Диагностика и ремонт домашних кондиционеров и сплит-систем своими руками

Ремонт кондиционера своими руками: причины неисправностей и их устранение

Комфортную обстановку на объекте эффективно помогает создать современная климатическая техника. К этой группе устройств относятся кондиционеры с отдельно устанавливаемым конденсатором и испарителем. Обычно первый блок монтируется в помещении, а второй — снаружи здания.

Кондиционеры, как и любую другую технику, приходится периодически ремонтировать. Этот процесс представляет собой комплекс сложных мероприятий. Обычно они выполняются узкоспециализированными мастерами. Однако нередко ремонт кондиционеров можно осуществить своими руками, но для этого необходимо знать, как устроены и работают устройства.

Принцип действия кондиционера

Для ремонта современных мобильных кондиционеров используется другая схема по сравнению с настенными климатическими системами, когда требуется восстановить их работоспособность. У передвижных устройств испаритель и конденсатор находятся в одном корпусе, а сплит-системы всегда состоят из двух разнесенных блоков. Они между собой соединяются электрическим кабелем и трубками из меди, имеющими разный диаметр:

  1. По трубкам из меди перемещается хладагент (фреон, марка которого зависит от модели кондиционера). По трубопроводу большего диаметра движется газовая фаза, а по другой трассе — жидкообразный фреон. Каждая из труб во время монтажа в обязательном порядке утепляется, так как металл обладает высокой теплопроводностью. При этом медные трубопроводы отличаются долговечностью, легко гнутся, без проблем спаиваются и выпрямляются.
  2. Электрический кабель прокладывается одновременно с трубками из меди и дренажом. С его помощью поступает питание к наружному части кондиционера. Сечение кабеля подбирается в зависимости от производительности техники.
  3. Дренажная трубка обычно создается из пластика. Реже применяется резиновое изделие. При необходимости выполнить соединение дренажного элемента используется скотч или фум-лента. Нередко дренаж дополнительно оснащается специальным кабелем для подогрева, без которого практически не обойтись в зимний период, так как в трубке может образовываться ледяная пробка. Именно она будет препятствовать отводу конденсата от внутреннего блока.

Конденсатор и испаритель во внутреннем и наружном блоке представляют собой змеевики. Они обдуваются воздухом. Для этого в конструкции имеются вентиляторы. Если кондиционер эксплуатируется в зимний период, тогда картер компрессора наружного блока оснащается подогревом, так как стандартные смазочные материалы не работают одновременно при отрицательной и положительной температуре. Чтобы самостоятельный ремонт кондиционера настенного типа не пришлось осуществлять слишком часто, выполняется понижение оборотов. В зимний период, когда требуется дополнительный обогрев помещения, наружный блок выполняет функцию испарителя. Поэтому в этом случае хладагент забирает тепло у уличного холодного воздуха. Однако не все устройства способны работать в таком режиме.

Наружный и комнатный блок кондиционера имеют схожее устройство. Внутренний элемент системы дополнительно оснащается инфракрасным приемником. Он необходим для работы ПДУ. В наружном блоке также присутствует система управления и контроля.

Компрессор всегда размещается в наружном элементе. Такое его расположение позволяет понизить уровень шума и осуществлять отвод тепла на улицу.

В испарителе во время работы кондиционера образуется разрежение, так как компрессор выкачивает хладагент из него. В результате переход фреона в газовую фазу осуществляется намного легче. Газ, попадая в компрессор, сжимается. После этого он перемещается в конденсатор. Здесь хладагент переходит в жидкую фазу и отдает тепло. Теплообмен на змеевиках наружного и внутреннего блока ускоряется за счет присутствия вентиляторов. При этом контроль температуры осуществляется датчиками, сигналы на которые поступают от электрической схемы техники.

Монтаж и заправка кондиционера

Во время установки сплит-системы длина фреоновой трассы в большинстве случаев составляет 5 м. На концах медных трубопроводов фиксируются гайки. Они необходимы для соединения труб с наружным и внутренним блоком при помощи ключа.

Трасса из меди заполняется хладагентом через наружный блок, где размещены трехходовые краны. Для этого на одном из них откручивается вентиль и подсоединяется коллектор с манометрами и вакуумным насосом, с помощью которого выполняется откачка воздуха из медных трубопроводов. После вакуумирования системы проверяется герметичность стыков с помощью мыльного раствора. Потом проводится заправка медной трассы хладагентом, предварительно перекрыв кран и подсоединив емкость с фреоном. Количество хладагента может контролироваться по весу, с помощью делений на баллоне или манометров (по давлению). Объем необходимого вещества обычно указывается в паспорте или на шильдике, размещенного на корпусе.

Нередко заправка, когда осуществляется ремонт кондиционеров в современном офисе или квартире, проводится через отверстия высокого и низкого давления, соответствующие выходу и входу компрессора. Чаще всего во время процесса используется вход при включенном компрессоре. Это позволяет ускорить процесс за счет растворения некоторого количества хладагента в масле. Процесс заправки завершается тестированием техники.

Примечание! Во время вакуумирования климатической системы перед ее заправкой хладагентом основной узел кондиционера (компрессор) также необходимо запустить.

Основные неисправности

Ремонт настенных сплит систем своими руками представляет собой непростой процесс, так как не каждый человек знает принцип работы и устройство климатической техники. Однако восстановить работоспособность приборов помогают индикаторы, позволяющие определить характер неисправностей. В технике возникают поломки, устранить которые можно только после обращения в мастерские по ремонту современных кондиционеров. Однако нередко потребители сталкиваются с более простыми проблемами. С ними они могут справиться собственными силами.

Кондиционер не включается

Причиной неисправности могут служить севшие батарейки в пульте дистанционного управления или его выход из строя. В такой ситуации рекомендуется выполнить следующие действия:

  • отключить технику, а потом заново ее включить;
  • такая же операция осуществляется с ПДУ;
  • меняются батарейки в пульте.

Если вышеперечисленные действия не привели к положительному результату, тогда рекомендуется обратиться в фирмы по ремонту разных кондиционеров. В таких компаниях работают квалифицированные мастера, обладающие необходимым инструментом и оборудованием. Это позволит выполнить безошибочную диагностику кондиционера и осуществить профессиональный ремонт техники.

Появление воды

Нередко из внутреннего блока кондиционера может начать капать вода или на стенках корпуса появляется конденсат. Такие неисправности возникают в результате неправильной эксплуатации устройства. Так, поломка может появиться из-за запуска режима охлаждения при низкой окружающей температуре. В итоге возникнет пробка в дренаже. Канал также может засориться грязью, скапливающейся на внутреннем радиаторе и стекающей в ванночку, из которой она перемещается в дренажную трубку. Чтобы избавиться от неисправностей и выполнить ремонт промышленных или других кондиционеров, нужно провести следующие операции:

  1. В холодный период года прогреть канал, если ледяная пробка еще в нем не образовалась. Оптимальная температура нагрева составляет +7 O
  2. При появлении ледяной пробки подождать наступления тепла, что позволит ей самостоятельно рассосаться.
  3. Промыть дренаж водой при использовании помпы или компрессорной установки.
Читайте также:
Кондиционеры и сплит-системы Acson: отзывы, инструкции к пульту управления

Важно! Эксплуатировать климатическую технику при засоренной дренажной системе нельзя, так как жидкость будет вытекать из корпуса кондиционера. Это приведет к порче интерьера и климатического прибора.

Засорение фильтров

Устраняется проблема с помощью чистки фильтрующих элементов внутреннего блока устройства, на которых нередко скапливается пыль и ворс. Источниками их появления часто являются ковры и разные изделия из шерсти.

Фильтры вынимаются из техники после открытия передней панели. Они промываются под проточной водой. При этом может быть использована щетка для устранения въевшейся грязи.

Кондиционер не нагревает воздух

Если устройство продолжает охлаждать воздух в помещении при переключении в режим нагрева, тогда необходимо обратить внимание на техническое состояние 4-ходового клапана или схемы управления. После замены элементов выполняется заправка хладагента и установка нового ресивера-осушителя.

Кондиционер летом не охлаждает воздух

Причина неисправности может скрываться в превышение максимальной эксплуатационной температуры уличного блока техники. Во время монтажа наружный элемент устройства обычно размещается в тени, что предотвращает его избыточный нагрев в жаркую погоду.

Кондиционер не производит холод в нежаркую погоду

Причиной поломки может быть утечка фреона или засорение льдом капиллярной трубки. Для устранения неисправности нужно отключить климатическую технику и подождать максимум 4 часа. Если после этого кондиционер начнет нормально работать, тогда причина поломки была в воде, скопившейся во фреоновом контуре. Когда техника продолжает не функционировать, то в этом случае неисправность возникла из-за утечки хладагента. В такой ситуации ремонт канальных и других кондиционеров заключается в восстановление работоспособности радиаторов устройств.

Кондиционер слишком сильно охлаждает воздух

Причиной неисправности может служить выход из строя термостата. В такой ситуации обычно ломается датчик или часть электросхемы. При появлении данной неисправности устройство обычного не выключается, даже когда температура в помещении достигает заданного значения.

Наружный блок не включается

При появлении такой поломки необходимо обратить внимание на исправность управляющего реле, расположенного во внутреннем блоке. Также может выйти из строя электроплата техники или порваться электропривод.

Качественный ремонт современных кондиционеров чаще всего требуется по причине утечки хладагента. Поломка устраняется при помощи пайки медных деталей устройства. Для этого применяются профессиональные инструменты. Их можно приобрести в специализированных магазинах или позаимствовать у мастеров, занимающихся ремонтом холодильной техники. Для поиска места утечки фреона применяется течеискатель. Он используется после того, как в медный канал будет накачен воздух.

Особенности работы кондиционера

Обозначенные в паспорте технические характеристики любой климатической техники соответствуют значениям, полученным при определенных тестовых условиях. Поэтому кондиционер не будет выдавать лабораторную мощность при любой погоде. Так, когда за окном температура составляет +50 O C, а змеевик уличного блока выдает +90 O C, то в этом случае эффект от техники будет в 2 раза меньше, если ее использовать в средних широтах при +10 O C. То же самое происходит при использовании охлаждающего режима.

Важно! Чем ниже температура уличного воздуха, тем тепло труднее передается в помещение.

Производители создают кондиционеры, нормальный режим работы которых предусматривает отсутствие минусовых температур на испарителе. По этой причине происходит конденсация влажной среды. Однако вода не превращается в иней. Такой принцип функционирования приборов лежит в основе опции осушения. Поэтому необходимо включать поочередно устройства или на нагрев, или на охлаждение воздуха в помещении. За рабочий цикл оборудования температура воздушной среды не меняется. При этом влажность воздуха уменьшается. Незнание такого нюанса приводит к необходимости общения в организации по ремонту кондиционеров.

Общие правила ремонта кондиционеров

Подключение климатического оборудования осуществляется посредством дифференциального устройства защиты. Помимо этого, ремонт кондиционеров проводится при соблюдении определенных правил:

  • чистка приборов выполняется после их отключения от сети электропитания;
  • все процессы проводятся аккуратно при соблюдении рекомендаций производителей;
  • определение утечки фреона осуществляется с помощью манометра на заправочном коллекторе, измеряющего давление в системе при включенном устройстве и подсоединяемого к сервисным разъемам высокого и низкого давления на наружном блоке.

В зависимости от марки кондиционера ремонт плат управления имеет свои нюансы. Их замену или восстановление работоспособности лучше всего доверить профессионалам из специализированной компании или организации, где было приобретено климатическое оборудование.

Заключение

Стоимость ремонта кондиционера настенного, мобильного, промышленного или канального типа зависит от следующих нюансов:

  • вида оборудования;
  • производительности;
  • сложности работ;
  • количества хладагента, необходимого для заправки прибора;
  • цены запасных частей;
  • необходимости выполнения очистки дренажа, внутренних фильтров и внешнего теплообменника;
  • времени использования автовышки или услуг промышленных альпинистов.

На цену ремонта климатического прибора также влияет необходимость осуществления регулировки и настройки устройства. При обращении в профессиональную компанию учитывается удаленность размещения кондиционера, так как мастеру нужно будет доставить на объект оборудование и расходные материалы.

Ремонт кондиционера своими руками: причины поломок и способы устранения

Кондиционеры, как вся техника, со временем дают сбои в работе или полностью выходят из строя. Для устранения серьезных поломок неизбежно обращение к профессионалам. Но с некоторыми проблемами в работе оборудования можно справиться самостоятельно, сэкономив денежные средства и время.

Предварительная диагностика

Прежде чем приступать к ремонтным работам, необходимо выяснить причину нарушения работы техники. Это поможет продумать план дальнейших действий и принять правильное решение.

Порядок диагностики сплит-системы:

  1. Осмотрите прибор на предмет внешних повреждений.
  2. Проверьте состояние и целостность электрических соединений и блоков.
  3. Снимите и прочистите фильтры.
  4. Протестируйте работу системы индикации и работу агрегата в различных режимах.
  5. Убедитесь в герметичности соединений.
  6. Проверьте корректность работы жалюзи, температуру испарителя.

Многие модели кондиционеров имеют встроенный индикатор с изменяющимся цветом или различной частотой мигания. Он помогает точно определить причину некорректной работы оборудования без профессиональной диагностики.

Информацию о причинах устранения и способах их устранения можно найти в руководстве пользователя. Если в инструкции перечислены не все виды поломок, обратитесь к консультантам торговой точки, в которой был приобретен кондиционер.

Виды поломок и способы их устранения

После диагностики можно приступать непосредственно к ремонту. Для результативного ремонта нужно знать, какие типы неисправностей вообще бывают, и как грамотно их устранить.

Кондиционер не включается

Причина неисправности – неполадка в электрике. Возможны сбои в функционировании управляющей платы или потеряна связь между наружным и внутренним блоками. Если кондиционер не выходит из спящего режима, значит проблема в настройках.

Читайте также:
Как охладить комнату без кондиционера в летнюю жару

Появление капель воды или конденсата

Повышенное выделение влаги – результат неправильного использования оборудования. Чаще всего такие поломки появляются, если сплит-систему запускают на «холод» при пониженной температуре окружающего воздуха. Это вызывает образование пробки в дренажной системе.

Вторая причина выделения воды – засорение внутреннего радиатора.

Для восстановления корректной работы оборудования нужно сделать следующее:

  1. В холодное время года прогреть канал. Это поможет, если пробка льда еще в нем не образовалась. Оптимальная температура нагрева составляет +7 O
  2. При появлении пробки лучше подождать наступления тепла. Это позволит льду самостоятельно рассосаться.
  3. Промыть дренаж водой при использовании помпы или компрессорной установки .

Эксплуатировать кондиционер при засоренной дренажа нельзя. От этого жидкость будет вытекать из корпуса, что приведет к порче интерьера и полному выходу из строя всей системы.

Засорение фильтров

Регулярная чистка фильтров грубой и тонкой очистки – обязательное условие профилактики поломок кондиционера. Пыль и ворс, скопившиеся на сетках, нарушают циркуляцию воздуха, приводят к перегреву корпуса, снижают эффективность работы системы.

Определить засорение можно при визуальном осмотре или по нехарактерным шумам во время работы кондиционера. Также об этой проблеме свидетельствует недостаточное охлаждение воздуха при правильно настроенном приборе.

Фильтры вынимаются из кондиционера после открытия передней панели. Промойте их под проточной водой. Для устранения въевшейся грязи воспользуйтесь щеткой средней жесткости. После промывания высушите фильтры и верните их на место.

Неприятный запах из работающей системы

Появление зловонных ароматов из корпуса кондиционера может говорить о следующих поломках:

  • Запах гари – явный признак замыкания и возгорания проводки. Кондиционер нужно немедленно отключить и вызвать мастера. Работающий прибор в этом случае может стать причиной пожара.
  • Запах пластика – обычно такие «ароматы» источает некачественна, приобретенная за невысокую цену. Устранить такие запахи не помогут даже специалисты. Со временем они могут пропасть самостоятельно.
  • Запах сырости – это говорит об образовании внутри корпуса бактерий и грибков. Уничтожить их можно обработкой антигрибковым средством. Его разводят в воде и промывают все внутренние детали кондиционера.

Нестандартные звуки

Работающий кондиционер издает равномерный, негромкий шум, что вполне естественно. Но при поломках сплит-система начинает «звучать» странно.

По характеру издаваемого шума можно определить характер поломки:

  • Неравномерное гудение внешнего блока. Такой звук возникает при засорении внутреннего наполнения. Особенно громко звучит вентилятор, на лопастях которого осела грязь. Иногда неравномерный шум говорит о поломке одной из лопастей. Решит проблему качественная внутренняя очистка или замена вентилятора.

Неравномерное гудение внешнего блока

  • Бульканье. Такой звук не всегда говорит о поломке. Но если он раздается постоянно на протяжении нескольких дней, стоит провести диагностику. Бульканье может возникать при попадании воздуха в дренажную трубку. В этом случае образовавшийся конденсат не успевает вытечь и скапливается в трубке. Устранить неисправность помогает установка трубки под нужным углом.
  • Хлюпанье. Такой звук появляется, если блоки кондиционера некачественно закреплены. Поможет плотное затягивание всех крепежных элементов и трубок. Наружный блок нужно выставить с использованием строительного уровня.

Если во время работы периодически раздаются щелчки, значит, некорректно работает автоматика. Самостоятельно менять детали можно только при наличии специальных знаний в области электротехники.

Кондиционер плохо вырабатывает холод

Особенно заметна эта проблема в жаркие дни. Кондиционер работает на полную мощность, но в комнате все равно жарок.

Возможные причины плохой работы устройства:

  • Засорение воздушных фильтров. В этом случае корпус кондиционера перегревается, и срабатывает автоматика на отключение.
  • Утечка фреона. Причина потери хладагента – развальцовка соединений между блоками или пробоина в трубках. В этом случае приходится постоянно заправлять систему фреоном. Если этого не делать, его уровень снизится до критических отметок и прибор выйдет из строя. Заметить развальцовку несложно: на штуцерах внешнего блока при ее наличии появляется иней, наледь или масляные пятна под кранами.
  • Кондиционер не адаптирован к зиме. Это часто случается с аппаратами от азиатских производителей. Температура воздуха в этих странах не опускается ниже +7 градусов, поэтому в условиях суровой зимы такие агрегаты работать не могут. Во время переключения с режима охлаждения на обогрев внутри дренажной системы образуется ледяная пробка и сток конденсата прекращается. Система начинает перегреваться, и вскоре может поломаться. Решить проблему помогает установка дополнительного комплекта для подогрева в зимний период.
  • Наледь на наружном блоке. Она образуется, если кондиционер включается на обогрев при высокой влажности и значительной минусовой температуре. Для предотвращения обледенения нужно оснащать устройство системой авторазморозки. Если такая не установлена, кондиционер нужно перевести в режим охлаждения и дождаться оттаивания. В целом специалисты не рекомендуют включать кондиционер на обогрев, если температура на улице опустилась ниже минус 10 градусов. Это приводит к загустению масла и повышает износ оборудования.

Когда стоит обратиться в сервисный центр

Если кондиционер не работает из-за поломки одного из внутренних узлов, самостоятельно отремонтировать его не получится. Ремонт платы, компрессора, диагностику трассы, дозаправку фреона и другие связанные с разбором техники и заменой деталей действия должны выполнять профессионалы.

Когда стоит обратиться в сервисный центр

Даже при наличии руководства по ремонту правильно провести работу без специальных знаний и подготовки, нужных запчастей и спецоборудования невозможно. Помните, что замена детали всегда дешевле, чем приобретение нового кондиционера взамен испорченного неумелыми действиями нерадивого ремонтника.

В сервисный центр придётся обратиться, если нужны:

  • замена компрессора;
  • устранение утечки хладагента или его заправка;
  • ремонт или замена электронных модулей;
  • замена масла;
  • вакуумирование.
  • замена термоизоляции.

Правила безопасности при эксплуатации и ремонте

Продлить срок службы любого прибора помогает соблюдение правил его эксплуатации и обслуживания.

Важно также помнить о собственной безопасности при работе с электроприборами:

  • выключайте кондиционер из сети во время осмотра и обслуживания;
  • используйте для подключения дифференциальные защитные устройства;
  • не подпускайте к прибору, особенно работающему, детей;
  • бережно проводите работы по обслуживанию оборудования;
  • устраняйте все неисправности сразу после появления первых признаков некорректной работы.

После влажной чистки полностью просушивайте кондиционер. Если включить его во влажном состоянии, можно спровоцировать короткое замыкание.

Вопросы пользователей о неисправностях оборудования

Кондиционер исправен. Можете даже порадоваться, ведь вам досталась современная модель с режимом «Hot Start». Такой аппарат прежде чем начинать выдавать тепло при минусе, прогревает внешний блок, чтобы тот не обледенел. Для этого он включается в режиме охлаждения, только с выключенным вентилятором. Поэтому можно почувствовать холод поднеся руку вплотную к внешнему блоку.

Читайте также:
Кондиционеры колонного типа: особенности, установка и монтаж

Сначала проверьте, как настроен отвод горячего воздуха. Если все смонтировано правильно, неисправен термостат или датчик расположен слишком близко к испарителю.

Прежде всего нужно определить, в каком месте образовалась течь. Нужно провести вакуумирование и залить фреон с красителем. После устранения утечки фреон перестанет уходить.

Шипение в корпусе говорит о разгерметизации охлаждающего контура с фреоном или утечках в моделях испарительного типа. Если хладагент полностью покинет систему, кондиционер перестанет работать. Поэтому необходим ремонт или замена деталей.

Нет. Дело и в разнице термодинамических характеристик, и в компрессорном масле — оно своё для каждого типа фреона.

Нет. Фреон – вещество без цвета и запаха. Поэтому стоит поискать истинную причину неприятного аромата.

Напоследок стоит напомнить владельцам кондиционеров, что устранять незначительные поломки с разбором корпуса самостоятельно можно только после окончания гарантийного срока.

Не спешите «наощупь» ремонтировать кондиционер, не имея точного представления, как он разбирается и собирается. Даже у опытных мастеров были случаи, когда возникали проблемы с незнакомыми конструкциями. В этих ситуациях очень легко повредить блоки, отремонтировать которые впоследствии будет невозможно.

Видео-советы по диагностики кондиционера

Ремонт сплит-системы своими руками: основные поломки и способы их устранения

Сплит-системы с каждым годом становятся всё популярнее. С их помощью можно поддерживать оптимальную температуру воздуха в помещениях различной площади и назначения. Они имеют доступную стоимость, а набор полезных функций позволяет использовать их не только летом, но и зимой, в качестве дополнительного отопительного прибора.

Ломается такое оборудование нечасто. В большинстве случаев оно способно прослужить намного больше гарантийного срока. Но, в случае неправильного использования и обслуживания, неизбежны поломки. В некоторых случаях можно осуществить ремонт сплит-системы своими руками, не пользуясь специфическими инструментами.

Но как обнаружить причину неисправности и устранить поломку? Об этом мы поговорим в нашей статье. Также рассмотрим более редкие неисправности и методы профилактики.

Основные узлы оборудования

Самостоятельно починить климатическое оборудование не получится, без знания всех его элементов.

Предлагаем разобраться из чего состоит сплит-система:

  • компрессорно-конденсаторный блок (наружный);
  • испарительный агрегат (внутренний блок).

Каждый из блоков содержит определенные детали. К внешней части оборудования относятся: компрессор, конденсатор, четырехходовой клапан, плата управления, вентилятор, фильтр, корпус.

Внутренняя часть техники монтируется в помещении. А состоит внутренний блок из: передней панели, фильтров (грубой и тонкой очистки), испарителя, панели индикации, вентилятора, поддона для конденсата, управляющей платы.

Также в оборудовании есть система медных трубок. По ним перемещается хладагент – фреон. Во время работы техники он находится в двух состояниях: газообразном и жидком. Поэтому трубки в отличаются в диаметре.

Диагностика неисправностей в сплит системе

Перед тем, как заняться починкой сплит-системы, нужно приблизительно понять, где искать неисправность. Для этого существуют коды ошибок, которые высвечиваются на дисплее современной техники. Если климатическое устройство без дисплея, то об ошибке может свидетельствовать мигание индикаторного светодиода или будут раздаваться звуковые сигналы.

У каждого производителя техники собственные коды, свидетельствующие о неисправностях. Чтобы их расшифровать можно воспользоваться технической документацией к оборудованию. Расшифровку можно найти и в интернете, введя модель техники.

Знание кодов ошибок поможет сократить время поиска повреждений и попытаться справиться с ремонтом своими силами. Но если речь идет о серьезной неисправности, то здесь желательно обратиться к опытным специалистам. Они знают технику безопасности и у них есть контрольно-измерительные приборы для диагностики техники.

Поломка №1 — система не запускается

Вероятнее всего в этом случае есть повреждение электрического кабеля.

Если напряжение в сети есть, но компрессор, вентиляторы и приборы индикации не работают, то нужно искать проблему в следующих местах:

  • сетевой розетке;
  • кабеле и сетевой вилке;
  • разъемах питания на управляющей плате.

Чаще всего причина кроется в отсутствии напряжения, но бывает, напряжения в сети не достаточно для корректной работы устройства. Чаще всего это происходит из-за перегрузки внутридомовой сети. Если в розетке напряжение около 220 В, то следует прозвонить сетевой шнур с вилкой.

Сделать это можно с помощью мультиметра или простой «прозвонки». Кабель состоит из трех проводов. Повреждение одного из них может привести к прекращению подачи питания на плату и другие органы сплит-системы. Если кабель цел, то нужно проверять напряжение в месте его подведения.

Также причиной отсутствия подачи электроэнергии на технику могут служить севшие батарейки в пульте, неработающий пульт или кнопка включения оборудования.

Поломка №2 — капает вода

С этой малоприятной проблемой сталкиваются многие владельцы сплит-систем. Чаще всего она свидетельствует о засорении дренажного трубопровода.

Засор может быть двух типов:

  • механический – в трубки забивается грязь;
  • климатический – случается в холодное время года, когда некоторые участки трубопровода могут промерзать, вследствие чего образуются ледяные пробки.

Механические загрязнения бывают крайне редко. В этом случае нужно будет прибегнуть к ручной прочистке загрязнений, но можно использовать компрессор. Доступ к трубкам дренажной системы осуществляется в месте отвода жидкости.

Во втором случае нужно просто растопить промерзшие участки дренажного трубопровода. Для этой цели можно пользоваться промышленными или паяльными фенами, но при сильных морозах делать эту процедуру не рекомендуется.

Если ваша сплит-система не просто капает, а течет в комнату, рекомендуем ознакомиться с более детальной информацией о способах устранения подобной проблемы.

Поломка №3 — неприятный запах

Это свидетельствует о засоренном фильтре. Когда воздух, подаваемый вентилятором внутреннего блока обладает неприятным запахом, это говорит о начале размножения различных бактерий на поверхности загрязненного фильтра. Менять его нужно немедленно, чтобы он не привел к возникновению болезней.

Но, замена такого фильтра может не решить проблему с плохим запахом. Это связано с тем, что загрязнения уже могут находиться и на других частях внутреннего модуля. Поэтому, крайне желательно промыть основные детали или заказать комплексное обслуживание.

Поломка №4 — плохое охлаждение

Есть несколько разновидностей такой поломки. Рассмотрим ситуацию с плохим охлаждением, к которой добавляется капание воды. В этом случае главная причина кроется не столько в засорении дренажной системы, как в засорении фильтров (грубой или тонкой очистки).

Читайте также:
Кондиционеры и сплит-системы Hyundai: отзывы, инструкции к пульту управления

Пыль не оседает на фильтрующем полотне, а наслаивается на поверхности испарителя. Это препятствует отдаче холода, из-за чего вентилятор и подает недостаточно охлажденный воздух. А вода капает из-за того, что трубки промерзают или грязь попала в дренаж. Первый случай наиболее частый.

Чтобы устранить самостоятельно эту неисправность, необходимо заняться чисткой фильтров. Чтобы полотно не деформировалось, нужно мыть его под струей холодной или теплой воды, но не горячей. Можно использовать специальные моющие средства или обеззараживающие вещества.

Пыль с трубопровода можно сдуть с помощью компрессора или пылесоса. Более тщательно загрязнения можно убрать, если полностью разобрать блок. Но, не рекомендуется это делать без должных навыков.

В случае, когда плохое охлаждение дополняется выключением компрессора, причина кроется в загрязнении наружного блока. Если за пределами помещения много пыли, пуха или находится рядом автотрасса, то радиатор и конденсатор достаточно быстро покроются слоем грязи. Это вызывает перегрев компрессора, что приводит к его отключению.

Недостаточное охлаждение является причиной затрудненного воздухообмена. Устранить это можно, убрав всю грязь с вентилятора, радиатора и конденсатора. Можно пользоваться мыльной водой и щеткой, а можно и современными моющими машинами, парогенераторами.

Главное – это безопасность во время проведения работ. Так как компрессорно-конденсаторный агрегат находится снаружи помещения, то для его очистки чаще всего придется пользоваться услугами промышленных альпинистов.

Если компрессор работает постоянно или с редкими выключениями, а охлаждение очень слабое, то это говорит о недостатке фреона в системе. Малое количество хладагента может объясняться двумя причинами: его утечка из-за механического повреждения трубопровода или естественное испарение.

Так как фреон – это газ, то ему свойственно испаряться даже из неработающей техники. Соответственно, правильным решением в этом случае будет заправить сплит-систему фреоном нужной марки. Узнать марку хладагента можно исходя из информации в технической документации к технике.

Фреон продается в специальных емкостях. Но, покупка хладагента – это полдела. Его еще нужно заправить в систему, не превышая необходимого объема. Существует несколько способов заправки и все они требуют наличия навыков и специальных инструментов.

Проще всего заправить сплит-систему фреоном, контролируя давление в трубопроводе. Это делается с помощью манометра. Рекомендуем ознакомиться с правилами самостоятельной заправки фреоном.

Когда трубопровод поврежден, то нужно найти неисправность. Иногда для этого придется разбирать оба блока, чтобы найти трещину или скол в трубках. Их можно запаять или заменить на новые, если повреждений много и трубки в плохом состоянии. После этого осуществляется дозаправка климатического устройства фреоном.

Поломка №5 — подача теплого воздуха

Если сплит не охлаждает, а наоборот – подает теплый воздух, это говорит о том, что фреон выкипает до попадания в испаритель. Выкипает он раньше по причине засора капиллярных трубок. Возникает разность давлений, вследствие чего хладагент отдает холод до вентилятора, а вентилятор подает теплый воздух.

Компрессор при этом может работать более длительное время или вообще без выключения.

Решить эту проблему можно прочисткой засора или заменой капиллярных трубок. Чистится засор проще всего с помощью компрессора. Но, силы сжатого воздуха может не хватить, особенно, если засор полный или они множественные.

В этом случае можно прибегнуть к гидравлической чистке или промывке трубопровода специальными растворителями. Зачастую это помогает, но отнимает много времени. Проще заменить капиллярные трубки, но это дорогостоящая услуга.

Поломка №6 — подача горячего воздуха

Включенный режим обогрева при выборе функции охлаждения говорит только об одном: неисправен четырехходовой клапан. Именно от него и зависит смена режимов. Такая неисправность сплит-системы редкая, и её устранение возможно своими силами. Понадобится отыскать клапан.

Далее можно сделать следующее:

  • отремонтировать – в большинстве случаев он просто заклинивает и его работу можно возобновить;
  • заменить на новый;
  • удалить из системы – отпаяв его от техники удастся возобновить подачу холодного воздуха, но придется пожертвовать режимом обогрева.

В любом случае, не обязательно обращаться к мастеру, за исключением незнания техники безопасности и основных элементов сплит-систем.

Поломка №7 — компрессор не работает

Причин у этой неисправности несколько. Это может быть выход из строя самого компрессора, пробой или потеря емкости конденсаторов или поломка термореле.

Самым проблемным случаем является выход из строя именно компрессора. Это достаточно сложное и дорогостоящее устройство, которое починить самостоятельно очень сложно. Даже мастера не всегда смогут помочь. Ремонт возможен только в случае, когда вал двигателя заклинивает. Его можно расклинить и возобновить работу.

Методы диагностики компрессора мы рассмотрели в этой публикации.

Но, чаще перегорают обмотки мотора – от перегрева, вибраций, скачков напряжения или механических воздействий. В этом случае поможет только замена компрессора на новый.

Также придется заново наполнить систему фреоном. Стоимость нового компрессора с доставкой, установкой и заправкой хладагента будет не на много ниже стоимости нового климатического устройства. Поэтому разумнее купить сплит-систему.

Бывает, что причина поломки кроется и не в компрессоре. Могут выйти из строя любой из конденсаторов или термореле, которые можно заменить. Стоят эти компоненты относительно дешево, а для замены не понадобится особых инструментов. Главное – правильно определить вышедший из строя элемент и заменить его на аналогичный.

Конденсаторы и термореле могут иметь «подгары», в следствие плохого контакта или воздействия перепадов сетевого напряжения. Также конденсаторы могут иметь следы вздутия или потеков электролита.

Это первый признак неисправности. Если видимых следов поломки нет, то нужно каждый конденсатор проверить мультиметром.

Поломка №8 — малая длительность работы

Если сплит-система работает исправно, но быстро выключается,не достигая желаемой температуры воздуха в помещении, то это свидетельствует о выходе из строя одного из датчиков температуры.

В среднестатистической конструкции их три: во внутреннем блоке термистор и по одному термодатчику на испаритель и конденсатор. Поломка одного из них приводит к такой работе техники. Их легко проверить с помощью мультиметра. Стоят они дешево, а для замены понадобится только паяльник.

Более редкие неисправности

Среди таких выделяются: потеря связи между блоками, «глюки» индикаторной панели, выход из строя одного из вентиляторов, поломка платы управления или инверторного модуля.

Читайте также:
Кондиционер плохо охлаждает воздух дома: причины и что делать

Каждая такая неисправность также решаема. Но, они встречаются крайне редко, особенно при правильном использовании климатического оборудования. Если обслуживание проводится регулярно, то поломок можно избегать очень долгое время.

Среднестатистический срок эксплуатации климатической техники без поломок составляет 7 лет. А грамотный уход за оборудованием позволяет продлить это время до 15 лет.

Как избежать поломок оборудования?

Климатическая техника является сложным оборудованием, нуждающимся в регулярной поддержке технического состояния.

Чтобы избежать частых поломок нужно соблюдать основные правила эксплуатации сплит-систем:

  1. Проводить регулярную чистку фильтров.
  2. Не включать в режим обогрева при температуре воздуха на улице ниже, чем указано производителем.
  3. Раз в год проверять давление фреона в системе и, при необходимости, заправлять.
  4. Раз в год проводить полную чистку двух блоков системы. Для промышленных помещений чистку следует проводить не менее двух раз в год.

Если нет возможности проводить комплексное обслуживание техники, то нужно проводить самостоятельную чистку теплообменника, который находится во внутреннем блоке, не реже одного раза в год.

Чтобы ознакомиться с особенностями самостоятельного обслуживания сплит-систем, переходите, пожалуйста, по этой ссылке.

Также важным аспектом, влияющем на продолжительность беспроблемной работы климатического оборудования является его установка. Монтажом должны заниматься только специалисты. Если установка была произведена неправильно, это может вызывать недопустимые вибрации и механические повреждения.

Выводы и полезное видео по теме

Комментарий специалиста по чистке внутреннего блока рекомендуем узнать из следующей видеозаписи:

Самостоятельный ремонт климатической техники вполне реален. Главное, чтобы это не навредило здоровью и не повредило технику еще больше.

Если есть навыки, опыт и инструменты, то можно исправить большую часть существующих поломок. Но при сложных неисправностях рекомендуется обращаться к профильным специалистам.

У вас проблема со сплит-системой, но вы никак не можете разобраться с причиной ее возникновения? Задавайте свои вопросы нашим экспертам и другим посетителям сайта – мы постараемся помочь вам разобраться с причиной неисправности.

Если вы хотите дополнить изложенный выше список неисправностей или добавить рекомендации по их устранению, пишите, пожалуйста, эту информацию в блоке комментариев.

Ремонтируем кондиционер самостоятельно: диагностика и устранение неисправностей

Добавил(а): Валерия Полякова 17 июня

Климатическая техника создаёт в доме комфортную атмосферу, и делает его более уютным. Но иногда она ломается в неподходящее время, например, летом или когда гарантия уже закончилась. Некоторые неисправности кондиционера легко устраняются своими руками. Но перед тем как взяться за дело, надо ответить себе на два вопроса. Во-первых, обладаете ли вы достаточными техническими знаниями об устройстве таких агрегатов; во-вторых, что вызвало поломку. Если с первым пунктом все в порядке, переходим ко второму. Причины выхода из строя сплит-системы можно условно разделить на три группы: заводской брак, некачественный монтаж и неправильная эксплуатация. Поэтому так важно определить, можно ли починить кондиционер самостоятельно, или придётся обращаться в сервисный центр.

Система автоматической диагностики неисправностей

Первым делом надо убедиться, что кондиционер действительно сломался. К счастью, в современных моделях о большей части проблем вас оповестят надписи на дисплее или мигания цветных индикаторов. Открыв инструкцию, легко расшифровать, где именно произошёл сбой. Подробная информация о кодах передаётся только авторизованным сервисным центрам, но основные данные доступны и обычным пользователям.

Обычно лампочка мигает запрограммированное количество раз исходя из выявленной ошибки. Коды стандартных неисправностей (количество сигналов сенсора):

Мигает 1 раз – не функционирует терморезистор внутреннего блока. 2 — не работает терморезистор наружного блока. 3 — агрегат работает одновременно на охлаждение, и на обогрев. 4 — защита от перегрузки выключена. 5 — возможно, неисправен кабель и схема обмена информацией между блоками. 6 — электропотребление превысило норму (надо проверить силовые транзисторы). 7 — повысилось напряжение во внешнем блоке. 8 — неисправен двигатель вентилятора. 9 — не работает ходовой клапан. 10 — терморезистор вышел из строя, и не контролирует температуру корпуса компрессора.

Перед эксплуатацией следует внимательно изучить инструкцию по управлению климатическим оборудованием

Если кондиционер не включается, и при этом не горят светодиоды, то, скорее всего, вышла из строя печатная плата управления. Мигание всех светодиодов означает, что из-за скачка напряжения произошёл сбой программных установок платы управления, и её нужно перепрограммировать.

У каждой модели существует собственный код программных настроек, но он тоже известен только уполномоченным сервисным центрам. Можно найти коды ошибок в интернете по названию бренда и попытаться перепрограммировать плату самостоятельно.

Последовательность диагностики

Перед началом любых ремонтных или профилактических работ следует осуществить детальную диагностику климатической системы, выявить причину неполадки, оценить предстоящие трудозатраты и стоимость необходимых комплектующих или вспомогательных средств. Грамотная проверка избавит от ошибочных выводов, многократного, дорогого и долгосрочного восстановления работоспособности агрегата.

Последовательность диагностики включает в себя проверку:

  1. Наличия механических повреждений;
  2. Креплений блоков;
  3. Зажимов контактных соединений его электрооборудования;
  4. Состояния воздушных фильтров;
  5. Режима охлаждения / обогрева;
  6. Индикации режимов;
  7. Функционирования механических жалюзи;
  8. Температуры воздуха на выходе из испарителя;
  9. Давления в системе всасывания / нагнетания;
  10. Герметичности всех соединений и дренажной системы.

Кондиционер не включается

Какая бы ни была марка или модель устройства, причины будут одни и те же:

  • Электрическая часть. Или кондиционер не подключён к питанию, или у него вышла из строя плата управления, или разорвана связь между блоками.
  • Сломан пульт управления или приёмный модуль на внутреннем блоке.

При выходе из строя приемного модуля блок не реагирует на сигналы с пульта

Прибор отключается, проработав 5–10 минут

Причин тому существует несколько:

  • помещение уже охлаждено до заданной температуры;
  • активирован режим «осушение»;
  • компрессор перегревается;
  • неисправна плата управления;
  • вышло из строя защитное реле.

Разберём, почему возможен перегрев компрессора. В первую очередь проверяем, не забит ли грязью радиатор внешнего блока. Это мешает нормальному отводу тепла, компрессор начинает перегреваться и система его отключает. Профилактическая чистка — это первое, что следует сделать в данной ситуации.

Если кондиционер недавно заправляли хладагентом, то вполне мог нарушиться баланс в контурах испарителя и конденсатора, поэтому компрессор стал работать с перегрузкой. После измерения давления рекомендуется стравливание излишков хладагента.

Не исключена поломка вентилятора охлаждения внешнего блока (скорость вращения ниже заданных в минуту оборотов). Также перегрев возможен из-за засорения капиллярных трубок во время монтажа. Вероятно, понадобится замена одной из них. Причиной может быть засорение фильтра-осушителя из-за его загрязнения. Если это так, то фильтр надо также заменить.

Капает конденсат из внутреннего блока. Устранение протечек

В летний период часто переполняется ёмкость для сбора конденсата. Чтобы из неё не капало, надо чаще сливать накопившуюся там воду. Если причина в обмерзании теплообменника, то его можно утеплить любым теплоизоляционным материалом. При протечках в местах крепления патрубков обязательно зажимаются гайки, а стыки обрабатываются герметиком. Не стоит прилагать больших усилий при затягивании гаек, чтобы не сорвать резьбу!

Возможно, забита сливная трубка между поддоном и местом слива. Необходимо обесточить кондиционер, подождать 10 минут, потом отсоединить пластиковую трубку, и прочистить её вручную (продуванием или с помощью тонкой проволочки). Это самая распространённая причина появления воды. Но есть и другие, например:

  • неправильный монтаж дренажной системы (она слишком длинная, плохо закреплена, шланг задран вверх);
  • механические повреждения корпуса, лотка дренажа или других внутренних агрегатов.

При поломке дренажного насоса его нужно или заменить или починить. Поднятый шланг следует выгнуть под нужным углом, чтобы вода капала вниз. Если подозревается утечка фреона, см. параграф «Кондиционер запускается, но работает неэффективно».

При засорении сливной трубки из внутреннего блока начинает капать вода

Неприятный запах

Существует несколько причин, когда из кондиционера появляется затхлый или неприятный химический «аромат». Рассмотрим основные из них:

  • Запах горелого свидетельствует о возгорании проводки. В данной ситуации нужно сразу обесточить агрегат и вызвать специалиста.
  • Пахнет пластиком. Обычно это значит, что сплит-система сделана из дешёвых некачественных материалов. Этот запах трудно ликвидировать даже с помощью специалистов.
  • Агрегат «благоухает» сыростью или плесенью. Это означает, что внутри образовались колонии болезнетворных бактерий или грибков. Чтобы их уничтожить, надо приобрести любое аптечное антигрибковое средство, развести его в воде и обработать все внутренние детали.

Не забываейте чистить внутренние фильтры, иначе они становятся рассадниками бактерий

Нестандартные звуки

Чтобы определить причину «неправильного» звучания сплит-системы, надо обладать опытом мастера. Но это доступно и обычному пользователю.

  • Неравномерный шум при работе внешнего блока. Он возникает, если вовремя не очистить его от загрязнений. Особенно это заметно, если пыль и грязь неравномерно осела на лопастях вентилятора. Они становятся несбалансированными и характерный гул обеспечен. Иногда шум появляется после повреждения одной из лопастей. Чтобы избавиться от него, следует почистить вентилятор внешнего блока или заменить.
  • Клацанье. В этом случае или неправильно работает автоматика, или она срабатывает из-за неисправности внутренних деталей.
  • Бульканье. Такие звуки не всегда означают поломку, но и пренебрегать ими нельзя. Например, иногда, при попадании воздуха в дренажную трубку, кондиционер начинает булькать из-за не слившегося конденсата. Решение: выпрямление трубки под нужным углом. Бульканье появляется при завоздушивании системы — когда на место фреона поступает воздух.
  • Хлюпанье. Этот звук характерен для нормально функционирующего кондиционера. Причиной повышенного шума иногда является некачественное закрепление частей и блоков агрегата. Для его ликвидации надо плотно затянуть все соединения и крепежи конструктивных элементов системы и трубок. Наружный блок выравнивается по горизонтали, а провисшие петли скрепляются между собой.

Неэффективная работа

Это одна из самых распространённых неисправностей, особенно заметная в жаркое время года. Кондиционер потребляет электроэнергию, но при этом не обеспечивает необходимый температурный режим. Возможные причины низкой эффективности:

    Засорение воздушных фильтров. Они выглядят как небольшая плоская или барабанного типа сетка под передней панелью агрегата, и именно через неё в кондиционер попадает воздух. Фильтры собирают всю пыль в доме и предохраняют от неё радиатор внутреннего блока. Очистить их довольно просто — снять и промыть под проточной водой, потом высушить и поставить назад. Процедуру проделывают раз в две — три недели, а если пыли и копоти много, то ещё чаще. Иначе скорость обдува радиатора снизится, и он перестанет обеспечивать нужную температуру. Нарушение режима функционирования охладительной системы, в свою очередь, приведёт к обмерзанию медных трубопроводов. После отключения намёрзший лёд растает и из кондиционера закапает вода. В случае сильного засорения фильтров, грязь проникнет и в дренажную систему, а вода потечёт чуть ли не ручьями. И очистить все это безобразие можно будет только с использованием сильнодействующей химии. Важно! Максимальное количество промывок фильтра — 6–8 раз! Потом он теряет свои эксплуатационные качества.

Так выглядит очень запущенный воздушный фильтр

Очистка внутреннего блока (видео-инструкция)

Чистка или замена фильтра

Фильтры в кондиционерах подразделяются на два вида:

    Фильтры грубой очистки — присутствуют во всех моделях и служат для защиты «органов» кондиционера от грязи и пыли. Они расположены под лицевой панелью и выглядят как мелкоячеистая сетка из пластика. Есть два способа их очистки: пылесосом с помощью поднятия передней панели либо снятием самого фильтра и самостоятельной промывкой под водой. Не забудьте после процедуры полностью высушить его.

Недосушенный фильтр может стать причиной дальнейшей поломки всего кондиционера

Как разобрать кондиционер

Разборка любого блока проходит по одной и той же схеме, поэтому этот способ является универсальным. Сначала запасаемся такими инструментами:

  • отвёртками всех типов;
  • шестигранниками;
  • паяльником;
  • средством для чистки.

Основные составляющие внутреннего блока

Для простой чистки внутреннего блока снимать его со стены необязательно. Пошаговая инструкция:

  1. Первым делом прибор обесточивается.
  2. Сначала снимается внешняя панель. Под ней находятся два болтика, закрытые предохранителем, и их надо развинтить.
  3. После отщёлкиваем две защёлки и снимаем каркас. Верхняя панель обычно загрязнена и её надо помыть.
  4. Необходимо вытащить лопасть, которая направляет воздушные массы, и снять с задвижек нижнюю панель внутреннего блока.
  5. После чего отсоединяются провода (чтобы не напутать, лучше подробно зарисовать их расположение).
  6. Потом отжимаются скобы и вынимается сам корпус электроблока и трансформатора.
  7. Чтобы демонтировать слив и выводной шланг, выжимается три несущих крепежа.
  8. Затем откручиваются несущие болты электронного двигателя, аккуратно приподнимается радиатор, и снимается моторная опора.
  9. После этого вынимаются лопасти и движок, располагающийся в специальной ячейке. Чтобы радиатор случайно не упал, его можно поставить на место.
  10. Затем необходимо снять тепловой замок, который находится на крепительном болтике фрикционного колеса с ободом электродвигателя. Это достаточно сложно! Чтобы избежать непредвиденного сгорания резиновой детали, передающей энергию, с помощью тонкого паяльника нужно осуществить нагревание болтовой головки, пробуя открутить её в процессе пайки. После аккуратного отделения лопастей от моторной части, пыльные и плесневелые детали очищаются специальным средством.

Видео: Разборка и чистка сплит-системы

Как снять кондиционер

Для отключения первым делом прекращается подача рабочей жидкости, кондиционер выключается и из него сливается уже залитая жидкость. После этого нужно отключить агрегат от сети и выключить слив. Затем снимаются трубки, подающие жидкость, и кондиционер окончательно убирается со стены. Более подробно об этом процессе можно почитать в статье «Как демонтировать кондиционер своими руками: инструкция, видео».

Ремонт радиатора своими руками

Для этого понадобится:

  • мощный паяльник (не менее 250 Вт);
  • припой;
  • канифоль;
  • железные опилки;
  • криолит;
  • сернокислый натрий;
  • два активатора для флюса — хлористый литий и поваренная соль.

Ремонт радиатора своими руками — дело ответственное и непростое

Для начала кондиционер демонтируется и обесточивается. Потом приподнимается крышка, снимаются фильтры и поверх радиатора наливается около полутора литров воды. Если она не вылилась через дренажную трубку, значит, имеет место внутреннее протекание.

После определения локации протечки, она высушивается, очищается и обезжиривается. В случае с медным радиатором, после обработки флюсом накладывается олово, прогревается, и можно приступать к пайке.

Для проверки целостности в радиатор снова наливается вода.

Если он алюминиевый, то на зачищенную, обезжиренную и сухую (!) поверхность накладывается железноканифольное вещество, а часть, где будет пайка, натирается раскалённым паяльником. Когда канифоль начнёт растекаться, деталь крепится в зоне пайки припоем из олова и свинца, с добавлением железных опилок.

Проверка работоспособности компрессора

Замена фильтров, устранение течи или дозаправка кондиционера — это первые шаги при утечке хладагента, потемнении изоляции или масла. Но иногда этих мер недостаточно, и нужна более тщательная диагностика компрессора. И по её результатам может оказаться, что компрессору нужен более серьёзный ремонт. Для этого существует экспресс-диагностика масла. Чтобы сделать пробу, понадобится пробирка, шланг и ёмкость для жидкости. Далее следует поступать так:

  • выключить агрегат;
  • подождать, пока масло стечёт по стенкам трубопровода;
  • шланг с краном подсоединить к сервисному порту, а свободный конец опустить в подготовленную ёмкость;
  • открыть кран и собрать масло;
  • дать маслу отстояться и перелить его в пробирку.

Если масло потемнело и имеет запах гари, то компрессор перегревался. Причинами могли быть: утечка хладагента, засорение внешнего блока, ухудшение обдува вентилятором, отсутствие зимнего комплекта.

Зеленоватый цвет говорит о наличии в масле солей меди. Это значит, что во фреоновый контур попала влага. Опасность состоит в том, что она никак не проявляет себя, а потом компрессор отказывает. Ремонт компрессора и замена масла производятся исключительно в сервисном центре.

Какие неполадки не подлежат ремонту

Если речь идёт о чистке фильтров или обычной профилактике, то это нетрудная задача для любого пользователя. Но в случае серьёзных неполадок, когда нужна замена деталей или проверка их на специальных стендах, ремонт своими руками будет неуместен и даже опасен!

В сервисный центр придётся обратиться, если необходимы:

  1. Замена компрессора;
  2. Устранение утечки хладагента или его заправка;
  3. Ремонт или замена электронных модулей;
  4. Замена масла;
  5. Вакуумирование системы.
  6. Замена термоизоляции и другие сложные манипуляции, которые невозможно произвести на дому.

Теперь вы знаете, как диагностировать кондиционер, устранить многие из неполадок и предупредить возникновение проблем с климатическим устройством. Починка своими руками – это не только экономия средств, но и удовлетворение от получения новых умений и знаний.

Как самому выполнить ремонт бытового кондиционера своими руками?

Самостоятельный ремонт кондиционеров – это довольно сложное занятие. Ведь чтобы его производить, нужно понимать принцип работы, устройство и особенности этого климатического оборудования. В то же время сегодня многие бытовые агрегаты имеют в инструкции таблицу кодовых ошибок, по которой легко можно узнать неисправность. А зная поломку, уже можно определиться, можно ли произвести ремонт сплит систем своими силами или нужно обращаться в сервисный центр к специалистам.

Но прежде чем перейти к неисправностям, рекомендуется ознакомиться с установкой и работой данных агрегатов.

Монтаж и заправка кондиционера

Основным условием качественной работы любого климатического прибора является его грамотный монтаж и своевременный плановый ремонт. Монтаж кондиционера при этом необходимо делать согласно инструкции и требованиям СНиП, соединение трубок производить с помощью специального инструмента. А электромонтаж должны производить классифицированные специалисты, согласно схеме, прилагаемой к сопроводительному руководству.

Как правило, бытовые климатические устройства допускается подсоединять в однофазную линию. Однако при покупке прибора с производительностью более 3 кВт, его необходимо подключать к трехфазной сети с напряжением 380 В.

Заправка кондиционера

Для климатических приборов обычным явлением считается утечка фреона на 2-3% от всего количества за 1 год. Соответственно, из-за этого надо делать дозаправку один раз за 12-18 месяцев. Этот процесс происходит по-всякому. Если аппаратура функционирует на фреоне R-22, то можно только дозаправить систему.

Однако при ремонте многих кондиционеров в офисах, придерживаясь международных норм, в них заправляют экологически безопасный вид хладагента 410A и R-407C. В данном случае, такой газ, возможно, придется закачивать в полном объеме по весу и объему, заранее сделав вакуумирование магистрали.

Принцип действия кондиционера

Все составные части сплит системы соединены друг с другом медными трубками и образуют замкнутый контур, в котором находится фреон. Алгоритм взаимодействия составляющих элементов у кондиционера следующий:

  • В компрессор поступает газ под небольшим напором в 3-5 атм.
  • Во время работы агрегат нагнетает хладагент в конденсатор, после которого стоит дроссельное устройство в виде капиллярной трубки.
  • Ввиду небольшого отверстия у дросселя, газ перед ним скапливается и в теплообменнике создается повышенное давление до 17-20 очков. Температура при этом увеличивается до 80-85˚С.
  • Хладагент переходит в жидкое состояние и дозированно через дроссель по контуру поступает в испаритель внутреннего блока.
  • Поскольку объем радиатора большой, а жидкий фреон в него поступает в небольшом количестве, он расширяется, вновь переходя в газообразное состояние, охлаждая при этом радиатор.
  • В это время вентилятор прогоняет через ребра расширителя воздух, который также остывает и рассеивается по помещению, создавая прохладу в комнате.

Под действием компрессора, движение хладона в магистрали не прекращается, он после испарителя вновь поступает к агрегату и весь процесс повторяется.

Неисправности кондиционеров

Сейчас современная климатическая техника оснащена кодами ошибок о вероятных поломках. Надо только уметь расшифровать и правильно произвести диагностику. Наиболее часто встречающиеся неисправности при этом бывают следующие:

Агрегат не включается

Это одна из распространенных неполадок сплит систем, и явно, с ней всякий владелец такого аппарата встречался. Эти неисправности зачастую бывают из-за электрической части:

  • Кондиционер не подключен – проверить подключение к розетке.
  • Сбой в управленческой микросхеме – требуется вмешательство специалиста.
  • Неисправен пульт – проверить батарейки.
  • Выдается ошибка при получении сигнала – необходима классифицированная диагностика.
  • Нет передачи данных между модулями – нужна специализированная диагностика.

А также сбой в системе может быть из-за износа трущихся частей в механизмах (в компрессоре и вентиляторе). При этом в некоторых случаях можно произвести самостоятельный ремонт кондиционера на месте.

Отключение сплит-системы после непродолжительной работы

Данная неисправность может происходить из-за перегрева двигателя у компрессора или вентилятора, а также в связи с уменьшением давления внутри контура. В первом случае, вероятней всего, нагрев механизмов происходит из-за загрязнения теплообменников, решеток или фильтров. Во втором – из-за малого объема хладагента – компрессор постоянно работает, пытаясь создать необходимое давление, в чем и кроется причина его перегрева и отключения кондиционера.

Течь конденсата

Из внутреннего блока капает вода. Причин у этой неисправности может быть несколько:

  • Забита дренажная система. Если это случилось при минусовой температуре, то вероятней всего образовался лед в трубке на выходе из стены дома. Чтобы устранить неисправность, надо растопить лед, а затем утеплить дренажный канал. Если же просто засорилась трубка, то стоит лишь ее почистить и причина возникшей капели будет устранена.
  • Недостаточное количество хладона. В этом случае происходит обмерзание самого испарителя, и как следствие – капель конденсата. Требуется срочный ремонт силами специалистов из сервисного центра.
  • также может быть течь фреона из соединений трубок со штуцерами. В этом случае необходимо подтянуть гайки.

Загрязненность фильтров

Засор фильтрующих элементов является еще одной распространенной проблемой во время эксплуатации кондиционера. По этой причине в помещение может попадать воздух с вредными примесями, что опасно для здоровья человека. А также из-за слабой проницаемости элементов происходит перегрев двигателей вентиляторов.

Особое внимание при ремонте нужно уделять фильтрам мобильных кондиционеров, из-за своего низкого расположению к полу. Дело в том, что приближенность этой части кондиционера к участку, где большая вероятность нахождения мусора, способствует быстрому забиванию воздушных фильтров.

Запахи

Бывают ситуации, когда от климатического устройства разносится характерный запах, особенно это заметно при ремонте у промышленных кондиционеров. Если «запашок» отдает горелой изоляцией, то надо проверять проводку, но производить такой контроль рекомендуется доверить специалисту из фирмы по ремонту кондиционеров.

Если же запах с признаками плесени или затхлости, то, вероятней всего, внутри модулей сформировалась колония бактерий. Избавляться от него можно лишь с помощью антигрибкового средства.

Нет нагрева

При включенном четырех ходовом кране воздух в помещении продолжает охлаждаться. Наиболее вероятная причина в неисправности вентиля, который в таких случаях зачастую меняют вместе с трубопроводом. Это вызвано тем, что устанавливать новый вентиль на старом трубопроводе не всегда удается из-за припаивания в неудобных местах.

Чтобы произвести качественное обслуживание кондиционеров в таких случаях, рекомендуется обращаться в мастерские по ремонту кондиционеров.

Особенности работы кондиционера

Многие изготовители климатических устройств обозначают диапазон температуры, в котором оно может исправно работать.

Обычно они указывают следующие ограничения отрицательных температур для безопасной работы климатического оборудования:

  • Классические настенные сплит системы разрешается включать до – 5˚С;
  • Кондиционеры с инвертором обычно рассчитаны на работу до – 15˚С;
  • Современные изделия с тепловыми помпами могут эксплуатироваться до – 25˚С.

Что же происходит в сплит системе, работающей при минусовых температурах?

Из законов физики известно, что температура фазового перемещения (преобразования газа в жидкое состояние) составляет около 10˚С. Отсюда следует, что при уличной температуре +5˚С, температура для теплообменника отрицательная. А это вызывает изморозь на радиаторе, и, соответственно, плохой теплообмен с воздухом. Что и приводит к следующим последствиям:

  • Гидравлическому удару. Мощности «обросшего» инеем теплообменника недостаточно для продуктивного испарения жидкого хладагента и он в таком состоянии попадает обратно на компрессор. А это часто приводит к гидравлическому удару, что ведет к поломке агрегата.
  • Попаданию воды в контур и перегоранию электродвигателей. Компрессор и вентилятор во внешнем блоке работают периодически, и зимой во время остановки они остывают, на них внутри образуется наледь. А это, во-первых может привести к их заклиниванию во время запуска, что вызовет перегорание двигателей.

Во-вторых, оттаявшая наледь попадает в магистраль с фреоном, что сразу же вызовет сбой в работе всей системы с негативными последствиями.

Подводя итог, нужно отметить, что эксплуатация зимой климатического оборудования крайне нежелательна, но если и запускать ее, то только в зимнем комплекте для обогрева.

Общие правила ремонта кондиционеров

Перед ремонтом необходимо сделать отключение кондиционера от электросети за счет защитных автоматических выключателей и УЗО, либо просто выдернув вилку из розетки. Кроме этого, ремонт сплит систем производится при выполнении необходимых условий:

  • Применять для ремонта специальный и исправный инструмент для монтажа и ремонта кондиционеров;
  • Все работы по ремонту производить при отключенном оборудовании;
  • При вакуумировании и заполнении системы фреоном придерживаться рекомендаций от изготовителей по данному прибору;
  • Соблюдать технику безопасности. Если производится ремонт канального кондиционера, то, обычно, все конструкции с воздуховодами у него находятся на потолке, что требует относиться к работе с предельной осторожностью.
  • Для замера давления рекомендуется применять манометрическую станцию, посредством которой можно определить высокое и низкое давление. При этом первое значение должно быть в пределах 16 – 19 атм., а второе около 5 атм.

Если же при диагностике выявится неисправность интегральной платы, то здесь лучше довериться специалистам из организации по ремонту электронной техники. Это вызвано тем, что в системе кондиционирования плата является самым дорогим узлом, и ошибки при ремонте здесь недопустимы.

Заключение

Стоимость ремонта кондиционеров любого типа зависит от следующих аспектов:

  • Вида аппаратуры;
  • Мощности;
  • Сложности производимых работ;
  • Объема фреона для магистрали при ее заправке;
  • Стоимости запчастей;
  • Процедуры очистки составляющих частей: теплообменников, фильтров, вентиляторов и др.;
  • Время применения спецтехники.

На цену при ремонте кондиционеров также оказывает влияние регулировка приборов. А при вызове мастера учитывается отдаленность расположения сервисного центра

Ремонт домашних кондиционеров своими руками

В этой статье я расскажу, как делать ремонт домашнего кондиционера своими руками. А именно, я покажу как разобрать и почистить внутренний блок кондиционера, и что делать, если с него капает жидкость прямо внутри помещения.

Любой владелец кондиционера, сталкивался с тем, что внутренний блок начинал капать внутри помещения. Наиболее частая причина такого неприятного явления – это закупорка дренажного вывода, которая прочищается при помощи продувания. Даже если вы сделали это, все равно может потребоваться дополнительная очистка внутренних фильтров, а также ванночки для сбора жидкости.

По рекомендации специалистов, чистить внутренний блок кондиционера необходимо раз в 2 – 4 недели.

Необходимость чистки объясняется тем, что фильтры быстро забиваются пылью и грязью. Ее необходимо устранять, так как через воздушные фильтры проходит то, чем мы дышим. Кроме того, это влияет на эффективность охлаждения помещения.

Процедура чистки является не такой сложной, как это может показаться на первый взгляд и ее можно выполнить без привлечения специалистов. Сейчас на примере кондиционера «Dekker» рассмотрим, как можно произвести данную работу самостоятельно. Тем не менее внутреннее устройство кондиционеров в разных моделях практически одинаковое. Чаще всего отличия в том, как осуществляется крепление, используемое при демонтаже. Поэтому даже если у вас другая модель, достаточно понять принцип данной процедуры, и тогда у вас все получится.

Процедура чистки является не такой сложной, как это может показаться на первый взгляд и ее можно выполнить без привлечения специалистов. Сейчас на примере кондиционера «Dekker» рассмотрим, как можно произвести данную работу самостоятельно. Тем не менее внутреннее устройство кондиционеров в разных моделях практически одинаковое. Чаще всего отличия в том, как осуществляется крепление, используемое при демонтаже. Поэтому даже если у вас другая модель, достаточно понять принцип данной процедуры, и тогда у вас все получится.

Общее время: 20 минут

Отключите кондиционер от питания

Прежде чем приступить – отключите кондиционер от питания.

Откройте крышку кондиционера

Откройте крышку кондиционера, которая поддевается снизу, движением вверх.

Снимите фильтры

Далее снимите фильтры, которые и нуждаются в очистке. В некоторых моделях они одноразовые, и в таком случае просто заменяются на новые. Обычные фильтры необходимо промыть в воде с дезинфицирующим средством и высушить

Открутите винты

Затем открутите винты, которые крепят цифровое табло.

Демонтируйте жалюзи

Далее демонтируйте жалюзи, которые держатся в пазах. Не стоит бояться, что вы сломаете их, если немного отогнете чтобы вытащить с боковых пазов. Они рассчитаны на это, и изготовлены так, чтобы их можно было гнуть.

Снимите полностью корпус кондиционера

После демонтажа жалюзи, откроется доступ к заглушкам с левой и правой стороны, открыв которые, можно открутить два винта. Еще один винт в центре. Таким образом, вы сможете свободно снять полностью корпус кондиционера, который открывается движением вверх.

Демонтируйте ванную для сбора жидкости

Теперь есть возможность демонтировать ванную для сбора жидкости, которая из-за избытка способствует тому, что внутренний блок кондиционера начинает капать в помещении. Если нет желания демонтировать ванну для сбора жидкости, можно использовать шприц, для выкачки воды.

Еще один способ – отсоединить крепление ванночки с левой стороны, и наклонить ее, подставив какую-нибудь емкость, в которую выльется собравшаяся жидкость. И третий более правильный вариант – полностью снять ванну, и промыть ее, так как помимо жидкости в ней собирается много грязи и плесени. Кроме того, необходимо побрызгать ванную антигрибковым средством, которое не разъедает пластмассу.

Соберите кондиционер в обратном порядке

После того как фильтры высохнут, а жидкость из ванночки будет устранена, можно приступать к сборке внутреннего блока. Монтаж производится в той же обратной последовательности (на рисунке уже собранный кондиционер).

Поставка:

  • Электричество

Инструменты:

  • Отвёртка, шприц

Важно при демонтаже не потерять все винты, а также запомнить, какие из них использовались при том или ином крепеже. Не стоит бояться, что фильтры или жалюзи будут прикреплены не так, как нужно. На самом деле это невозможно, так как левый фильтр никак не подойдет к правой стороне или наоборот. Тоже самое касается и жалюзи. Они могут крепиться только к пазам, и поэтому вы сразу поймете какая из них правая, а какая левая.

Итак, мы рассмотрели один из способов из-за чего может капать внутренний блок кондиционера, а также каким образом можно почистить его? Следуя этой инструкции, вы сможете самостоятельно проделать данную работу, не прибегая к помощи специалистов.

Ремонт сплит системы своими руками: поломки и их устранение

  • Основные причины выхода сплит системы из строя
  • Ликвидация засоров в дренажном водопроводе
  • Замена засоренных фильтров во внутреннем блоке
  • Что же можно предпринять, если климатическое устройство не включается?
  • Правильный уход – продлеваем срок службы собственного кондиционера

Современные технологии не только упрощают жизнь человека, но и делают его дом более комфортабельным и уютным. Именно поэтому разнообразная бытовая техника давным-давно «прописалась» практически в каждом доме. Но, как бы ни было печально, вся она рано или поздно выходит из строя, и исключением не являются и кондиционеры, которые из-за неправильной эксплуатации либо недостаточно высокого качества перестают справляться со своими основными функциями. Однако не стоит паниковать и бежать в ближайшую мастерскую, так как ремонт сплит системы своими руками вполне возможен и выполним.

Основные причины выхода сплит системы из строя

Как правило, такого рода техника ломается по следующим причинам:

  • Происходит засор в дренажном водопроводе – проявляется данная поломка капаньем воды в процессе использования климатической техники и образованием конденсата. Такое явление может возникать вследствие запуска режима охлаждения при низких температурных показателях на улице;
  • Фильтр кондиционера засоряется и как результат, кондиционер начинает плохо охлаждать помещение. И в данном случае виной неисправности может стать чрезмерная запыленность помещения, либо наличие в комнате ковровых покрытий с мелкими ворсинками;
  • Происходит остановка работы компрессора – в данном случае устройство попросту не будет включаться. Происходит такая неполадка из-за перегорания пускового конденсатора.

Перед тем как приступить к самостоятельному ремонту, следует точно знать, что может сломаться, и в этом как нельзя лучше поможет детальная диагностика климатической техники. Облегчается данная процедура наличием во многих современных моделях системы диагностики, которая оповещает о той либо иной проблеме миганием на панели кондиционерного блока специального светодиода. Как только обнаружится какая-то поломка, то светодиод сообщит об этом определенным количеством миганий.

Ликвидация засоров в дренажном водопроводе

Самой распространенной и очень неприятной проблемой, которой может сопровождаться эксплуатация климатического оборудования является постоянно капающая с корпуса вода и образование на внутреннем блоке системы конденсата. У многих обладателей сплит систем такое явление попросту вызывает недоумение и множество вопросов. Однако объясняется данная проблема предельно просто – засорился дренажный водопровод. И устранить ее следует в обязательном порядке, так как следствием данной неисправности становится образование ледяной пробки при понижении внешних температурных показателей.

Так как это самые основные виды неисправностей, то каждый владелец кондиционера обязательно должен знать, как их можно устранить максимально правильно и безопасно:

  1. Чтобы не допустить образования ледяной пробки, следует предпринять определенные профилактические меры. К их числу относится прогрев дренажного трубопровода до +6 градусов. А чтобы подогрев происходил максимально эффективно, следует еще на стадии монтажа использовать специальный кабель;
  2. В случае уже имеющейся ледяной пробки необходимо будет дождаться теплой погоды. Ни при каких условиях не допускается эксплуатация сплит системы в режиме охлаждения при наличии ледяной корки, так как это приведет к сгоранию техники, которую уже нельзя будет отремонтировать.

Замена засоренных фильтров во внутреннем блоке

Наверняка для многих вопрос о том, как починить сплит систему, является очень актуальным. Особенно это касается тех случаев, когда неисправность климатического оборудования происходит вследствие загрязнения защитной сетки, расположенной на внешней панели устройства, пылью и мусором.

Самые характерные признаки данной неисправности – низкий уровень охлаждения помещения. И в данном случае потребуется снять внешнюю панель кондиционера и тщательно ее очистить.

Особенно часто засорение фильтра встречается в расположенных в городских квартирах сплит системах, что связано с активной деятельностью производственных и промышленных организаций. Более того, засоры происходят и из-за некачественного коврового покрытия, мелкие частички которого поступают в устройство вместе с воздухом, влияя тем самым на эффективность его работы. При своевременных профилактических мероприятиях ремонт сплит системы своими руками будет выполнить значительно проще.

Что же можно предпринять, если климатическое устройство не включается?

Может случиться так, что кондиционер перестает реагировать на сигналы пульта управления. Самое первое, что следует предпринять в данной ситуации – проверка подключения оборудования к источнику питания. Для данных целей вытягиваем розетку сплит системы на незначительное время, а затем снова подключаем ее к сети. Это касается и пульта управления – его следует отключить, а затем снова включить.

Если такие приемы не принесут положительного результата, то все же придется обратиться за помощью к сотрудникам сервисного центра, так как речь может идти о достаточно серьезной поломке, устранение которой потребует наличия опыта и специального ремонтного оборудования.

Не лишним будет и проверить батарейки в пульте, так как при жаркой погоде они имеют склонность садиться значительно быстрее.

А по каким еще причинам климатическая техника может выходить из строя? В некоторых случаях неэффективная работа кондиционера может быть связана с наличием поблизости других электроприборов: кухонной плиты, тостера, чайника и т.д. И в данном случае исключить самостоятельный ремонт сплит систем достаточно просто – устраняем такое небезопасное соседство и выделяем для климатической техники отдельный источник питания.

Также достаточно часто встречаются неисправности, которые проявляются в совершенно противоположном эффекте: при функционировании кондиционер создает сильные сквозняки. Справиться с данной проблемой предельно просто.

Многие модели современных сплит систем могут самостоятельно устранять проблему со сквозняками при помощи очень полезной функции – автоколебание жалюзи. Находясь в горизонтальном положении, жалюзи очень оперативно нейтрализуют сквозняки, сохраняя при этом в помещении приятный для тела и безопасный для здоровья свежий ветерок.

Чтобы избежать всех этих мелких неисправностей, следует своевременно и грамотно выполнять ремонт и обслуживание сплит систем. И делать это самостоятельно не составит труда, так как это делается очень просто.

Правильный уход – продлеваем срок службы собственного кондиционера

Многие владельцы сплит систем ищут способы, как избежать поломок, однако достаточным станет и грамотный и своевременный уход и чистка. Качественное оборудование может прослужить исправно много лет, но если не следить за его состоянием и не проводить достаточно простые процедуры, то максимум, на который можно рассчитывать таким халатным хозяевам – 2-3 года.

Самое первое, о чем следует позаботиться при покупке новой климатической техники – самое оптимальное место для ее установки и правильная регулировка режима работы. Охлажденный воздух должен равномерно распределяться по всему пространству, а не направляться единым потоком в одну точку.

Также следует периодически проверять состояние фильтра, который время от времени засоряется и снижает эффективность функционирования кондиционера. Для того чтобы исправить данную ситуацию, потребуется снять внешнюю крышку, извлечь фильтр и тщательно его промыть. И самостоятельно починить сплит систему в данном случае не составить большого труда и не займет много времени. Более того, некоторые модели уже комплектуются специальными индикаторами, которые позволяют узнать о состоянии фильтра и степени его загрязненности. Если он не проходил через очистку достаточно длительное время, то без специальных растворов обойтись не удастся.

Еще один важный нюанс, о котором следует своевременно заботиться – дозаправка оборудования фреоном, который играет роль теплоносителя. Без этого компонента кондиционер попросту не сможет осуществлять свою работу. И если монтаж сплит системы был выполнен недостаточно качественно, то может произойти утечка фреона. В качестве профилактики кондиционер рекомендуется дозаправлять таким теплоносителем раз в 1,5-2 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: