Санитарно-защитная зона очистных сооружений канализации: назначение, правила и мероприятия

Зачем нужны санитарно-защитные зоны очистных сооружений канализации

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это участок территории, на которой построены локальные очистные сооружения (ЛОС). Их площадь рассчитывается по возможной степени распыления (рассеивания) вредных веществ, находящихся в канализационных стоках. Чем больше выбросы, тем шире зона. СЗЗ канализационных очистных сооружений по нормативам СанПиН определяется также из расчета типа ЛОС — открытого или закрытого. Дополнительно учитывается вид установленного оборудования.

Основные правила для промышленных СЗЗ

Санитарно-защитные зоны по своему назначению делятся на две группы: промышленные и бытовые. У каждого типа свои требования по месту расположения, площади и степени очистки сточных вод.

В СанПиН указана зависимость размеров СЗЗ от двух параметров: технической оснащенности локальных канализационных систем и мощности очистки, измеряемой в тыс. м³/сутки. Если ЛОС оснащена насосами, отстойниками и аварийными резервуарами, зависимость такая:

Производительность, тыс. м³/сут. до 0,2 0,2-5 5-50 50-280
Размер СЗЗ, м 15 20 20 30

Если в комплектацию ЛОС входят сооружения определенного назначения — для механической и биологической очистки, — а также иловые площадки, в которых происходит брожение канализационных осадков, размеры охранной зоны необходимо увеличить:

Производительность, тыс. м³/сут. до 0,2 0,2-5 5-50 50-280
Размер СЗЗ, м 150 200 400 500

Если к механической и биологической очистке добавляется термомеханическая обработка канализационных осадков, и все это происходит в закрытых помещениях, параметры СЗЗ таковы:

Производительность, тыс. м³/сут. до 0,2 0,2-5 5-50 50-280
Размер СЗЗ, м 100 150 300 400

Кроме активной очистки сточных вод в локальных очистительных сетях используют сооружения, которые относятся к категории доочистки. Это поля фильтрации или орошения, так называемые биологические пруды. Для них тоже существуют нормы, которые определены СанПиН. Здесь зависимость та же, от мощности ЛОС.

Новейшие технологии очистки канализационных стоков и оборудование, которое внедряется в сети канализации, увеличивают степень очистки. При этом сокращаются площади, на которых оно устанавливается. Поэтому в законодательные документы вносятся изменения и дополнения. Если увеличивается эффективность полей фильтрации и орошения, сооружений механической и биологической обработки, то можно сократить размеры СЗЗ до 100 м при условии:

  • поля фильтрации располагаются на территории до 0,5 гектара;
  • поля орошения до 1 Га;
  • производительность систем очистки не превышает 50 м³/сут.

Если сооружаются поля фильтрации подземного типа, а их производительность не превышает 15 м³/сут., размер ЛОС можно принимать в пределах 50 м. Если поверхностный сток очистных сооружений имеет открытый вид исполнения, размер санитарно-защитной зоны может быть 100 м, при закрытом типе исполнения размер уменьшается до 50 м. Если в состав ЛОС входят сливные станции, параметр зоны увеличивается до 300 м.

Если промышленные очистные сооружения располагаются за пределами территории производственного объекта, и к ним подключены бытовые канализационные стоки, параметры СЗЗ определяются по значениям, указанным в выше обозначенных таблицах.

В санитарно-защитных зонах для локальных очистных сооружений запрещено:

  • строить жилые дома;
  • проводить ландшафтные работы;
  • организовывать зоны отдыха, санатории, курорты, оздоровительные учреждения;
  • возводить коттеджные поселки и формировать садовые товарищества;
  • строить спортивные и детские площадки.

В санитарно-защитной зоне промышленного типа нельзя организовывать производства пищевой и фармацевтической направленности, строить склады, где хранятся пищевые и лекарственные товары, сырье и полуфабрикаты. Нельзя сооружать водопроводные комплексы, где производится очистка и хранение воды.

Еще несколько требований, предъявляемых санитарным зонам канализационных систем:

  • СЗЗ должна располагаться с подветренной стороны относительно промышленного объекта и жилых строений, расположенных неподалеку;
  • при проектировании обязательно должно учитываться, что в будущем локальные очистные сооружения будут расширяться;
  • возводятся ЛОС с учетом самотечного перемещения канализационных стоков, а также сточных вод поверхностного типа — вся территория располагается под небольшим уклоном;
  • при определении размеров СЗЗ учитывается тип и класс предприятия.

Проектирование санитарно-защитной зоны определяет ориентировочный размер. Нормативные расчеты сформулированы в СанПиН. Но со временем в процессе эксплуатации размеры СЗЗ могут изменяться в большую или меньшую сторону. На основании наблюдений и различных измерений состояния воздуха утверждается окончательный (установленный) размер СЗЗ.

Критерий, по которому определяется окончательный параметр зоны, это допустимая (предельная) концентрация загрязняющих веществ. Данный параметр измеряют на границе зоны.

Размер СЗЗ можно уменьшить, если в ЛОС внедрены новые технологии очистки и установлено новое высокоэффективное оборудование, либо перепрофилируется само предприятие — уменьшается его мощность, состав или класс опасности.

Дорога, которая проходит внутри санитарно-защитной зоны, не учитывается при расчете размеров СЗЗ. Выхлопы автомобилей в расчет загрязнений берутся обязательно.

Бытовые санитарно-защитные зоны

Расположение септика на участке

Читайте также:
Методы очистки выгребной ямы в частном доме

Бурное развитие загородного строительства стало причиной появления большого количества локальных канализационных систем, расположенных прямо на загородном участке. Они имеют небольшие размеры, многие комплектуются полями или колодцами фильтрации.

Производители предлагают септические устройства с высокой степенью очистки канализационных стоков и нечистот, которая доведена до 99%. Но в независимости от того, какой тип ЛОС используется на загородном участке, какова его степень очистки, нормативы и требования ко всем вида предъявляются одинаковые:

  • расстояние до фундамента дома – не меньше 5 м;
  • до колодца или скважины, на основе которых формируется автономная система водоснабжения дома, – не менее 50 м;
  • до открытых водоемов – 30 м;
  • до соседнего участка – 3 м;
  • до растительных насаждений – 3 м;
  • до дороги, проходящей около участка – 5 м.

В СанПиН есть нормативы, которые определяют размеры полей фильтрации. Последние относятся к ЛОС и формируют СЗЗ. Расчет площади, занимаемой полями фильтрации, устанавливается соотношением суточного объема, который выдает септик, и поглощающей способностью грунта.

Санитарно-защитные зоны: что надо сделать до 2020

Статья может быть полезна практикующим юристам-инхаусам, в качестве первого приближения к изменениям в нормативном регулировании СЗЗ.

Нормативное регулирование:

  • Градостроительный кодекс (далее – ГрК)
  • Земельный кодекс (далее – ЗК)
  • Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (далее – ФЗ-52)
  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – ФЗ-342)
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон” (далее – ПП-222)
  • О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (далее – СанПин)

Понятие

Понятие санитарно-защитных зон в действующем законодательстве не закреплено. В соответствии с п.4 ст.1 ГрК, санитарно-защитные зоны (далее также – СЗЗ) относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).

Объекты, в отношении которых устанавливаются СЗЗ:

Согласно п.1 Правил, утвержденных ПП-222: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

В связи с принятием новых нормативно-правовых актов, возможны следующие ситуации:

  1. Решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН. СЗЗ считается установленной (п.25 ПП-222). Никаких действий предпринимать не нужно.
  2. Решение об установлении СЗЗ получено, границы описаны (в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент установления СЗЗ), но в ЕГРН не внесены (п.8,9,10 ст.26 ФЗ-342). СЗЗ считаются установленными на срок до 01.01.2022. Необходимо исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-З42 исполнять не требуется.
  3. Решение получено, однако границы указаны не так, как требуется в соответствии с положением, утвержденным Правительством (п.11,12 ст.26 ФЗ-342). Такое положение не утверждено, поэтому руководствоваться необходимо ст. 106 ЗК (п.16 ст.26 ФЗ-342). Необходимо описать границы так, как требуется, и исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-342 исполнять не требуется.
  4. Решение не получено, но определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ (п.13 ст.26 ФЗ-342).В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т.д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. С 01.01.20 ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование; ограничения использования ЗУ в них не действует. До 01.10.19 собственники зданий с такими СЗЗ обязаны обратиться с заявлениями об установлении СЗЗ/о прекращении существования СЗЗ.
  5. СЗЗ/ее границы не установлены до ФЗ-342, но в соответствии с требованиями должны быть установлены. СЗЗ и ее границы устанавливаются в срок до 01.01.2022 (п.14 ст.26 ФЗ-342). При этом в срок до 15.03.2019 необходимо провести исследования и представить заявление в Роспотребнадзор (п.2 ПП-222).
Читайте также:
Пластиковая канализационная труба диаметром 150 мм: сфера применения, размеры, монтаж и цена

Кто принимает решение об установлении/прекращении СЗЗ (п.3 ПП-222):

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее – санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов III – V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III – V класса опасности.

Процедура

  • Заявление подается в уполномоченный орган застройщиком/правообладателем объекта лично, по почте, в электронном виде.
  • При планировании строительства/реконструкции, застройщик подает заявление не позднее чем за 30 дней до подачи заявления о выдаче разрешения на строительство (п.6 ПП-222).
  • К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются (п.14 ПП-222): а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
  • К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10 Правил, прилагаются: а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации); б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте “а” настоящего пункта.
  • Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ/о ее изменении или прекращении ее существования и направляет заявителю (п.17 ПП-222). К решению прилагаются сведения о границах такой зоны и графическое описание местоположения границ зоны, координаты характерных точек (п.20 ПП-222).
  • Копия решения в течение 5 рабочих дней направляется уполномоченным органом в ФРС для внесения сведений в ЕГРН.
  • Действующий административный регламент “Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений” утвержден Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775. При этом последняя редакция – от 22.07.2016
  • Роспотребнадзором 22.05.2018 подготовлен Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека “Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны”. Однако информации о его утверждении нет.

Ответственность

Специальной санкции за неисполнение обязанности до 01.10.2019 обратиться с заявлением об установлении СЗЗ на сегодняшний день нет.

Общие нормы по КОАП:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вывод:

Большинство объектов попали в ситуацию, описанную в пункте 4: при строительстве было получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, однако окончательно СЗЗ установлена не была. Так как в 2020 году расчетные СЗЗ прекращают свое существование, то все, кто не успел установить/прекратить СЗЗ до этого момента, падают в ситуацию номер пять. В соответствии с которой, в срок до 2022 года необходимо провести исследования и, если необходимо – установить СЗЗ и внести данные в ЕГРН.

Буду рада вашим дополнениям/комментариям к материалу.

Санитарно-защитная зона очистных сооружений канализации: что такое СЗЗ, охранная зона

Для отсечки участков обработки сточных вод от жилых массивов вводится санитарно-защитная зона очистных сооружений канализации. Это территория, на которой запрещено строительство любых зданий, построек или объектов хозяйственной деятельности.

Несоответствие размеров охранной зоны действующим нормативам является нарушением, по которому возможна определенная ответственность. Использование защитной территории не по прямому назначению (в коммерческих, промышленных или других целях) рассматривается как правонарушение со всеми вытекающими последствиями. Нормы и правила по отведению разрыва изложены в СанПиН и других документах.

  1. Что это такое
  2. Для чего нужны
  3. Как устанавливается величина СЗЗ
  4. Размеры СЗЗ по таблицам СанПиН
  5. Видеообзор:
Читайте также:
Канализационная насосная станция для частного дома: устройство, расчеты, монтаж и цена

Что это такое

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это защитная территория, окружающая промышленные объекты от участков жилой застройки. Введение разрыва вызвано необходимостью защиты жилых массивов от вредного воздействия промышленных предприятий. Факторами вредного влияния являются:

  • шум;
  • пыль;
  • газообразные выбросы.

Для снижения вредного воздействия вводятся охранные территории, одним из видов которых является охранная зона очистных сооружений канализации.

Параметры территории рассчитываются во время создания проекта предприятия. Ввод в эксплуатацию производственных мощностей, не отделенных от участков жилой застройки, запрещен. Таковы общие требования к СЗЗ, относящиеся ко всем промышленным объектам. Они определены актуальной редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, где четко определены правила и условия отведения охранного разрыва. Если величина или конфигурация территории не соответствует действующему стандарту, на предприятие может быть наложен штраф до 100 тыс. рублей, или приостановка деятельности на 90 суток. В более сложных случаях, повлекших тяжелые последствия, следует уголовная ответственность руководителей или виновников.

Зоны санитарной охраны очистных сооружений канализации подчиняются тем же требованиям, что и промышленные СЗЗ. Они рассчитываются по условиям работы оборудования, объемам стоков, величине отстойников или полей фильтрации. В СанПиН даны таблицы зависимости размеров СЗЗ от величины отстойников или емкостей. Однако, данные величины относятся к условным, или рекомендуемым значениям. Каждые ОС имеют собственную специфику работы. Природные условия местности, особенности климата и другие факторы могут быть учтены при определении величины охранного разрыва. В подобных случаях санитарная зона очистных сооружений канализации отводится в соответствии с базовыми медицинскими нормами. Основным критерием оценки размера полосы отсечки является определение ПДК на границах участка охраны. Если концентрация вредных веществ (запахов, других компонентов) не соответствует допустимым значениям, размеры полосы отчуждения придется увеличивать.

Для чего нужны

СЗЗ от очистных сооружений бытовой канализации предназначены для отсечки жилых массивов от участка обработки сточных вод. Полоса отсечки обеспечивает возможность ослабить вредное воздействие выбросов, запахов или других технических компонентов очистки. Расстояние от источника до жилых домов населенного пункта должно быть таким, чтобы все вредные компоненты успевали осесть на почву. Кроме этого, газообразные выбросы должны раствориться в атмосфере, не доходя до жилья.

Комплексы обработки стоков используют технологию отстаивания и аэрации жидкостей. Для этого необходимы большие открытые емкости, от которых исходит сильный запах. Кроме того, есть технологии, где применяются специальные химические реактивы. Они связывают вредные компоненты, заставляют их выпадать в осадок. Отведение полосы отсечки позволяет уменьшить поступление запахов к жилым зданиям, снижает опасность попадания активных реагентов в зону городской застройки. Как правило, строительство ОС производится на подветренной стороне от населенного пункта, неподалеку от водоема.

Как устанавливается величина СЗЗ

Расчет территории отчуждения производится на стадии создания проекта строительства или реконструкции комплекса очистки. Надо рассчитывать объемы стоков, рассматривать возможность расширения населенного пункта и увеличения количества отходов. При этом учитывается специфика сбора стоков. Например, при строительстве многоэтажных жилых домов возрастает объем бытовых отходов. При этом, количество дождевой воды, собранной с той же площади, практически не меняется. Поэтому охранная зона очистных сооружений ливневой канализации не соответствует величине отсечки, принятой для бытовых ОС. Если процесс обработки происходит на одной промышленной площадке, выбирают большее значение.

Величина охранной территории рассчитывается исходя из технологии очистки стоков, используемого оборудования, мощности очистных сооружений. Также учитывается характер стоков и тип канализации. Чем тяжелее компоненты выбросов с ОС, тем меньше требуется площадь для их оседания. И наоборот, газообразные выбросы способны передаваться на большие расстояния и требуют широкой полосы отчуждения. Например, санитарно-защитная зона очистных сооружений бытовой канализации больше, чем разрыв от комплекса очистки ливневых стоков. Эта разница обусловлена отличиями в технологии обработки стоков, составе жидкости, условиях работы оборудования. Кроме этого, значительно отличаются режимы действия этих сетей. Бытовые стоки поступают регулярно, их объемы можно заранее просчитать. Ливневые потоки появляются нерегулярно, иногда их нет в течение нескольких недель или месяцев. В зимнее время дождевая система простаивает, а бытовая канализация работает круглый год. Исходя из условий работы, санитарно-защитная зона очистных сооружений ливневой канализации рассчитывается по минимальным требованиям для закрытых емкостей.

Размеры СЗЗ по таблицам СанПиН

Ширина полосы отсечки в зависимости от технологии и объема сточных жидкостей:

Приведенные значения являются рекомендуемыми показателями. В отдельных случаях они могут быть немного уменьшены.

Санитарно-защитные зоны для канализационных очистных сооружений рассчитываются с учетом перспективного развития населенного пункта. Если в момент создания проекта учтена одна мощность комплекса обработки, то со временем она может увеличиться в несколько раз. Если не обеспечить запас территории, работа ОС окажется под вопросом из-за несоответствия по санитарным требованиям.

Читайте также:
Пескоуловитель для канализации: назначение, строение, принцип работы и цена

Временный простой, ремонтные работы или реконструкция оборудования не являются основанием для уменьшения размера полосы отчуждения. При этом, изменение технологии очистки, введение нового оборудования, дают основание для пересмотра величины разрыва. В таких случаях СЗЗ очистных сооружений канализации может быть уменьшена в соответствии с новыми условиями работы комплекса.

Еще одним важным фактором, требующим учета при отведении охранного разрыва, является преобладающее направление ветра. Если воздушные потоки чаще всего направлены со стороны ОС на жилые массивы города, придется увеличивать размер полосы отсечки.

Видеообзор:

Санитарно-защитная зона

СЗЗ предприятий и очистных

Санитарно-защитная зона располагается вокруг промышленных объектов и производственных площадок, функционирование которых пагубно сказывается на здоровье населения.

Основная задача СЗЗ – это снижение негативного влияния физических, химических и биологических факторов, возникающих при работе предприятия, и доведение степени ПДК и ПДУ до требований, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”.

СЗЗ очистных сооружений частных домов

Индивидуальные жилые застройки – особая категория мест для установки сооружений очистки. С одной стороны небольшая производительность установок, с другой – малая площадь участка застройки, на которой размещаются очистные сооружения. Это могут быть подземные септики, ЛОС, поля фильтрации и просто выгребные ямы. Величина санитарно-защитной зоны рассчитывается по рекомендациям СанПиН и должна соответствовать следующим требованиям:

  • до фундамента жилого дома – пять метров;
  • до точки водозабора – пятьдесят метров;
  • до ручья, реки – десять метров;
  • до водоемов с непроточной водой (пруды, озера, водохранилища) – тридцать метров;
  • до межи соседней застройки – три метра;
  • до плодовоягодных посадок – три метра;
  • до автомобильной дороги – пять метров.

При обустройстве на приусадебном участке частного владения полей фильтрации, СЗЗ рассчитывается исходя из суточного объема стоков, поступающих из септика и всасывающих свойств грунта.

СЗЗ по классам производства

Для каждой отрасли промышленности существуют определенные величины СЗЗ, которые прописаны в СанПиН. Они разделены на 5 классов в зависимости от степени воздействия различных факторов на окружающую среду. К примеру:

  • 1 класс: производство кислот, анилино-красочная промышленность, металлургические и машиностроительные производства.
  • 2 класс: самолетостроение и машиностроение, производство металлических конструкций, газов, органических растворителей.
  • 3 класс: производство химических реактивов, пластмассы, лакокрасочная, парфюмерная индустрия.
  • 4 класс: мыловарение, выпуск стекловолокна.
  • 5 класс: пункты химчистки, типографии, выпуск лекарств.

Величина СЗЗ зависит от профиля предприятия, характера производственной деятельности, объемов производства и имеет размер, соответствующий определенному классу:

  • промышленные предприятия I класса – тысяча метров;
  • промышленные предприятия II класса – пятьсот метров;
  • промышленные предприятия III класса – триста метров;
  • промышленные предприятия IV класса – сто метров;
  • промышленные предприятия V класса – пятьдесят метров.

Непроизводственные объекты также имеют свои величины СЗЗ, которым соответствуют следующие расстояния:

  • складские помещения исходя из характера и объемов складируемой продукции – 50 – 500 м;
  • котельная – 50 м;
  • АЗС – 50 – 100 м;
  • газопровод (зона отчуждения) 300- 1200 м;
  • нефтяная скважина -300 – 1000 м;
  • очистные сооружения – 15 – 1000 м;
  • кладбища: 20 – 40 га – 500 м; меньше 20 га – 300 м; закрытые и сельские – 50 м.

СЗЗ очистных сооружений канализации

Санитарно-защитная зона предусматривается для следующих типов очистных сооружений и оборудования:

  • станции перекачки, ЛОС, специализированные аварийные емкости;
  • поля фильтрации, поля орошения, биологические пруды;
  • системы для биоочистки и очистки механическими методами;M
  • фильтрующие конструкции с применением терморегуляции.

Величина СЗЗ устанавливается по классификации класса опасности, который присваивается объекту очистных сооружений и канализации и обусловлена производительностью установки и объемом суточных стоков.

Тип сооружения Расстояние в м, при расчетной производит. сооружения в тыс. м3/сутки
до 0,2 от 0,2 до 5,0 от 5,0 до 50 от 50 до 280
Насосные станции, регулирующие резервуары и ЛОС 15 20 20 30
Сооружения для механич. и биологич. очистки с иловыми площадками для сброженных осадков 150 200 400 500
Сооружения для механич. и биологич. очистки с термомеханич. обработкой осадка в закрытом помещении 100 150 300 400
Поля:
а) фильтрации 200 300 500 1000
б) орошения 150 200 400 1000
Биологические пруды 200 200 300 300

При обустройстве СЗЗ вокруг объектов очистных сооружений стоит придерживаться некоторых ограничений и рекомендаций.В случае повышения уровня шума или вибрации, требуется увеличение размеров санитарно-защитной зоны.

На открытых объектах биоочистки и очистки механическими методами чаще всего предусмотрены иловые площадки. Тогда величина СЗЗ устанавливается в соответствии с СанПиН. Если установки очистки являются закрытыми, то существует возможность сокращения СЗЗ.

При возрастании производительности очистных сооружений свыше 280 000 кубометров суточного объема или внедрении передовых технологий очистки сточных вод, границы СЗЗ рассчитываются индивидуально и могут отличаться от установленных в СанПиН.

Санитарно-защитная зона очистных сооружений канализации: назначение, правила и мероприятия

Размер санитарно-защитной зоны. Особенности, необходимые документы, Ответственность на работу без определения ССЗ.

  1. Что такое санитарно-защитная зона
  2. Скачать Руководство по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий
  3. Дата актуализации: 12.02.2016
  4. Что такое наружная канализация
  5. Описание
  6. Разделы сайта, связанные с этим документом:
  7. Особенности размещения КНС
  8. Субъекты
  9. В комментариях/вопросах
  10. Требования к санитарно-защитной зоне
  11. Планирование
  12. Размер санитарно-защитной зоны для очистных сооружений
  13. Видеообзор:
  14. Важно
  15. Документы, необходимые для процедуры
  16. Особенности процедуры
  17. Ответственность на работу без определения ССЗ

Что такое санитарно-защитная зона

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это участок территории, на которой построены локальные очистные сооружения (ЛОС). Их площадь рассчитывается по возможной степени распыления (рассеивания) вредных веществ, находящихся в канализационных стоках. Чем больше выбросы, тем шире зона. СЗЗ канализационных очистных сооружений по нормативам СанПиН определяется также из расчета типа ЛОС – открытого или закрытого. Дополнительно учитывается вид установленного оборудования.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это защитная территория, отделяющая жилую территорию от промышленных объектов. Введение разрыва вызвано необходимостью защиты места проживания от вредного воздействия промышленных предприятий. Факторами вредного влияния являются шум, пыль, вибрации, газообразные и жидкие выбросы.

Основная задача СЗЗ – это снижение негативного влияния физических, химических и биологических факторов, возникающих при работе предприятия, и доведение степени ПДК и ПДУ до требований, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”.

В СЗЗ очистных сооружений не допускается размещать территории с нормируемыми показателями качества среды обитания (жилую застройку, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ, а также др.).

В санитарно-защитной зоне промышленного типа нельзя организовывать производства пищевой и фармацевтической направленности, строить склады, где хранятся пищевые и лекарственные товары, сырье и полуфабрикаты. Нельзя сооружать водопроводные комплексы, где производится забор, очистка и хранение воды.

Скачать Руководство по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий

Дата актуализации: 12.02.2016

Найти:
Где:
Тип документа:
Отображать:
Упорядочить:

Что такое наружная канализация

Значение «охранная зона канализации» относится к наружным сетям. Это система трубопроводов, по которой бытовые и промышленные стоки, собираемые внутренними водоотводящими системами, а также дождевая и талая вода, транспортируются к насосным станциям, а далее — на очистные сооружения.

В состав канализационных наружных сетей входят:

  • трубопроводы различных диаметров
  • колодцы:
    • смотровые
    • перепадные
    • поворотные

При проектировании канализации учитывают несколько существенных факторов. Определяют:

  • объем стоков
  • условия эксплуатации
  • расстояние до ближайшей насосной станции
  • возможность подключения к существующему коллектору
  • состав и свойства грунтов на участке предполагаемой укладки трубопровода
  • рельеф местности
  • уровень подземных вод
  • климатические условия
  • показатель промерзания грунта

В отличие от внутренней, наружная система канализации эксплуатируется в более жестких условиях. Кроме воздействия стоков на внутреннюю поверхность труб, снаружи на них оказывают влияние внешние факторы — влажный грунт, агрессивная среда, температурные перепады. Монтаж наружной канализации осуществляется из металлических, пластиковых, а также бетонных и асбоцементных труб.

Схема канализационной системы может быть:

  • раздельной — отдельное устройство дождевой и бытовой канализации
  • полураздельной — раздельный сбор дождевой воды и бытовых стоков с дальнейшей транспортировкой в общем коллекторе
  • общесплавной — совместная система канализации

При проектировании и укладке инженерных сетей следует придерживаться обязательных требований СНиП. Грамотно выполненные работы по укладке наружной сети канализации станут залогом долговременной и беспроблемной ее эксплуатации.

Описание

Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

Разделы сайта, связанные с этим документом:

Особенности размещения КНС

  • По санитарным нормам канализационные насосные станции промышленного типа должны размещаться в 20-30 м от жилья, при этом 10 м – зеленая зона. Только в том случае, если отсутствует столько места, оно может быть сокращено после согласования с органами санитарного надзора.
  • При размещении КНС нужно учитывать не только расстояние, но и этажность здания, розу ветров, производительность и ряд других параметров;
  • В паводковых зонах агрегаты нужно располагать так, чтобы порог входа был на 50 см выше максимальной отметки подъема грунтовых вод.

В целом, месторасположение КНС подбирают, ориентируясь на санитарные, гидрологические, топографические, планировочные расчеты. Так как практически это трудно выполнить самостоятельно, рациональнее обращаться в специализированные компании, например, в нашу. Мы гарантируем клиентам качество услуг и оборудования.

Специалисты внимательно осмотрят местность, составят проект, а также план выполнения работ. При необходимости подберут нужное оборудование, которое гарантированно справится с поставленными задачами. Работы будут выполнены опытной бригадой. Наша компания располагает всей необходимой техникой, оборудованием и инструментами.

При установке КНС на промышленных объектах соблюдается санитарная зона, что гарантирует отсутствие различного рода проблем в ходе проверки. Монтаж может быть начат только в том случае, если у клиента имеются все документы, разрешающие проведение работ.

Если Вы хотите воспользоваться услугами наших специалистов, оставьте заявку на страницах нашего сайта. Также Вы можете позвонить нам по телефону (495) 668 32 90. Филиалы компании есть в Самаре, Волгограде, Екатеринбурге, их контакты есть на сайте.

Дата: Понедельник, 21 Март 2016

Субъекты

Санитарно-защитная зона нужна всем промышленным и хозяйственным объектам, даже относящимся к 5 классу опасности. Исключения:

  • Предприятия малого и среднего бизнеса, находящиеся в городской черте и не влияющие на экологическое состояние. Таким объектам достаточно факта отсутствия загрязнений, подтвержденных лабораторными данными и техпроцессом.
  • Предприятия, находящиеся в промзонах и не контактирующие с нормируемыми территориями;
  • Микропредприятия с численностью персонала до 15 чел.
  • Объекты торговли, услуг и общепита. Этим организациям достаточно разработки проекта по ОВОС- отрицательному воздействию на окружающую среду.
  • Предприятия, удаленные от населённых пунктов и дачных поселков более чем на 10 км, если рядом не находятся другие объекты, которые нельзя размещать в СЗЗ.

В комментариях/вопросах

Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом

Требования к санитарно-защитной зоне

  • СЗЗ должна располагаться с подветренной стороны относительно промышленного объекта и жилых строений, расположенных неподалеку;
  • при проектировании обязательно должно учитываться, что в будущем локальные очистные сооружения будут расширяться;
  • возводятся ЛОС с учетом самотечного перемещения канализационных стоков, а также сточных вод поверхностного типа – вся территория располагается под небольшим уклоном;
  • при определении размеров СЗЗ учитывается тип и класс предприятия.

Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, в соответствие с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон:

  • предприятия первого класса — 1000 м;
  • предприятия второго класса — 500 м;
  • предприятия третьего класса — 300 м;
  • предприятия четвертого класса — 100 м;
  • предприятия пятого класса — 50 м.

Если величина или конфигурация территории не соответствует действующему стандарту, на предприятие может быть наложен штраф до 100 тыс. рублей, или приостановка деятельности на 90 суток. В более сложных случаях, повлекших тяжелые последствия, следует уголовная ответственность руководителей или виновников.

Планирование

Планирование размера санзоны происходит на этапе проектирования строительства. При составлении проекта учитывается планируемая деятельность организации, рельеф местности, роза ветров, характеристики находящихся рядом предприятий, расположение близлежащих водоемов и объектов застройки. Проект СЗЗ согласовывается в Ростехнадзоре и центре гигиены и эпидемиологии (ФБУЗ).

После начала работы предприятия размер санзоны определяется натурными исследованиями параметров загрязнения, шума, электромагнитного излучения. Если зона воздействия оказалась больше, предприятию грозят серьезные неприятности, вплоть до приостановки работы. Жители, попавшие в СЗЗ, вправе требовать от предприятия материальной компенсации и даже переселения в районы с нормальной экологической обстановкой.

Размер санитарно-защитной зоны для очистных сооружений

Ширина полосы отсечки в зависимости от технологии и объема сточных жидкостей:

Размеры СЗЗ очистных сооружений могут быть уменьшены по сравнению с нормативными, соответствующими санитарной классификации при:

  • объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов);
  • подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;
  • уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.

Автор: ООО “НПО “Агростройсервис”
Дата публикации: 25.02.2016

Видеообзор:

Всё полезное о канализации — gidkanal.ru

GidKanal | Яндекс Дзен

Важно

Важные абзацы отсутствуют или не отмечены

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

Документы, необходимые для процедуры

  • сведения о предприятии – адрес, направление деятельности, класс опасности, присвоенный при регистрации в Ростехнадзоре;
  • карта прилегающей местности с отметкой границ предприятия, расположения других организаций, жилой застройки, источников водозабора, водоохранных и природоохранных зон;
  • документы, описывающие техпроцесс используемое сырье и материалы, применяемое оборудование, образующиеся отходы и выделяющиеся вредные вещества;
  • карты расположения промплощадок с отметкой источников выбросов, мест сбора отходов, стоянок транспорта;
  • данные об оборудовании, снижающем выбросы и уровень шума с указанием их эффективности;
  • сведения о проводимых природоохранных мероприятиях, озеленении, планируемом переходе на более экологически чистые технологии.

По этим данным производится расчет размера СЗЗ и составляется проект, утверждаемый в ФБУЗ и Ростехнадзоре.

Особенности процедуры

Расчет по экологическим объектам, в том числе установление границ СЗЗ, проводятся с помощью специальных программ серии «Эколог», позволяющим избежать ошибок. Просчёты выливаются в серьёзные проблемы, судебные разбирательства, огромные штрафы и замораживание строительства.

Специалисты-экологи помогут подготовить документы и составят проект по определению границ СЗЗ, утвердив его в надзорных органах.

Ответственность на работу без определения ССЗ

В настоящее время, Согласно ст. 6.3 КоАП и ст. 16 закона № 7-ФЗ от 10.01.02 г., Об охране окружающей среды, работа предприятия без оформления документов на СЗЗ наказывается штрафом до 100 тыс. рублей и приостановкой деятельности предприятия на срок до 90 сут. Предприятие должно будет заплатить пятикратный налог на все виды выбросов.

В Госдуму внесен законопроект, предполагающий увеличение штрафов за загрязнение природы до миллиона рублей. Поэтому, вероятно, штрафные санкции в скором времени значительно вырастут.

ВС подтвердил недопустимость запрета на строительство со ссылкой на нормы СанПиН без точных расчетов

Верховный Суд подтвердил законность решения Московского городского суда, который признал недействующим с момента вступления решения в законную силу Постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы» в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка административного истца Юлии Яковлевой.

Обстоятельства дела и решение первой инстанции

Как ранее писала «АГ», в 2016 г. Юлия Яковлева приобрела участок с категорией «земли для индивидуального жилищного строительства» в деревне Архангельской г. Москвы в поселке КП «Зосимово». В 2017 г. она направила в Комитет государственного строительного надзора г. Москвы документы для получения разрешения на строительство дома, однако в выдаче разрешения ей было отказано в связи с тем, что согласно градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ) он расположен в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное.

Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 мая 2017 г. Юлии Яковлевой в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство было отказано. Судами первой и апелляционной инстанций отказ в выдаче разрешения на строительство был признан законным в силу того, что ГПЗУ содержит сведения о наличии санитарно-защитной зоны в границах земельного участка.

Женщина обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки г. Москвы в части установления санитарно-защитной зоны в границах ее земельного участка.

Решением от 10 апреля Мосгорсуд удовлетворил ее требования. Он указал, что из письменных возражений административного ответчика следует, что основанием для отображения в территориальной части Правил землепользования и застройки ориентировочной санитарно-защитной зоны для станции Бекасово-Сортировочное послужили результаты расчетов ориентировочного размера санитарно-защитной зоны от основных источников шума, выполненные ГУП «НИИ и ПИ Генплана Москвы», однако расчетов по иным показателям, оказывающим вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, ЭМП и др.), не проводилось. Кроме того, суд установил, что размеры и границы СЗЗ для данного объекта не утверждались Главным государственным санитарным врачом г. Москвы или его заместителем, как того требуют утвержденные правительством Правила установления СЗЗ.

Ответчики обжаловали решение

Не согласившись с решением, Правительство Москвы и Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы подали апелляционную жалобу в Верховный Суд (имеется у «АГ»). В ней они указали, что в Правилах землепользования и застройки отражены размеры ориентировочных санитарно-защитных зон, что не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Учитывая предоставленные в материалы дела результаты расчетов ориентировочного размера СЗЗ от основных источников шума, суд необоснованно сделал вывод об отсутствии расчетов по указанным показателям.

Правительство Москвы и Москомархитектура также посчитали, что вывод о том, что ориентировочные СЗЗ не должны отображаться в документах градостроительного зонирования, противоречат ч. 13 ст. 26 Закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты.

По мнению апеллянтов, в п. 2.1 и 2.2 СанПина, на который сослался Мосгорсуд, речь идет о расчетных (предварительных) и установленных (окончательных) санитарно-защитных зонах, а не об ориентировочных, к которым относится СЗЗ станции «Бекасово», исходя из Правил землепользования и застройки г. Москвы, а отображение рассматриваемой зоны не противоречит указанным пунктам СанПина.

Кроме того, в апелляционной жалобе отмечается, что Мосгорсуд не указал, на основании какого положения нормативного правового акта он сделал вывод о том, что «размеры, в том числе ориентировочной зоны, утверждаются уполномоченным должностным лицом органа по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, чему предшествует проведение соответствующих исследований и измерений». В связи с этим данный вывод не может быть признан обоснованным и противоречит ст. 176, 180 КАС.

Апеллянты попросили отменить решение Мосгорсуда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Юлия Яковлева в возражениях (имеются у «АГ») помимо прочего указала, что Правительством Москвы были предоставлены расчеты только по уровню шума, расчеты по иным показателям не осуществлялись, натуральные измерения проводились только по шуму и уже после установления зоны в октябре 2017 г.

Отмечается, что в п. 2.2 Постановления № 120-ПП указано, что ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная СЗЗ, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная – на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

«Таким образом, согласно действующему законодательству ориентировочная СЗЗ состоит из расчетной и установленной. Для установления ориентировочной зоны имеется установленный порядок утверждения, утверждение размера санитарно-защитной зоны входит в компетенцию органов Роспотребнадзора», – подчеркивается в возражениях.

Кроме того, указывается, что Мосгорсудом при рассмотрении дела установлено, что требования к размеру СЗЗ, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Юлия Яковлева попросила ВС оставить решение Московского городского суда без изменения. Прокурор также представил возражения на апелляционную жалобу, в которых попросил оставить решение без изменения.

ВС оставил решение нижестоящей инстанции в силе

Изучив материалы дела, ВС отметил, что п. 2 Постановления Правительства от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, возлагается обязанность проведения исследований атмосферного воздуха, уровней физического или биологического воздействия на него за контуром объекта в срок не более одного года со дня вступления постановления в силу. Кроме того, им необходимо предоставить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 данных Правил.

Верховный Суд отметил, что санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 ГрК), границы которых в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 ГрК).

В связи с этим ВС согласился с выводом суда первой инстанции о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории.

Также Суд посчитал, что довод о том, что административным ответчиком отображен ориентировочный размер СЗЗ, подлежит отклонению, поскольку действующим законодательством не предусмотрено, что ориентировочные размеры СЗЗ могут быть установлены непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения.

ВС указал, что, вопреки доводам жалобы, отсутствие акта об утверждении границ СЗЗ исключает возможность их отображения в правилах землепользования и застройки. При этом, согласно п. 25 Правил, СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.

Суд отметил, что ч. 13 ст. 26 Закона о внесении изменений в ГрК и отдельные законодательные акты, ссылкой на которую Правительство Москвы обосновывает свою жалобу, не опровергает правильности выводов первой инстанции, поскольку отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом.

Согласно данным законоположениям, с 1 января 2020 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Суд указал, что данные нормы применяются к СЗЗ, определенным в установленном законодательством порядке, и не исключают возможности признавать недействующими документы градостроительного зонирования в случае отображения на картографическом материале границ этих зон, установленных с нарушением законодательства в сфере санитарного благополучия населения.

Судебная коллегия по административным делам пришла к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части. Таким образом, ВС определил оставить решение Мосгорсуда без изменения.

Представитель административного истца посчитала, что решение ВС необходимо не только для защиты ее доверителя

В комментарии «АГ» представитель административного истца адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина посчитала, что выводы ВС весьма актуальны и необходимы для защиты прав граждан, чьи права нарушены незаконным установлением санитарно-защитных зон, поскольку данная проблема затрагивает права не только ее доверителя.

По ее мнению, в основном проблема незаконно установленных санитарно-защитных зон встречается в Новой Москве, появилась она в связи с передачей земель из одного субъекта в другой и, как следствие, принятием новых правил землепользования и застройки.

Анна Минушкина отметила, что ВС, рассматривая дело, пришел к выводам, что отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом, к которым, в свою очередь, Правительство г. Москвы, не относится. «Таким образом, согласно позиции ВС, Правительство Москвы имеет право и обязано внести сведения о наличии санитарно-защитной зоны в документы градостроительного зонирования, однако установление наличия такой зоны и ее размера входит в компетенцию иного органа – Роспотребнадзора», – подчеркнула она.

«Также предметом спора в суде первой инстанции было понятие ориентировочной санитарно-защитной зоны. Одним из оснований отмены решения Московского городского суда, по мнению Правительства Москвы, было то, что зону установили ориентировочно, то есть процедура ее установления не была завершена окончательно. Однако ВС, проанализировав действующее законодательство в части установления санитарно-защитных зон, пришел к выводу о том, что ориентировочные размеры санитарно-защитной зоны также не могут быть установлены непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПин», – резюмировала Анна Минушкина.

Юристы решение Суда поддержали

Партнер, руководитель практики «Межевание, кадастр, регистрация» ООО «Содружество Земельных Юристов» Юлия Бузанова отметила, что вынесенное по делу определение в очередной раз подтверждает, что установленные ориентировочно охранные зоны не могут создавать негативных последствий для правообладателей земельных участков и объектов недвижимости.

Эксперт указала, что Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда поддержала заявителя, указав на запрет ограничения его прав в части установления охранной зоны непосредственно проектом документа градостроительного зонирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения. «Таким образом, единственным допустимым документом для установления вышеназванных ограничений является проект обоснования СЗЗ с соответствующими расчетами, выполненными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности производств», – подчеркнула Юлия Бузанова. По ее мнению, ВС подтвердил невозможность установления указанных ограничений по иным основаниям, что позволит правообладателям быть уверенными в правомерности их установления.

Юрист международной юридической фирмы Dentons Мария Оболенская посчитала, что апелляционное определение ВС, хотя и не является революционным, значимо для практики постольку, поскольку основано на правильном и последовательном толковании многочисленных норм о санитарно-защитных зонах, содержащихся в законах и подзаконных актах. «СЗЗ считаются установленными со дня внесения сведений о них в ЕГРН. Отображение незарегистрированной (неустановленной) СЗЗ в какой-либо градостроительной документации не соответствует законодательству», – указала юрист.

Она добавила, что ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны установленными не являются. «Действие ограничений в таких СЗЗ до 1 января 2020 г. является лишь переходным периодом от предыдущего порядка (когда для установления окончательной СЗЗ достаточно было решения Роспотребнадзора на основании измерений, подтверждающих расчетные параметры) к новому (обязательное внесение сведений о СЗЗ в ЕГРН)», – объяснила Мария Оболенская.

Юрист отметила, что сегодня для установления и дальнейшего существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ (либо для прекращения их существования) собственники объектов, в отношении которых определены такие СЗЗ, должны обратиться в Роспотребнадзор до 1 октября 2019 г. Сделать это также могут органы государственной власти, органы местного самоуправления и правообладатели объектов недвижимости, расположенных в границах таких СЗЗ. Роспотребнадзор, в свою очередь, должен направить копию своего решения в Росреестр.

Санитарно-защитная зона для очистных сооружений

Содержание статьи
  • Что такое санитарно-защитная зона
  • Требования к санитарно-защитной зоне
  • Размер санитарно-защитной зоны для очистных сооружений

Что такое санитарно-защитная зона

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это участок территории, на которой построены локальные очистные сооружения (ЛОС). Их площадь рассчитывается по возможной степени распыления (рассеивания) вредных веществ, находящихся в канализационных стоках. Чем больше выбросы, тем шире зона. СЗЗ канализационных очистных сооружений по нормативам СанПиН определяется также из расчета типа ЛОС – открытого или закрытого. Дополнительно учитывается вид установленного оборудования.

ОТВЕТЬТЕ ПРАВИЛЬНО НА 5 ВОПРОСОВ ПО СТАТЬЕ И ПОЛУЧИТЕ ГАРАНТИРОВАННЫЙ ПОДАРОК

Если вы работаете на промышленном предприятии и правильно ответили на все вопросы теста – мы свяжемся свами и с радостью отправим вам наш фирменный набор: брелок с рулеткой и фонариком, ручку, блокнот.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это защитная территория, отделяющая жилую территорию от промышленных объектов. Введение разрыва вызвано необходимостью защиты места проживания от вредного воздействия промышленных предприятий. Факторами вредного влияния являются шум, пыль, вибрации, газообразные и жидкие выбросы.

Основная задача СЗЗ – это снижение негативного влияния физических, химических и биологических факторов, возникающих при работе предприятия, и доведение степени ПДК и ПДУ до требований, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”.

В СЗЗ очистных сооружений не допускается размещать территории с нормируемыми показателями качества среды обитания (жилую застройку, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ, а также др.).

В санитарно-защитной зоне промышленного типа нельзя организовывать производства пищевой и фармацевтической направленности, строить склады, где хранятся пищевые и лекарственные товары, сырье и полуфабрикаты. Нельзя сооружать водопроводные комплексы, где производится забор, очистка и хранение воды.

Требования к санитарно-защитной зоне

  • СЗЗ должна располагаться с подветренной стороны относительно промышленного объекта и жилых строений, расположенных неподалеку;
  • при проектировании обязательно должно учитываться, что в будущем локальные очистные сооружения будут расширяться;
  • возводятся ЛОС с учетом самотечного перемещения канализационных стоков, а также сточных вод поверхностного типа – вся территория располагается под небольшим уклоном;
  • при определении размеров СЗЗ учитывается тип и класс предприятия.

Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, в соответствие с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон:

  • предприятия первого класса — 1000 м;
  • предприятия второго класса — 500 м;
  • предприятия третьего класса — 300 м;
  • предприятия четвертого класса — 100 м;
  • предприятия пятого класса — 50 м.

Если величина или конфигурация территории не соответствует действующему стандарту, на предприятие может быть наложен штраф до 100 тыс. рублей, или приостановка деятельности на 90 суток. В более сложных случаях, повлекших тяжелые последствия, следует уголовная ответственность руководителей или виновников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: