавы проектировать плавным по кривой радиусом не менее 5 м, а на участках подходов к перепадам, быстротокам и искусственным сооружениям – не менее 10 м.
– высотная отметка устья – выпуска воды из канавы или лотка должна быть ниже отметки бровки земляного полотна не менее чем на 1 м.

Крутизна откосов кюветов со стороны дороги должна составлять 1 : 1,5 (1 часть по вертикали к 1,5 части по горизонтали). Глубину кюветов следует принимать не менее 0,6 м, а ширину по дну – 0,4 м. Для районов с сухим климатом допускается уменьшать глубину кюветов до 0,4 м. На болотах глубина и ширина дна кювета должна быть не менее 0,8 метра (а на болотах с аморфным илом или сапропелем – 2 метра). Кюветы следует проектировать, как правило, трапецеидального поперечного профиля, а при соответствующем обосновании – полуциркульного профиля.

Минимальные размеры и другие параметры водоотводных устройств следует назначать на основе гидравлических расчетов, но не менее значений в нижеприведенной таблице [Таблица №20, пункт 2.190 Пособие к СНиП 2.05.07-85].

Вид канавы

Ширина дна после укрепления, м

Глубина, м
/ Возвышение бровки над уровнем воды

Крутизна откоса при грунтах

ГОСТ Р 59611-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию

Текст ГОСТ Р 59611-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 59611— 2021

Дороги автомобильные общего пользования

СИСТЕМА ВОДООТВОДА Требования к проектированию

Москва Российский институт стандартизации 2021

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Профессиональной образовательной организацией частным учреждением «Автомобильно-дорожный колледж»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ло стандартизации ТК 416 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2021 г. № 689-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N9 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (ло состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

©Оформление. ФГБУ «РСТ». 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие требования к проектированию системы дорожного водоотвода

5 Классификация системы дорожного водоотвода

в Требования к проектированию поверхностного водоотвода

6.1 Требования к проектированию поперечного уклона проезжей части и обочин

6.2 Требования к проектированию боковых продольных канав, кюветов, поперечных канав . .6

6.3 Требования к проектированию нагорных канав

6.4 Требования к проектированию испарительных бассейнов

6.5 Требования к проектированию прикромочных (продольных) и откосных телескопических

6.6 Требования к проектированию дождеприемных колодцев и ливневой канализации

6.7 Требования к проектированию водоотвода за счет устройства мостов и труб

7 Требования к проектированию подземного водоотвода

8 Требования к проектированию водоотвода на транспортных развязках

9 Требования к обеспечению безопасности проезда автомобилей в районах с высокой

интенсивностью дождевых осадков (аквалланирование)

10 Требования к проектированию водоотвода в сложных природных условиях

11 Требования к проектированию водоотвода при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте.. 24

Читайте также:
Выбор дренажного насоса для грязной воды: критерии выбора, рейтинг лучших и отзывы

12 Охрана окружающей среды (очистные сооружения)

ГОСТ Р 59611—2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

Требования к проектированию

Automobile roads of general use. Drainage system. Requirements for design

Дата введения — 2021—09—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к проектированию системы поверхностного и подземного водоотвода при их строительстве. реконструкции, капитальном ремонте.

Настоящий стандарт не распространяется на автомобильные дороги в населенных пунктах, автомобильные дороги в вечномерзлых грунтах, автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 17.1.3.13—86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения

ГОСТ 8020—2016 Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия

ГОСТ 26633—2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27751—2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 31937—2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 32730—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования

ГОСТ 32824—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования

ГОСТ 32871—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования (Переиздание)

ГОСТ 32955—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования

ГОСТ 33063—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ 33100—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог

ГОСТ 33127—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация (Переиздание с Поправкой)

ГОСТ 33128—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования (Переиздание с Поправками)

ГОСТ 33149—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

ГОСТ 33177—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий

ГОСТ 33384—2015 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования

ГОСТ 33475—2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

ГОСТ Р 58137—2018 Дороги автомобильные общего пользования. Руководство по оценке риска в течение жизненного цикла

ГОСТ Р 58653—2019 Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования

ГОСТ Р 59205—2021 Дороги автомобильные общего пользования. Охрана окружающей среды. Технические требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандарте» в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя «Национагъные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана осыгжа, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аквапланирование (глиссирование): Процесс всплытия передних колес автомобиля под действием гидродинамической силы слоя воды на поверхности покрытия.

3.2 быстроток: Водосбросное сооружение, в состав которого входит канал или лоток с уклоном дна. превышающим критический.

3.3 водобойное сооружение: Сооружение, на котором происходит гашение основной части избыточной кинетической энергии потока и которое воспринимает его гидродинамическое воздействие (перепад, водобойный колодец, водобойная стенка и т. д.).

