Норматив потребления электроэнергии: расчет, без счетчика и для частного дома

Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?

Источник: ЭнергоВОПРОС. ru, 01.08.2018

Как оплачивается электроэнергия без счетчика? В каких случаях потребитель платить по среднему потреблению, а в каких — по нормативу? В каких случаях плата по нормативу выставляется с повышающим коэффициентом? И как, все-таки, выгоднее платить за свет — по счетчику или по нормативу? Посетители ЭнергоВОПРОС.ру нередко задают такого рода вопросы. Попробуем разобраться.

Как рассчитывается плата за электроэнергию в случае, если в квартире установлен и исправно работает счетчик электроэнергии, знают, наверное, все.

Есть счетчик. Есть его показания. Берете количество потраченных за месяц киловатт-часов, умножаете на действующий в вашем регионе тариф. Получаете сумму, которую нужно оплатить за потребление электроэнергии. Все просто!

Но как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика? Действующее законодательство сводит все многообразие жизненных ситуаций к следующим вариантам:

  • счетчик есть, но его показания не были вовремя (в соответствии с установленной процедурой) переданы
  • счетчик есть, но он оказался неисправным (сломался, истек срок поверки)
  • счетчик есть, но представителей исполнителя услуги энергоснабжения к нему не пускают
  • счетчик есть, но при проверке выяснилось, что он умышленно испорчен (либо электричество подключено мимо счетчика)
  • наконец, счетчика попросту нет. И такая ситуация отнюдь не редкость.

Как рассчитывается плата за услугу электроснабжение в каждом из этих случаев подробно прописано в Правилах оказания коммунальных услуг.

Этот документ был утвержден постановлением правительства N 354 от 6 мая 2011 г. N 354 «Опредоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С тех пор в него вносились многочисленные изменения. С действующей версией Правил можно ознакомиться, например, здесь.

Следуя Правилам, давайте разберем перечисленные выше варианты.

Начнем сначала. Для того, чтобы иметь возможность оплачивать электроэнергию, исходя из показаний счетчика, надо эти показания передать тому, кто поставляет вам электроэнергию.

Как передать показания счетчика? В какой срок? Кому? Эти вопросы вполне уместны и заслуживают отдельного разбора. Если вкратце, то показания передаются либо в энергосбытовую компанию (вашему поставщику электроэнергии), либо в управляющую компанию вашего дома, либо через городской (региональный) расчетный центр.

Есть так же еще несколько путей. Но здесь и сейчас важно отметить – если показания счетчика не переданы, то и оплачивать электроэнергию по ним не получится. Выглядит справедливо.

Так вот, в случае если вы не предоставили показания счетчика, плата за электроэнергию определяется исходя из вашего среднемесячного объема потребления.

«Среднемесячное» потребление в таком случае рассчитывается исходя из тех показаний, который вы сдавали (или они были получены, например, в ходе проверки вашего счетчика) в течение последних шести месяцев.

Исключение, о котором говорится в Правилах, представляют случаи, когда расчеты по счетчику начались менее чем за шесть месяцев до того момента, как вы не передали его показания. Например, счетчик вам поставили в июне, а уже в октябре вы не передали показания. В таком случае берется за основу ваш средний месячный расход электроэнергии за период фактической работы счетчика. Но не менее 3 месяцев.

Вы не передали показания один месяц, второй, третий… Что дальше? Начиная с четвертого месяца, в течении которого вы не передаете показания счетчика вас переведут на оплату по нормативам. Как это выглядит – см. здесь.

Если вам интересует, как сказанное выше сформулировано в Правилах оказания коммунальных услуг, то вам нужно изучить п. 59 (б) этого документа.

Представим: вы каким-то образом обнаружили, что ваш счетчик неисправен. Был разбит в ходе ремонтных работ. Пострадал при пожаре. Просто перестал работать, и это видно даже вам. Как вариант – был украден. Или у него истек срок поверки, или закончился срок эксплуатации… Как начисляется плата за свет в таком случае?

Ситуацию описывает пункт 59 (а) Правил предоставления коммунальных услуг. Прежде всего определяется момент наступления «события», то есть когда именно прибор учета признается неисправным (утраченным)?

Это может будет дата вашего заявления в энергосбытовую компанию о неисправном счетчике. Или дата составления акта о неисправности счетчика по итогам его осмотра инспектором. Либо дата истечения межповерочного интервала счетчика. Если точной даты нет, то за «точку отсчета» принимается месяц (платежный период) в котором произошло «событие».

С этой даты вас переводят на оплату по среднему месячному потреблению. Среднее месячное потребление рассчитывается так же, как и в предыдущем пункте – исходя из последних шести месяцев.

Однако «по среднему» вам будут начислять лишь три месяца подряд. После чего переведут на платежи по нормативу. Как рассчитывается плата за электроэнергию по нормативу см. здесь.

Стоит отметить, что с некоторых пор потребителям, у которых прибор учета электроэнергии вышел из строя и которые живут без счетчика более трех месяцев, плату по нормативу начисляют с повышающим коэффициентом 1.5. Так что с установкой нового счетчика хорошо бы поторопиться.

Отдельно стоит рассмотреть случай, когда неисправность прибора учета обнаруживается в ходе проверки счетчика представителем энергосбытовой компании и при этом инспектор настаивает на том, что имело место быть несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Перечень признаков такого вмешательства дан в п. 81.11 Правил.

Нарушения должны быть описаны в специальном Акте. С даты его подписания проводится перерасчет потребления электроэнергии исходя из норматива, увеличенного в 10 раз (пронорматив, опять-таки см. по ссылке).

Читайте также:
Схема подключения проходного выключателя на 3 точки: схема коммутации

Срок перерасчета – три месяца, предшествующие дате выявления нарушения и до даты их устранения (что в большинстве случаев означает замену счетчика).

Сперва давайте определимся – что значит «не пускают»? Часто счетчики электроэнергии установлены непосредственно в квартире или же в тамбуре, доступ в который со стороны лестничной площадки закрыт «хорошей железной дверью» (с).

То есть постороннему лицу проникнуть к счетчику не так-то просто. При этом инспектора энергосбытов имеют привычку посещать абонентов в рабочее время. По ночам или ранним утром они не ходят. Значит, шансов пересечься с обитателями квартиры у них немного.

Как раз на такой случай в Правилах предоставления коммунальных услуг подробно расписана процедура, которой должен следовать представитель энергосбыта, чтобы согласовать с хозяином квартиры время проверки.

Представители организации – поставщика электроэнергии обязаны заблаговременно уведомить хозяев проверяемой квартиры. Те, в свою очередь, должны подтвердить, что в предлагаемое время будут дома.

Они не подтверждают? Значит, исполнитель коммунальной услуги обязан отправить повторное уведомление. Если и на второй раз согласовать дату визита не получается (или же проверяющие пришли в согласованное время, а дома все равно никого нет), то составляется специальный документ — Акт об отказе допуска исполнителя к приборам учета.

Каждая итерация этой непростой процедуры подробно описана в п. 85 Правил. Если вам действительно необходимо точно знать — кто, что и в какой последовательности должен делать? – обязательно почитайте.

С даты, когда оформляется Акт об отказе в допуске, потребителя переводят на оплату по среднемесячному потреблению. Если вопрос с проверкой счетчика не решается в течении трех месяцев, то вам начнут приходить платежки за свет, рассчитанные по нормативу.

Чуть выше об уже писалось. Эта ситуация самая неприятна для потребителя. Способ расчета за электроэнергию в таких обстоятельствах описывает п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг.

Итак, в ходе проверки инспектора обнаружили, что ваш электросчетчик умышленно приведен в неисправное состояние и считает электроэнергию в «вашу пользу», или же электричество в вашу квартиру (дома) заведено мимо счетчика. Что будет дальше? Последствия достаточно суровые.

Коммунальщики имеют право доначислить плату за электроэнергию, исходя из общего количества потребителей электроэнергии в квартире (частном доме) и потребляемой ими максимальной мощности. Расчет производится исходя из того, что потребление электроэнергии происходит круглосуточно. А сами доначисления производятся за три месяца, предшествующие устранению несанкционированного подключения мимо счетчика.

Если же определить, какие потребители электроэнергии находятся в квартире и какова их максимальная мощности, невозможно, то плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается исходя из норматива, увеличенного в десять раз.

Про норматив читайте чуть ниже, здесь же стоит отметить, что суммы, начисляемые таким образом, в несколько раз, а то и на порядок превосходят плату по фактическому потреблению электроэнергии.

Как и в случае расчета, исходя из максимальной мощности, перерасчет по 10-ти кратно увеличенному нормативу производится за три месяца, предшествующих устранению подключения к электросетям мимо счетчика.

Небольшое уточнение – если менее чем за три месяца до выявления нарушения вас посещали проверяющие и ничего «криминального» не обнаружили, то расчет платы за электроэнергию по максимально возможному ее потреблению (или 10-кратному нормативу) будет производиться с даты этого визита.

Электросчетчики — это, конечно, не счетчики на воду, массово устанавливать которые начали только в последнее десятилетие.

Счетчиками электроэнергии квартиры начали оборудовать в обязательном порядке еще во времена СССР. И, тем не менее, во многих квартирах (один из наиболее частных случаев – квартиры в бывших общежитиях) и частных домах счетчиков до сих пор нет. Плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается по нормативу.

Норматив в данном случае – это расчетная величина потребления электроэнергии в жилом помещении, которая привязывается к количеству комнат в квартире и типе ее благоустройства(газовая плита или электрическая).

В Правилах предоставления коммунальных услуг вопрос платы за электроэнергию по нормативу разбирается в пункте 42. Давайте по нему пройдемся.

Итак, берется три показателя:

  • количество граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении
  • норматив потребления электроэнергии, он определяется для каждого региона отдельным решением местных властей
  • тариф на электроэнергию, действующий для данного типа потребителя

Эти три цифры перемножаются и получается стоимость электроэнергии, которая указывается в платежке.

К этому стоит добавить следующее:

Первое: если в квартире никто официально не зарегистрирован (ни постоянно, не временно), то плата по нормативу рассчитывается исходя из количества собственников жилья

Второе: власти сильно хотят, чтобы во всех домах и квартирах были установлены счетчики электроэнергии, поэтому если жилое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии, то плата по нормативу начисляется с коэффициентом 1,5 (без коэффициента взимается плата по нормативу в тех случаях, когда счетчик есть, но его показания не передаются).

Часто спрашивают – а как выгоднее платить за свет? По нормативу или, все же, по счетчику, потратившись не его покупку и установку?

Если говорить в «общем», то ответ будет такой:

  • если в квартире фактически проживает больше людей, чем официально зарегистрировано, то платить по нормативу может оказаться выгоднее,
  • а если наоборот – зарегистрировано больше, чем проживает, то, конечно, по счетчику оплачивать электроэнергию будет дешевле.
Читайте также:
Схема подключения реле напряжения: с пониженным напряжением, установка в щит

Ну а если вас интересует конкретика, надо поискать решение тарифного органа вашего региона, которым утверждены нормативы потребления. Дальше вооружаетесь калькулятором и считаете.

Но все-таки, рискнем предположить, что в большинстве случаев все-таки выгоднее будет поставить прибор учета.

Определение объема потребленной электроэнергии

Определение объемов электроэнергии, подлежащих оплате в расчетном периоде, осуществляется на основании показаний приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств потребителя. С порядком снятия и передачи показаний можно ознакомиться здесь.

Однако, в ряде случаев для определения объемов электроэнергии, подлежащих оплате в расчетном периоде, используются расчётные способы.

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), определение объема потребления электрической энергии с применением расчетных способов осуществляется в следующих случаях:

  • в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки (п. 166 Основных положений);
  • в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой (п. 179 Основных положений);
  • в случае 2-кратного недопуска к расчетному прибору учета, установленному в границах энергопринимающих устройств потребителя, для проведения контрольного снятия показаний или проведения проверки приборов учета объем потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии начиная с даты, когда произошел факт 2-кратного недопуска, вплоть до даты допуска к расчетному прибору учета (п. 178 Основных положений);
  • в случае отсутствия прибора учета, если иное не установлено в п. 179 Основных положений, вплоть до даты допуска прибора учета в эксплуатацию (п. 181 Основных положений):
  • в случае выявления безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии (п. 195, 196 Основных положений).

При наступлении оснований, указанных в п. 1 и 2 настоящего информационного сообщения, расчет объема потребления электрической энергии осуществляется в следующем порядке:

  • при наличии контрольного прибора учета используются его показания;
  • при отсутствии контрольного прибора учета:

для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, – также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года – на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;

для 3-го и последующих расчетных периодов подряд объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, почасовые объемы потребления электрической энергии определяются расчетным способом в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

При наступлении оснований, указанных в п. 3, 4 и 5 настоящего информационного сообщения, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, почасовые объемы потребления электрической энергии определяются расчетным способом в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

Население и приравненные к нему категории потребителей

Определение объема поставленной коммунальной услуги по электроснабжению жилых помещений осуществляется с применением расчетных способов, указанных в пунктах 59 и 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно п. 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса:

    в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки (не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения);

При этом в соответствии с п. 81 (12) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя при:

  • неотображении приборами учета результатов измерений;
  • нарушении контрольных пломб и (или) знаков поверки;
  • механическом повреждении прибора учета;
  • превышении допустимой погрешности показаний прибора учета;
  • истечении межповерочного интервала поверки приборов учета.
  • в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами № 354, договором или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (не более 3 расчетных периодов подряд);
  • если потребитель не обеспечил допуск в занимаемое жилое помещение для проведения проверки приборов учета (не более 3 расчетных периодов подряд).
  • При этом согласно п. 60 Правил № 354 по истечении предельного количества расчетных периодов при наступлении случая, указанного в п. 2 настоящего информационного сообщения, расчет платы за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, осуществляется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а при наступлении случаев, указанных в пунктах 1 и 3 – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.

    Читайте также:
    Ветряки для выработки электроэнергии: принцип действия, плюсы и минусы

    При этом, при расчетах по п. 60 Правил № 354 не применяется дифференциация тарифов по зонам суток и иным критериям.

    Коммунальные услуги

    Коммунальные услуги – это деятельность по подаче потребителям коммунальных ресурсов (холодная и горячая вода, электричество, газ, тепловая энергия) и оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования помещений в МКД.

    Требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг

    Холодная вода

    Должна быть доступна жителям дома всегда. В случае аварии перерывы в подаче воды могут составлять не более 8 часов в месяц в целом. Единовременное отключение допускается максимум на 4 часа.

    Горячая вода

    Допускается ежегодное 14-дневное отключение на профилактические и ремонтные работы. Воду могут отключить не более чем на 8 часов суммарно в течение месяца из-за аварии и на 4 часа единовременно. В случае аварии на тупиковой магистрали допускается отключение на 24 часа подряд. Температура воды должна составлять 60-75 градусов.
    Отклонения не допускаются.

    Электроснабжение

    Должно быть бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва – 2 часа при наличии двух независимых взаиморезервирующих источников питания и 24 часа при одном источнике питания. Электроэнергия должна соответствовать ГОСТ 32144-2013 по напряжению и частоте тока.

    Газоснабжение

    Должно быть бесперебойным и круглосуточным. Допустимый перерыв – не более 4 часов в течение месяца. Газ должен соответствовать всем требованиям ГОСТ 5542-2014 и иметь давление от 0,0012 МПа до 0,0030 МПа. Максимально допустимое отклонение давления – 0,0005 МПа.

    Отопление

    Должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение всего отопительного сезона. Допустимая продолжительность перерыва – не более 24 часов в течение месяца. Единовременно – не более 16 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 градусов тепла, не более 8 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 до 12 градусов тепла и не более 4 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 до 10 градусов тепла.

    В случае несоблюдения данных требований нужно немедленно сообщить об этом в диспетчерскую службу своей управляющей организации или Единую диспетчерскую службу Московской области. Если это не помогает, стоит обратиться в Госжилинспекцию Московской области.

    Как начисляется плата за коммунальные услуги

    Если установлены счетчики

    Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению зависит от:

    • объема потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, а также объема потребления на общедомовые нужды для отопления;
    • тарифа на коммунальный ресурс.
    Если счетчиков нет

    Плата начисляется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги и тарифа на коммунальный ресурс. Для потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению и газоснабжению, у которых не установлены счетчики, работает повышающий коэффициент 1,5. Он не будет действовать, если отсутствует техническая возможность установки прибора учета, подверженная актом.

    Формулы для расчета платы за коммунальные услуги

    Установлен счетчик
    Нет счетчика

    [Плата за электроэнергию] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

    *Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

    Скидка на оплату электроэнергии для жителей сельских территорий составляет 30%, а для пользователей электрических плит – 27,4%.

    Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

    Как снизить платеж:
    • пользоваться двух- и трехставочными счетчиками;
    • пользоваться техникой с высоким классом энергоэффективности (А, А+, А++).
    Установлен счетчик
    Нет счетчика
    Как снизить платеж:
    • поставить общедомовой прибор учета. Это поможет снизить плату на 20-30%;
    • следить за общедомовыми помещениями – двери и форточки на лестничных площадках должны быть закрыты.
    Установлен счетчик
    Нет счетчика

    [Плата за холодную воду] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

    *Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

    Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

    Как снизить платеж:
    • установить счетчик;
    • следить за исправностью сантехники.
    Стоимость 1 м³ горячей воды
    Расчет платы за горячую воду

    Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

    Как снизить платеж:
    • установить счетчик;
    • следить за исправностью оборудования.
    Установлен счетчик
    Нет счетчика

    [Плата за газ] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

    *Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

    Как снизить платеж:
    • установить счетчик;
    • следить за исправностью оборудования.
    Кто имеет право на сниженный платеж:

    1. Неработающие пенсионеры:

    – прекратившие трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию – на 30%;

    – достигшие возраста 70 лет и старше – на 50%;

    – достигшие возраста 80 лет и старше – на 100%.

    2. Льготники, имеющие право на компенсацию расходов на ЖКУ.

    Где найти информацию по установленным тарифам и нормативам

    Для жителей Московской области разработан специальный сервис, где можно найти актуальные тарифы, установленные для муниципалитетов и ресурсоснабжающих компаний.

    Действующие нормативы

    • Распоряжение от 20.10.2020 № 386-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области».
    • Распоряжение от 20.10.2020 № 386-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области».
    • Действующие нормативы на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения
    • Распоряжение от 09.12.2014 №162-РВ «Об утверждении нормативов коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления»*.
    Читайте также:
    Квадратные подрозетки по китайскому стандарту 86х86 и другие виды подрозетников

    * Смотри Приложение 2 «Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях».

    • Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ «О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области».
    • Постановление Правительства Московской области от 09.11.2006 N 1047/43 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» (В редакции Постановления Правительства Московской области от 07.11.2017 № 914/40).

    Как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги

    В каких случаях можно требовать перерасчет

    Если в квартире нет индивидуальных приборов учета, при отсутствии технической возможности их установки, подтвержденной актом, и отсутствии потребителя более пяти полных календарных дней подряд можно требовать перерасчет за холодную и горячую воду, водоотведение, газо- и электроснабжение. Платить придется только за отопление и газоснабжение для отопления жилых помещений, а также коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (на общедомовые нужды).

    Перерасчет осуществляется в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Заявления о перерасчете направляются в управляющую организацию. Приложите подтверждающие отсутствие документы: билеты, гостиничные счета, справку из санатория, командировочное удостоверение.

    Плата за коммунальные услуги уменьшается вплоть до полного освобождения от нее, если, например, температура горячей воды была ниже нормы или света не было больше установленного периода.

    Факт оказания некачественной услуги должен быть подтвержден заявкой потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом проверки.

    Если в доме произошла авария, в результате которой предоставление услуги было прекращено на срок дольше установленного, управляющая компания обязана автоматически выполнить перерасчет всему дому. Если этого не произошло, надо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не выполнит перерасчет, обращайтесь в Госжилинспекцию.

    Если есть другие основания полагать, что вы переплачиваете за коммунальные услуги, обратитесь в управляющую компанию. Там обязаны непосредственно при обращении потребителя проверить правильность начислений и немедленно по результатам проверки выдать документы с правильно начисленными платежами. По вашей просьбе они должны быть заверены подписью руководителя и печатью.

    Если УК проигнорирует требование перерасчета, обращайтесь в Госжилинспекцию.

    Если проведение такой проверки непосредственно при обращении невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и управляющей организации, но не превышающий месяца со дня обращения. Документы по результатам проверки предоставляются способом, согласованным потребителем и управляющей организацией, не позднее пяти рабочих дней после завершения проверки.

    Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (КРСОИ) – на общедомовые нужды (ОДН)

    Расходы на КРСОИ (ОДН) – это плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме*. Они входят в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

    К ним относятся:

    • освещение в домах, подъездах и на придомовых территориях;
    • уборка общих помещений;
    • обслуживание лифтов;
    • применение насосов водоснабжения;
    • использование домофонов и сигнализации;
    • дежурное освещение чердаков и подвалов;
    • мойка лестничных площадок и мусоропроводов;
    • полив газонов;
    • промывка коммуникаций;
    • опрессовка отопительной системы;
    • ремонт и запуск отопительной системы.

    Также в расходы на КРСОИ (ОДН) закладываются возможные технологические потери, связанные с особенностями установленного электрооборудования и внутридомовых инженерных сетей*.

    * Не применяют в МКД с непосредственным способом управления.

    Не относятся к КРСОИ (ОДН)

    • Все виды ресурсов, потребленные организациями, владеющими или арендующими помещения в доме или в пристройке к дому.
    • Ресурсы, которые были использованы в связи с обслуживанием оборудования интернет-провайдерами, в частности, электроснабжение принимающей антенны должно осуществляться за счет поставщика услуг интернета, телефонии и кабельного телевидения.

    Как рассчитывается плата за КРСОИ (ОДН)

    • Есть общедомовые приборы учета
    • Нет общедомовых приборов учета

    Начисление платы за КРСОИ (ОДН) производится по нормативу с последующей корректировкой платы по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ). Ежемесячное начисление по показаниям ОДПУ возможно в следующих случаях*:

    • общим собранием собственников принято решение о начислении КРСОИ (ОДН) по показаниям ОДПУ в порядке, утвержденном Минстроем России;
    • в МКД имеется система, позволяющая производить одномоментное снятие показаний приборов учета (ч. 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    * При отсутствии соответствующего решения ОСС или отсутствии системы снятия показаний приборов учета применяются норматив и тарифы, установленные в Московской области.

    Плата за КРСОИ (ОДН) зависит от площади помещений, входящих в состав общедомового имущества и норматива потребления КРСОИ (ОДН). Распределение этого объема между потребителями производится также пропорционально занимаемой площади.

    Объем КРСОИ (ОДН) определяется произведением норматива на площадь всех территорий, которые относятся к так называемым местам общего пользования – т.е. подъезды, подвалы, чердаки, лестницы и т.п.

    Нормативы можно уточнить у управляющей компании или в администрации муниципального образования.

    Действующие нормативы потребления КРСОИ (ОДН)

    Распоряжение № 63-РВ от 22.05.2017 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области» (с изменениями на 18 сентября 2020 года).

    Читайте также:
    Трехтарифный счетчик электроэнергии: время для разных тарифов, плюсы и минусы

    Льготы по оплате ЖКУ

    В Московской области ряд категорий граждан имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

    Она составляет 50% или 100% расходов на оплату ЖКУ.

    • многодетные семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, до достижения детьми возраста 18 лет или 23 лет, если ребенок обучается на очном отделении в вузе;
    • дети-инвалиды;
    • одиноко проживающие неработающие пенсионеры;
    • инвалиды;
    • почетные доноры;
    • бюджетники, работающие в сельской местности;
    • педагогические работники;
    • лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», лица, награжденные медалью «За оборону Москвы», жители блокадного Ленинграда;
    • участники, ветераны, инвалиды Великой Отечественной войны, а также вдовы участников;
    • труженики тыла, ветераны труда;
    • лица, подвергшиеся воздействию радиации, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, члены семьи умершего ликвидатора, лица, получившие лучевую болезнь вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, лица, подвергшиеся воздействию р+D6 радиации на ЧАЭС;
    • члены семьи умерших инвалидов или получивших лучевую болезнь;
    • участники ликвидации последствий аварии;
    • члены семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, дети погибших военнослужащих;
    • военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы;
    • ветераны военной службы, ветераны подразделений особого риска, ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий;
    • реабилитированные лица;
    • жертвы политических репрессий;
    • лица, пострадавшие на Семипалатинском полигоне;
    • Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического труда.

    Программа «Коммунальный бонус»

    Что такое «Коммунальный бонус»

    «Коммунальный бонус» – это программа лояльности, с помощью которой онлайн-плательщики по счетам за ЖКУ смогут получать бонусы в виде скидок, купонов и промокодов на различные товары и услуги. Ее разработало Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области по поручению губернатора региона Андрея Воробьева.

    Оплата через онлайн-ресурсы позволяет не только получать выгоду в виде скидок и бонусов, но и платить за коммунальные услуги без комиссии – благодаря этому можно сэкономить от тысячи рублей в год.

    Кто может стать участником программы

    Участником программы «Коммунальный бонус» может стать каждый житель Московской области, который своевременно полностью оплачивает коммунальные счета МосОблЕИРЦ онлайн без комиссии. Срок оплаты указан в квитанции над таблицей с расчетами.

    Для того, чтобы получать кешбэк в виде купонов на скидку, клиент также должен не иметь задолженностей за жилищно-коммунальные услуги за прошлые периоды.

    Как получить купон на скидку

    После оплаты счета клиенты автоматически будут перенаправлены на промостраницу со списком партнеров программы. Там необходимо выбрать понравившееся предложение, указать Ф.И.О., лицевой счет, электронную почту и номер телефона.

    После этого сформируется купон, который можно сохранить в формате pdf или получить на указанную электронною почту.

    В программе «Коммунальный бонус» собраны десятки выгодных предложений. Кешбэк доступен в следующих категориях: «Красота и здоровье», «Дом и сад», «Развлечения», «Кафе», «Онлайн-гипермаркеты», «Спортивные товары», «Продукты питания», «Техника» и «Онлайн-образование». Среди партнеров программы – METRO Cash&Carry, Burger King, AliExpress, iHerb и другие. Число участников со временем будет увеличиваться.

    Норматив потребления электроэнергии: расчет, без счетчика и для частного дома

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

    1. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) (далее – социальная норма) рассчитывается в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее – Положение) в субъекте Российской Федерации с учетом групп домохозяйств и типов жилых помещений, указанных в Положении, в порядке, предусмотренном настоящей методикой.

    Базовая величина социальной нормы в субъекте Российской Федерации определяется как среднемесячный объем потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее – стационарные электроплиты), электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее – электронагревательные установки), по формуле 1:

    – объем фактического годового потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в 2012 году, в том числе на общедомовые нужды, в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, включенных в выборку в соответствии с пунктом 3 Положения (кВт·ч в год). Величина указанного объема не включает в себя объем электрической энергии, использованной при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

    – численность граждан, зарегистрированных по состоянию на 1 января 2012 г. в домохозяйствах первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, включенных в выборку в соответствии с пунктом 3 Положения (человек).

    Значения величин, используемых в формуле 1 настоящей методики, определяются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании данных, предоставленных в соответствии с пунктом 3 Положения.

    2. В случае если в 2012 году определение объемов потребления электрической энергии населением осуществлялось без учета объемов потребления электрической энергии на общедомовые нужды, то для целей расчета базовой величины социальной нормы объем потребления электрической энергии на общедомовые нужды рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.

    Читайте также:
    Прогрузка автоматических выключателей: устройство, протокол и периодичность проведения

    В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации централизованного газоснабжения выборка данных в целях установления базовой величины социальной нормы в субъекте Российской Федерации осуществляется в соответствии с пунктом 3 Положения по потребителям, проживающим в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, а базовая величина социальной нормы в субъекте Российской Федерации определяется как среднемесячный объем потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, уменьшенный на величину, характеризующую потребление электрической энергии на приготовление пищи с использованием стационарных электрических плит с одним зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства лицом в жилом помещении, устанавливаемую уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 настоящей методики.

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Величина социальной нормы для первой группы домохозяйств в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, определяется по формуле 2:

    Д – коэффициент, который принимает значения:

    Д = 1,5 – для домохозяйств в аварийном жилом фонде либо ветхом жилом фонде со степенью износа 70 процентов и более;

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    абзац утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 25.02.2014 N 136;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Д = 1 – для остальных домохозяйств.

    4. Величина социальной нормы для второй – пятой групп домохозяйств (включительно) в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками, определяется по формуле 3:

    n – номер группы домохозяйства в соответствии с количеством зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства лиц в жилом помещении (n = 2, 3, 4, 5);

    m – количество зарегистрированных в установленном порядке лиц в жилом помещении (m = 2, 3, 4, 5 и более);

    – коэффициент увеличения социальной нормы потребления в соответствии с численностью состава домохозяйства, равный 60 кВт·ч в месяц для m = 2, 40 кВт·ч в месяц, для m = 3, 4, 5 и более (по количеству зарегистрированных по постоянному месту жительства или временно).

    (п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Величина социальной нормы для шестой группы домохозяйств определяется по формуле 4:

    6. Величина социальной нормы для жилых помещений, расположенных в городских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками, для каждой группы домохозяйств в соответствии с количеством зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства лиц в жилом помещении (n = 1, 2, 3, 4, 5) определяется по формуле 5:

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    – величина, характеризующая потребление электрической энергии на приготовление пищи с использованием стационарных электрических плит с соответствующим количеством зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства лиц в жилом помещении и определяемая как произведение указанного количества лиц на величину, характеризующую потребление электрической энергии на приготовление пищи с использованием стационарных электрических плит с одним зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства лицом в жилом помещении, устанавливаемую уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в размере не более 50 кВт·ч в месяц на 1 человека, но не менее 90 кВт·ч в месяц на одно домохозяйство.

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. Величина социальной нормы для жилых помещений, расположенных в городских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, для каждой группы домохозяйств с учетом сезонного характера потребления электрической энергии на отопление определяется:

    а) по формуле 6.1 – в сроки, определяющие начало и окончание отопительного периода:

    – величина, характеризующая потребление электроэнергии на отопление в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками при отсутствии централизованного теплоснабжения, и принимающая значение, устанавливаемое уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    – величина, характеризующая потребление электроэнергии на водоподогрев в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке электронагревательными установками при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, с соответствующим количеством зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства лиц в жилом помещении и определяемая как произведение указанного количества лиц на значение, устанавливаемое уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более 300 кВт·ч в месяц на 1 человека;

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    б) по формуле 6.2 – в остальные месяцы календарного года:

    8. Величина социальной нормы для жилых помещений, расположенных в сельских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, определяется для каждой группы домохозяйств по формуле 7:

    Читайте также:
    Подрозетник для гипсокартона: размеры, конструкция и особенности монтажа

    – величина, характеризующая специфику потребления электрической энергии в сельских населенных пунктах и принимающая значение, устанавливаемое уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более 100 кВт·ч в месяц на 1 домохозяйство.

    9. Величина социальной нормы для жилых помещений, расположенных в сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками, определяется для каждой группы домохозяйств по формуле 8:

    10. Величина социальной нормы для жилых помещений, расположенных в сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, для каждой группы домохозяйств с учетом сезонного характера потребления электрической энергии на отопление определяется:

    а) по формуле 9.1 – в сроки, определяющие начало и окончание отопительного периода:

    б) по формуле 9.2 – в остальные месяцы календарного года:

    11. В жилых помещениях, которые не оборудованы в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными, электронагревательными установками, слагаемые в формулах 6.1 – 6.2 пункта 7 настоящей методики и в формулах 9.1 – 9.2 пункта 10 настоящей методики, характеризующие потребление электрической энергии на соответствующем электрооборудовании, принимаются равными нулю.

    12. В субъектах Российской Федерации с низкими среднегодовыми температурами величина, характеризующая потребление электрической энергии на отопление в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками при отсутствии централизованного теплоснабжения, и величина, характеризующая потребление электрической энергии на водоподогрев в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке электронагревательными установками при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, могут быть установлены с превышением значений, предусмотренных настоящей методикой, по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации исходя из среднемесячного потребления электрической энергии в течение отопительного периода в этом субъекте Российской Федерации.

    (п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    13. По решению уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации социальная норма может устанавливаться с учетом критериев сезонности путем установления и применения коэффициентов сезонности. В таком случае базовая величина социальной нормы устанавливается на основании информации о фактическом потреблении электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящим Положением, и дифференцируется по периодам, которые относятся к соответствующему сезону, путем ее умножения на соответствующий коэффициент сезонности. При этом коэффициенты сезонности должны быть установлены таким образом, чтобы их сумма за календарный год (12 месяцев) равнялась 12.

    (п. 13 введен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

    Таблица нормативов

    Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, кВт.ч на 1 человека в месяц при количестве проживающих в жилом помещении

    Количество комнат в квартире Количество человек, проживающих в квартире Для многоквартирных домов или жилых домов, оборудованных
    газовыми плитами электрическими плитами газовыми плитами и электрическими водонагревателями электрическими плитами и электрическими водонагревателями
    Одна комната 1 чел. 83 133 249 299
    2 чел. 52 83 154 185
    3 чел. 40 64 120 144
    4 чел. 33 52 97 117
    5 чел. и более 28 45 85 102
    Две комнаты 1 чел. 108 157 321 353
    2 чел. 67 98 199 219
    3 чел. 52 76 154 169
    4 чел. 42 61 125 138
    5 чел. и более 37 53 109 120
    Три комнаты 1 чел. 122 172 364 386
    2 чел. 75 107 226 239
    3 чел. 58 83 175 185
    4 чел. 47 67 142 151
    5 чел. и более 41 58 124 131
    4 и более 1 чел. 132 183 394 410
    2 чел. 82 113 244 254
    3 чел. 63 88 189 197
    4 чел. 51 71 154 160
    5 чел. и более 45 62 134 139

    Нормативы потребления электроэнергии на обогрев помещения за счёт установленных электрических котлов в многоквартирных домах и жилых домах при отсутствии технической возможности установки приборов учета, кВт.час в месяц на 1 кв. м отапливаемой площади

    Этажность Норматив потребления
    Дома до 1999 года постройки 1 33
    2 31
    Дома после 1999 года постройки 1 12
    2 10

    Нормативы потребления электроэнергии при использовании земельного участка и надворных построек для содержания сельскохозяйственных животных при отсутствии технической возможности установки прибора учёта, кВт.час в месяц на 1 голову сельскохозяйственного животного

    Направления использования электрической энергии Норматив потребления
    Освещение помещений для содержания сельскохозяйственных животных
    Коровы 0,83
    Свиньи 0,83
    Овцы 0,17
    Птица 0,33
    Приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных
    Коровы 5,58
    Свиньи 5,75

    Нормативы потребления электроэнергии в жилых помещениях при наличии технической возможности установки прибора учёта (с учётом повышающего коэффициента в размере 1,2), кВт.ч на 1 человека в месяц при количестве проживающих в жилом помещении

    Количество комнат в квартире Количество человек, проживающих в квартире Для многоквартирных домов или жилых домов, оборудованных
    газовыми плитами электрическими плитами газовыми плитами и электрическими водонагревателями электрическими плитами и электрическими водонагревателями
    Одна комната 1 чел. 100 160 299 359
    2 чел. 62 100 185 222
    3 чел. 48 77 144 173
    4 чел. 40 62 116 140
    5 чел. и более 34 54 102 122
    Две комнаты 1 чел. 130 188 385 424
    2 чел. 80 118 239 263
    3 чел. 62 91 185 203
    4 чел. 50 73 150 166
    5 чел. и более 44 64 131 144
    Три комнаты 1 чел. 146 206 437 463
    2 чел. 90 128 271 287
    3 чел. 70 100 210 222
    4 чел. 56 80 170 181
    5 чел. и более 49 70 149 157
    4 и более 1 чел. 158 220 473 492
    2 чел. 98 136 293 305
    3 чел. 76 106 227 236
    4 чел. 61 85 185 192
    5 чел. и более 54 74 161 167
    Читайте также:
    Реверсивный рубильник: одно- и трехфазный, автоматический, нагрузки и характеристики

    Нормативы потребления электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учёта (с учётом повышающего коэффициента в размере 1,2)

    Степень благоустройства Норматив потребления
    Светильники общедомовых осветительных установок в домах
    – до 5 этажей 1,82
    – выше 5 этажей без лифтов 1,45
    – 6 – 9 этажей с лифтами 1,78
    – выше 9 этажей 1,33
    Силовое оборудование лифтов в домах
    – до 11 этажей включительно 2,52
    – свыше 11 этажей 4,28
    Насосы и аппаратура управления насосами
    – холодной воды 0,56
    – горячей воды 0,23
    – отопления 0,83
    Автоматические запирающие устройства в домах
    – при отсутствии лифтов 0,05
    – при наличии лифтов 0,01
    Усилители антенн коллективного пользования
    – при отсутствии лифтов 0,05
    – при наличии лифтов 0,01
    Система противопожарной автоматики и дымоудаления
    – при наличии системы 0,08

    Нормативы потребления электроэнергии на обогрев помещения за счёт установленных электрических котлов в многоквартирных домах и жилых домах при наличии технической возможности установки приборов учёта (с учётом повышающего коэффициента в размере 1,2), кВт.час в месяц на 1 кв. м отапливаемой площади

    Этажность Норматив потребления
    Дома до 1999 года постройки 1 40
    2 37
    Дома после 1999 года постройки 1 14
    2 12

    Нормативы потребления электроэнергии при использовании земельного участка и надворных построек для содержания сельскохозяйственных животных при наличии технической возможности установки прибора учёта (с учётом повышающего коэффициента в размере 1,2), кВт.час в месяц на 1 голову сельскохозяйственного животного

    Насколько выгодно платить за ЖКУ по нормативам?

    Вопрос: можно ли выбрать оплату жилищно-коммунальных услуг по нормативам, а не по счетчикам, если мне это выгоднее?

    Как мне обосновать это желание управляющей компании? Они говорят, что я обязан платить по счетчикам.

    Буду очень благодарен за ответ.

    К сожалению, напрямую выбрать оплату ЖКУ по нормативам невозможно, как и убедить коммунальщиков в вашем праве на это. Законодательством России об энергосбережении такая схема не предусмотрена.

    Тем не менее есть обстоятельства, при которых вам некоторое время могут начислять квартплату по нормативам, но тариф при этом будет завышенный. А еще коммунальщики могут проверять, сколько человек реально живет в вашей квартире.

    Мне такая схема оплаты ЖКУ кажется не очень удобной, ниже я расскажу о возможных рисках.

    За ЖКУ действительно нужно платить по счетчикам

    В управляющей компании вам говорят, что вы обязаны платить по счетчикам, и это правда.

    Собственники квартир в многоквартирных домах должны платить за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ и бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Размер платы считают по приборам учета, и только если их нет — по нормативам потребления.

    Все энергоресурсы из централизованных сетей должны учитываться по приборам учета — счетчикам. Исключение пока что только в Крыму и Севастополе. Там до 01.01.2021 необязательно иметь счетчики природного газа в домах с газоснабжением. Это не относится к домам, построенным после 27.11.2009. И к вашей ситуации это тоже наверняка не относится.

    Во всей остальной России потребление ЖКУ измеряют счетчиками. Если владелец квартиры не установит счетчик самостоятельно, он обязан пустить к себе коммунальщиков, которые установят счетчик и обяжут эту установку оплатить. Счетчики можно оплатить в рассрочку до 5 лет с уплатой процентов в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Если счетчик сломался, его украли, у него закончился срок эксплуатации, вы вдруг перестали подавать показания или не пустили проверяющего, то следующие 3 месяца начислять плату будут по среднемесячному объему потребления за предыдущие полгода.

    Через 3 месяца плату начнут начислять по нормативу. Посмотрим, насколько это выгодно.

    Недостатки оплаты ЖКУ по нормативам

    Если в квартире нет счетчиков, плату за коммунальные услуги начисляют по нормативам, а к стоимости ЖКУ применяют повышающий коэффициент 1,5. То есть тариф за свет и воду увеличивается в 1,5 раза.

    Долго экономить за счет того, что в квартире живет намного больше людей, чем прописано, не получится. Если коммунальщики это заподозрят, они могут прийти и проверить: составить акт об установлении количества проживающих граждан. Обычно представители коммунальщиков ходят по квартирам в свое рабочее время или вечером. Могут с вашего разрешения зайти в квартиру и посчитать количество людей или спальных мест. Если вы их не пустите, постучат к соседям и спросят о количестве проживающих в вашей квартире.

    Акт будет действителен, если его подпишет человек, живущий в вашей квартире, или двое ваших соседей и один представитель УК или ТСЖ. Такой акт коммунальщики отправляют в органы внутренних дел. Участковый может оштрафовать вас и ваших жильцов на 2000–5000 рублей каждого за проживание без регистрации. Не штрафуют родственников и людей, прописанных в этом же регионе.

    Читайте также:
    Трехтарифный счетчик электроэнергии: время для разных тарифов, плюсы и минусы

    Участковый в присутствии двоих соседей-понятых составит протокол об административном правонарушении. Коммунальщики с этого же месяца начнут начислять ЖКУ по нормативу и по количеству проживающих, которое указано в протоколе. Даже если соседи по ошибке или злому умыслу написали, что у вас в квартире живет 25 человек. А соседи и правда могут на вас всерьез обидеться, если из-за повышенного расхода воды и света в вашей квартире их заставят слишком много платить за общедомовые нужды.

    Если в вашей квартире вообще никто не прописан, получать нулевые квитанции все равно не получится: нормативные начисления будут идти по количеству собственников квартиры.

    Прямой административной и уголовной ответственности за отсутствие счетчиков нет: ведь человека нельзя наказать за то, что у него не хватает денег на покупку дорогого прибора учета. Ответственность вводят обычно за факт причинения вреда кому-то , а начисления по нормативам чаще всего с лихвой компенсируют реальные затраты воды в квартире. Если же по общедомовому прибору учета воды или электричества «набегает» слишком много, коммунальщики будут искать «протечку». Например, водоканал может наклеить в квартирах антимагнитные ленты на счетчики холодной воды или прийти с проверкой количества жильцов.

    Управляющую компанию могут оштрафовать на 20 000—30 000 рублей за то, что она не заставила вас установить прибор учета в квартире. Штраф для ресурсоснабжающей организации, которая получает с вас деньги за воду, электричество, газ и тепло, намного выше и составляет 100 000—150 000 рублей.

    Так что с того момента, как начнутся нормативные начисления, вы попадете под внимание коммунальщиков: им этот штраф платить вообще не хочется.

    Что в итоге

    Допустим, по счетчикам один человек за месяц тратит 1—2 кубометра горячей воды и 3—4 кубометра холодной воды. Нормативы потребления в Москве — 3,9 и 5,7 кубометров соответственно. С повышенным тарифом это даст почти 6 и 8,5 кубометров на одного человека, то есть в 2—3 раза больше, чем в реальности. Чтобы окупить подобные начисления, у вас вместо 2—3 прописанных людей должно фактически проживать 5—9 человек , и они все должны быть вашими родственниками или иметь регистрацию вашего региона, чтобы не было угрозы административных штрафов.

    Если вас не пугают такие дополнительные траты при оплате ЖКУ, вы можете не передавать показания и не менять просроченные счетчики. Тогда через 3 месяца в ваших квитанциях появятся начисления по нормативам.

    Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

    Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

    Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.

    Когда по закону применяются норматив и соцнорма

    Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.

    Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

    Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца – исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).

    Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).

    Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

    Кто и как устанавливает нормативы потребления

    Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

    Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

    • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
    • потреблённого в помещениях собственников;
    • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

    Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

    Читайте также:
    Квадратные подрозетки по китайскому стандарту 86х86 и другие виды подрозетников

    При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

    • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
    • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
    • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
    • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

    Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

    Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

    • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
    • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
    • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

    Когда применяется социальная норма

    Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

    Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

    Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

    Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:

    • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
    • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

    В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

    Соцнорма зависит от:

    • расположения помещения в городе или сельской местности;
    • наличия стационарной электроплиты;
    • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
    • состояния дома: аварийность, степень износа;
    • отопительного сезона.

    При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:

    Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).

    Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).

    При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.

    Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).

    На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.

    В чём главные отличия норматива от соцнормы

    И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: