Алюминиевая труба для кондиционера — альтернатива медной
Структурные элементы бытовой сплит-системы (испаритель, конденсатор, терморегулирующий вентиль, компрессор) соединяются между собой трубами с фреоном, образуя холодильный контур. Чаще всего эти трубы медные. Только недавно возник вопрос о том, подойдет ли алюминиевая труба для кондиционеров на замену медных с целью удешевить установку климатической техники.
Ценовая разница
Стоимость меди постоянно растет и зависит от валютного курса. Снижение количества, качества добываемого металла, его возрастающий дефицит способствуют постоянному росту цен на медную продукцию. Поэтому вопрос поиска альтернативы, способной заменить медь в области производства систем кондиционирования, является одним из актуальных.
Использовать алюминий в криогенном оборудовании стали совсем недавно (холодильники, автомобильные кондиционеры). Стоимость стабильна и дешевле меди почти в три раза, запасы в природе большие. Это открывает большие перспективы для промышленного производства изделий из этого металла.
Преимущества использования
- алюминиевая труба для монтажа кондиционеров хорошо гнется, без заломов, требует меньше усилий. Используются те же инструменты, что и при работе с медью.
- низкая температура плавления. Это делает спаивание элементов более быстрым (в 4 раза), значительно экономит время, газ, паяльные стержни. Нет необходимости в дополнительном оборудовании, обтачивании швов и т.д. Сварочные швы при этом гораздо прочнее самого металла. Паяльная лампа и газ те же, что и для меди.
- за счет большей мягкости на развальцовку труб тратится меньше усилий, набор инструментов тот же. Прочность труб обеспечивается их большей толщиной.
- расширение до 30%.
- теплопроводные характеристики почти в два раза ниже, чем у меди. Это способствует более низкой конденсации патрубков в системе.
- коррозийная устойчивость выше, скорость реакции окисления меньше. Это позволит поддерживать чистоту внутри труб криогенной системы более долгое время.
- широкий температурный диапазон от -80⁰ С до 120⁰ С.
- алюминиевая труба для монтажа кондиционеров легче, поэтому доставлять ее можно 50- и 100-метровыми бухтами. Это позволяет уменьшить количество отходов, сварочных швов и снизить вероятность протечек.
долгий срок службы трубы для кондиционеров из алюминия.
Трубы для кондиционеров классифицируются по нескольким параметрам.
Основные виды в зависимости от:
- технологии их производства:
- холоднодеформированный трубный прокат;
- трубы для кондиционеров, сделанные методом сваривания с дальнейшим горячим отпуском;
- прессованные.
- технологической обработки:
- закаленные;
- нагартованные;
- полунагартованные;
- анодированные;
- искусственносостаренные;
- естественносостаренные.
- формы сечения:
- квадратные;
- прямоугольные;
- круглые;
- фасонные.
- толщины стенок:
- тонкостенные (до 5 мм);
- толстостенные.
Круглая алюминиевые трубы
Квадратные алюминиевые трубы
Гальваническая коррозия
Раньше совместное использование меди и алюминия не представлялось возможным. Они образуют «гальваническую пару» металлов. При их недостаточно плотном соединении возникает электрохимическая реакция. Медь окисляется и происходит коррозия алюминия. Поэтому при закреплении гайкой нельзя использовать обычный алюминиевый патрубок вместо медного. В этом случае соединение не будет монолитным, так как есть вероятность разрушения раскатанного алюминиевого патрубка, что неизбежно приведет к коррозии.
Современные технологии позволяют решить эту проблему путем производства алюминиевых патрубков с медными наконечниками. С помощью высокотехнологичного оборудования методом межмолекулярной сварки медь приваривается к алюминиевой трубке. В итоге получается качественный материал для передачи хладагента между внешним и внутренним блоками кондиционера по приемлемой цене.
Прутки медной трубы в оболочке
Русские алюминиевые трубы
Сегодня российские производители предлагают высококачественные алюминий-патрубки для установки криогенного оборудования. Они отливаются из металла марки AD0. Этот сплав на 99% состоит из алюминия, свариваемый, характеризуется высокой устойчивостью к коррозии, достаточной прочностью. Производители дают на него несколько лет гарантии и определяют эксплуатационный срок в 15 лет.
Отзывы говорят о том, алюминий-трубы российского производства отличаются от китайских аналогов более высоким качеством сырья, что влияет на стойкость к коррозии в процессе эксплуатации.
Алюминиевая труба для монтажа кондиционеров
Во время монтажа рекомендуется:
- перед началом работы очистить инструменты, чтобы медь или другие металлы не привели к коррозии;
- защищать от взаимодействия с окружающей средой места соединений;
- зачищать кромку патрубка, чтобы избежать трещин во время развальцовки;
- основательно уплотнять соединения двух металлов;
- в местах соединений использовать термоусаживаемую муфту с клеевой прокладкой;
- при установке снаружи использовать защиту термоусаживаемой муфты от внешней среды (краска, специальный короб).
Нельзя подвергать воздействию влаги, стекающей с медных или других металлических труб, а также хранить с другими металлическими изделиями, которые могут их загрязнять.
Пайка алюминия
Заинтересованность производителей в разработке и применении алюминиевых сплавов делает их все более популярными. Благодаря быстрому образованию на поверхности алюминия оксидной пленки, поверхность металла хорошо защищена от воздействия внешней среды. При этом такая пленка не дает возможность сделать хорошее паяное соединение. Решить проблему можно с помощью флюсов.
На производстве активно используется технология пайки алюминия с применением припоев и флюсов компании Castolin, лидера в своей области.
Компанией были разработаны припои и флюсы, применяемые для спаивания меди и алюминия в двух режимах:
- высокотемпературный (твердая пайка);
- низкотемпературный (мягкая пайка).
Припои Castolin пригодны для пайки алюминия и меди, что особенно важно при монтаже систем кондиционирования с использованием алюминиевых трубок для подачи хладагента. При этом швы получаются гладкими, плотными. Эти припои подходят и для спайки алюминиевых труб, которые внутри покрыты медью.
В состав некоторых припоев входит большое количество алюминия. Это позволяет спайке приблизиться по своим характеристикам к основному металлу, увеличивает показатель ее прочности. Температура в процессе пайки достигает 440⁰ – 470⁰ С, при этом удается избежать перегрева алюминия и достичь хорошего качества.
Для очистки поверхности алюминия от оксидной пленки, загрязнений, для обеспечения хорошей смачиваемости, растекания припоя применяют химически активные вещества – флюсы. Без них хорошая качественная спайка невозможна.
Традиционно для производства трубок транспортировки хладагента в криогенном оборудовании используется медь. Только в последнее время ее стали заменять алюминием с целью снизить затраты на монтаж и установку. Использование алюминиевых трубок в кондиционерах позволяет значительно уменьшить материальную стоимость без потери качества благодаря современным технологическим решениям.
Трубки кондиционера своими руками
В одной из прошлых записей я уже рассказал, какие универсальные комплектующие для кондиционера я купил. С того момента я обзавелся еще некоторыми комплектующими.
Самое главное, для успешной работы — инструмент. Без нужного инструмента сложно сделать некоторые вещи. В моем случае, чтобы изготовить трубки кондея, мне понадобились труборез, и два трубогиба. Труборез дает качественный обрезанный конец трубки, который потом будет легче варить. Ну и трубогибы позволяют гнуть трубки под различными углами, не боясь сломать их.
Труборез взял тот что попроще, которые покрывает необходимые размеры труб.
Трубогиба пришлось заказывать два, потому как размеров трубок в системе три, а трубогибы бывают либо на три размера, либо на один. Но тот что на три размера имеет один лишний и не имеет один нужный размер Но о размерах труб чуть ниже.
Трубогиб на один размер, полдюймовый, оказался не очень удобен, поскольку перед началом изгиба ручки находятся в одной плоскости, и немного мешает сама трубка которая гнется. Но пользоваться можно) Гнуть можно на 180 градусов)
Трубогиб на три размера немного получше. Гнет трубки 1/4″ — 5/16″ — 3/8″.У этого трубогиба ручки уже под правильным углом, и гнуть достаточно просто.
Да, трубогибы бывают и пружинные, и стоят они вроде не дорого, но пользоваться ими сомнительное удовольствие, хотя наверное вполне можно. Но смотрел ролик на юутубе, про то как пользуются пружинным — не впечатлило) Поэтому даже не стал покупать на пробу)
Теперь самое интересное. Трубки для кондиционера.
Трубки производятся двух типоразмеров — метрические и дюймовые. Да, трубогибы тоже есть метрические и дюймовые, но в принципе я дюймовыми гнул метрические трубки схожего типоразмера — все норм)
Дюймовые трубки я купил в интернет магазине Автокондиционеры.com
По ценам примерно от 170 рублей метр.
Метрические трубки я нашел… В Леруа мерлен Стоят они там “несколько” дешевле) рублей 30-40 за метр, примерно. Там они продаются двухметровыми отрезками, чего вполне хватает.
Для того, чтобы выбрать самые подходящие трубки, пришлось отрезать и померить трубки на фитингах. Ну и поотрезал по образцу от всех имеющихся трубок. Надо же руку набить на труборезе)
Фитинги на моей волге стоят универсальные, как и все остальные комплектующие. Тип у них — O`Ring. Что означает, что соединения рассчитаны на использование крглых уплотнительных колец, которые собсно и называются O`Ring Универсальность заключается скорее всего в ограниченных типоразмерах соединений. В основном используется всего три размера соединений. #6, #8, #10 — Что примерно означает внутренний диаметр трубки. Внешний диаметр может и меняться, главное чтобы внутренний был подходящим. Стандартные номера фитингов для стандартных универсальных элементов: Испаритель — #6 и #10, Компрессор — #8 и #10, Конденсор — #8 и #6, ресивер 2 х #6.
В целом, мне понадобилось трубок #6 — 4м, #8 -1м, #10 — 2м.
Диаметры (внешние) трубок и фитингов:
#6 — 8мм и фитинг и трубки с интернет магазина и леруа мерлен.
#8 — 10,5мм фитинг, 9,5 мм интернет магаз, 10мм из леруа.
#10 — 12,7мм фитинг, 12,7 из интернет магазина, 14мм из леруа.
Да, уточнаю — фитинги можно резать в двух местах — саму трубку, и там где проточка под обжим шланга. Но, сама трубка идет толщиной 2мм, и диаметром больше, таких трубок в продаже наверное и не найти совсем. А вот там где проточка — там и толщина стенок около 1 мм, и диаметры стандартные. Так что я отрезал по проточке:
В итоге, я использовал трубки 8мм и 10мм из леруа, и 12,7 мм из интернет магазина. И то, потому как не посмотрел, есть ли в леруа трубки на 13мм диаметром.
Дальше нарезал фитинги, отрезал и согнул трубки. Пока соединил на изоленту Как доберусь до аргоновой сварки, то облагорожу)
Особенности работы капиллярных трубок в системах кондиционирования
Капиллярные трубки относятся к расширительным устройствам и представляют собой
дроссель постоянного сечения (регулирующий кран), где разность давлений конденсации
(Рк ) и кипения (Р0) хладагента обеспечивается за счет гидравлического сопротивления
по всей длине. Конструктивно капиллярная трубка представляет собой медный или
латунный трубопровод. Данное расширительное устройство не содержит механических
движущихся узлов и деталей и не требует никаких средств peгулирования и настройки
в отличие от терморегулирующих вентилей (ТРВ), что обеспечивает высокую надежность
и продолжительность работы в течение достаточно длительного времени, а также
низкую стоимость капиллярной трубки.
Эти преимущества объясняют широкое применение устройства в холодильных системах
малой мощности: кондиционерах, бытовых холодильниках и морозильниках, а также
холодильных шкафах и прилавках.
Лучшими считаются трубки с калиброванным каналом. Их пропускная cпособность
составляет 3,5 — 8,5 л/мин (см. таблицу), которая проверяется ротаметром или
другим расходомером, либо по эталонам, по соглашению между потребителем и заводом–изготовителем.
За рубежом к капиллярным трубкам предъявляют жесткие требования в отношении
их размеров, материала и качества изготовления. Наружный диаметр имеет допуск
d Н ± 0,051 мм, внутренний d BH ±0,025мм. В расчетном режиме они должны обеспечивать
пропускную способность протекания хладагента в количестве, точно равном массовой
производительности компрессора.
Наружная и внутренняя поверхности трубок должны быть чистыми, канал не загрязнен
пылью, маслом или окалиной. Проверка на герметичность проводится под водой
при давлении 4–5 МПа, а по требованию потребителя — 7–8 МПа.
Капиллярная трубка, соединяющая линии нагнетания и всасывания, уравнивает
давление в холодильной системе при остановке компрессора (рис. 1).
При остановке конденсатор освобождается от хладагента, а прибор охлаждения
заполняется им. Поэтому при наличии капиллярной трубки в холодильном контуре,
отпадает необходимость применения ресивера, поскольку в противном случае возможен
гидравлический удар в компрессоре из–за переполнения прибора охлаждения жидким
хладагентом.
При пуске компрессора давление нагнетания повышается до номинального значения
давления конденсации постепенно. Это означает, что ток, потребляемый электродвигателем,
растет одновременно с ростом давления нагнетания. Таким образом, запуск компрессора
осуществляется в облегченных условиях, без особых усилий, при малых значениях
пускового тока, что позволяет использовать электродвигатели небольшой мощности
с малым пусковым моментом.
К холодильному агрегату с капиллярной трубкой предъявляются следующие требования:
- вместимость конденсатора должна быть меньше вместимости прибора охлаждения,
иначе возможно его переполнение после остановки компрессора; - на случай замерзания или засорения капиллярной трубки в конденсаторе
должен находиться весь хладагент, содержащийся в системе; - обязательным является применение надежных фильтров–осушителей, размещаемых
между конденсатором и капиллярной трубкой; - для разгрузки компрессора необходима достаточная длительность нерабочей
части цикла.
В качестве недостатков здесь можно назвать:
- понижение эффективности работы при изменении температуры окружающей среды
и тепловых нагрузок; - повышенную чувствительность к влаге, загрязнениям и утечке хладагента;
- снижение холодопроизводительности при минимальных утечках хладагента
или засорении капиллярной трубки.
Заправку систем кондиционирования необходимо производить с учетом всех особенностей
их работы. Так, если воздух, поступающий на вход воздухоохладителя, работающего
на хладагенте R22, имеет температуру t B1 =25°С, то кипение хладагента в
приборе происходит интенсивно. Когда процесс кипения в воздухоохладителе закончится,
перегрев паров хладагента на входе в компрессор будет составлять около ? t
пер =+15°С.
Если температуру воздуха на входе в воздухоохладитель понизить до t B1 =20°C,
то это приведет к уменьшению интенсивности кипения жидкого хладагента. При
этом, капиллярная трубка будет подавать в прибор охлаждения прежнее количество
хладагента, температура кипения которого сдвигается к его выходу из аппарата.
В результате величина перегрева паров хладагента к концу цикла теплообмена
в приборе охлаждения достигнет значения ? t пер = +7°С.
В случае дозаправки кондиционера при температуре поступающего воздуха t B1
= +25°С, хладагент нужно добавлять в паровую фазу до тех пор, пока величина
перегрева не достигнет нормального значения ? t пер = + 7°C , что обеспечит
эффективную работу воздухоохладителя. Температура воздуха на входе в воздухоохладитель
(t B1 ) и перегрев паров хладагента ( ? t пер ) тоже будут понижаться.
Если отключение компрессора осуществлять термостатом, настроенным на +20°С,
то в компрессор может попасть жидкий хладагент и вызвать гидравлический удар.
То есть, перегрев зависит от температуры воздуха, поступающего в воздухоохладитель,
что необходимо учитывать при заправке холодильной установки.
Расход жидкого хладагента G kt через капиллярную трубку зависит от перепада
давления конденсации (Рк) и давления кипения (РO): Gkt= f( ? Р), ? Р=Р
К –Р О.
Для каждого хладагента, заправленного в холодильную систему, существуют зависимости,
позволяющие определять падение давления. Чем выше давление конденсации Рк,
тем больше расход хладагента, проходящего через капиллярное устройство в воздухоохладитель.
Рассмотрим это на примере. При температуре t B1 =20°С в охлаждаемом помещении
давление конденсации для R22 составляет Р к =14,3 · 10 5 Па, а температура
конденсации t K = +40°С, при этом Р 0 =4,1 · 10 5 Па, a t 0 =
+ 1°C . Это значит, что при данном перепаде давлений температура перегретого
пара на входе в компрессор составляет t B1 =8°С, то есть величина перегрева
равна ? t пер =t BН –t 0 = 7°С. Если температура воздуха t B1 на входе
в конденсатор равна 26 0 С, то давление конденсации повышается до значения
P k =18,5 · 10 5 Па, а следовательно, повышается и давление кипения
Р0 = 4,6 · 10 5 Па. Увеличивается также перепад давления на капиллярной
трубке с 10,2 · 10 5 Па до 13,9 · 10 5 Па, что может привести
к увеличению расхода жидкого хладагента через нее: в воздухоохладитель будет
поступать значительно большее его количество и жидкость не успеет полностью
перейти в пар до компрессора. При этом, перегрев снижается, а вероятность возникновения
гидравлического удара возрастает. Следовательно, при заправке следует учитывать
значение давления конденсации Р к хладагента.
В системах кондиционирования используются многоскоростные вентиляторы, которые
существенно влияют на нормальную работу данных установок. Поэтому необходимо
всегда помнить и о скорости движения потока воздуха, проходящего через воздухоохладитель.
Если вентилятор перевести на пониженную скорость вращения, то расход воздуха
через воздухоохладитель снижается, процесс кипения протекает менее интенсивно
и продвигается к линии всасывания в компрессор. Перегрев паров хладагента уменьшается,
а опасность появления гидравлического удара возрастает.
Таким образом, вероятность возникновения гидравлического удара в системах
кондиционирования с капиллярными трубками определяется значениями следующих
параметров:
- температурой поступающего воздуха t BI ;
- давлением конденсации Рк ;
- величиной скорости вращения вентилятора V.
Одним из основных условий заправки систем кондиционирования с капиллярной
трубкой является и необходимость учета массы жидкого хладагента, рекомендуемой
заводом–изготовителем. Поэтому заправку после ремонта следует производить в
следующем порядке:
- слить весь хладагент в мерный цилиндр;
- произвести вакуумирование установки;
- залить с помощью мерного заправочного цилиндра или точных весов такое
количество хладагента, которое указано в инструкции по эксплуатации данного
типа установки.
Если же инструкция отсутствует и количество вмещаемого хладагента в систему
неизвестно, то необходимо, в первую очередь, убедиться в отсутствии утечек
хладагента, а при наличии устранить их. Затем осторожно начать подавать хладагент
в установку, постоянно измеряя величину перегрева ? t пер на всасывающей магистрали
компрессора. Следует помнить, что снижение величины перегрева и избыток хладагента
в контуре могут стать причинами появления гидравлического удара. В то же время,
недостаток хладагента приводит к работе установки с высоким перегревом во всасывающей
линии. В результате — неэффективное охлаждение электродвигателя и компрессора,
его перегрев и выход из строя.
Основная неисправность капиллярных трубок — это полное или частичное их закупоривание
(засорение). Обычно это возникает после перегорания обмоток электродвигателя,
засорения примесями, поступающими через фильтр–осушитель, или из–за ошибок,
допущенных в ходе ремонта холодильного контура.
Если капилляр закупорен, то в прибор охлаждения поступает недостаточное количество
хладагента, холодопроизводительность снижается, перегрев возрастает, корпус
компрессора сильно греется. Эти же признаки появляются и при недостаточном
количестве хладагента в контуре.
При недостатке хладагента в конденсаторе, переохлаждение его незначительное,
а при закупоренном капилляре нормальное, поскольку в конденсаторе хладагент
содержится в избытке.
Таблица. Пропускная способность капиллярных трубок
Существует и другой признак установления закупоривания капиллярной трубки,
основанный на выравнивании давления в контуре Р К ? Р О при остановке компрессора:
процесс самовыравнивания протекает тем медленнее, чем сильнее закупорен (засорен)
капилляр. Поэтому нельзя смешивать закупоривание капиллярной трубки с недостаточностью
количества хладагента в холодильном контуре. Засоренный капилляр можно прочистить,
например, продувкой сжатым азотом высокого давления в направлении, обратном
потоку жидкого хладагента. Можно также укоротить его на несколько сантиметров
со стороны входа в него хладагента. Если это не дает никаких результатов, то
капиллярное устройство заменяют вместе с фильтром–осушителем (если бы он был
исправен, то засорения капилляра бы не произошло).
При замене капиллярной трубки необходимо использовать капилляр, который предусмотрен
заводом–изготовителем для данного типа холодильного агрегата. При несоответствии
капилляра заданному расход жидкости через прибор охлаждения уменьшается (когда
установлена слишком длинная капиллярная трубка или трубка заданной длины, но
с меньшим внутренним диаметром). При этом перегрев на всасывании в компрессор
повышается, корпус сильно перегревается. И наоборот, если установить слишком
короткий капилляр (или той же длины, но с большим диаметром), то в воздухоохладитель
будет поступать больше жидкого хладагента, чем при его нормальной работе. В
результате перегрев на линии всасывания может понизиться до значения, при котором
возможны гидравлические удары в компрессоре (давление кипения повышается, а
температура корпуса становится ниже нормы).
Для подбора капиллярных трубок экспрессметодом существуют зависимости их
пропускной способности (л/мин) от потребляемой мощности компрессора в системах
кондиционирования, работающих на различных хладагентах.
Подробный расчет и подбор капиллярной трубки рассмотрен в книге Б.С. Бабакина
“Диагностика работы дросселирующих устройств и контроллеры холодильных систем”
(Рязань:Узоречье, 2004).
Московский государственный университет прикладной биотехнологии (МГУПБ), д.т.н.
профессор Б.С. Бабакин
Ремонт трубок кондиционера, замена трубок на шланги
При повреждении герметичности алюминиевой трубки автомобильного кондиционера часто ремонт магистрали осуществляется с помощью замены поврежденного участка трубки на специальный фреоностойкий резиновый шланг высокого давления. Такой способ актуален по нескольким причинам:
- шланг дешевле оригинальной трубки;
- шланг не подвержен коррозии и прослужит дольше, чем трубка;
- шлангом удобно работать и придавать ему нужную геометрию;
- трубку намного проще отрезать, чем демонтировать.
особенно такой ремонт распространен при повреждении герметичности заднего контура автомобиля.
Ремонт заднего контура кондиционера
Магистрали, трубки и фитинги автомобильных кондиционеров довольно часто оказываются «слабыми звеньями» системы. Разгерметизация контура обычно обнаруживается весной, так как зима для алюминиевых магистралей становится серьёзным испытанием. Ремонт магистралей наиболее часто необходим для автомобилей с задним контуром кондиционера. Рассмотрим особенности ремонта и замены этих элементов.
Шланги и фитинги
Практика показывает, что пайка и заваривание трещин в алюминиевых магистральных трубках является далеко не лучшим способом ремонта. Гораздо более простым и надёжным решением становится замена трубок на гибкие шланги, специально предназначенные для эксплуатации в системах автомобильных кондиционеров.
Шланги используются и при монтаже автокондиционеров в старые автомобили, автобусы, сельскохозяйственную и строительную спецтехнику – т.е. туда, где климатические установки изначально не были предусмотрены. Для соединения шлангов между собой и с другими элементами системы используются разнообразные фитинги с обжимными соединениями.
Инструменты для ремонта магистралей
Работа с магистралями автокондиционера невозможна без наличия специального инструмента. Для обжима гибких шлангов необходимы ручные и стационарные кримперы. Качественный монтаж алюминиевой трубки невозможен без трубореза, труборасширителей и вальцовочного приспособления. Ни в коем случае нельзя резать трубку ножовкой, так как при этом образуется мелкая стружка, которая при попадании в систему выводит из строя компрессор.
Для каких автомобилей нужен ремонт заднего контура?
Как правило, задний контур климатической системы устанавливают в крупных семиместных автомобилях:
- Toyota Land Cruiser
- Toyota Land Cruiser Prado
- Toyota Highlander
- Mitsubishi Pajero
- Nissan Pathfinder
- Subaru Tribeca
- Ford Explorer
- Cadillac Escalade и др.
Большой объём салона не обеспечивает поддержания комфортной температуры для пассажиров задних сидений. В конструкцию климатической установки вводится задний контур специально для охлаждения воздуха в этой зоне.
Слабые места заднего контура
Повышенный износ заднего контура обусловлен конструкционными особенностями семиместных автомобилей, а также климатическими и дорожными особенностями нашей страны. Основным слабым местом становятся длинные алюминиевые трубки магистралей, протянутые к задней части кузова. Они располагаются под днищем автомобиля и абсолютно не защищены от повреждения вылетающим из-под колёс песком и мелкими камешками. Наиболее часто трубки повреждаются зимой:
- смесью снега и песка или талой воды и песка, которая действует на алюминий, как пескоструйный аппарат;
- химикатами для таяния снега, которые ускоряют коррозию;
- острыми обломками льда, попадающими под днище автомобиля и сминающими или царапающими трубки.
Поэтому весной владельцам больших автомобилей обязательно следует проводить профилактический осмотр заднего контура кондиционера, чтобы своевременно выявлять и ликвидировать поломки. Но и в остальное время не следует забывать о повышенной уязвимости хладонесущих магистралей.
Ремонт заднего контура
Восстановить работоспособность системы кондиционирования воздуха можно тремя способами.
- Заглушить задние магистрали. Это наиболее простой и недорогой способ: задние трубки и испаритель обрезают, а патрубки наглухо заваривают. Правда, пассажиры на задних сидениях будут в дороге чувствовать себя не слишком комфортно. Кроме того, чересчур высокая мощность компрессора может привести к разбалансировке давления в системе.
- Ремонт задних трубок. Трубки демонтируют, трещины и дефекты заваривают аргоновой сваркой, после проверки на герметичность трубки устанавливают на место. К сожалению, спустя один-два года проблема возникнет снова по тем же причинам. Тот же результат следует ожидать и при замене повреждённых трубок новыми.
- Замена трубок шлангами. Специальные шланги из армированной резины не подвержены коррозии и благодаря эластичности резины более устойчивы к механическим повреждениям. Этот способ ремонта обходится не дороже второго варианта, но зато о проблемах с задним контуром можно забыть, как минимум, на 5-7 лет.
Подбор шлангов для замены
Для установки в систему автомобильного кондиционера годятся только специальные шланги, стойкие к маслу и хладагенту. Все остальные виды шлангов быстро разъедаются агрессивной фреоновой средой, что приводит к необходимости повторного ремонта. Более того, отслоившиеся частицы шлангов с током хладагента засоряют тонкие трубки испарителя и конденсора, забивают ресивер и ТРВ, выводят из строя компрессор. Поэтому ни в коем случае нельзя использовать для заднего контура и любых других магистралей обычные маслобензиностойкие шланги.
Диаметры шлангов обычно подбираются в соответствии с наружными диаметрами алюминиевых трубок. На место трубки 8 мм устанавливают шланг с внутренним диаметром 8 мм, вместо 10-миллиметровой трубки ставят такой же шланг.
Подсоединение шлангов
Замену трубок на шланги выполняют в следующей последовательности.
- Демонтаж автомобильных узлов, мешающих проведению ремонта заднего контура: выхлопной системы, подкрылков, отражателей и др.
- Обрезка алюминиевых трубок и демонтаж ответных деталей соединений.
- Присоединение цилиндрических стаканов (ёлок) к ответным элементам для последующей опрессовки. Наиболее удобными являются фитинги с резьбовыми соединениями – метрическими (для немецких и японских авто) и дюймовыми (часто встречаются на американских авто). При невозможности использования резьбы стаканы просто приваривают.
- Нарезка шлангов в соответствии с длиной трубок, их закрепление в стаканах и опрессовка при помощи гидравлического кримпера.
- Закрепление шлангов в пазах для трубок при помощи пластиковых хомутов, присоединение к задним ответным деталям и их опрессовка.
- Испытание герметичности контура азотом с одновременным удалением влаги из системы.
- Вакуумирование кондиционера.
- Нанесение на стыковочные узлы, магистрали и другие элементы системы лакокрасочного покрытия в несколько слоёв для защиты от механических повреждений и коррозии.
- Возвращение на место снятых деталей автомобиля.
- Заправка кондиционера хладагентом, проверка его работы.
Ремонт трубки авто кондиционера
Современный автомобиль требует не только бензина или запчастей. Ему нужны постоянная забота и бережный уход. Эта прописная истина, прежде всего, касается сложных узлов и агрегатов. Например, автомобильный кондиционер — устройство нежное и довольно капризное. Его нужно регулярно чистить, продувать, заполнять фреоном. Иногда он начинает хандрить или вовсе отказывается работать. Чаще всего причина банальная — через повреждения вытек весь фреон, поэтому требуется срочный ремонт трубок автокондиционера. С этой проблемой однажды сталкивается каждый владелец авто с солидным пробегом.
Сломанная трубка кондиционера. Её повредили при демонтаже.
Почему у автокондиционера ломаются трубки
- Воздействие солей дорожных реагентов и агрессивных жидкостей вызывает химическую коррозию тонкостенных алюминиевых деталей. В местах скопления грязи, под гайками или хомутами трубки гниют через 5-8 лет интенсивной круглогодичной эксплуатации автомобиля в условиях Москвы или Московской области.
- Близкое соседство с выпускным коллектором приводит к локальному перегреву деталей. В результате возникают остаточные деформации, со временем появляются микротрещины или нарушается герметичность соединений в системе.
- Повышенная вибрация при работе двигателя, движение по разбитым дорогам, эксплуатация при низких температурах, абразивное изнашивание — эти факторы негативно сказываются на состоянии трубок.
- Механические повреждения при дорожно-транспортных происшествиях. Тонкие магистрали климатической системы сминаются или ломаются в первую очередь.
- Непрофессиональные действия по обслуживанию авто. Например, при попытке самостоятельного ремонта в стеснённых условиях моторного отсека алюминиевые трубки могут получить механические повреждения (вмятины, перегибы) или сломаться.
Ремонт трубок или замена: что выбрать для автокондиционера
Ремонтировать или покупать новый? Этот вопрос задаёт себе каждый человек, когда автомобильный кондиционер в самый неподходящий момент выходит из строя. Новая запчасть стоит от 5 000 рублей для бюджетных авто и от 10 000 рублей для бизнес-класса. А ещё нужно ждать почти месяц пока доставят деталь. Ведь это не типовые расходники, которые есть в каждом автомагазине. Трубки для ремонта автокондиционера придётся заказывать отдельно и нет гарантии, что привезут в назначенный срок. В большинстве случаев отремонтировать будет во много раз дешевле, чем заказывать оригинальную запчасть или искать неоригинальную от других производителей. Полный ремонт с восстановлением трубок автомобильного кондиционера в автосервисе «Автоклимат Восток» (г. Москва) обойдётся в сумму от 500 до 3 000 рублей.
Вытачивание нового «кончика» взамен поврежденного.
Наши технологии восстановления
- Аргонно-дуговая сварка — свариваем детали из однородных или разных металлов. Например, алюминий с медью или цинком. Привариваем прочно, красиво, надёжно. Шов полностью герметичный. Утечки фреона исключаются. Это самый эффективный ремонт трубок кондиционера автомобиля, чтобы навсегда соединить отдельные части магистрали или устранить крупные трещины шириной более 2 мм.
- Напыление металлов Димет—восстанавливаем изношенные участки трубок по уникальной технологии газодинамического напыления цветных металлов. За счёт применения металлических порошковых композиций устраняем течи фреона и добиваемся полной герметизации системы. Внутренняя структура металла и механические свойства детали остаются без изменений. Этот способ используем для исправления мелких повреждений.
- Пайка алюминиевой трубки — когда сварка нецелесообразна, применяем пайку деталей из алюминиевых сплавов. Она надёжно решает проблему с трещинами. Так мы ремонтируем радиаторы автокондиционеров. Пайка трубок высокого и низкого давления занимает немного времени, по цене доступна для клиента.
- Токарные и фрезерные работы —из алюминиевого или медного прутка изготавливаем любые запчасти круглого сечения. Придаём деталям правильную форму, выдерживаем точные размеры. Наши фитинги для соединения магистрали ничем не отличаются от оригинальных деталей.
- Опрессовка магистрали — после присоединения трубки к автокондиционеру, проводим контрольную опрессовку высоким давлением до 10 атм. Данная операция позволяет убедиться в герметичности системы. Это значит, что утечка фреона устранена, а кондиционер снова радует своего хозяина.
При ремонте часто используем аргонно дуговую сварку.
Стоимость ремонта трубок автомобильного кондиционера
Прайс-лист 2020 года на все виды работ
Пайка алюминиевой трубки | от 500р |
Напыление алюминиевой трубки Димет | от 1200р |
Токарные работы | от 500р |
Фрезерные работы | от 1000р |
Аргонно дуговая сварка алюминиевой трубки кондиционера | от 800р |
Опрессовка магистрали | 800р |
Демонтаж монтаж | от 800р |
Токарный станок — постоянный помощник в ремонте.
Как мы работаем
- Аккуратно демонтируем поврежденные детали.
- Тщательно осматриваем повреждения, ищем скрытые дефекты.
- После осмотра выбираем технологию ремонта:
- Небольшой дефектный участок — отрезаем повреждённую часть, привариваем аргоном восстановленную деталь.
- Повреждения по всей длине — меняем на новую запчасть, привариваем фитинги.
- Трубка треснула или сломалась — запаиваем трещину или варим стык по кругу в месте соединения.
- Подбираем на складе или изготавливаем на станках нужные фитинги, гайки и другие детали.
- В течение 1…2 часов выполняем частичное или полное восстановление трубки автокондиционера: отрезаем негодное, точим гайки, фрезеруем переходники, наплавляем металлом по технологии Димет, свариваем аргоном.
- Устанавливаем восстановленные детали на автомобиль, заправляем систему фреоном, проводим опрессовку с давлением до 10 атм.
Подготовка поврежденной магистрали к сварке.
Почему нас любят
- Брутальные перфекционисты — вместо кувалды пользуемся штангелем и микрометром. Работаем аккуратно и внимательно, как истинные технари с точным инструментом. Сначала думаем, потом разбираем, определяем проблему, всегда находим целесообразное решение. Отвечаем за свои слова, сварные швы и фреон в кондее.
- Ценные кадры — в нашем коллективе трудятся токари, фрезеровщики, аргонщики, электрики, холодильщики. У каждого из нас профессиональное образование по специальности, многолетний опыт работы в автосервисе и страсть к автомобилям. Мы знаем самые уязвимые места в автокондиционерах и умеем устранять любые неисправности, потому что специализируемся только на ремонте автомобильных кондиционеров.
- Уникальное оборудование — все работы по восстановлению трубок выполняем на механическом и сварочном оборудовании. Детали изготавливаем на высокоточных токарных и фрезерных станках. Трещины устраняем аргонной сваркой. Мелкие повреждения восстанавливаем с помощью технологии Димет или пайкой.
- Собственный склад — самые востребованные запчасти для автомобильных кондиционеров всегда держим в наличии. Бережно упакованные фирменные запасные части ждут своего хозяина на полках нашего склада. Поэтому наши клиенты не бегают по магазинам и не ломают голову: что и где купить.
- Врожденное качество — отремонтированная трубка работает как новая: фреон держит уровень, автокондей наполняет салон прохладой, проблема осталась в прошлом. Плюс гарантия три года без ограничений, а реальный срок службы намного дольше. Стоимость работы и материалов гораздо дешевле оригинала. Ремонт делается быстрее, чем доставка новой запчасти из магазина.
- Миссия автосервиса — мы постоянно учимся на чужих ошибках, стараемся не совершать свои. Регулярно тестируем новые модели автомобильных кондиционеров, устраняем недоделки автопроизводителей, исправляем ошибки автолюбителей. Даём вторую жизнь деталям с пробегом.
Отремонтированная трубка крупным планом.
Общий вид отремонтированной трубки.
Компания «Автоклимат Восток» — за нами не заржавеет!
Алюминиевые и капиллярные трубки для кондиционера и их замена
Мастерам по ремонту бытовых холодильников часто приходится встречаться с частичной или полной закупоркой капиллярной трубки. Как правило, это происходит с холодильниками Атлант с использованием хладона R-134a. После диагностирования закупорки возникает дилемма – прочищать или менять капиллярную трубку, сечение которой обычно составляет 0,71 мм. Методы прочистки и замены капиллярной трубки разнообразны. Рассмотрим их.
Прочистку медной капиллярной трубки можно осуществить промывочными смесями или холодильными маслами с использованием пресса-домкрата (в этом случае в домкрат заливается либо специальный промывочный хладагент R-141 (142) b, либо масло, желательно совместимое с R-134a). Есть и “дедовские” методы прочистки – без домкрата: с помощью трубки, заполненной маслом (гидравлической жидкостью) и молотка.
Другие мастера приверженцы пайки – они только меняют капиллярную трубку. Здесь важны навыки пайки не только по меди, но и по алюминию. В интернете приведено множество видео, как соединяют алюминиевую и медную трубки. Как правило, это все происходит в “лабораторных условиях” – много места, удобный подход, нет “напряжения” в месте пайки и полиуретановой пены, которая вспыхивает от огня, выделяя едкий запах и газы, препятствующие пайке. Всё проходит на раз-два. В реальности все сложнее. Для пайки стыка рекомендуется использовать припои с температурой плавления до 450 градусов Цельсия – ALCOR-22 и CASTOLIN 192 FBK, обязательно зачищать поверхности от лака и верхнего слоя алюминия. Желательно “залудить” место впайки капиллярной трубки и место прокола алюминиевоко испарителя используемыми алюминиевыми припоями. Для этого осторожно нагреть место соединения до появления белесого цвета, внося периодически пруток алюминиевого припоя до появления эффекта растекания флюса – а затем нанести тонкий слой алюминиевого припоя на поверхность.
Третья группа мастеров использует всё, что найдется в своем арсенале, лишь бы был кратковременный эффект “хорошей” работы. В ход идут растворители: ацетон, керосин, кислота, спирт и т.п. Этих “мастеров” не интересует, что после такой промывки компрессор долго не проживёт – их задача показать клиенту, что только они могут справиться с засором капиллярной трубки, а другие просто дилетанты и неумехи. Гарантию на работу они дают, но после такого вмешательства холодильник обречен – срок службы уменьшается в разы. Сервисные центры по ремонту холодильников используют рекомендации завода-изготовителя Атлант по прочистке холодильного контура (капилярной трубки) специальными растворителями, ограничивая время контакта растворителя с засором в течение нескольких секунд.
Среди методов замены капиллярной трубки наиболее проста, как может показаться, вклейка медной капиллярной трубки в алюминиевый испаритель. Но возникает, как минимум 2 проблемы – увеличение времени ремонта холодильника и ограниченный срок службы “клеенного” соединения. При вклейке используют специальные двухкомпонентные клеи, в простонародьи – эпоксидку или холодную сварку с особыми свойствами, способными выдержать температурный диапазон от минус 60 до плюс 110 градусов. И здесь есть рекомендации завода-изготовителя для сервисных центров 10-летней давности – использовать эпоксидный двухкомпонентный клей для металла POXIPOL.
Замена трубок кондиционера: правила и советы
- Магистраль сплит системы
- Укладка медных трубок
- Как правильно разрезать медные трубки
- Развальцовка концов труб
- Теплоизоляция системы после замены труб
Вся сложность работы по установке системы кондиционирования заключается в монтаже внешней части конструкции. Она занимает большое количество времени и требует немало сил. Замена трубок кондиционера достаточно сложная и кропотливая работа, требующая особого внимания.
Процесс работ по креплению конструкции внешнего блока, его чистке или замене деталей осуществляются с применением автомобильной вышки или специального альпинистского снаряжения. От правильности выполненных работ зависит производительность и срок службы оборудования, поэтому самостоятельно эти работы выполнять крайне сложно и не рекомендуется. У профессиональных специалистов имеются навыки и опыт работы в таких условиях, следовательно, они справятся с заданием гораздо быстрее и лучше.
Рассмотрим некоторые рекомендации, которые следует придерживаться при установке внешней части системы кондиционирования:
- Внешний блок обладает достаточно большим весом, поэтому желательно применять кронштейны. Они могут выдержать массу блока с дополнительным двойным запасом. Лишь хорошо закрепленное устройство способно выдержать сильные порывы ветра и другие неблагоприятные природные условия;
- Устройство монтируется только в горизонтальном положении;
- Крепление к кронштейнам должно быть осуществлено на определенный вид болтов;
- Для анкерных болтов в стене заранее подготавливаются отверстия, для сверления которых необходимо применять перфоратор;
- В инструкции пользователя, которая должна быть в комплектации оборудования, указывается расстояние, которое должно соблюдаться между блоком и стеной. Минимальное значение этой цифры – не менее 20 см;
- Необходимо проследить, чтобы над блоком не была расположена еще одна внешняя часть от другого устройства, и над ним не нависала выступающая часть конструкции фасада здания;
- Все коммуникации должны хорошо фиксироваться;
- Поблизости с блоком не должно быть никаких источников, выделяющих тепловую энергию или вентиляционных выходов;
Магистраль сплит системы
Замена старых трубок кондиционера должна осуществляться специалистов или человеком, имеющим определенные навыки и опыт и замены. Чтобы провести работу полноценно и правильно, нужно знать все тонкости конструкции оборудования. Рассмотри ее поближе.
Межблочную трассу лучше проводить с помощью трубок из меди, так как по ним циркулирует хладагент. Обе части кондиционерной системы соединяются при помощи двух трубок, имеющих различный диаметр. Патрубок, предназначенный для возврата хладагента из внутренней части во внешний блок, имеет больший размер диаметра. Прочность соединения трубок между собой влияет на герметичность всей системы в целом. В свою очередь, то отражается на производительности кондиционера.
В процессе работы важно соблюдать все основные моменты, которые требует прокладка и замена медной трубки сплит системы. На большом подъеме часто устанавливают ловушку для масла. Для труб же, используя специальные инструменты для вальцовки, изготавливается очень надежное соединение, которое напоминает «гайку – штуцер».
Такого рода соединение позволяет соединить трубы любой длины и предотвращает образование ложной извилистой магистрали. Помимо того, оно позволяет выбрать наиболее выгодно расположение для устройства и исключает ограничения его установки.
Укладка медных трубок
Последовательность действий прокладки магистрали:
- Рассчитать расстояние, которое составит от корпуса блока, размещенного внутри помещения, до крепления внешней части конструкции. Если расстояние между ними будет составлять выше 5 метров, нужно будет устанавливать ловушку для масла;
- Измерить расстояние магистрали и заготовить нарезки трубок (при резке труб рекомендуется оставлять маленький запас на возможную неправильную развальцовку);
- Накручиваем обратные гайки и осуществляем развальцовывание концов труб;
- Используя развертку, избавляемся от заусенцев;
- Изгибаем трубки и закладываем их в штробу.
Как правильно разрезать медные трубки
Как заменить трубку, если она потекла? В первую очередь, нужно правильно отмерить размеры трубы. Резьба трубок должна осуществляться очень тонко. Важно учитывать, что профессиональный подход к резьбе может создать герметичность проложенной трассы системы кондиционирования.
Важно уяснить, какая труба подлежит замене, так как они имеют разный размер. Труба, предназначенная для газа, имеет больший размер, труба, по которой течет жидкий хладагент, имеет меньший диаметр.
Для резки труб используется специальный труборез. Чтобы отрезать трубу, необходимо на самом ее конце установить инструмент и вращая его медленно в сторону противоположную ходу стрелки часов, разрезаем трубу. При этом, использование этого инструмента позволяет избежать получения скоса, образования неровностей среза или завала крайней части трубы. Срез трубки должен осуществляться ровным образом. Срезной угол не должен быть менее или более 90°C.
После среза трубу нужно зачистить от образовавшихся мелких зазубрин и опилок. Работая с трубой, следует исключить любое попадание в трубу металлических опилок, пылинок и прочих мелких частиц. Продувать трубу очень сложно, поэтому обрабатывать ее края нужно очень аккуратно.
Замена трубок кондиционера на шланги не будет столь надежной и прочной. Все преимущества шланга заключаются в его гибкости. Выбор материала для труб конструкции осуществляется за счет самой конструкции и условий установки кондиционера.
Развальцовка концов труб
При установке кондиционера и прокладке магистрали, для стыковки медных трубок используют обратные гайки и штуцеры. Как правило, каждая сплит система оснащена шутцерами. Они находятся в местах подключения трубок.
Для вкручивания гайки на трубу, выполненную из меди, окончания труб необходимо развальцевать. Для этого понадобится инструмент – вальцовка и тиски маленького размера, которые должны быть в комплекте с вальцовкой. Принцип работы:
- Обратная гайка надевается на кончик трубы;
- Оставляем небольшой отступ от края и трубы и зажимаем ее тисками;
- Затем разбортовываем трубу;
- После этого нужно сравнить полученные данные с показателями таблицы, где указаны, необходимые параметры трубки, подлежащей разбортовке.
Осуществлять процесс разбортовки нужно очень аккуратно, чтобы не было повреждений на трубе. Но, если без повреждений обойтись не удалось, нужно обрезать испорченный конец трубы и повторить всю работу.
Теплоизоляция системы после замены труб
Так как замена трубок кондиционера требует полной разборки конструкции оборудования, после выполнения работы, оголенные трубы и прочий материал необходимо скрыть, чтобы они не бросались в глаза и были защищены от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Помимо того, отверстия, проделанные в стене для прокладки магистрали необходимо изолировать. Главное, добиться теплоизоляции, как минимум на 95 %. Не изолированными будут оставаться лишь фитинги, изгибы ловушек для масла и другие более сложные участки конструкции.
Вся качественно выполненная работа отражается на производительности устройства, поэтому во время установки и замены труб, специалисты стараются оставлять как можно меньше швов теплоизоляции. Помимо того, что она будет сохранять тепло труб, она предотвратит возможность их механических повреждений.
Замена дренажной трубки кондиционера ничем не отличается от замены медной трубы. Главное, что нужно учитывать при замене труб, это своевременное отключение патрубков и слив рабочей жидкости. Важно аккуратно работать с фреоном, так он может негативно повлиять на кожу при его не аккуратном использовании. В целом же, замена труб полностью схожа с прокладкой магистрали при установке конструкции.
Сегодня для системы кондиционирования используют еще один, новый вид материала «хромированная мебельная» труба. Такой материал отвечает особой прочностью и является очень эффективным. Минус такого материала в том, что при любом механическом повреждении, материал требует повторного хромирования.