3.4 вертикальный дренаж: Система вертикальных скважин, объединенных коллектором, через который вода откачивается с применением гидромеханического оборудования.

Примечание — К гидромеханическому оборудованию относятся насосы и наземный комплекс. Наземный комплекс, в свою очередь, включает: энергетический комплекс, средства автоматики, эодоотводящая сеть, телемеханика и связь, контрольно-измерительная аппаратура.

3.5 водоотводная система: Система инженерных сооружений, предназначенная для перехвата, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод от автомобильной дороги.

3.6 водосбросное сооружение (водосброс): Сооружение, предназначенное для сброса воды из верхнего бьефа в нижний с целью предотвращения его переполнения.

водопропускное сооружение: Сооружение, предназначенное для пропуска воды в заданном

(ГОСТ Р 57792—2017, статья 3.5)

3.8 водоприемный колодец: Колодец, устраиваемый в системах дорожного водоотвода для сбора воды.

3.9 входной оголовок: Оголовок трубы с верховой стороны насыпи.

3.10 гаситель: Устройство, сооружаемое в нижнем бьефе водосброса и/или в пределах русла водосброса, обеспечивающее интенсификацию гашения основной части избыточной кинетической энергии сбросного потока и его распределение по ширине при работе частью фронта.

3.11 горизонтальный дренаж: Система горизонтальных трубчатых дрен, канав и лотков, предна-значенная для отвода или понижения уровня грунтовых вод.

3.12 дренаж: Геотехническая конструкция, служащая для понижения уровня, перехвата, поглощения и/или отвода подземных или поверхностных вод.

3.13 дренажная воронка: Водоотводное сооружение закрытого типа, сооружаемое под обочинами по обеим сторонам дорожной одежды в шахматном порядке и заполняемое дренирующим материалом для отвода воды или осушения верхней части земляного полотна, с выходом на дневную поверхность.

3.14 дренажная система: Система инженерных сооружений, предназначенная для понижения уровня подземных вод и их отвода.

3.15 дренажная трубка: Трубка, предназначенная для сбора ливневых и сточных вод из дренажных каналов и сброса их в систему водоотведения моста.

3.16 дренажный колодец: Колодец, который используется для сбора дренажных вод.

3.17 дренирующий слой: Элемент конструкции дорожной одежды, выполняющий дренирующие и морозозащитные функции.

3.18 канава: Линейная выемка грунта.

3.19 канава боковая продольная: Канава, проходящая вдоль земляного полотна насыпи для сбора и отвода воды.

3.20 канава забанкетная: Канава, расположенная на склоне косогора крутизной не более 1:5 с нагорной стороны по отношению к выемке за банкетом, сооружаемом из грунта этой канавы.

Читайте также:
Металлические водосточные системы: технические характеристики, монтаж, эксплуатация и цена

3.21 канава нагорная: Канава, расположенная с нагорной стороны от автомобильной дороги для перехвата стекающей по склону воды с отводом ее от дороги.

3.22 канава поперечная: Канава, сооружаемая при ожидаемом большом скоплении воды для спуска ее из боковых продольных канав (кюветов) в сторону от земляного полотна.

3.23 кювет: Продольная канава, устраиваемая в выемках и у малых насыпей, предназначенная для сбора и отвода воды.

3.24 ливневая канализация: Канализация закрытая, обеспечивающая сбор и отведение дождевых и сточных вод.

3.25 откосные лотки: Лотки, предназначенные для быстрого сброса воды с поверхности автомобильной дороги по откосам насыпи.

3.26 очистные сооружения: Инженерно-технические конструкции и приспособления для очистки дождевых и сточных вод от загрязнений.

3.27 резерв: Территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используют для отсыпки насыпи автомобильной дороги.

Примечание — Резерв закладывается непосредственно у основания насыпи с одной или двух ее сторон или с нагорной стороны, а если невозможно, вдали от автомобильной дороги на отведенном участке сосредоточенного грунтового карьера.

3.28 риск (вероятность) аквапланирования: Вероятность возникновения всплытия передних колес автомобиля под действием водяного слоя.

4 Общие требования к проектированию системы дорожного водоотвода

4.1 Система дорожного водоотвода — комплекс инженерных сооружений, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод с целью обеспечения надежной и безопасной работы всех сооружений и конструктивных элементов: обеспечения устойчивости земляного полотна, прочности дорожной одежды, устойчивости искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей) на проектируемой автомобильной дороге.

При проектировании системы дорожного водоотвода автомобильных дорог следует учитывать требования, изложенные в [1]. пункт 11.12 статьи 3.

4.2 Для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать в соответствии с ГОСТ 33100—2014 (пункты 7.29, 7.30) следующие мероприятия:

• поперечные уклоны на проезжей части и обочинах;

– боковые продольные канавы, кюветы, поперечные канавы;

– прикромочные (продольные) и откосные телескопические (поперечные) лотки;

* дождеприемные колодцы и ливневую канализацию;

4.3 Для отвода грунтовых (подземных) вод следует предусматривать с учетом ГОСТ 33100—2014 (пункт 7.29) следующие мероприятия;

– сооружения подземного водоотвода (дренажи глубокого заложения, дренажные прорези, дренажи мелкого заложения, подкюветные дренажи, закюветные дренажи и т. д.. обеспечивающие перехват и отвод грунтовых вод. снижая их негативное воздействие на дорожные конструкции);

– дренирующие слои земляного полотна или дренирующих прослоек из геосмнтетических материалов и геокомпозитов.

4.4 При проектировании водоотвода учитывают следующие факторы:

– дорожно-климатическую эону (далее — ДКЗ);

– конструкцию земляного полотна;

– категорию автомобильной дороги;

– количество полос движения;

– наличие разделительной полосы;

– грунты и тип местности по условиям увлажнения;

– рельеф прилегающей местности.

4.5 Проектирование водоотвода следует выполнять на основании результатов анализа возможных решений по ГОСТ 27751—2014 (раздел 3. пункты 4.1. 4.2. 5.2.1—5.2.5, разделы 6—13). ГОСТ 31937—2011 (пункты 6.2.5.6.2.6. 6.3.2, 6.3.3. 6.4.18—6.4.20. приложения Б. В. К. Л), учитывая капитальные затраты на реализацию возможных схем и затраты на эксплуатацию, а также целесообразно выполнять анализ рисков по ГОСТ Р 58137—2018 (пункты 4.2.8.7.7.7.8, приложение А) при проектировании водоотвода в сложных условиях.

4.6 Допускается проектирование водоотвода с различными комбинациями водоотводных сооружений.

4.7 Продольный уклон водоотводных сооружений следует устанавливать с учетом особенностей рельефа местности, характера грунтов, в которых будет устроен водоотвод, и наличия местных строительных материалов для его укрепления.

5 Классификация системы дорожного водоотвода

5.1 По функциональному назначению различают:

– систему поверхностного водоотвода;

– систему подземного водоотвода:

5.2 Система поверхностного водоотвода выполняется:

5.3 Система подземного водоотвода включает в себя:

– дренирующие слои дорожной одежды;

– перехватывающие и понижающие дренажи.

5.4 К водопропускным сооружениям относят:

5.5 Элементы открытой системы водоотвода: поперечные уклоны на проезжей части и обочинах, боковые продольные канавы, кюветы, поперечные канавы, нагорные канавы, испарительные бассейны. прикромочные (продольные) лотки, откосные телескопические (поперечные) лотки, мосты, трубы.

5.6 Элементы закрытой системы водоотвода: дренажная система, дождеприемные колодцы, ливневая канализация, очистные сооружения.

5.7 Смешанный тип водоотвода состоит из элементов закрытой и открытой сети.

5.8 Способы отведения поверхностной воды:

. отвод воды с покрытия проезжей части и обочин — поперечными уклонами, прикромочными (продольными) лотками, откосными телескопическими (поперечными) лотками;

* отвод воды от земляного полотна насыпей — боковыми (продольными) канавами, поперечными канавами, резервами;

– отвод воды от земляного полотна выемок — кюветами;

• отвод воды, стекающей к автомобильной дороге с нагорной стороны склона — нагорными кана-вами.

6 Требования к проектированию поверхностного водоотвода

6.1 Требования к проектированию поперечного уклона проезжей части и обочин

6.1.1 При односкатном поперечном профиле.

6.1.1.1 Водоотвод с поверхности автомобильных дорог на кривых в плане радиусом менее 3000 м на дорогах I категории и 2000 м на дорогах других категорий необходимо обеспечить устройством односкатного поперечного профиля (виража).

6.1.1.2 Поперечные уклоны проезжей части и обочин на автомобильных дорогах с односкатным поперечным профилем выполняют по ГОСТ 33475—2015 (пункты 3.15. 3.19).

6.1.2 При двускатном поперечном профиле.

6.1.2.1 С целью своевременного отвода воды с поверхности покрытия следует предусматривать устройство проезжей части с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках автомобильных дорог.

6.1.2.2 Двускатный поперечный профиль необходимо проектировать на кривых в плане с радиусом 3000 м и более для автомобильных дорог I категории и радиусом 2000 м и более для автомобильных дорог II—IV категорий.

6.1.2.3 Поперечный уклон проезжей части следует принимать в зависимости от категории автомобильной дороги, типа покрытия, числа полос движения и климатических условий района проектирования по таблице 1.

Таблица 1 — Поперечный уклон проезжей части двускатного профиля

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: